№5 (22491) ноябрь, 2002 г.

В 2002 году ВОЕНМЕХУ исполнилось 70 лет. В честь этого события вышел специальный юбилейный выпуск.

С ЮБИЛЕЕМ, ВОЕНМЕХ!

Краткий экскурс в историю вуза

Исполнилось 70 лет со дня основания первого в нашей стране вуза по подготовке кадров для оборонных отраслей промышленности - Ленинградского механического института. В его становлении принимали активное участие видные деятели науки и техники: А.А. Благонравов, М.Ф. Васильев, И.И. Иванов, М.Я. Крупчатников, В.А. Микеладзе, Б.Н. Окунев, П.Ф. Попкович, И.П. Гинзбург, В.Н. Кудрявцев.

За период своей деятельности наш вуз подготовил свыше 55 тысяч высококвалифицированных специалистов, среди которых космонавты Г.М. Гречко, С.К. Крикалев, выдающиеся создатели ракетно-космической техники В.Ф. Уткин, Д.И. Козлов и др.

Многие из числа выпускников института уже в предвоенные и военные годы были выдвинуты на руководящие посты в наркоматах СССР, на крупных предприятиях, в партийных и советских органах.

Так, в 1940 г. Наркомом вооружения был назначен Д.Ф. Устинов, его заместителем стал В.М. Рябиков, начальником Главного управления Наркомата Н.Я. Балакирев. В Госплане на руководящих постах работали Г.Н. Пашков и С.С. Макаров. Главным конструктором одного из ведущих КБ стал Ф.Ф. Петров. Одним из организаторов героической обороны Тулы являлся председатель Тульского облисполкома Н.И. Чмутов.

В годы войны Д.Ф. Устинов, В.М. Рябиков, Ф.Ф. Петров были удостоены звания Героев Социалистического Труда.

В первые дни войны из коммунистов и комсомольцев института был сформирован добровольческий батальон дивизии народного ополчения. На защиту Ленинграда ушло 589 добровольцев. Свыше 150 из них пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны.

Значительная часть студентов старших курсов и аспирантов была направлена на предприятия оборонной промышленности. Самоотверженный труд многих из них в годы войны был отмечен правительственными наградами. Преподаватели, студенты и сотрудники института в условиях блокады, работая в мастерских вуза, обеспечивали Ленинградский фронт боеприпасами, тушили пожары, выступали в качестве консультантов на предприятиях города, развернувших производство вооружения и боеприпасов.

Часть коллектива преподавателей и служащих института в тяжелых условиях эвакуации в Перми, фактически на голом месте, воссоздала Военно-механический институт, который с ноября 1942 г. продолжил подготовку и выпуск специалистов как на дневных, так и на вечернем факультетах.

За особые заслуги в области подготовки специалистов для военной промышленности Указом Президиума Верховного Совета СССР 18 ноября 1944 г. Ленинградский механический институт (в то время Военно-механический) был награжден орденом Красного Знамени.

В марте 1945 г. институт возвратился в Ленинград. Первые послевоенные годы были связаны с проведением громадной восстановительной работы и перестройкой всей его деятельности в связи с переходом на новую структуру института и новые специальности. В этот период стала быстро развиваться научно-исследовательская работа, подготовка аспирантов. Институт стал зачинателем научных исследований по многим направлениям новой техники. В дальнейшем эти исследования были продолжены в НИИ, КБ и других вузах.

Институт одним из первых в стране стал готовить инженеров по ракетно-космической технике. Первый выпуск специалистов в этой области состоялся в 1948 г. Вклад ЛМИ в выдающиеся достижения страны в области освоения космоса отмечен 29 декабря 1961 г. медалью академии наук СССР. За заслуги в области создания ракетно-космической техники ряду выпускников ЛМИ были присвоены звания Героев Социалистического труда. Среди них зам. председателя ВПК при СМ СССР Г.Н. Пашков, главный конструктор В.Ф. Уткин, заместители генеральных и главных конструкторов Д.И. Козлов, В.П. Клейман, Г.А. Ефремов и др. Многие воспитанники ЛМИ стали лауреатами Ленинской и Государственной премий СССР.

Как базовый вуз ЛМИ всегда оказывал существенную помощь ряду институтов страны. Особенно значительна роль ЛМИ в становлении и развитии специальностей, а также технологических кафедр в таких вузах, как Тульский, Пермский, Челябинский, Омский политехнические институты, Ижевский механический институт, Новосибирский электротехнический институт и др. В этих и других вузах страны многие кафедры возглавляются докторами и кандидатами наук - выпускниками, или прошедшими подготовку в аспирантуре Военмеха.

Промышленность всегда высоко оценивала срециалистов, выпускаемых ЛМИ, отмечая в них хорошую фундаментальную и специальную подготовку, организационную и специальную подготовку, организационные навыки и способность быстро адаптироваться к инженерной деятельности как в сфере производства, так и в сферах проектирования и исследования.

Студенты ЛМИ ежегодно добивались высоких результатов на городских олимпиадах "Студент и научно-технический прогресс". В 1978 г. 1-е место студенты института заняли по курсу сопротивления материалов, были в числе призеров по курсам "Организация производства" и "Химия". Более 100 разработок студенческого конструкторско-технологического бюро отмечено дипломами городских и межреспубликанских выставок и ВДНХ. В 1985 г. СКТБ института стало лауреатом премии Ленинского комсомола в области науки и техники. Многие члены СКТБ за внедрение своих разоаботок награждены знаком "Изобретатель СССР". В июле 1989 г. на базе института создан хозрасчетный Центр научно-технического творчества учащейся молодежи г. Ленинграда ИРБИС (Изобретения - Разработки - Бизнес - Исследования Студентов).

Спортивный коллектив института в 1978 г. занял первое место среди вузов города. Сборная команда Военмеха по штанге образца 70-х и 80-х годов неизменно являлась сильнейшей вузовской командой г. Ленинграда. За эти годы подготовлен не один десяток мастеров спорта СССР, победителей и призеров первеств СССР, членов сборной команды Советского Союза по тяжелой атлетике. На протяжении многих лет сборная команда по боксу была в числе лидеров на городских студенческих состязаниях. В Военмехе были созданы все условия для занятий как спортом, так и художественным творчеством. В студенческом клубе института велась серьезная творческая работа в 13 коллективах художественной самодеятельности. Это театральные коллекитвы, народного и эстрадного танца, вокальные и инструментальные ансамбли и др. Многим выпускникам института художественная самодеятельность дала путевку в профессиональное искусство.

В течение многих лет ЛМИ занимал ведущее место по постановке НИРС в Ленинграде и Минвузе СССР. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 271 от 6.4.78 г. ЛМИ отнесен к числу ведущих вузов, выполняющих научные исследования, имеющие важное народнохозяйственное значение. В институте в те годы работало 13 отраслевых и 1 проблемная лаборатория. Объем НИР составлял около 5,5 млн рублей в год.

За годы IX и X пятилеток институтом завершено 670 НИР, издано 49 монографий, 52 сборника научных трудов, более 350 учебников и учебных пособий, получен диплом на открытие и более 500 авторских свидетельств на изобретение. Многие из них были отмечены медалями ВДНХ.

В институте сложились хорошо известные в стране и за рубежом научные школы видных ученых: И.П. Гинзбурга, В.Н. Кудрявцева, Г.А. Смирнова-Аляева. Эффективно работали в различных областях техники научные коллективы под руководством пофессоров Г.Г. Шелухина, В.А. Мартынова, Ф.Л. Якайтиса, И.И. Жукова, М.Н. Бокина, М. А. Минкова и доц. Н.Ф. Уткина, д.т.н. И. А. Белова и других ученых.

За большие заслуги в подготовке кадров для промышленных предприятий и конструкторских бюро и развитие науки в 1980 г. институт был награжден орденом Ленина.

В январе 1985 г. институту присвоено имя Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова.

В 1992 г. наш вуз преобразован в Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова. Сегодня это один из ведущих вузов России. Свое будущее Военмех видит в дальнейшем совершенствовании учебно-воспитательной работы и углублении научных исследований в условиях интеграции образования, науки и производства, в улучшении социально-бытовых условий студентов и сотрудников института. Все это позволит в перспективе видеть выпускника института человеком высоконравственным, широко образованным, способным решать самые сложные задачи развития нашего общества.

Военмеховцы свято чтут славные традиции вуза и горячо поздравляют ветеранов с юбилеем родного университета.

ТРУД, РАВНЫЙ ПОДВИГУ

Очерк о творческой деятельности выдающегося конструктора ракетной и артиллерийской техники В.А. Голубева

В ряду одаренных выпускников Ленинградского военно-механического института, ставших творцами современного отечественного оружия, одно из ведущих мест занимает выдающийся конструктор ракетной и ариллерийской техники, лауреат Государственной премии, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор технических наук, профессор Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова Владимир Алексеевич Голубев (1933-1998 гг.). В.А. Голубев прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора Особого конструкторского бюро №9 (ОКБ-9) Уралмашзавода в г. Свердловске, став преемником и продолжателем дела выдающегося конструктора оружия Победы Ф.Ф. Петрова.

В России, в ближнем и дальнем зарубежье на вооружении основных боевых танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-90 и самоходных артиллерийских установок 2С1, 2С3 состоят первоклассные образцы артиллерийских орудий, созданных при участии и под руководством В.А. Голубева. Под его руководством созданы буксируемые полевые артиллерийские орудия - 152-мм гаубица 2А61 и 125-мм противотанковая пушка с самодвижением 2А45М, разработан принципиально новый тип артиллерийских орудий системы "Нона", нашедших широкое применение.

В.А. Голубев стоял у истоков создания противолодочной управляемой ракеты для подводных лодок со стартом из торпедных аппаратов, внес значительный вклад в отработку реактивной бомбометной установки для надводных кораблей Военно-Морского Флота.

Bладимир Алексеевич Голубев родился 20 декабря 1933 г. в г. Москве в многодетной семье сотрудника Академии сельскохозяйственных наук. В 1945 г. он поступает в школу №12 в г. Ярославле, которую заканчивает в 1951 г. с золотой медалью. В 1951 г. поступает на учебу в Военно-Механический институт на факультет "А". В 1957 г. по окончании института, получив диплом с отличием В.А. Голубев направляется по распределению в г. Свердловск в ОКБ-9 Уралмашзавода.

С ОКБ-9 связана вся творческая деятельность В.А. Голубева. Молодой талантливый и энергичный инжинер сразу был замечен выдающимся конструктором артиллерийской техники, начальником ОКБ-9 Ф.Ф. Петровым.

В.А. Голубев прошел все ступени роста по службе в ОКБ-9, непосредственно участвуя в создании и испытаниях новой военной техники и обеспечивая руководство вверенными ему структурными подразделениями.

В 1965 г. В.А. Голубев назначается первым заместителем начальника ОКБ-9 - главного конструктора Уралмашзавода, в 1967 г. - первым заместителем начальника Отдела главного конструктора серийных машин (ОГК СМ). С 1974 г. до 1992 г. В.А. Голубев занимал должность начальника ОГК СМ - главного конструктора завода, с 1992 г. по 1995 г. работал на Уралмашзаводе Главным конструктором специальной техники.

В 1995 г. В.А. Голубев перешел на работу в БГТУ "ВОЕНМЕХ" им Д.Ф. Устинова профессором кафедры Е1 Факультета прикладной механики и автоматики. Свой богатый опыт конструктора и ученого профессор В.А. Голубев щедро передавал студентам, аспирантам, преподавателям.

Служение Отечеству было смыслом и главной целью его жизни. Все свои силы, знания, талант Владимир Алексеевич посвятил делу создания совершенной военной техники.

Многие технические решения в области ракетной и артиллерийской техники впервые были разработаны при непосредственном участии В.А. Голубева и нашли практическую реализацию в образцах, состоящих на вооружении до настоящего времени.

Первая отечественная противолодочная управляемая ракета для подводных лодок со стартом из торпедных аппаратов.

В 60-е годы коллектив ОКБ-9, возглавляемый Ф.Ф. Петровым, стал головным разработчиком противолодочных управляемых ракет (ПЛУР) с подводным стартом из торпедных аппаратов подводных лодок. Ведущим специалистом по созданию ПЛУР был назначен В.А. Голубев.

Под его руководством и при его участии были выполнены эскизные разработки и экспериментальные исследования ПЛУР. Был разработан высокоэффективный твердотопливный двигатель, применены оригинальные решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывающиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата, и найдена необходимая аэрогидродинамическая компоновка. По завершении отработки ПЛУР получила наименование 81 Р.

Схема противолодочной ракеты 81 Р

ПЛУР стартовала из торпедных аппаратов калибра 534 мм с глубины до 50 м. Предусматривалось движение ракеты под маршевым двигателем на первом подводном участке и на активном воздушном.

После отключения маршевого двигателя и прохождения пассивного воздушного участка тректории ракета погружалась на заданную глубину и происходил взрыв специальной боевой части. Дальность стрельбы составляла от 10 до 40 км.

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 для надводных кораблей.

В 1961 г. на вооружение Военно-Морского Флота поступила реактивная бомбометная система "Смерч-2", предназначавшаяся для залповой и одиночной стрельбы по подводным лодкам и торпедам. Система включала в себя дистанционно наводящуюся реактивную бомбометную установку с автоматизированной системой заряжания РБУ-6000, реактивные глубинные бомбы РГБ-60 и систему управления стрельбой "Буря".

Отработка установки РБУ-6000, постановка ее на серийное производство и дальнейшая модернизация производились в ОКБ-9 при непосредственном участии и под руководством В.А. Голубева.

В настоящее время для защиты кораблей от подводных лодок и торпед используется принципиально новый ракетный противолодочный комплекс РПК-8, в состав которого вошли противолодочная ракета 90Р с гравитационным подводным снарядом и элементы противолодочной системы "Смерч-2" (установка РБУ-6000 и приборы управления стрельбой).

Залп комплекса РПК-8 с малого противолодочного корабля

Дальность стрельбы комплекса РПК-8 - от 600 до 4300 м, глубина поражения подводных лодок - до 1000 м.

Артиллерийское вооружение самоходных орудий 2С1 и 2С3.

В 60-х годах на смену самоходным артиллерийским установкам (САУ) созданным в начале 50-х годов, появились САУ нового - третьего поколения, испоьзующие в качестве базы специальную гусеничную ходовую часть и характеризующиеся небольшими массово-габаритными характеристиками. В САУ закрытого типа орудия монтировались во вращающихся легкобронированных башнях с круговым обстрелом (в отличие от САУ рубочного типа), оснащались машинными рпиводами наводки и перезаряжания. Они отвечали требованиям к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия.

Типичными представителями нового поколения САУ явились самоходные орудия 2С1 и 2С3.

Первой отечественной самоходной губицей с круговым обстрелом явилась САУ 2С1. В ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника В.А. Голубева были выполнены эскизные разработки и экспериментальные исследования по 122-мм самоходной гаубице 2С1 ("Гвоздика") и разработка и отработка с принятиям в эксплуатацию, серийное и лицензионное производство 122-мм гаубичного орудия (изд. 2А31) для самоходной гаубицы 2С1.

Баллистические характеристики и боеприпасы были приняты от гаубицы Д-30. Самоходная установка 2С1 была создана на гусеничной базе многоцелевого легкого бронированного тягача. Экспериментальная проверка срельбой возмможности создания мощного 122-мм самоходного гаубичного орудия на базе легкого тягача была проведена в 1965 гг. А в 1970 г. 122-мм гаубица 2А31 в составе самоходной установки 2С1 принята на вооружение.

Самоходная гаубица 2С1 предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств противника, разрушения его полевых сооружений и заграждений, а также для борьбы с танками и моторизованными средствами.

Легкобронированная установка обладала компактностью и минимальной массой. При массе установки в боевом положении 15700 кг. она способна преодолевать водные преграды на плаву.

Завешение работ по созданию 122-мм самоходной гаубицы 2С1 было выполнено на Харьковском тракторном заводе. На этом заводе был налажен ее серийный выпуск.

Решение о создании самоходной гаубицы (СГ) 2С3 "Акация" было принято в июле 1967 г. СГ 2С3 предназначалась для замены в войсках буксируемых орудий - 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, пушки-гаубицы Д-20, гаубицы Д-1.

Разработка и отработка 152-мм гаубицы 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника В.А. Голубева.

Создание самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро "Трансмаш" государственного объединения "Уралтрасмаш". Шасси СГ 2С3 было разработано на базе шасси пусковой установки зенитной ракеты "Круг" после его модернизации.

Самоходные гаубицы 2С3 на параде

Окончание разработки и начало поставок орудия 2А33 относятся к 1971 году. При разработке орудия использованы достижения ОКБ-9 по созданию 152-мм пушки-гаубицы образца 1955 г. Д-20, ставшей одним из лучших орудий корпусной артиллерии. Самоходная гаубица 2С3 была принята на вооружение и в серийное производство в декабре 1971 г.

Мощное артиллерийское вооружение боевой гусеничной машины во многом определило ее предназначение: уничтожение и подавление средств ядерного нападения, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий, разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление тылов и органов управления.

В течение почти 20 лет осуществлялся выпуск СГ "Акация", превосходивший принятую в США на вооружение 155-мм самоходную гаубицу М-109 по большинству основных тактиико-технических характеристик.

Опытный образец 120-мм орудия для самоходной установки 2С9.

В 70-х годах в ОКБ-9 под руководством В.А. Голубева были выполнены разработка и испытания опытного образца 120-мм орудия для самоходного артиллерийского орудия (САО) 2С9 ("Нона-С"), созданного в дальнейшем в ЦНИИ точного машиностроения на базе десантного бронетранспортера БТР-Д и поступившего на вооружение воздушно-десантных войск в 1981 г.

120-мм орудие для САО 2С9, получившее индекс 2А51, является уникальным образцом артиллерийской техники. Для стрельбы из орудия применяются специально созданные для него унитарные боеприпасы и штатные мины калибра 120 мм. Ствол орудия имеет винтовые нарезы, а унитарный боеприпас содержит снаряд с готовыми боевыми выступами. Необычен и узел запирания орудия - поршневой затвор с упругим обтюратором дополняется клиновым затвором.

На базе артиллерийской части САО 2С9 в ЦНИИ точного машиностроения также были созданы 120-мм буксируемое орудие 2Б16 "Нона-К" (на вооружении с 1986 г.) и 120-мм САО 2С23 "Нона-СВК" на базе шасси БТР-80 (на вооружении с 1990 г.).

Буксируемые полевые артиллерийские орудия.

В 80-х годах ХХ столетия прошли полный объем испытаний, включая войсковые, 125-мм буксируемая с самодвижением противотанковая пушка 2А45М и 152-мм гаубица 2А61, созданные в ОКБ-9 под руководством В.А. Голубева. Разработка и отработка этих орудий представляют собой и сегодня высокий научно-технический задел, ожидающий своего практического применения.

Окончание разработки 125-мм буксируемой с самодвижением противотанковой пушки 2А45М относится к 1988 г. Орудие имеет круговой обстрел благодаря использованию трехстанинного лафета, небольшую высоту линии огня, высокую точность стрельбы. Для орудия, являющегося эффективным средством борьбы против танков, могут применяться все существующие боеприпасы отечественных танков, в том числе и управляемые снаряды.

152-мм буксируемая с самодввижением противотанковая
пушка 2А45 и 152-мм гаубица 2А61

152-мм полковая гаубица 2А61 предназначена для разрушения оборонительных сооружений, уничтожения артиллерии, механизированных бронированных средств и живой силы противника. Разработка мощной и легкой гаубицы достигнута за счет выполнения лафета гаубицы по схеме лафета гаубицы Д-30 и применения уникального высокоэффективного дульного тормоза.

Кроме того, под руководством В.А. Голубева выполнены проекты, изготовлены и испытаны опытные образцы: комлекс орудий - 122-мм гаубица, 100-мм нарезная пушка; 100-мм гладкоствольная пушка, выполненные на одном лафете; 152-мм буксируемая пушка; 125-мм орудие для самоходной противотанковой пушки; 122-мм легкая буксируемая пушка "Роза".

Артиллерийское вооружение основных боевых танков.

Все находящиеся на вооружении отечественные основные боевые танки Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 оснащены 125-мм пушками, разработанными в ОКБ-9.

Первый отечественный основной боевой танк Т-64, первый танк второго поколения, был создан на Харьковском заводе транспортного машиностроения и принят на вооружение в декабре 1966 г. Поставки 125-мм стабилизированной в двух плоскостях гладкоствольной пушки 2А26 на вооружение танка Т-64А (взамен 115-мм орудия) начались в 1968 г. Комплекс разработок по танковой пушке 2А26 и ее модификациям, включая серийное и лицензионное производство, был выполнен под руководством начальника ОКБ-9 Ф.Ф. Петрова и его заместителя В.А. Голубева.

Дальнейшее совершенствование артиллерийского вооружения танков было выполнено в ОКБ-9 под руководством В.А. Голубева. В 1984 г. были завершены разработки и начались поставки высокоэффективных 125-мм танковых пушек 2А46М для основного боевого танка Т-72А и 125-мм танковых пушек 2А46М-1 для основного боевого танка Т-80.

Для повышения кучности и точности стрельбы пушки 2А46М и 2А46М-1 были изготовлены с более жесткими требованиями по стволу. С этой же целью гидравлические тормоза отката в них действуют по принципу "свободного отката ствола" до прохождения снарядом дульного среза ствола.

С принятием на вооружение танков Т-90 их также стали оснащать пушками 2А46М.

Танк Т-80У

Результатом творческого труда В.А. Голубева в ОКБ-9 явилась созданная им современная передовая научно-конструкторская школа. В.А. Голубеву в 1972 г. присуждена ученая степень кандидата технических наук, а в 1993 г. - ученая степень доктора технических наук. В 1993 г. Российская академия ракетных и артиллерийских наук избрала его академиком. В.А. Голубеву принадлежит более 100 научных трудов, из которых 54 - авторские свидетельства на изобретения.

Признанием высокого мирового уровня отечественной конструкторской и научной школы в области артиллерийских систем, созданной выдающимися конструкторами Ф.Ф. Петровым и его преемником В.А. Голубевым в ОКБ-9, является принятие на вооружение 35 стран мира и изготовление по лицензионным соглашениям в 8 странах созданных на Уралмашзаводе артиллерийских систем.

За заслуги в создании военной техники и в укреплении оборонной мощи государства В.А. Голубев удостоен Государственной премии СССР (1981 г.), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966 г.), орденом Октябрьской Революции (1977 г.), орденом Ленина (1990 г.) и медалями.

Старший преподаватель кафедры Е1 С. КУДРЯВЦЕВ

 

В ПОЛДЕНЬ НАД НЕВОЙ

традиционно звучит выстрел сигнального орудия Петропавловской крепости. 24 сентября 1873 года впервые прозвучал полуденный выстрел пушки с Нарышкина бастиона. Последние десять лет полуденный выстрел производился из 152-мм дивизионной гаубицы М10 обр. 1938 г., защищавшей блокадный Ленинград.

В апреле нынешнего года произошла замена двух 152-мм дивизионных гаубиц М10 на две 122-мм гаубицы Д-30. Это орудие было создано в ОКБ-9 в Свердловске под руководством выпускника Военмеха, выдающегося конструктора артиллерийских систем, создателя Оружия Победы Федора Федоровича Петрова. Гаубицы Д-30 стали поступать на вооружение Советской Армии в 1961 г.

Д-30 явилось образцом гаубичного вооружения нового поколения. Это орудие обладает не только свойствами мощной гаубицы, но и свойствами современной противотанковой пушки, обеспечивая круговой обстрел и используя бронебойные снаряды. Благодаря своим уникальным свойствам и высоким тактико-техническим характеристикам орудие и сегодня находится на вооружении российской армии и армий многих стран мира.

Вид Нарышкина бастиона Петропавловской крепости с Флажной (Флагшточной) башней и сигнальными орудиями является одним из символов нашего великого города.

19 ноября 2002 г. в день празднования Дня артиллерии и ракетных войск и 70-летия Военмеха над Санкт-Петербургом прозвучит полуденный выстрел , который для каждого военмеховца будет знаковым.

С. Кудрявцев. Фото автора

 

"ОН БЫЛ СЧАСТЛИВ, ЧТО ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ..."

Воспоминания о Владимире Алексеевиче Голубеве его вдовы - Нелли Александровны Голубевой

Говорят, что время – лечит. Думала и я так, пока не случилась большая беда. Ушёл из жизни самый дорогой человек – мой друг, мой любимый, мой муж, отец наших детей – Голубев Владимир Алексеевич. Это произошло так неожиданно, так нелепо, что до сих пор трудно в это поверить.

Память о нем в наших сердцах не пройдет никогда. Он рядом, он везде с нами—в наших делах и заботах, в наших мечтах, в нашей жизни, в нашем городе, в нашей маленькой квартирке, где он так мало пожил. Вся его жизнь стоит перед глазами – жизнь полная энергии, трудолюбия, беззаветной любви к своей профессии, работе, людям, окружавшим его, уважения и любви к детям, женщинам, старикам, сотрудникам, студентам, родным; жизнь честного, скромного, доброго, сдержанного, требовательного, но справедливого человека; жизнь радостного, оптимистичного, здорового, понимающего юмор, но вместе с тем очень ранимого человека.

Время идет, но боль утраты не проходит, его очень не хватает мне, дочерям, внучкам в нашей жизни.

И я хотела бы в своих нелегких для меня воспоминаниях о Владимире Алексеевиче познакомить современных молодых людей, особенно студентов Военмеха, с ним поближе, рассказать какой он был в жизни, как и чем он жил, ведь он тоже шёл тем путём, которым суждено пройти вам. Может это поможет вам при выборе верного решения в нашей совсем не легкой современной жизни при другой “эпохе”.

Владимир Алексеевич родился 20 декабря 1933 г. в г. Москве в семье сотрудника Академии Сельскохозяйственных Наук. В конце 30-х годов отца перевели в г. Ярославль, именно там и прошло детство и юность Владимира Алексеевича. В 1940 г. у него умирает мама, и отец остается один с четырьмя детьми.

Старшей Кларе было 16 лет, Елене – 13, Володе – 7, а младшей Валентине только 2 года. Все заботы о детях легли на плечи старшей сестры.

В 1941 г. Владимир Алексеевич поступает в железнодорожную школу №12, а в 1945 г. работает на детской железной дороге машинистом, получает рабочую карточку, помогает семье продуктами. Он часто вспоминал, какприносил домой в сетке кулёчки с пряниками и леденцами.

Позднее, в старших классах, увлекается спортом – легкой атлетикой, зимой лыжами. Всегда с теплотой и уважением говорил о тренере по лыжам, который “гонял” их по замерзшей Волге. Неоднократно участвовал в легкоатлетических соревнованиях за школу, район, город, участвовал в пробегах Ярославль – Ростов Великий.

В школе участвовал в самодеятельности. Часто вспоминал, как играл барина в инсценировке по рассказу А.П. Чехова “Налим”; с вдохновением читал и декламировал стихи.

Школу окончил в 1951 г. с золотой медалью, его имя и по сей день на доске выпускников-медалистов.

В 1951 г. приехал в Ленинград поступать в Высшее военно-морское техническое училище им. Дзержинского, но заболел ангиной и не прошёл медкомиссию. И тогда отдал документы в Военно-Механический институт (ВМИ) на факультет “А” (конструкторский).

Я тоже в 1957 г. окончила школу (с серебряной медалью) в Кронштадте и приехала в Ленинград. У Технологического института повстречала одноклассницу, которая сдала документы в ВМИ, и мы пошли с ней в приемную комиссию, где меня встретили очень приветливо. Мне понравилось само помещение и особенно секретарь, я сразу тоже сдала документы. Так я с Владимиром Алексеевичем оказалась в одном вузе. Ну а дальше просто судьба – мы учились в одной группе 830.

Он был красивым, спортивным, веселым, умным, скромным юношей, сразу как-то все пошли за ним. В группе нас было 25 человек, состав менялся, но основной костяк был постоянным; были ленинградцы и мы – иногородние, которые жили в нашем общежитии на Обводном канале 161.

Володя жил на 6 этаже, а я в 554 комнате. И с первых же дней нас потянуло друг к другу. Мы вместе стали ходить в институт, в столовую, делали вместе задания, а вечерами к 22 часам ездили на тренировки в манеж. Когда не было тренировок, ходили в кинотеатр дома культуры им. Карла Маркса напротив общежития.

Стипендии не хватало, хотя родители, как могли, помогали. И тогда Володя вместе с другими студентами стал ходить на разгрузку вагонов, на кондитерскую фабрику, а в праздничные и выходные дни на “лесопилку” (там платили двойную плату). Иногда мы покупали талоны на питание в нашей общежитской столовой, самым вкусным блюдом было “чанахи” в горшочках, эти талоны проедали вдвоем, хотя покупали на одного. Но все трудности студенческого бытия проходили как-то незаметно, мы никогда не унывали, не грустили, не ныли.

Ребята в группе были чудесные, дружные. Нас, девчат, уважали, когда требовалось — помогали. И впереди всех был Володя. Учились с азартом. Не скажу, что было легко, особенно I и II курсы, но “хвостов” практически не было. Всегда всё сдавали в срок, а Володя—досрочно и на “отлично”.

Тренируясь в секции легкой атлетики, мы оба вошли в сборную института, выступали на соревнованиях—бегали в основном на средние и длинные дистанции, участвовали в городских эстафетах. Старт был в начале Старо-Невского. Первый этап всегда бежал известный в то время мастер спорта Жилкин – старшекурсник, вто рой этап бежала я, а Володин этап заканчивался на Аничковом мосту.

Отдавали все силы, старались не подвести ВМИ, правда, в призеры попадали не всегда, но в пятерке были часто. После I курса поехали на “стройку века”—под Выборг на строительство Андреевской ГЭС. Строили водонапорную башню, Володя был в бригаде арматурщиков.

Нас обучали великолепные преподаватели. Особенно запомнились: Подольный И.П. — высшая математика, Сергиевский Н.Д. – сопромат, Вильдавский – экономика, Пилипенко М.Н. – детали машин, Пученкин Г.А. – теормех, Баранов А.М.—динамика полета, Шашкин В.В. – твердотопливные двигатели и, конечно, Тетерин В.Н. и Шелухин Г.Г. – спецпредметы.

На старших курсах мы стали чаще ходить в музеи, библиотеки, театры, продолжали тренироваться, бегать в эстафетах. И после одной из них в мае прибежали в спортивных формах прямо с этапов, накинув только плащи, в ЗАГС, который был напротив общежития. Так 5 мая 1954 г. образовалась первая в нашей группе семейная “ячейка”. Свадьбу справляли студенческую—без колец, фаты, нарядов, машин и прочих условностей в столовой у Балтийского вокзала. Было всё скромно, зато очень весело.

После окончания III курса, осенью, у нас была заводская практика в Нижнем Тагиле и полигонная – в Старателе. Жили мы в Тагиле в недостроенном общежитии, а в Старателе – в зерновом овине. Спали на нарах, но это было всё для нас пустяки, благо практика была интересная. В свободное время Володя организовывал походы в горы, леса, на озера. И случилось так, что в одном из походов ребята ехали по дороге на машине без бортов, которая перевозила рельсы. Эта машина рухнула в кювет, ребята – в рассыпную и рельсы тоже. Все остались живы, а Володе сказали: “в рубашке родился”. Эта притча не раз сопутствовала ему в его дальнейшей жизни.

По возвращении в Ленинград Владимир Алексеевич добился через комсомольского секретаря разрешения на получение комнаты в общежитии. Нам предоставили проходную комнату в 4 квадратных метра в бывшей кухне, где поставили кровать, стол и шкаф поперек. Но какое это было счастье—приехать в свою комнату, которую Володя побелил и оклеил обоями. Она стала центром наших дружеских сборов. В это время Володя увлёкся охотой и рыбной ловлей. Они с другом участвовали даже в соревнованиях среди ле нинградских рыболовов. Часто уловы были очень большие. Привозили в основном щук, которыми мы всех угощали.

Кроме охоты и рыбалки у Владимира Алексеевича было ещё одно увлечение – туристические походы. Эта увлечённость к новым местам, к красотам нашего мира пройдет через всю его жизнь.

За время учёбы в институте и первые годы работы он совершил в качестве руководителя туристские походы по Среднему Уралу (лето 1954, 1957 гг.), Карельскому перешейку (зима 1955 г.), Карелии (лето 1955 г., зима 1956 г.), Северному Уралу (лето 1956 г., зима 1959 г.), Кольскому полуострову (зима 1957 г.), в Саяны (лето 1958 г.), Алма-Ату – ледник Музон-Су – оз. Иссык-Куль (лето 1960 г.), Приполярный Урал (март 1961 г.). И каждый раз перед походом проводилась серьёзная подготовка: согласование с ректоратом, дирекцией завода, профсоюзной организацией, городской и областной туристской секцией. При подготовке указывались цели туристских походов.

Так, поход по Приполярному Уралу имел цели: активный отдых и оздоровление участников похода, знакомство с природой, повышение спортивной квалификации участников, проведение научно-исследовательской работы по заданию Уральского филиала Академии наук (основные памятники природы, фотосъёмки вершин, рельефа, съёмка цветного фильма “60-й меридиан”). И везде они знакомились с местными жителями, проводили лекции, беседы, давали концерты.

В 1959 г. Владимиру Алексеевичу был присвоен первый спортивный разряд по туризму. Кроме того, у него был третий разряд по стрельбе, первый по легкой атлетике и лыжам.

Так прошли годы учения и наступило время распределения на работу и написания диплома. Дипломы мы писали в институте совсем не на ту тему, к которой были готовы. А всё дело в том, что в конце 5 курса нас перевели как бы на “пусковые установки” (ПУ), прочитали курс и дали темы дипломов по ПУ.

На снимке: Владимир Голубев и Нелли
в общежитии ЛВМИ. 1952 г.

Это было очень интересно—совсем новое направление. В феврале состоялась защита. Володя защищал диплом в первый день и защитил с блеском, получив диплом с отличием.

Распределили нас на Урал, на завод №9 в ОКБ-9, где Главным конструктором был выдающийся конструктор Ф.Ф. Петров. Поехали мы в Свердловск с двумя чемоданами и огромным, неподъемным ящиком с книгами. Так с 7 мая 1957 года началась уже совсем другая, взрослая, серьезная, но не менее радостная, интересная жизнь.

ОКБ-9 находилось в то время на территории Уральского завода тяжелых машин (УЗТМ) в здании заводоуправления. Коллектив был небольшой и занимался в основном артиллерией. В одном из конструкторских отделов была создана группа по изучению и проектированию ракет. Ядром этой группы были выпускники Московского высшего технического училища им. Баумана (МВТУ). Кроме них в эту группу входили некоторые конструкторы-артиллеристы. Был еще расчётный отдел, руководимый д.т.н. Соркиным Р.Е.; они обеспечивали баллистические и газодинамические расчёты. Вот в этот конструкторский отдел нас и направили, Владимира Алексеевича – конструктором, а меня—в специальную расчётную группу по проектированию ракет на твёрдом топливе.

Работа сразу нас увлекла, работали даже вечерами. Потом начались командировки в Москву (НИИ 125, НИИ-6 и др. организации). Мы учились всему, было много новых идей, мыслей. Везде Владимир Алексеевич внимательно всё изучал, до всего допытывался и часто делился своими идеями с руководством.

В таком режиме мы приступили к проектированию ракет Д-90Т, Д-90С, МР-12 и других изделий. Несмотря на занятость, Володя всегда был привет лив, спокоен, уважителен ко всем окружающим, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, стрельбе, шахматам.

Были и праздничные вечера. На одном из таких вечеров он выиграл живого петуха, отгадав его имя. Ведущий сказал, что петуха зовут именем любимой женщины, и Владимир Алексеевич, не долго думая, сказал: “Нелька”, и петух был его. Мы его поместили в общую ванную комнату, а он утром закукарекал, разбудив и перепугав всех соседей.

У нас часто были всевозможные субботники на стройках и по уборке улиц. И везде Владимир Алексеевич был активным участником. А в подшефном совхозе копал картошку, как заправский сельский житель, помогая отстающим. Не уходил с поля, пока не выполняли нормы.

В свободное от работы время Владимир Алексеевич продолжал заниматься туризмом. Он также добился разрешения на постройку спортивного лагеря для УЗТМ на озере Таватуй. Этот лагерь-база действует по сей день.

В 1962 г. Владимир Алексеевич был ведущим специалистом по ракетному комплексу “вода – воздух—вода”. В это время шли испытания на Чёрном море, и он в этот год из 365 дней дома был только 72 дня, приезжая лишь отметить и продлить командировку. В это время судьба ещё раз его проверила. При очередном испытании ракета изменила курс и пошла прямо на корабль, где находились все ведущие инженеры, но и здесь всё обошлось, опять говорили: “родился в рубашке”. Зато как было радостно и приятно, когда испытания заканчивались успешно—все праздновали общую победу.

Но в жизни так получается, что не всегда всё идёт гладко и хорошо. В 1964 г. постановлением правительства эту работу передают в другое ракетное КБ, а вместе с работой всех конструкторов, кульманы, столы, стулья и т. д. Фамилии всех ведущих этого изделия заменяют, придают изделию другое название. Наше КБ становится артиллерийским, Владимир Алексеевич и я остаёмся у Петрова Ф.Ф.

Начинается опять новый виток в жизни Владимира Алексеевича. Нужны новые знания, новые идеи, новые мысли, начались опять командировки, поиски, расчёты. Загружен он был в это время до предела, работал по 12 – 14 часов.

Когда Владимир Алексеевич стал Главным конструктором, он заботился обо всех, не зависимо от положения, должности. К нему шли со своими бедами, жалобами, просьбами, идеями, мыслями. Всех он выслушивал и, приняв решение, помогал. Так, он добился разрешения на постройку 9-ти этажного дома для работников КБ, обеспечив жильём почти всех нуждающихся.

В работе, как руководитель, Владимир Алексеевич был таким же неукротимым, полным идей. Он всегда был спокойным, справедливым и требовательным, но вместе с тем—добрым и ранимым человеком. Он очень переживал, если что-то не получалось или если его не понимали. Владимир Алексеевич был скромным человеком, делая всё для других, для себя никогда ничего не просил.

Будучи руководителем коллектива, он продолжал участвовать в легкоатлетических и лыжных соревнованиях.

Владимир Алексеевич радовался успехам коллектива во всех делах. Получая государственные награды из рук должностных лиц (Ельцина Б.Н., Рыжкова Н.Н., Строганова И.И. и др.), обещал быть примером и служить Родине до конца своих дней. И это были не просто слова, это было его убеждение, смысл всей его жизни—служить Отчизне, защищать её, создавая новые более совершенные образцы оружия.

Был очень показательный случай. При вручении ему первым секретарём обкома КПСС Ельциным Б.Н. ордена Октябрьской революции во Дворце молодёжи, Владимира Алексеевича хотели сфотографировать присутствовавшие корреспонденты, которые снимали всех награждаемых. “Нет, нет, его нельзя фотографировать,” – произнёс быстро Ельцин, а Владимир Алексеевич скромно улыбнулся. Таковы были условия работы в то время.

Вот я и подошла к самому горькому и, в тоже время, самому счастливому периоду его жизни.

Когда пришли “новые времена”, пришли “новые хозяева”, которые не могли и не хотели делать полезное для оборонной промышленности, а только обещали “златые горы” и пользовались созданными заделами предыдущих поколений, Владимир Алексеевич был вынужден покинуть ОКБ-9.

И тогда исполнилась заветная мечта его отца – увидеть сына Учёным. Владимир Алексеевич возвращается в свой родной институт и становится преподавателем. Он передает весь свой накопленный потенциал знаний и огромный практический опыт молодёжи, помогая им получить знания в области создания новейшей техники вооружения.

Это решение было принято им на одном дыхании, поэтому весь переезд из Екатеринбурга в свой любимый город мы восприняли как продолжение нашей молодости.

Не замечая и не чувствуя возраста, Владимир Алексеевич со всей своей напористостью, энтузиазмом и силой стал готовить себя к новому положению – положению лектора, учителя, наставника для самой благодарной, студенческой аудитории. Сколько было перерыто материалов, книг, записей, сколько было посещений библиотек – всё это для составления интересных, полезных, понятных лекций.

В это время он работал так же с полной самоотдачей по 12 часов в сутки, да ещё занимался усовершенствованием знаний английского языка и доскональным изучением компьютера.

У него открылось “второе” дыхание. Он был счастлив, счастлив тем, что он опять нужен, что приносит пользу, что его понимают.

Когда выпадали свободные часы и выходные дни, мы, как в молодости, гуляли по улицам Ленинграда и любовались старинной архитектурой города, посещали музеи, театры, все пригородные места, где гуляли и готовились к экзаменам почти 40 лет назад. Зимой ездили на все международные соревнования по биатлону, лыжным и санным гонкам в Кавголово, азартно болели за спортсменов. Улыбка не сходила с его лица, он был счастлив.

А сколько было задумок, мыслей, идей, сколько мечтали, что ещё надо будет сделать для студентов, кафедры, сотрудников, института. Он всё хотел охватить своей душой, энергией, отдать всё, что знал, что умел.

И не успел.

Нет, время не лечит. Больно сознавать, что его уже нет. Эта боль не пройдёт, но я горжусь тем, что прошла с ним рядом весь нелёгкий путь, такой замечательный, значительный, что сама научилась многому у него, что научили детей быть честными, скромными, трудолюбивыми и добрыми. Этому же учат они своих детей, его внучек, и в них я вижу продолжение Владимира Алексеевича Голубева.

Я очень хочу видеть его в вас, молодые друзья, студенты-военмеховцы, в ваших делах и судьбах.

С уважением Голубева Нелли Александровна.

6.02.2001 г.

Публикацию подготовил старший преподаватель кафедры Е1 С. КУДРЯВЦЕВ

 

СОЗДАТЕЛИ ЭКРАНОПЛАНА

ИНТЕРВЬЮ

Выпускник Военмеха 1947 года, а затем – аспирант и ассистент кафедры 12 Владислав Борисович Диомидов, ныне – доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, в течение трех десятилетий участвовал в создании экранопланов в качестве Главного конструктора автопилотов. Мы предложили ему несколько вопросов, на которые он любезно согласился ответить.

- Владислав Борисович, что такое экраноплан?

- Экраноплан – летательный аппарат, внешне схожий с самолетом. Он летает вплотную к водной или ровной земной поверхности. Для такого полета характерен так называемый экранный эффект, который выражается в резком увеличении подъемной силы крыла и самостабилизации корабля по крену, тангажу и высоте полета. Впрочем, он может летать и на больших высотах, но менее экономично.

- Где могут использоваться экранопланы?

- Экранопланы имеют свои области применения, где у них практически нет конкурентов, например:

- спасение экипажей судов, терпящих бедствие;

- охрана водных границ;

- поиск полезных ископаемых на морских шельфах и в тундре;

- перевозка людей и грузов по северным (например, нашим сибирским) рекам летом и зимой;

- смена экипажей траулеров, ловящих рыбу вдали от наших берегов;

- связь между островами в архипелагах, не имеющих аэродромов;

- оригинальный и явно привлекательный вид туризма.

Полет на экраноплане комфортнее, чем на самолете, - практически отсутствуют перегрузки, связанные с “болтанкой”, и нет тревожного чувства 10-километровой бездны под крылом, - “аэродром” всегда рядом, и в случае неполадок на него можно сесть через минуту.

Американцы хотят построить трансконтинентальный всепогодный экраноплан для Корпуса быстрого реагирования.

- Когда и где начали создаваться экранопланы?

- Первые в мире крупномасштабные экранопланы были созданы в Нижнем Новгороде, в ЦКБ по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) под руководством Главного конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Странно и обидно, что в нашей стране этого великого конструктора почти не знают, а в Америке, например, его портрет висит в здании Конгресса.

Алексеев произвел на флоте две технические революции. Сначала создал первые в мире скоростные речные и морские СПК – “Ракету”, “Метеор”, “Комету”, “Вихрь”, “Беларусь”, “Буревестник”, “Чайку”, а затем, стремясь к еще большим скоростям, переключился на создание экранопланов.

Первая серия двух- и трехместных экранопланов была построена и испытана в полете в начале 60-х годов.

В 1967 году был построен 500-тонный 100-метровый 10-моторный гигант-экраноплан КМ, летавший над Каспийским морем.

В 70-80-е годы построены и после всесторонних испытаний вошли в состав Каспийской флотилии ВМФ три десантных 140-тонных “Орленка”.

В 1986 году построен 450-тонный ракетный экраноплан “Лунь”.

Все эти корабли показали отличные летные качества. Готовился их перелет с Каспия на Балтику и на Север. Но началась перестройка, и работы из-за отсутствия финансов остановились.

Недостроенным, в 95%-ной готовности, оказался экраноплан “Спасатель”, предназначенный для поиска судов, терпящих бедствие, и спасения их экипажей. Он может спасти до 500 моряков и оказать им все виды медицинской помощи, включая производство серьезных операций.

- Почему в России не знают Алексеева?

- Гений Алексеева не вписывался в советскую систему жесткого руководства сверху. По тому времени он был излишне самостоятелен, а значит, слабо управляем. Министерскому начальству это не нравилось, и оно, воспользовавшись сменой власти (приходом Брежнева взамен Хрущева), поспешило сместить Алексеева с поста начальника ЦКБ. Через несколько лет его лишили и функций Главного конструктора. Об опальном гении, естественно, был минимум прессы.

Есть и вторая причина. Экранопланы – конкуренты самолетам, и их, мягко говоря, “не жалуют” московские авиационные круги, традиционно сильные, имеющие влияние на правительство и прессу. Поэтому сведения об экранопланах, их создателе Алексееве и приоритете России в этой области техники лишь изредка появляются в газетах и на телеэкране.


Создатель первых в мире экранопланов
Ростислав Евгеньевич Алексеев
(1916-1980)

- Каково состояние экранопланостроения в других странах мира?

- Работы по созданию экранопланов сейчас ведутся во всех промышленно развитых странах. Ежегодно проводятся международные конференции по этой тематике. Небольшие опытные экранопланы гражданского назначения создаются в Германии, Китае, США, Австралии, Японии.

Их технический уровень соответствует примерно нашим достижениям начала шестидесятых годов. Несмотря на годы застоя, Россия по-прежнему обгоняет весь мир на 30 лет. Гениальным Алексеевым был сделан такой уникальный рывок в технике, который за прошедшие десятилетия никто неможет ни превзойти, ни даже повторить.

- Какова роль автопилотирования при полете экранопланов?

- Наиболее простыми в управлении являются экранопланы, полет которых возможен только в пределах действия экранного эффекта, то есть жестко привязан к водной поверхности. Считается (по моему мнению, ошибочно), что такие экранопланы-платформы должны управляться вручную.

В отличие от них, экранопланы, задуманные и созданные Алексеевым, могут летать и маневрировать в отрыве от экрана, на высотах в сотни и тысячи метров. Подобно многим другим летательным аппаратам (ракетам, сверхзвуковым самолетам) они нуждаются в автопилотировании.

- Как получилось, что Вы занялись разработкой автопилотов?

- Это случилось довольно неожиданно, особенно, если учесть, что наша фирма ЦНИИ “Электроприбор” относится не к авиационной, а к судостроительной промышленности.

Приступив к разработке экранопланов и понимая масштабность этого дела, Алексеев начал поиски соисполнителей. В частности, он обратился в автопилотные фирмы Авиапрома, но получил от них короткий и четкий отказ: включать автопилоты при полете на высотах ниже 500 метров по авиационным нормам запрещено, а значит, их разработка для экранопланов бессмысленна.

После этого Алексеев обратился к нам, а мы, не зная авиационных норм, согласились заняться этим делом.

- Были ли трудности в работе?

- Трудностей было много. Во-первых, наше родное министерство считало экранопланную тематику чужой и время от времени ее запрещало. В эти периоды нам приходилось работать почти подпольно.

Во-вторых, и сам Алексеев относился к нашей работе с опаской, боясь, как бы мы не наделали ошибок в управлении. Мы и сами этого боялись, понимая ответственность перекладки рулей при полете буквально в метрах от водной поверхности со скоростями до 500 км/час.

К нам были приставлены многочисленные контролеры и консультанты. И те, и другие часто мешали работать, первые – неоправданно жесткими запретами, а вторые, наоборот – требованиями применять самые последние достижения науки автоматического управления – скользящие режимы, цифровое управление, матричные схемы и все виды адаптации и оптимизации.


На испытаниях модели СМ-5 (1964-й год). Слева направо -
выпускники Военмеха Э. Яровой, В. Диомидов, А. Асанов.

А нам было не до модернов. Нужно было просто научить экранопланы летать, причем летать устойчиво, экономично и безопасно. Нам это удалось. Пилоты, предпочитавшие на первых порах управлять вручную, поверили в наши автопилоты, широко ими пользовались и были довольны.

Были в нашей работе не только трудности, но и трагические моменты. В 1964 году при катастрофе модели СМ-5 погибли пилот Николай Осипов и наш молодой, очень способный инженер Саша Асанов. Потом была авария корабля КМ, потом – катастрофа одного из “Орлят”.

На собственном опыте мы убедились, что при аварии или катастрофе виновником всегда объявляют пилота (если он погиб) или автопилот (если пилот остался жив). При этом не соблюдается никакой презумпции невиновности. Каждый раз приходится доказывать, что ты – не верблюд! Нам это удавалось.

- Довольны ли Вы результатами своих работ?

- Да, доволен. Нам удалось обеспечить хорошо управляемый, красивый и безопасный полет экранопланов. В процессе работы были решены многие сложные и очень интересные научно-технические проблемы. Мы обеспечили:

- энергичное и безопасное маневрирование корабля в горизонтальной и вертикальной плоскости в условиях ветроволновых возмущений;

- измерение высоты и вертикальной скорости при волновой помехе, соизмеримой с высотой полета;

- измерение в полете высоты волны под крылом;

- построение достаточно точной вертикали места в условиях перегрузок;

- координацию ручного и автоматического управления;

- прогнозирование изменения координат движения;

- представление пилотам информации о полете в оригинальном, очень наглядном виде.

Особо гордимся постановкой и успешным решением важнейшей проблемы отказобезопасности своей аппаратуры и смежных систем.

- Кто из выпускников Военмеха еще участвовал в вашей работе?

- Именно выпускники Военмеха возглавляли ее. Моим первым заместителем и главной творческой силой при разработке схем, постановке экспериментов и регулировке приборов был Эдуард Яровой.

Функции старшего ответственного сдатчика наших систем выполнял Леонид Кудинов. Он находился на борту “Орлят” и “Луня” почти при всех летных испытаниях, помогая пилотам управлять экранопланами через наши приборы.

Электроэлементы наших систем (усилители, двигатели, трансформаторы, различные датчики), разрабатывались нашими выпускниками Эдуардом Яровым, Львом Журавлевым, Вячеславом Веселовым (ныне профессором Военмеха), Константином Колобовым, Анатолием Сорокиным, Анатолием Бочаровым и другими.

Конструкторские и технологические работы возглавляли также военмеховцы.

Профессор Виктор Антонович Бесекерский, который организовал и возглавлял в начале 50-х годов кафедру №12, откуда мы все вышли, оставался нашим научным руководителем во все последующие десятилетия.

Следует поклониться еще одному выпускнику Военмеха. Маршал Дмитрий Федорович Устинов, понимая важность экранопланной тематики, неизменно оказывал ей мощную министерскую поддержку.

- Как вспоминается Военмех?

- Откровенно говоря, по-разному.

С большой теплотой и благодарностью вспоминаются прекрасные профессора и преподаватели Н.Д. Сергиевский, Н.А. Коротков, И.П. Подольный, И.Н. Миролюбов, В.Н. Цвибель, В.И. Лукин, К.М. Дешевой, В.А. Микеладзе, Б.А. Добрин, а также многие лаборанты, работники библиотеки, институтской столовой.

С любовью вспоминаю общежитие на Обводном, спортивный зал, своих коллег по волейбольной команде и многочисленных друзей среди студентов, из коих в живых остались уже совсем немногие.

Но как кошмар запомнилась учеба в аспирантуре, где мне была дана характеристика с выводами о том, что я совершенно неспособен к научной работе и из меня никогда не получится ученый в духе партии Ленина-Сталина.

Потом было несколько прекрасных лет, проведенных на кафедре Бесекерского вместе с друзьями-преподавателями Степаном Федоровым, Людмилой Полонской, Леонидом Пантелеймоновичем Крамаревым. Чтение лекций было для меня не работой, а удовольствием. До сих пор помню фамилии большинства моих студентов и их симпатичные физиономии.

В прошлом было все – и хорошее, и плохое. Но хорошего, конечно, больше. Оно было связано с сотнями людей, общей деловой обстановкой в институте и нашей юностью.

- Чем Вы сейчас занимаетесь?

- Сейчас я пенсионер. Уже 7 лет как покинул “Электроприбор”, в котором проработал около 40 лет. Моя экранопланная тематика закрылась еще раньше. Так что я оказался не у дел.

Обидно, что в связи с остановкой работ остались нерешенными такие интересные и актуальные проблемы, как автоматизация режимов взлета экраноплана, обхода препятствий, маневров типа “Горка” и т.п. К сожалению, у нашего поколения не осталось преемников, и получилось так, что некому передать большой накопленный опыт.

Я бы и сейчас взял в ученики (на какое-то время и бескорыстно) пару толковых студентов или аспирантов-военмеховцев, чтобы ввести их в курс нерешенных проблем и дать научный импульс работам в этих направлениях.

А пока – пишу воспоминания о своей жизни, о работе, благо они были, на мой взгляд, интересными. Пишу без надежды опубликовать.

- Что Вы бы хотели посоветовать-пожелать нашим студентам?

- Мой жизненный опыт, накопленный при так называемом социализме, едва ли может пригодиться в нынешних условиях так называемого капитализма, но поделиться им все-таки рискну. Поэтому советую:

- В предстоящей работе на производстве поменьше заботьтесь о собственном успехе, не занимайтесь саморекламой. Заботьтесь о качестве создаваемых Вами изделий, и тогда успех придет к Вам.

- Не бойтесь подчиненных, которые сильнее Вас в каких-то вопросах или личных качествах. Опирайтесь именно на умных и самостоятельно мыслящих подчиненных. Они – основа успеха Вашей работы, Вашего успеха.

- Не бойтесь начальства. Его можно уважать или не уважать, любить или не любить, но бояться не следует. Твердо отстаивайте свое мнение, если Вы в нем уверены.


Экранопланы. Слева направо - "КМ", "Лунь", "Спасатель-2", "Орленок".

Часть 2

На главную