№9 (22527) декабрь, 2006 г.

Пути решения задач подготовки инженерных кадров для ВПК

16-17 ноября в нашем университете прошла II Межотраслевая научно-практическая конференция «Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации».

Конференция проводилась по поручению Правительства Российской Федерации и при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства обороны РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Федерального космического агентства и агентства по атомной энергии, Российской академии ракетно-артиллерийских наук (РАРАН), Правительства Санкт-Петербурга и аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

В работе конференции приняли участие представители 14 федеральных министерств, агентств и ведомств, 46 вузов и 6 военных академий, руководители крупных предприятий оборонной отрасли, ученые. Обсуждались вопросы, связанные с реализацией национального проекта «Образование»; интеграцией военного и гражданского образования; подготовкой кадровых офицеров в гражданских вузах; закреплением молодых специалистов и переподготовкой кадров на предприятиях ВПК.

Открыл конференцию ректор университета О.С. Ипатов. На пленарной сессии выступили: В.А. Тюльпанов, Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга; В.Н. Голощапов, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Занадном федеральном округе; А.Д. Викторов, Председатель комитета по науке и высшей школе Администрации Санкт-Петербурга; Б.В. Грызлов, Председатель Государственной Думы РФ; А.А. Григорьев, руководитель Федерального агентства по государственным резервам Минэкономразвития РФ; Ю.С. Васильев, академик РАН, президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета; А.П. Павловский, генерал-лейтенант, заместитель начальника главного управления кадров Министерства обороны РФ; А.С. Иванников, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга; Е.П. Попова, советник федерального агентства по образованию; О.А. Степанов, начальник центра профессиональной подготовки ЦНИИ «Электроприбор»; В.П. Еремин, адмирал, член-корр. РАРАН; Д.В. Пузанков, ректор СПбГЭТУ «ЛЭТИ»; Н.А. Тестоедов, генеральный конструктор-генеральный директор ФГУП «Научно-производственное объединение прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева»; В.В. Федоров, начальник управления по работе с персоналом ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»; О.С. Ипатов, ректор БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

17 ноября состоялись круглые столы по темам: «Интеграция военного и гражданского образования», «Проблемы подготовки и закрепления специалистов ВПК по различным направлениям в условиях реформирования высшей школы», «Социально-экономические и гуманитарные аспекты в деятельности инженеров в постиндустриальном обществе».

Во время конференции работала выставка продукции оборонных предприятий, в которой приняли участие: БГТУ «Военмех», ФГУП «КБ «Арсенал», ФГУП «Завод им. В.Я. Климова»,  ОАО «Ленполиграфмаш», ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», ОАО «Концерн «Гранит-Электрон»,  ГУП «ФНПЦ «ПРИБОР», ОАО «КБСМ», ОАО «РАДАР ММС», ФГУП «СПб ОКБ «Электроавтоматика», ФГУП «НИИ «Вектор», СГТУ и др.

В рамках празднования шестидесятилетнего юбилея кафедры «Ракетостроение» были торжественно открыты памятные знаки в честь выпускников Военмеха летчиков-космонавтов Г.М. Гречко и С.К. Крикалева.


Работу конференции открывает ректор БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатов


В зале конференции


Роль военно-промышленного комплекса в решении задачи развития страны

Выступление председателя Государственной Думы, председателя партии "Единая Россия" Бориса Вячеславовича Грызлова

Уважаемые участники конференции!

Мне особенно приятно выступать в университете, где я с 1996 по 1999 год возглавлял Учебно-методический центр новых технологий обучения. Таким образом, я не понаслышке знаком и с Военмехом, и с вопросами подготовки кадров для военно-промышленного комплекса.

Тема, которая является сегодня предметом нашего обсуждения, актуальна и имеет особое значение для успешного развития, укрепления нашей страны. Военно-промышленный комплекс - это не просто отрасль, это необходимый элемент успешности и конкурентоспособности России в современном мире.

Исторически сложилось так, что считаются только с сильными. А сила определяется способностью страны защищать свои рубежи и свои интересы, определяется мощью ее армии, флота, в том числе военно-воздушного флота.

Более того, имеющиеся у нас возможности по обеспечению обороноспособности страны, ее реального суверенитета отражаются и на развитии российской экономики. Мы можем говорить о том, что в себестоимость продукции российских предприятий уже включены вопросы национальной безопасности и обороны.

Интересный факт: когда наш военный флот выходит в море, у других государств, как правило, не возникает претензий к нашим рыболовецким судам. Я, конечно, не хочу сказать, что под "боевым" прикрытием они нарушают правила лова. Но один только факт близкого присутствия ВМФ России уже защищает законные интересы наших рыбаков.

Сегодня перед экономикой России стоит задача укрепления своего положения на международных рынках, в том числе поддержки отечественных компаний, развивающих свой бизнес за рубежом. Понятно, что здесь особую роль играют крупные, глобальные компании. Но все мы знаем, что в странах, у которых обороноспособность низкая, и глобальных компаний просто не бывает. Им просто не дают там появиться.

Сегодня у всех нас есть понимание неразрывности задач развития наших Вооруженных Сил и оборонной промышленности. ВПК должен безусловно соответствовать задачам, стоящим перед российскими Вооруженными Силами, которые должны быть обеспечены самыми современными вооружениями и военной техникой.

И в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе наш ВПК должен не только удовлетворять потребности российских Вооруженных Сил, но и сохранить за Россией позиции ведущего экспортера в этой сфере.

Для этого нам необходимо решить проблемы, которые уже сегодня негативно сказываются на динамике развития военно-промышленного комплекса. В их числе - кадровая ситуация на оборонных заводах, НИИ и КБ. Кадровые проблемы ВПК во многом общие для всей российской системы образования, но обладают и рядом особенностей, связанных с приоритетным значением оборонных предприятий для обеспечения национальной безопасности страны.

Средний возраст работников системы образования всех уровней составляет порядка 40 лет. В высших учебных заведениях возрастная структура профессорско-преподавательского состава также сдвинута в сторону старших возрастов: 21 процент в возрасте больше 60 лет, 9 процентов - старше 65 лет. Аналогичная ситуация и в НИИ и КБ, работающих по оборонной проблематике.

В этой связи необходимо уделять особое внимание формированию нового поколения преподавателей, которое бы оказалось достойным преемником традиций нашей уникальной научной и преподавательской школы.

Задача обеспечения преемственности очень серьезная, и мы стараемся постепенно ее решать. В том числе, мы значительно увеличили доплаты за степени кандидата и доктора наук. С 1 ноября 2006 года они увеличены соответственно с 900 рублей до 3000 рублей и для докторов - с 1500 рублей до 7000 рублей. Мы увеличили надбавки и для военнослужащих доцентов и профессоров - работников военных учреждений высшего профессионального образования. Всего на эти цели в проекте федерального бюджета на 2007 год предусмотрено почти 15 миллиардов рублей.

Так сложилось, что технические, инженерные специальности, особенно востребованные в военно-промышленном комплексе, менее престижны для абитуриентов, чем, скажем, профессии экономиста или юриста. И это при том, что сегодня как раз люди, обладающие современными инженерными знаниями, ведущие фундаментальные и прикладные исследования, создающие сложные наукоемкие изделия, определяют конкурентоспособность образования, а также интерес к языку страны, обеспечивают совокупную мощь государства и во многом определяют его образ.

Более половины выпускников российских вузов не находят работу по специальности, в то время как оборонные предприятия испытывают настоящий кадровый голод. Кроме того, предприятия ВПК сегодня не выдерживают конкуренцию в борьбе за выпускников - тот уровень оплаты труда, который они могут реально предложить, заметно ниже, чем в ряде других отраслей.

Если же предприятие, работающее на оборонную отрасль, желает поддержать учреждение образования, вложить деньги в подготовку специалистов для своих нужд, то эти средства оно вынуждено выделять из своей прибыли. Полагаю, что нужно рассмотреть возможности поддержки образовательных инвестиций, в первую очередь для оборонных предприятий.

В целом требуется по-новому взглянуть на принципы ценовой политики в военно-промышленной сфере, которая сегодня негативно отражается на уровне оплаты труда в этом стратегическом секторе. Планируя стоимость госзаказа, можно было бы учитывать не только себестоимость конечной продукции, но и технологическую сложность стоящих задач, их инновационность и уникальность в мире. Именно таким в ВПК должно быть планирование, ориентированное на результат. Именно такой подход составляет суть приоритетных национальных проектов.

В следующем году объем расходов федерального бюджета по приоритетному национальному проекту "Образование" закладывается в размере почти 50 миллиардов рублей, то есть на 67 процентов больше, чем в 2006 году. Появление проекта "Образование", реализация включенных в него мероприятий должны способствовать и решению проблем кадрового обеспечения ВПК.

Также полагаю, что особое внимание следует обратить на вопросы повышения квалификации, переквалификации, получения дополнительного образования, что особенно важно для оборонной отрасли. Многие из офицеров, увольняющихся в запас, имеют в качестве базового техническое образование, и, предоставив им возможность для переподготовки, мы сможем дать ценнейший управленческий кадровый ресурс для предприятий ВПК.

Уважаемые участники конференции!

Наша встреча проходит в дни 60-летнего юбилея кафедры Военмеха, которая внесла большой вклад в развитие отечественной космической отрасли. Это кафедра "Авиаракетостроения". Искренне поздравляю руководство университета, профессорско-преподавательский коллектив, студентов и выпускников Военмеха с этим юбилеем.

Первоначальный этап освоения космического пространства пройден. Тогда стояла основная задача - быть первыми любой ценой, и эта задача была успешно выполнена. Сегодня тоже надо бороться за первенство. Но при этом необходимо четко представлять, какие конкретные результаты для страны дадут космические технологии, какие экономические выгоды, какие преимущества, полезные, в том числе для других, "земных" отраслей, мы можем ожидать. Сегодня все увеличивается роль космических средств связи, телевещания, навигации, дистанционного зондирования, которые при правильной постановке дела приносят крупные, весьма ощутимые экономические выгоды странам, обладающим такими технологиями.

В прошлом мы не смогли в должной мере связать космические разработки, в которых мы были безусловными лидерами, с задачами развития экономики. Сейчас мы обязаны это сделать.

Нам нужен прогноз открытий. Необходима экспертная, научно обоснованная оценка приоритетных направлений последующих работ, примерных сроков исследований и внедрения, ожидаемых практических результатов. Необходимы тщательно выверенные, основанные на долгосрочных прогнозах стратегические проекты.

Перед научным сообществом России должна быть поставлена задача, должен быть сформулирован масштабный заказ, в частности, на исследования в области поисков альтернативных источников энергии. Все это возможно только при условии соответствующей научной базы, подготовки специалистов, развития не только прикладных, но и фундаментальных исследований.

Не только военно-промышленный комплекс, но и другие отрасли должны ориентироваться на новейшие научные достижения. В настоящее время экспорт нефти и газа входит в число основных источников наполнения доходной части бюджета России. Но будущее энергетической отрасли России мы видим не в наращивании экспорта углеводородов и других видов сырья, а в диверсификации источников энергии, в развитии энергомашиностроения, энергосбережения, альтернативной энергетики, особенно возобновляемых экологически чистых источников энергии. Альтернативные источники энергии - это вопрос и национальной, и глобальной энергетической безопасности. Эту проблему нужно решать уже сегодня, прежде всего посредством использования новых технологий. В разных странах мира растет интерес к атомной энергетике, и мы должны быть здесь лидерами - и в исследованиях, и в технологиях, и на мировых рынках. Это же относится и к таким все более динамично развивающимся видам энергетики, как производство биотоплива, солнечная, водородная энергетика и другие виды.

Одновременно, необходимо налаживать глубокую переработку сырья, которое сегодня в основном экспортируется. Переработанные на нашей территории сырьевые ресурсы будут, во-первых, стоить дороже, во-вторых, позволят развивать производственную инфраструктуру, создавать новые рабочие места через заказы научно-исследовательским учреждениям. При этом необходимо усилить государственный контроль за работой предприятий, занятых в энергетических отраслях. Коммерческий интерес иногда противоречит интересам страны. Так, при разработке месторождений полезных ископаемых необходимо думать не только о сегодняшней прибыли, но и о рациональном природопользовании, о возобновлении природных ресурсов. И здесь тоже требуются серьезные научные разработки.

Я уделил столько внимания вопросам энергетики в том числе и потому, что именно здесь находится один из ключей к решению задачи, поставленной Президентом страны. Имею в виду задачу создания в России экономики инновационного типа.

Этот вопрос сегодня в фокусе внимания партии "Единая Россия". На решение этой задачи нацелены те разработки по стратегическому проектированию и планированию, которые ведутся нашей фракцией в Государственной Думе.

Если финансовые ресурсы для создания инновационной экономики сейчас может обеспечить наш энергетический сектор, то от ВПК страна вправе ожидать идеи и кадры. Специалисты, которых высшая школа готовила для ВПК, всегда соответствовали самым высоким требованиям. Они ярко проявляли себя в самых различных отраслях, возможно и потому, что личное участие в укреплении обороноспособности страны всегда связано с высоким патриотическим настроем.

ВПК в нашей стране был традиционно силен новыми технологиями, обеспечивал и обеспечивает мировое лидерство нашей страны в этом направлении. И создавая условия для динамичного развития оборонной промышленности, используя богатейший потенциал научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений, ориентированных на военно-промышленный комплекс, эффективно решая его кадровые проблемы, мы внесем важный вклад в построение в России инновационной экономики.

И именно здесь, в Военмехе, я могу с уверенностью сказать, что эту задачу мы решим!

Спасибо за внимание.


РЕШЕНИЕ

II  Межотраслевой научно-практической конференции "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для  военно-промышленного комплекса Российской Федерации"

Санкт-Петербург 16-17 ноября 2006 г. БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

Военно-промышленный комплекс (ВПК) является одним из основных составляющих могущества России, основой национальной безопасности, неприкосновенности границ и гарантом уверенного развития страны в будущем. ВПК включает не только военную компоненту, но и целый комплекс высокотехнологичных предприятий, организаций и учреждений. Кадровый потенциал ВПК объединяет ученых, специалистов, высококвалифицированных рабочих, обеспечивающих разработку, выпуск и эксплуатацию практически всех основных видов вооружения и военной техники, что гарантирует не только оборонное могущество страны, но и прочные позиции на мировом рынке вооружений и использование передовых технологий в гражданском секторе продукции.

За последние два года наметились положительные тенденции в развитии ВПК. Наблюдается рост промышленного производства, идет процесс создания промышленных холдингов, начат эксперимент по подготовке кадровых офицеров по наукоемким специальностям в гражданских вузах. Однако прогрессивные тенденции сдерживаются устарелостью материально-технической базы предприятий,  острым кадровым дефицитом, усугубляющейся  демографической ситуацией в стране.

Кадровую обстановку обостряет и падение престижа инженерных специальностей, следствием чего становится снижение конкурса в технические учебные заведения. Ключевыми проблемами кадрового обеспечения ВПК являются  закрепление молодых специалистов на предприятиях и обеспечение высокого качества подготовки в учебных заведениях. Если первая проблема определяется характером и глубиной сотрудничества вуза и предприятия, то вторую проблему решить без поддержки и сохранения профессорско-преподавательского и научного состава ведущих инженерных вузов страны невозможно. Средний возраст преподавателей и уровень оплаты их труда на  кафедрах оборонно-технического профиля таков, что существует реальная угроза потери научно-педагогических школ данного профиля.

На конференции были рассмотрены следующие вопросы:

- особенности подготовки специалистов для военно-промышленного комплекса страны;

- современные подходы к закреплению молодых специалистов на предприятиях;

- применимость многоуровневой подготовки кадров для ВПК;

- интеграция военного и гражданского образования в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование системы военного образования на период до 2010 года" и организацией Учебных военных центров;

- создание интегрированных учебно-научно-производственных комплексов;

- переподготовка кадров в интересах ВПК, включая переподготовку офицеров, увольняющихся в запас.

В Конференции приняли участие Председатель Государственной Думы Федерального собрания РФ Б.В. Грызлов, Руководитель  Федерального агентства по государственным резервам А.А. Григорьев, помощник Полномочного Представителя Президента в Северо-Западном Федеральном округе В.Н. Голощапов, Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов, члены Правительства Санкт-Петербурга,  Российской академии ракетных и артиллерийских наук.

Всего в конференции приняли участие более 350 человек из 22 городов России, в том числе представители 14 федеральных министерств, агентств и ведомств, 72 предприятия военно-промышленного комплекса, 46 вузов и 6 военных академий.

Участники конференции обращаются к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны РФ с настоятельной просьбой учесть в своих решениях следующие рекомендации конференции:

1. Восстановить государственное влияние на кадровое обеспечение ВПК. Необходимо разработать и утвердить государственный план подготовки рабочих, инженерно-технических и научных кадров для предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, согласованный со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, и установить контроль за его исполнением.

Положить в основу плана реальную кадровую потребность предприятий и организаций ВПК, формирующих  заказ на подготовку  специалистов различных квалификаций.

2. Предусмотреть в федеральном бюджете расходы на реализацию национального проекта "Образование", в части подготовки кадров для приоритетных областей и критических технологий, применяемых в оборонной промышленности, имея в виду: оснащение высших учебных заведений, готовящих специалистов  для ВПК, современными образцами вооружения, высвобождаемых из состава Вооруженных Сил РФ; дополнительное финансирование целевой подготовки (повышенное стипендиальное обеспечение или оплата целевого обучения); финансовое обеспечение уменьшения числа студентов в расчете на одного преподавателя, а также другое стимулирование специализированных кафедр, в частности, финансирование различных грантов для специалистов и преподавателей, ведущих активную научную, научно- и учебно-методическую работу; общее увеличение заработной платы преподавателей, обеспечивающих подготовку по оборонно-техническим специальностям.

3. Разработать инновационную стратегию развития ВПК за счет использования внебюджетных средств, имея в виду вовлечение нематериальных активов организаций, предприятий и вузов оборонного комплекса и их мобилизационных мощностей.

4. Сохранить возможность подготовки дипломированных специалистов для наукоемких производств по непрерывной программе сроком 5,5-6 лет, имеющей принципиальное значение не только в сохранении основ и традиций подготовки инженерных кадров в России, но и в обеспечении реальных потребностей оборонной промышленности.

5. Считать приоритетным создание Учебно-научно-производственных комплексов. Для этого внести необходимые изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения предприятий и организаций ВПК и образовательных учреждений, осуществляющих совместную подготовку кадров.  Законодательно решить вопрос  об отнесении затрат предприятий на поддержку учебных заведений в целях подготовки кадров на себестоимость продукции.

6. Организовать при Военно-промышленной комиссии межведомственный рабочий орган с целью координации подготовки кадров для ВПК, решения проблем  его развития и совершенствования.

7. Организовать конкурс отраслевых научно-образовательных грантов среди вузов, обеспечивающих профильную подготовку.

8. Предусмотреть в федеральных, ведомственных целевых программах, направленных на решение актуальных проблем научно-технического развития, соответствующие разделы по их кадровому сопровождению (целевая подготовка, научно-методическое обеспечение).

9. Поддерживать и развивать систему профессиональных стандартов с поступательным движением в направлении создания системы сертификации персонала на их основе.

10. Считать важнейшим принцип "обучение  на основе науки" при формировании  заказов на выполнение в вузах реальных НИОКР. Восстановить вертикаль кооперации, предусматривающую обязательное участие вузов в госбюджетных НИОКР предприятий ВПК.

11. Считать необходимым увеличение срока обучения в очной аспирантуре по техническим специальностям до 4 лет.

12. Разработать систему льготного ипотечного кредитования для молодежи, работающей на предприятиях ВПК, как одной из составляющих конкурентоспособного компенсационного пакета.

13. Считать целесообразным выступить с инициативой введения поправок в соответствующие законодательные документы, позволяющие обеспечить конкурс на бюджетные места по итогам каждого семестра с целью повышения конкурентности в процессе обучения, обеспечения более высокого уровня социальной справедливости.

14. Разработать государственную программу переподготовки офицеров, увольняющихся в запас, в технической  области. На конкурсной основе решать вопрос о создании таких центров при ведущих оборонных вузах страны.

15. Считать необходимым в течение первой половины 2007 г. определиться с формой координации работы создаваемых учебных военных центров (УВЦ). С этой целью руководителям вузов, при которых планируется создание УВЦ, представить свои предложения в Министерство обороны РФ (Главное управление кадров).

16. Для подготовки и переподготовки руководящих кадров ВПК использовать потенциал ведущих оборонных вузов страны, реализующих экономико-управленческие программы высшего, дополнительного к высшему (программа "Мастер делового администрирования") и послевузовского образования, специализированные применительно к высокотехнологичным областям, в частности, критическим технологиям, применяемым в оборонной промышленности.

17. Поручить БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова провести III  Межотраслевую  конференцию  "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для военно-промышленного комплекса Российской Федерации"  осенью 2008 г. в ознаменование 100-летия со дня  рождения выдающегося организатора оборонной промышленности  Д.Ф.Устинова.

Председатель оргкомитета II Межотраслевой
научно-практической  конференции,
ректор БГТУ "Военмех" О.С. Ипатов


ФОТОРЕПОРТАЖ С КОНФЕРЕНЦИИ


Слева направо: Г.М. Гречко, Б.В. Грызлов, О.С. Ипатов, С.К. Крикалев


Автограф на боевой ракете оставляет Председатель Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлов


О.С. Ипатов вручает Б.В. Грызлову орденский знак Санкт-Петербургского фонда поддержки образования, науки и техники «Военмех» «Золотой пеликан»


Участники конференции имели возможность посетить выставку продукции оборонных предприятий


Выставку осматривает В.А. Тюльпанов


Открытие памятных знаков Г.М. Гречко и С.К. Крикалеву


Фото на память

Фото Д. ЧИРИКОВА, М. ТРИБЕЛЯ, Ю. ЖУКОВА


ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Наше время требует от специалистов нового подхода к своей деятельности, прогрессивного мышления, использования в работе богатого мирового опыта. Поэтому высшей школе просто необходимо интегрироваться в мировое образовательное пространство. И в этом направлении в Военмехе ведется большая работа. Нашими партнерами являются университеты Норвегии, США, Германии, Китая, Вьетнама и Франции, которые активно участвуют в обучении высококвалифицированных специалистов.

В том, что в нашем вузе успешно работает ряд международных программ, заслуга многих кафедр и институтов, и, конечно же, профессора Сергея Михайловича Стажкова, первого проректора - проректора по учебной работе. В октябре этого года С.М. Стажков был награжден орденом Дружбы. "Я считаю, что этой наградой отмечен труд всего нашего коллектива", - сказал Сергей Михайлович в беседе с нашим корреспондентом.

- Сергей Михайлович, расскажите о Вашей деятельности на пути укрепления международных связей, о программах, которые существуют в нашем университете.

- Обязанности первого проректора-проректора по учебной работе предусматривают развитие международной деятельности университета. Несмотря на специфику нашего вуза в последние годы в БГТУ появилось несколько интересных международных проектов. Например, в этом году мы отмечали 15-летие российско-норвежского сотрудничества. Чтобы подвести итоги нашей совместной деятельности, обсудить дальнейшие планы, университет посетил министр образования и науки Норвегии г-н Юстин Дьюпидал. Он дал положительную оценку качеству знаний участников совместных программ и выразил надежду, что желающих обучаться по ним будет больше.

Начиналось же сотрудничество с Норвегией с отдельных образовательных блоков, которые в дальнейшем были интегрированы в учебные планы вуза. Мы создали магистерскую программу на стыке экономико-управленческих и инженерных дисциплин — МВАЕ (Мастер Делового Администрирования и Инжиниринг). Лучшие студенты, обучавшиеся в рамках этой программы, имеют возможность продолжить образование в Норвегии и получить европейский диплом магистра. На сегодняшний день уже более 500 человек стали выпускниками программы МВАЕ, все они  будут работать в международных фирмах и на совместных предприятиях. Эта программа получила высокую оценку Комитета по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга. Правительство Норвегии также признало  МВАЕ лучшей международной образовательной программой в России.

Также в начале 90-х годов появилась российско-американская программа в рамках сотрудничества БГТУ и международной школы ESI: американские преподаватели читают бизнес-курс на английском языке для студентов факультетов международного промышленного менеджмента и международной коммуникации. В следующем году мы также будем отмечать 15 лет работы этой программы.

- Несколько слов о новых проектах.

- Интеграция вышеупомянутых проектов привела к возникновению совершенно новых. Это, прежде всего, программа подготовки научных кадров высшей квалификации на соискание ученых степеней Ph.D и российской степени  кандидата наук в области бизнес-администрирования. Программа осуществляется совместно с постоянным зарубежным партнером ИМБК — Высшей школой бизнеса университета г. Буде (Норвегия).

Мы гордимся нашими выпускниками, которые обучались по этой программе, среди которых хочется отметить Анатолия Бурмистрова, успешно работающего в норвежском университете помощником ректора.

Недавно в университет обратилась Норвежская ассоциация  судовладельцев (г. Осло) с предложением на базе нашего университета создать программу целевой подготовки специалистов морских технологий. Ассоциация выступает от имени 150 компаний, работающих в различных точках планеты. В этой программе уже участвуют студенты инженерных факультетов. Единственная сложность для них — недостаточное знание иностранного языка. Но это дело поправимое. Программа рассчитана на пять лет. За это время планируется  подготовить более 300 специалистов.

Надо сказать, мы нацеливаем будущих выпускников, которые, кстати, получают от ассоциации неплохую стипендию, преимущественно на работу в совместных предприятиях и на осуществление контактов между российскими и зарубежными партнерами.

Надеемся, что совместно с Норвегией будет работать и проект в области информационно-космического менеджмента. Идея заключается в использовании современных информационных космических технологий, в которых мы имеем определенные приоритеты, для создания проекта подготовки специалистов, способных с помощью такого эффективного инструмента, как космические технологии, решать различные народнохозяйственные задачи.

- Наш университет на протяжении ряда лет успешно сотрудничает с немецкой фирмой FESTO.

- Этот проект для нашего университета очень важен и интересен. Идея более тесного сотрудничества с фирмой возникла два года назад, и уже есть определенные результаты. Корни проекта также уходят в начало 90-х годов, когда FESTO арендовала в нашем вузе помещения. Уже тогда мы договорились использовать их современное оборудование в учебном процессе, что позволило готовить специалистов высокого класса. Мы надеемся, что новый этап сотрудничества с фирмой FESTO будет еще более успешным.

- Какие интересные идеи будут осуществляться в ближайшее время?

- Мы планируем сотрудничество с немецкой ассоциацией, объединяющей десять вузов Германии, специализирующейся в области сварочных технологий. Ассоциация, имеющая самые прогрессивные разработки в этой области, предложила  в нашем университете создать образовательный центр, где мы могли бы возродить сварочное дело в Петербурге, объединив лучших представителей этой востребованной профессии. В настоящее время, к сожалению, в этой сфере многое утеряно. И сейчас с помощью германских специалистов появилась уникальная возможность возродить сварочное дело и поднять эту отрасль на более высокий уровень.

Также осуществляются деловые контакты с Китаем и Вьетнамом. В прошлом году четыре вьетнамских студента защитили диссертации.

Одним словом, работа по осуществлению задуманных международных проектов ведется постоянно и целенаправленно, но хотелось бы, чтобы они развивались более динамично.

Беседу вела Ирина ЦИВИЛЕВА

На снимке: во время церемонии награждения в Смольном


ПРЕДАННОСТЬ СВОЕМУ ДЕЛУ

Наш университет славен людьми, которые служат ему на протяжении многих и многих лет верой и правдой, развивая науку, вкладывая силы и душу в воспитание достойной смены.

Таким преданным вузу человеком считается профессор кафедры систем обработки информации и управления Валентин Юрьевич Емельянов.

25 июля 2006 года ему исполнилось 50 лет, из которых он добрую половину посвятил нашему университету.

В.Ю. Емельянов поступил в Ленинградский механический институт по стопам отца в 1973 году, и, совмещая учебу с научно-исследовательской работой, в 1979 году с отличием его закончил. В 1985 году окончил аспирантуру, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Валентин Юрьевич прошел все стадии научно-педагогической работы от инженера научно-исследовательской лаборатории до профессора, заместителя заведующего кафедрой по учебной работе.

Свыше 15 лет кандидат технических наук Ю.В. Емельянов является ученым секретарем специализированного диссертационного совета, помогая соискателям в оформлении и защите диссертационных работ. Он дал путевку в жизнь свыше сорока молодым ученым, которые работают как в нашем университете, так и за рубежом. Валентин Юрьевич проводит большую работу по автоматизации учебного процесса, составлению учебных планов, программ и расписаний занятий в интересах всех кафедр и подразделений БГТУ.

За многолетнюю и плодотворную работу в 2000 году В.Ю. Емельянов удостоен государственной награды — медали ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени.

Высокая эрудиция, квалификация, трудоспособность и доброжелательность обеспечили ему высокий авторитет среди коллег не только нашего вуза, но и других университетов страны.


К 75-летию ВОЕНМЕХА

ОДНА ИЗ ДИНАСТИЙ ВЫПУСКНИКОВ

Обычно, говоря о династиях, имеют в виду тех, кто из поколения в поколение работает в одной сфере общественной деятельности по конкретной профессии и специальности или проходят службу в армии и на флоте. Существуют свои династии и при получении образования, т.е. группы людей, связанных родственными отношениями и закончивших одно учебное заведение.

При написании семейной родословной моей жены - Трибель (в девичестве Рудак) Ларисы Анатольевны, которая закончила Военмех в 1974 году, обнаружил целую цепочку ее родственников, закончивших тот же вуз в разное время.

Первой из рода "Рудак", кто получил высшее образование в Военно-механическом институте, была сестра ее отца — Анастасия, поступившая в Военмех в год его основания, т.е. в 1932 году.

В составе первого выпуска кафедры "Проектирование и технология производства летательных аппаратов", образованной одновременно с факультетом реактивного оружия в 1946 году, были старшая дочь Анастасии Войцеховны — Лидия и ее муж — Остапенко Виктор. Они были распределены в г. Днепропетровск и более сорока лет проработали в ОКБ № 586 (ныне КБ "Южное").

В 1960 году сестра Лидии Петровны - Светлана получила диплом об окончании Механического института и выехала в г. Свердловск вместе со своим мужем — Рябинкиным Аркадием, который учился в той же группе, что и она. Отработав три года по распределению в п/я 276 конструкторами, они вернулись в Ленинград. Она  занялась преподавательской деятельностью (1963-1966 гг. в ЛМИ, 1966-1994 гг. в ЛИСИ), защитила в 1982 г. кандидатскую диссертацию в Военмехе. Рябинкин А.Д. поступил на завод радиотехнического оборудования и, отработав на нем сорок два года, ушел на пенсию с должности Главного конструктора - начальника ОКБ.

В 1983 году Военмех закончил сын Светланы Петровны - Владимир, который работал по распределению на заводе "Арсенал". В 1988 году по комсомольской путевке он был направлен в органы милиции Ленинграда. Занимаясь оперативной работой, трагически погиб при исполнении служебных  обязанностей в 1989 году.

Итак, четыре женщины из рода "Рудак" поступили и закончили Военмех. Три из них вышли замуж за студентов Военмеха, и с благословения Военмеха брачный союз их прочен, проверен временем и суровыми жизненными испытаниями. Разные судьбы у тех, о ком я пытался рассказать, но объединяет их следующее: во-первых — родственные узы, во-вторых — путевка в жизнь, выданная Военмехом, в-третьих — интеллигентность, коммуникабельность, глубокие и всесторонние знания, умение использовать эти знания с пользой для дела, и целеноправленность в достижении конечного результата.

Автор этих строк в 1975 году окончил Военмех и служил на подводных лодках Северного флота в гарнизоне Видяево. Уволился в запас капитаном 2-го ранга. Жена более двадцати лет отработала в УКСе Северного флота на должности инженера-инспектора в Видяевском районе базирования подводных лодок.

Очень надеюсь на продолжение традиции рода "Рудак". И пусть поменялись фамилии, но "ствол" военмеховский в семьях Рудак - Фокановых - Рябинкиных - Трибель  остался, и я уверен в том, что он даст еще не один "побег" в качестве студента, а затем и выпускника БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова.

М.В. Трибель — выпускник группы № 092 машиностроительного факультета ЛМИ 1975 года (ныне главный специалист НП "Ассоциация выпускников Военмеха").


Рудак Войцех Станиславович. Репрессирован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1965 году


Фоканова Лидия Петровна и Остапенко Виктор Васильевич (вып. 1952 г.)


Рудак Анастасия Войцеховна (вып. 1938 г.)


Рябинкин Аркадий Дмитриевич и Рябинкина (Фоканова) Светлана Петровна (вып. 1960 г.)


Рябинкин Владимир Аркадьевич (вып. 1983 г.)


Трибель (Рудак) Лариса Анатольевна (вып. 1974 г.) и Трибель Михаил Валентинович (вып. 1975 г.)

От редакции: Опубликовав этот материал, мы надеемся на продолжение разговора о династиях выпускников Военмеха. Ждем ваших писем.


ОРБИТА ЖИЗНИ

15 октября 2006 года исполнилось 45 лет Юношескому клубу космонавтики имени Германа Степановича Титова Санкт-Петербургского Дворца творчества юных. Это произошло после второго космического полета, когда интерес к освоению космоса охватил практически все население Земли. Многие желали полететь в космическое пространство, изучать космические дисциплины и тренироваться к будущим полетам. Это и определило направленность клуба в первый период его существования. В этот период основное внимание уделялось занятиям по основам космонавтики, авиации, астрономии. В учебном процессе использовались тренажер для отработки слепого полета, кабина самолета МИГ-15, армейские радиостанции. Силами членов клуба был создан планетарий. Таким образом, на первом этапе жизни клуба упор делался на военно-прикладные, общетеоретические и спортивно-оздоровительные дисциплины, включающие  парашютную подготовку, занятия на специальных тренажерах, батутную акробатику, туризм. Не случайно, что первыми чемпионами Ленинграда по батуту были выпускники клуба и среди них - выпускник Военмеха Александр Амбуркин.

С годами менялась структура Клуба, выделялись базовые направления обучения старших школьников, что делало необходимым налаживание связей с техническими вузами и научными центрами. В этот период к учебному процессу в Клубе подключилась академия Гражданской авиации, взяв на себя подготовку по самолетовождению, метеорологии, истории авиации. Механический институт вел занятия по основам ракетной техники, радиолокации и навигации, Электротехнический институт — по основам вычислительной техники и программированию. Несколько сопутствующих дисциплин вел Институт авиационного приборостроения. Таким образом, спецификой образовательной среды Клуба космонавтики стала ориентация на изучение наукоемких авиакосмических и информационных технологий.

Исторически сложилось так, что с подачи первых космонавтов большой популярностью среди технических вузов города в Клубе пользовался Ленинградский механический институт, в который и поступили многие его выпускники. Между институтом и клубом был заключен договор, определявший степень участия сторон в довузовской подготовке школьников и использования для этой цели институтских и клубных специалистов и технической базы.

В начале 90-х годов в Клубе была создана комплексная программа обучения информационным технологиям, позволяющая внедрять в его учебный процесс вузовские разработки. Так, на кафедре А1 в свое время была создана программа по моделированию носителей, одним из авторов которой и инициатором ее внедрения в учебный процесс Клуба был его выпускник В. Захаров. Эта разработка, в уже более усовершенствованном виде, успешно используется в вузе и Клубе. Другая работа посвящена вопросам моделирования радиолокационных систем. В ее основе лежит магистерская диссертация выпускника кафедры И4. Работа была опробована в Клубе и включена в его учебный процесс. В настоящее время силами студентов кафедры данная работа модернизируется и планируется включение ее в учебный процесс кафедры и Клуба.

Важное место в учебном процессе Клуба занимают развитие личности подростка и привитие ему интереса к исследовательской деятельности. Во многом этому способствует наличие в Клубе подлинного самоуправления. Ежегодно проходит отчетно-выборная кампания и избирается новый Совет Клуба, при этом каждый член Клуба может выставить свою кандидатуру. За 45 лет существования Клуба сотни ребят прошли школу организационной работы, что очень пригодилось им в дальнейшей практической деятельности. В подтверждение этого представим   краткую   характеристику   отдельных,   конечно,   наиболее   именитых выпускников:

- Екатерина Иванова (третий выпуск) окончила наш институт, кандидат технических наук, космонавт, готовилась к полету по нескольким космическим программам;

- Игорь Шомполов (четвертый выпуск) — летчик-истребитель, полковник, инструктор летной подготовки космонавтов в Звездном городке;

- Анатолий Чубайс (девятый выпуск) — общественный, государственный и хозяйственный деятель;

- Виктор Степанов (десятый выпуск) — пилот 1 класса, заместитель руководителя представительства авиакомпании "Пулково" в Париже;

- Анатолий Храмов (одиннадцатый выпуск) — капитан 1 ранга, акванавт, Герой России;

- Андрей Борисенко (семнадцатый выпуск) — окончил наш институт, в 2003 году зачислен в отряд космонавтов.

Этот список можно продолжить, так как 96 выпускников Клуба непосредственно связаны с космической техникой, 22 выпускника окончили Космическую академию им. А.Ф. Можайского, 68 — военные и гражданские летчики, 32 человека стали астрономами и около двухсот окончили Военмех.

Отличительная особенность юношеского клуба космонавтики — прочная связь поколений выпускников. Уже состоялся 41 выпуск, но старшие не прерывают связи с Клубом. Почти 30 лет с каждой учебной группой работают кураторы из выпускников, они помогают в организации повседневной работы, в выборе тем выпускных рефератов, консультируют по ним в период подготовки и перед защитой. Практически все плановые мероприятия в Клубе проходят с участием выпускников, а среди преподавателей Клуба в настоящее время их большинство.  Многие выпускники испытывают чувство благодарности и ностальгии по Клубу, считают его вторым домом, местом общения, взаимной поддержки и обмена идеями. "Клуб научил меня всему, что я имею сейчас, приблизил к моей мечте", — сказал выпускник Клуба акванавт Анатолий Храмов. Под этими словами могут подписаться  более трех тысяч его питомцев. Идея объединения выпускников назревала давно и в октябре 2001 года в день рождения Клуба переросла в создание некоммерческого благотворительного фонда "Апрель 12".

В различные годы гостями клуба были летчики-космонавты Г.С. Титов,  П.Р. Попович, В.И. Шаталов, Г.М. Гречко, В.Н. Комаров, А.А. Леонов, В.И. Севастьянов, В.А. Соловьев, А.А. Серебров, Л.Д. Кизим, И.П. Волк, С.К. Крикалев со своими американскими коллегами-астронавтами. Поэтому  многим из услышанного от прославленных покорителей космоса ребята делятся со своими сверстниками во время городской игры "Космос", которая с 1965 года проводится для школьников города. На семи станциях школьные космические экипажи узнают новости по астрономии, авиации, космонавтике. Команды-победительницы награждаются на торжественной линейке 12 апреля.

Выпускной работой в Клубе является защита рефератов, темы которых  не выходят за рамки клубных программ.

Уже четыре года в апреле  в Центре информационных технологий Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных на базе Юношеского клуба космонавтики проходит научно-практическая конференция, посвященная вопросам информационных технологий в области науки и техники. Каждый год расширяется тематика докладов и число участников. Активное участие в работе конференции принимают преподаватели Военмеха В.В. Смирнов, А.А. Сорокин, Ю.В. Петров, С.Н. Ельцин, В.И. Погорелов, М.Н. Охочинский, И.Н. Молчанов, что подтверждает их серьезное отношение к довузовской подготовке школьников.

Конференции показали, что Юношеский клуб космонавтики с его материальной базой и квалифицированными преподавателями может оказывать существенную помощь представителям высшей школы при решении конкретных задач учебного процесса. Такое взаимодействие позволит активнее внедрять разработки вузов в учебный процесс Клуба.

В заключение следует отметить, что данная работа уже дает свои положительные результаты во взаимодействии Юношеского клуба космонавтики и Военмеха, который весьма успешно окончили или продолжают в нем учиться более двухсот выпускников Клуба.

Анатолий ТАРАСОВ, доцент каф. И4,
Председатель попечительского совета фонда "Апрель 12

Часть 2

На главную