№9 (22507) декабрь, 2004 г.

«Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации»

- с такой повесткой 18-19 ноября 2004 г. в нашем университете работала межотраслевая научно-практическая конференция.

В адрес конференции  поступили приветственные обращения от  председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронова, полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе И.И. Клебанова, губернатора Санкт-Петербурга  В.И. Матвиенко.

С докладами на пленарной сессии выступили В.В. Бланк - председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга, А.Н. Овечкин - зам. начальника отдела Министерства образования и науки РФ, А.А. Ермаков - председатель комиссии по работе с военными вузами Санкт-Петербурга, Б.В. Гидаспов - генеральный директор ФГУП РНЦ «Прикладная химия», А.С. Дударев - ректор Санкт-Петербургского технологического института (технический университет), О.С. Ипатов - ректор Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, Ю.М. Смирнов - зам. нач. Управления стратегического развития ХК «Ленинец», Г.И. Власов - генеральный директор Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, О.Т. Чижевский - генеральный директор - главный конструктор ГУП «ФНЦП «Прибор», В.К. Балтян - директор Межотраслевого учебно-научного центра «Технологическое образование» МГТУ им. Баумана, В.В. Новиков - зам. начальника кафедры Военно-морской академии им. Н.Г.  Кузнецова.

В рамках конференции работали Круглые столы по темам: «Особенности и перспективы подготовки специалистов по направлению «Оружие и системы вооружений»», «Проблемы целевой подготовки специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли»,  «Подготовка инженерно-технических специалистов в  области автоматических систем управления. Сертификация продукции и подготовка инженеров по качеству в промышленности», «Информационные технологии в подготовке кадров для Вооруженных сил и оборонной промышленности», «Особенность  социально-экономической и гуманитарной составляющих в подготовке кадров для ВПК и ВС в современных условиях».


На снимках: (слева направо) президиум конференции: С.М. Стажков, А.А. Ермаков, М.В. Моцак, Г.И. Власов, В.В. Бланк, О.С. Ипатов; в зале конференции

Представляем докладчиков пленарной сессии

«Стратегия и тактика создания экономической базы высшего военно-технического образования в современных условиях» - тема доклада  председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга В.В. Бланка.

«Подготовка кадров для ВПК и Вооруженных сил в свете Болонского соглашения» - тема доклада ректора Санкт-Петербургского технологического института (Технический университет) А.С. Дударева.

«Интеграция военно-инженерного и гражданского образования в высшем учебном заведении» - тема доклада ректора Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатова.

«О состоянии военной подготовки в вузах Санкт-Петербурга» - тема доклада председателя Комиссии Администрации Санкт-Петербурга  по работе с военными вузами  А.А. Ермакова.

«Военно-образовательная политика: проблемы и решения» - тема доклада зам. нач. отдела Министерства образования и науки РФ А.Н. Овечкина.

«Новые  подходы в управлении творческим процессом системы групповой мыследеятельности» - тема доклада генерального директора-главного конструктора ГУП «ФНПЦ «Прибор» О.Т. Чижевского.

«Механизмы закрепления кадров на оборонных предприятиях» - тема доклада директора Межотраслевого учебно-научного центра «Технологическое образование» МГТУ им. Баумана В.К. Балтяна.

«Проблемы формирования профессиональных кадров на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга» - тема доклада генерального директора Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Г.И. Власова.

«Учебно-научно-производственный комплекс как основа подготовки инженеров для оборонных предприятий» - тема доклада генерального директора ФГУП РНЦ «Прикладная химия» Б.В. Гидаспова.

«Пути сотрудничества предприятий ВПК и вузов по подготовке специалистов» - тема доклада зам. нач. Управления стратегического развития ХК «Ленинец»  Ю.М. Смирнова.

«Анализ системы подготовки кандидатов в ВМА им. Н.Г. Кузнецова по профилю кафедры систем ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ» - тема доклада зам. нач. кафедры ВМА им. Н.Г. Кузнецова В.В. Новикова.


Ректору Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатову

Уважаемый Олег Сергеевич!

Сердечно поздравляю Вас, всех преподавателей и студентов возглавляемого Вами университета с Днем ракетных войск и артиллерии.

Университет вносит серьезный вклад в развитие военно-промышленного комплекса нашей страны, в подготовку специалистов для Ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил России.

Ваши выпускники с честью выполняют обязанности по обеспечению безопасности и укреплению обороноспособности нашей Родины.

Желаю всем вам крепкого здоровья, успехов в постижении профессии, осуществления всех планов и надежд.

Губернатор Санкт-Петербурга В.И. МАТВИЕНКО


ИЗМЕНИТСЯ ЛИ СТАТУС ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ?

На этот и другие вопросы отвечает руководитель Федерального агентства по образованию Григорий БАЛЫХИН

- Григорий Артемович, какие аспекты модернизации высшей школы в ближайшие несколько лет вы бы особо отметили?

- Я бы выделил механизмы финансирования. Поскольку определяющим в нашей экономике провозглашен метод программно-целевого финансирования, то все большая часть средств, ассигнуемых ныне по смете, будет направляться на финансирование по целевым программам. Будут созданы отраслевые программы. Кроме того, финансирование будет ориентировано на конечный результат. Сейчас разрабатываются критерии бюджетного финансирования. С 2005 года принята новая бюджетная классификация, которая позволяет выделять средства вузам по укрупненным сметам. Например, ранее вуз, получив деньги на тепло, не мог "перебросить" их на оплату электроэнергии. Сейчас все статьи по коммунальным платежам объединены в одну статью, и вуз сам вправе решать, куда и сколько потратить.

- В связи с 250-летием МГУ имени М.В. Ломоносова и 175-летием МГТУ имени Н.Э. Баумана развернута серия  мероприятий. Какое участие в них принимает Федеральное агентство по образованию?

- В связи с этими юбилеями подписаны Указы Президента РФ Владимира Владимировича Путина. В них намечена государственная поддержка мероприятий, связанных с этими славными датами, важными для всей российской высшей школы. Безусловно, в рамках, касающихся Федерального агентства по образованию, будет сделано все возможное для того, чтобы достойно отметить эти юбилеи.

- Все чаще поговаривают о сокращении количества вузов. Сегодня их в России по некоторым подсчетам около трех тысяч, а в Советском Союзе было меньше семисот. Какое количество вузов планируется оставить? И каковы будут критерии отсева?

- Давайте уточним. В Российской Федерации нет "около трех тысяч вузов". Всего аккредитованных вузов 972, причем из них 620 государственные (335 - подведомственные Минобрнауки России), а 352 - негосударственные.

А вот филиалов вузов в последние годы появилось очень много. И, наверное, там-то и копятся основные проблемы - необеспеченность высококвалифицированными кадрами, недостаточно высокое качество обучения и т. д. Об этом также говорят и руководители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

А на вопрос о "критериях отсева" вузов могу ответить следующее. Никаких "черных списков" высших учебных заведений нет. Об этом, кстати, говорил недавно министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко. Сокращение числа вузов и особенно числа филиалов вузов возможно. Но это может последовать только по результатам комплексных проверок высших учебных заведений и их филиалов.

- Что, на Ваш взгляд, предпочтительней для будущего высшего образования - возвратные образовательные субсидии или ГИФО?

- Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно разобраться в сути затронутых понятий.

Эксперимент по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств осуществляется в целях обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых в сферу образования, развития конкурентного начала в деятельности высших учебных заведений, экономического стимулирования повышения качества высшего образования.

Данный эксперимент осуществляется во взаимосвязи с экспериментом по введению единого государственного экзамена. Финансирование вузов будет зависеть от качества подготовки контингента поступивших. Благодаря конкурсной процедуре поступления, контингент поступивших в вузы, образовательные услуги которых населением оцениваются выше, составят лица, имеющие лучшие результаты сдачи ЕГЭ и соответственно имеющие большие финансовые обязательства.

Другой важной особенностью эксперимента является то, что человек, не прошедший по конкурсу на места для бесплатного обучения, получает при обучении за плату государственную финансовую поддержку в размере, определенном категорией ГИФО, соответствующей уровню сданных абитуриентом экзаменов в форме ЕГЭ.

Таким образом, реализация механизма ГИФО может позволить более полно удовлетворить потребности граждан в образовании и ориентировать вузы на спрос населения.

В настоящее время в стране сложилась экономическая ситуация, при которой молодые специалисты в силу ряда причин не идут на работу по полученной специальности. Это касается, в первую очередь, таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура, государственный сектор сельского хозяйства и сфера управления. Так, например, 70 процентов выпускников сельскохозяйственных вузов и около 50 процентов выпускников педагогических вузов не работают по окончании вуза по полученной специальности. Аналогичная ситуация сложилась и в здравоохранении. Вместе с тем, молодые люди, про-живающие в сельской местности и малых городах, зачастую не имеют возможности получить высшее или среднее профессиональное образование по востребованным в их регионах профессиям (учитель, врач, специалист сельского хозяйства и т. д.) в силу материального положения семьи. Так, например, доля иногородних студентов в московских вузах за последнее десятилетие снизилась с 75 до 25 процентов.

Одним из путей решения проблемы обеспечения профессиональными кадрами государственного сектора экономики и сферы управления является создание системы государственного субсидирования в сфере образования.

Субсидии будут предоставляться студентам учебных заведений, обучающимся на бесплатной основе и изъявившим желание отработать определенное количество лет на предприятиях или в учреждениях государственного сектора экономики или в сфере управления по направлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с получением высшего или среднего профессионального образования.

Необходимым условием получения субсидии является наличие договора, регулирующего взаимоотношения между гражданином, заказчиком и образовательным учреждением, неисполнение которого гражданином будет чревато обязательным возмещением расходов на его обучение.

Таким образом, государственные именные финасовые обязательства и образовательные субсидии - не конкурирующие между собой механизмы, а дополняющие друг друга средства достижения двуединой цели образования - обеспечения устойчивого развития общества путем формирования необходимого кадрового потенциала и удовлетворения потребностей населения в высшем профессиональном образовании.

- Сегодня многие выпускники, заканчивая вуз, отправляются работать по совершенно другой специальности. В городах и селах не хватает учителей, врачей. Как, на Ваш взгляд, заставить студентов отрабатывать диплом?

- Проблема трудоустройства значительного числа выпускников вузов, даже государственных, по полученным ими специальностям действительно важна. Часто приходится слышать, что система профессионального образования и, прежде всего, высшего слабо ориентирована на потребности рынка труда.

Вот с рынка труда и попробуем начать ответ на Ваш вопрос. А кто командует на рынке труда - работодатели. И именно от них мы ждем наиболее четкой и достоверной информации о реальных потребностях в специалистах. Необходима активизация работы в этом направлении служб занятости, координация их деятельности с работодателями и образовательными учреждениями. Системе образования нужен четкий заказ на подготовку специалистов и не только в количественном плане, но и в качественном: каких специалистов ждут от нас, какими знаниями, умениями, навыками и компетенциями должны обладать выпускники вузов. Сами высшие учебные заведения без активной помощи работодателей не смогут в полном объеме решить весь этот комплекс сложнейших проблем.

Разумеется, Федеральное агентство по образованию в рамках своей компетенции ведет работу по решению указанного вопроса. В частности, с учетом предложений министерств и ведомств разрабатывается проект предложений к государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005 год. Государственные задания на подготовку специалистов с высшим образованием (в том числе инженерных и научных кадров для ряда отраслей промышленности) размещаются на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

Расширяется сфера целевого приема в вузы. Разрабатывается порядок о целевой подготовке, предусматривающий комплекс вопросов по закреплению выпускников высших учебных заведений на рабочие места, соответствующие профилям подготовки молодых специалистов.

Кстати, мне слово "закрепить" нравится гораздо больше, чем то, что Вы использовали в своем вопросе, - "заставить". Ведь за словами стоят их значения. И как мы, например, будем заставлять (в смысле трудоустройства) выпускника, который на конкурсной основе поступил в вуз на место, финансируемое из государственного бюджета, успешно закончил его, получил диплом по такой-то специальности с соответствующей квалификацией?!

А вот решить эти вопросы за счет целевого приема и закрепления молодого специалиста по его профилю, предоставив ему достойную зарплату, жилье или жилищные субсидии и другие предусмотренные меры социальной направленности - это и есть, по-моему, один из главных путей решения проблемы, о которой Вы говорили. Кроме целевой контрактной подготовки определенные надежды мы возлагаем на развитие механизма реализации государственных субсидий в системе высшего образования, а также на образовательные кредиты.

Дополнительно могу сказать, что, по нашим данным, в прошлом году около 48 процентов выпускников очной формы обучения подведомственных нам учреждений высшего профессионального образования получили направление на работу. С учетом активизации деятельности вузов на рынке труда и расширения практики целевого приема этот показатель должен в ближайшие годы существенно увеличиться. Таким образом, невостребованных по их специальностям молодых специалистов станет меньше.

- Профессорско-преподавательский состав вузов стареет с каждым годом. Как привлечь в вузы молодых преподавателей?

- Проблема эта действительно имеет место. Но я не могу полностью согласиться с тем, что на сегодняшний день есть только одна тенденция - старение профессорско-преподавательского состава. Совсем недавно, когда мы еще в прежнем Министерстве образования России подводили итоги деятельности министерства по реализации первого этапа модернизации российского образования, была отмечена и позитивная тенденция - возрастание притока в высшую школу молодых преподавателей в возрасте до 30 лет. Но одного этого еще недостаточно, чтобы коренным образом улучшить положение дел в этой области.

Для комплексного решения вопроса должны быть задействованы самые разнообразные механизмы. Это и меры финансового характера, и мероприятия, способствующие повышению престижа преподавательской деятельности, созданию условий для эффективной и творческой работы в сфере высшего профессионального образования. Речь идет и о моральном поощрении, и о материальном стимулировании труда работников вузов.

Конечно, для решения кадровых проблем, связанных с возрастным составом профессорско-преподавательского корпуса, должен быть разработан комплекс системных мер.

- Может ли в ближайшее время идти речь о повышении стипендий студентов?

- Проектом федерального бюджета на 2005 год предусматривается выделить дополнительно 2,6 миллиарда рублей для увеличения стипендиального фонда подведомственных Рособразованию учреждений профессионального образования практически в полтора раза с 1 сентября 2005 года. Однако это не означает механической индексации установленных размеров стипендий. Имеется в виду выделяемые дополнительные средства направить на цели адресной поддержки отдельных категорий студентов, в первую очередь отличников учебы, активных участников научно-технических и других творческих   объединений, компенсации нуждающимся студентам затрат на проживание в общежитии, отмененных льгот по оплате проезда и т. д.

Таким образом, повышается значимость стипендии как инструмента социальной поддержки и стимула к добросовестному, творческому отношению к учебе.

- Как лично Вы относитесь к вероятной смене статуса государственных вузов с государственных учреждений на организации? Не грозит ли это приватизацией наших высших учебных заведений, в том числе главных вузов страны - Московского государственного университета имени Н.Э. Баумана, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова?

- Вопрос очень важный. Сейчас при самой активной поддержке Федерального агентства по образованию разрабатывается Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Принятый в настоящей Концепции термин "государственная образовательная организация" допускает широкое толкование спектра образовательных структур, в частности, к нему могут быть отнесены федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества с преобладающим участием Российской Федерации в капитале.

Концепция ориентирована на все государственные организации сферы образования, независимо от их ведомственной принадлежности.

Должно быть предусмотрено сохранение участия Российской Федерации в управлении государственными образовательными организациями в случае, если они отвечают определенным критериям, например, если организация располагает уникальными научно-педагогическими школами и (или) уникальным учебным или исследовательским оборудованием, утрата которых приведет к снижению образовательного, научного и экономического потенциала государства, конкурентоспособности на мировом рынке образования, нанесет ущерб национальной безопасности.

В случаях, если организации не отвечают принятым критериям, в управлении ими Российская Федерация сохраняет свое участие в той мере, в какой обеспечивается контроль за процедурами реорганизации образовательных организаций и влияние на профиль их деятельности. По-видимому, эти организации постепенно могут быть реорганизованы в форму автономных учреждений (АУ) или государственных автономных некоммерческих организаций (ГАНО).

Таким образом, речь о приватизации вузов не идет.

Более того, на заседании Правительства Российской Федерации, обсуждавшего 21 октября этого года предложения Правительственной комиссии по проведению административной реформы об определении подведомственности и возможных изменений формы собственности федеральных государственных учреждений и унитарных предпри-ятий, было принято решение об отнесении всех без исключения вузов к перечню организаций, подлежащих сохранению в федеральной собственности.

- Считаете ли Вы, что высшее образование должно быть платным, частично платным или все-таки бесплатным?
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане России имеют право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Законодательством предусмотрено финансирование обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета не менее 170 студентов на 10 тысяч человек населения России. Следует подчеркнуть, что в последнее время был предпринят целый ряд попыток, и довольно настойчивых, исключить указанную норму из законодательства об образовании, однако нам удалось ее отстоять, ибо она, по нашему глубокому убеждению, весьма наглядно отражает государственные гарантии бесплатности высшего профессионального образования.

Законодательство также предусматривает и возможность платного обучения на основе договоров, заключаемых физическими или юридическими лицами с конкретными высшими учебными заведениями.

Обучение студентов на основе частичного и полного возмещения затрат за счет средств как физических, так и юридических лиц также направлено на повышение доступности высшего профессионального образования.

Кроме того, в современном мире, постоянной характеристикой которого становится появление новых информационных технологий, а эффективной является та деятельность, которая носит инновационный характер, возникает необходимость в неоднократном получении высшего профессионального образования, которое возможно только на платной основе.

Таким образом, наличие и бесплатного, и платного высшего образования позволяет сегодня государству и гражданам России полно и всесторонне удовлетворять образовательные потребности в получении высшего профессиоального образования.

- И в заключение, каковы перспективы интеграции военного и гражданского образования?

- Непосредственно подготовка военных специалистов будет по-прежнему вестись в рамках военных вузов, сохраняемых в ведении соответствующих силовых ведомств. Но мы планируем вести подготовку некоторых кадров средней квалификации (например, техников) для силовых министерств в гражданских вузах в рамках бакалавриата. Эта позиция нашла поддержку Министерства обороны.

«Вузовские вести» № 22 (212)


РЕШЕНИЕ
межотраслевой научно-практической конференции

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург, 18-19 ноября 2004 г. БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) является одной из самых важных производственных структур в стране. В него входят большое число предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Кадровый потенциал ОПК включает ученых, специалистов, высококвалифицированных рабочих, обеспечивающих выпуск практически всех основных видов вооружения и военной техники, что способствует укреплению национальной безопасности России. Особое значение в развитии ОПК имеют система высшего инженерного военного и гражданского образования и вузовская наука, традиционно обеспечивающие ОПК специалистами, научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками.

Несмотря на все трудности, связанные с реформированием российской экономики, ОПК сохранился в своей основе. Он по-прежнему обладает высоким научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом, позволяющим выпускать изделия, которые пользуются спросом на отечественном и мировом рынке вооружений и военной техники. Однако с каждым годом отечественный ОПК утрачивает характеристики системного развития, что, в частности, связано и с недостаточным бюджетным финансированием высших учебных заведений, с трудностями привлечения в ОПК молодых инженерных и научных кадров.

Нынешнее состояние предприятий ОПК, падение престижа инженерных специальностей и вузов оборонного профиля неизбежно ведут к утрате оборонного потенциала, потере национальной безопасности Российской Федерации, грозят утратой высокотехнологичных производств, уходом с мировых рынков вооружений и военной техники.

Ключевой проблемой развития высшей школы  является поддержка и сохранение профессорско-преподавательского и научного состава ведущих инженерных вузов оборонного профиля страны и закрепление молодых специалистов на предприятиях ОПК. Появилась угроза полной потери молодых квалифицированных специалистов из-за планов "реформирования" высшей школы "под Болонское соглашение" с исключением подготовки дипломированных инженеров.

Актуальной для сегодняшнего состояния Вооруженных сил РФ является проблема подготовки офицерского корпуса и переподготовки офицеров, увольняющихся в запас, в условиях интеграции инженерного, военного и гражданского образования.

На конференции были рассмотрены следующие вопросы:

- особенности подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса страны;

- целесообразность применения концепции Болонского соглашения к подготовке кадров ОПК;

- организация подготовки кадров для национальной технологической базы (Межотраслевая целевая комплексная программа "Поддержание и развитие кадрового потенциала ОПК РФ");

- интеграция военного и гражданского инженерного образования в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование системы военного образования на период до 2010 года";

- переподготовка кадров в интересах оборонно-промышленного комплекса, включая переподготовку офицеров, увольняющихся в запас;

- создание интегрированных университетских комплексов: вуз - техникум - предприятие.

В конференции приняли участие  руководители и специалисты 185 предприятий оборонно-промышленного комплекса страны, 42 гражданских и военных учебных заведений, Министерства образования и науки, Министерства обороны, Федеральных агентств.

Участники конференции обращаются к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству обороны РФ с настоятельной просьбой учесть в своих решениях следующие рекомендации конференции: 

1. Считать вузы оборонного профиля национальным достоянием Российской Федерации и сохранить их в федеральном подчинении. Признать в рамках государственной политики в области высшего профессионального образования приоритетной задачу подготовки инженерных и научных кадров для ОПК и ВС РФ.

2. Сохранить подготовку инженеров (специалистов) по оборонным и наукоемким специальностям, необходимым для ОПК и ВС РФ, наряду с бакалаврской и магистерской подготовкой.

3. Принять на законодательном уровне Межотраслевую целевую комплексную программу "Поддержание и развитие кадрового потенциала ОПК РФ".

4. Провести эксперимент по созданию учебно-научно-производственных комплексов с целью концентрации усилий на подготовке инженерных и научных кадров для ОПК и ВС РФ.

5. Поручить БГТУ "Военмех" разработку региональной программы подготовки  и переподготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса Северо-Западного федерального округа РФ.

6. Ввести норматив обеспечения преподавательского состава по оборонным специальностям в гражданских вузах России из расчёета один преподаватель на четыреёх студентов в целях поддержки и сохранения профессорско-преподавательского и научного состава ведущих инженерных вузов оборонного профиля.

7. Продлить срок воинской службы военнослужащих-преподавателей высшей квалификации (кандидаты и доктора наук, доценты и профессора) до 55 - 60 лет.

8. Привести в соответствие с состоянием на 2005 год перечень предприятий ОПК, работа на которых после учёебы в вузе даеёт право молодому специалисту на отсрочку от службы в армии (перечень №1583 Постановления Правительства РФ от 30.12.1998).

9. Разработать и внедрить механизмы закрепления молодых специалистов, подготовленных в рамках госзаказа, на предприятиях  ОПК.

10. Обеспечить выполнение Постановления Правительства РФ №891 от 25.12.2001 г. в части выделения Министерством образования и науки РФ средств на оснащение научно-лабораторным и специальным оборудованием, вычислительной техникой и информационными ресурсами вузов, реализующих государственный план подготовки инженерных и научных кадров для ОПК.

11. Считать целесообразным образование Университетских комплексов в составе кадетских школ-интернатов, средних военных или  гражданских учебных заведений, вузов и высших военных учебных заведений на базе вузов, готовящих кадры для ОПК, в целях реализации Федеральной целевой программы "Реформирование системы военного образования на период до 2010 года" в части обеспечения подготовки кадровых офицеров в гражданских вузах, а также переподготовки офицеров, увольняющихся в запас.

12. Осуществлять подготовку и переподготовку  кадровых военных инженеров преимущественно по комплексной инженерной специальности 170101 (072400) "Испытание и эксплуатация техники (по областям и видам)" направления 170100 (652800) "Оружие и системы вооружения".

13. Определить  БГТУ "Военмех" в качестве базового вуза для создания учебно-методического объединения вузов РФ  по образованию в области испытания и эксплуатации многоцелевой техники.

14. Поручить БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова организацию и проведение Всероссийских научно-практических конференций по координации деятельности в области подготовки инженерных и научных кадров для ОПК и ВС РФ каждые два года.


ВЫСОКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕНМЕХА


С докладом выступает директор ИСВ профессор К.М. Иванов

Круглый стол ИСВ собрал более 40 специалистов из 10 предприятий оборонного профиля и из 4 родственных Военмеху вузов для обсуждения проблемы подготовки специалистов по направлению "Оружие и системы вооружений". С докладом выступил директор ИСВ д.т.н., проф. К.М. Иванов, отразив особенности и перспективы подготовки кадров для оборонных предприятий. Отмечены следующие основные особенности подготовки специалистов:

- ориентация на российские регионы, важное место в которых занимают оборонные предприятия;

- интеграция науки в учебный процесс (участие студентов, аспирантов и преподавателей в различных научно-исследовательских работах, финансируемых оборонными предприятиями; участие ведущих специалистов предприятий оборонного профиля в учебном процессе вуза);

- высокое значение воспитательного фактора в обучении студентов (воспитание патриотизма, преподавание истории военной техники, проведение экскурсий в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи и т.д.).

В настоящий момент имеются проблемы в подготовке кадров по оборонным специальностям. Связи с регионами начинают утрачиваться, теряются творческие, научные связи преподавателей вуза и ведущих специалистов отрасли, в тяжелом положении находится ряд оборонных предприятий. Однако в связи с наметившимися в последнее  время положительными тенденциями в развитии оборонной промышленности можно ожидать решения этих проблем. По данным Минобороны, в следующем году на вооружение Российской армии поступит более 450 новых образцов военной техники; финансирование работ, связанных с совершенствованием и созданием новых образцов оружия, в 2005 году увеличено на 30% по отношению к предыдущему году. Сильно изменились приоритеты в направлениях новых разработок военной техники. Например, интенсивно развиваются средства ближнего боя, артиллерийские комплексы малого и среднего калибра, системы управления комплексами. При этом практически не развиваются артиллерийские комплексы крупного калибра. На большинстве оборонных предприятий наряду с военной продукцией выпускается технологически подобная гражданская продукция, общий объем которой может составлять до 50%. Претерпели сильные изменения направления научных исследований в области создания военной техники.

Для создания обоснованной стратегии подготовки кадров для предприятий оборонной промышленности необходимо учитывать эти изменения. Следует восстанавливать связи с регионами, где сконцентрированы оборонные предприятия, необходимо учесть изменение направлений и приоритетов научных исследований, использовать передовой опыт работы предприятий в преподавании дисциплин образовательного стандарта направления "Оружие и системы вооружений", привлекать работников оборонных предприятий к обучению в аспирантуре БГТУ.

На совещании выступили профессора С.П. Присяжнюк, А.М. Мишин и Е.В. Кульков, представители ряда оборонных предприятий и вузов России. Особое внимание было уделено обсуждению проекта нового образовательного стандарта по направлению "Оружие и системы вооружений". Отмечено, что БГТУ "Военмех" является уникальным, единственным в России вузом, где представлены все специальности упомянутого стандарта. Важное место при обсуждении занимал вопрос о необходимости усиления фундаментальной подготовки и интеграции науки в учебный процесс.

Круглый стол ИСВ раскрыл высокий потенциал Военмеха в деле подготовки кадров для оборонной промышленности, но в то же время обосновал необходимость существенных изменений приоритетов с учетом военной доктрины России.

Константин Иванов, директор ИСВ;

Сергей Кудрявцев, зам. директора ИСВ  по информатизации


На снимках: слева - возле стенда ГУП «ФНПЦ «Прибор» сотрудники его филиала при кафедре Е3 (слева направо) - профессор В.И. Запорожец, студент группы Е301 О.А. Иванов, аспирант Д.Д. Бочканов и ассистент Е.А. Знаменский; справа  (слева направо) - директор филиала ГУП «ФНПЦ «Прибор», доцент каф. Е3 Ю.В. Генкин, генеральный директор-главный конструктор ГУП «ФНПЦ «Прибор» О.Т. Чижевский.

Фото М.Я. ВОДОПЬЯНОВА


ПОБЕДА

СОРОК ПЕРВЫЙ - НАШ ГОД ПРИЗЫВНОЙ

Воспоминания участника Великой Отечественной войны профессора, доктора исторических наук Ивана Ивановича ВИНОГРАДОВА

В средствах массовой информации сейчас много пишут и говорят о готовности страны и населения СССР к защите Отечества накануне Великой Отечественной войны. Чаще всего они дают такие определения: Советский Союз не готов был к войне, рабочие, колхозники и интеллигенция были не информированы о планах нападения фашистской Германии на нашу страну и т.п.  При этом почему-то не учитывают, что Советское государство проводило миролюбивую внешнюю политику, она широко освещалась в печати, там же содержались и предупреждения об угрозе возможной войны.  ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР делали все необходимое для создания системы  коллективной безопасности, чтобы сорвать планы развязывания войны в Европе. К сожалению, правящие круги Англии и Франции проводили политику умиротворения в отношении Германии, вели тайные переговоры с Гитлером, чтобы направить его агрессию на восток, прежде всего, против Советского Союза.

Молодому поколению СССР,  естественно, не все было известно о надвигавшейся опасности.  Однако, угроза войны чувствовалась. Поэтому в предвоенные годы на предприятиях, в учреждениях и школах велась  оборонно-массовая работа по линии общества "Осоавиахим", особенно среди юношей, которым предстояла служба в Красной Армии уже в 1940-1941гг.

В стране проводилась большая работа по патриотическому воспитанию населения, особенно среди учащейся молодежи. Мне об этом хорошо известно, так как в 1938-1941гг.  я учился в  Козловской средней школе Калининской области,  был секретарем комсомольской организации, затем в первый период войны - заместителем секретаря райкома ВЛКСМ и помощником начальника политотдела МТС по комсомолу. Чем тогда жила сельская молодежь  накануне  и  во  время войны, я и хочу поделиться в своих воспоминаниях.

На комсомольских собраниях школы с участием учащихся  старших классов активно обсуждались такие вопросы:  "Кем быть, чтобы стать полезным Родине?", "Готов ли ты к защите Отечества?" и другие. На эти темы регулярно публиковались материалы в газете "Комсомольская правда", во всех  молодежных изданиях. Отсюда, юноши и девушки страны морально готовились к войне, а когда враг напал на СССР, они по призыву и добровольно встали в ряды его защитников.

Участвуя в работе оборонно-массового общества "Осоавиахим", учащиеся 8-10  классов знакомились на специальных занятиях с основами первой медицинской помощи в случае  ранения,  овладевали знаниями по противохимической защите, сдавали нормы на получение значков ГСО (готов к санитарной обороне) и ПВХО. Их имело большинство старшеклассников.

После принятия в 1939 г. "Закона о всеобщей воинской повинности" все юноши, которым после окончания средней школы исполнялось 18 лет, призывались на военную службу. По линии райвоенкомата с ними  проводились занятия по изучению материальной части стрелкового оружия,  была организована сдача норм на значки ГТО, Ворошиловский стрелок и др. Когда началась Великая Отечественная война, более десятка моих одноклассников были направлены в  военные училища,  а по их окончании - на фронт. Они стойко и мужественно вели борьбу с немецко-фашистскими захватчиками на всех фронтах, награждены орденами и медалями СССР, а вернулись с победой только единицы.

Мои товарищи, не призванные в армию в 1941г. по возрасту и по состоянию здоровья, а также одноклассницы, были привлечены к выполнению ответственной хозяйственной и советской работы. Так, И.Овчинников, заменив отца, призванного в армию, стал управляющим отделения совхоза,  П.Введенский, П.Кириллов и А.Соловьева утверждены заведующими отделами  райисполкома. Многие заменили мужчин, ушедших на фронт, в финансовых и сельскохозяйственных органах, добросовестно трудились до конца войны и заслужили уважение среди трудящихся района.

Осенью 1941г., когда шла битва за Москву, а враг захватил Калинин и  был  в 50 км от районного центра Козлово, по заданию райкома партии создавались подпольные комсомольские группы для работы с населением на случай оккупации района.  Туда отбирались на добровольных началах, строго индивидуально, комсомольцы-учителя, медицинские работники, служащие, колхозницы, в основном женщины, назначались их руководители, определялись  пароли для связи и т.д. К этой работе, опасной и трудной, готовились десятки юношей и девушек.

В это же время проходило формирование районного партизанского отряда для вооруженной борьбы с немецкими войсками. В него, по рекомендации райкома ВЛКСМ, был зачислен я и многие комсомольские активисты. Отряд был вооружен, имел свою базу, находился на военном положении и готовился к схватке с фашистскими захватчиками. А когда угроза оккупации района отпала, после  разгрома немцев под Москвой в декабре 1941г., партизанский отряд был расформирован, часть его состава, в основном молодежь, была направлена для выполнения специальных заданий в западные районы области, оккупированные гитлеровцами. Они вели себя там стойко и мужественно, некоторые погибли в борьбе с фашистами, но не изменили своих убеждений, были посмертно награждены орденами и медалями Советского Союза.

Вспоминая о событиях начального периода войны, могу с полным основанием утверждать, что, несмотря на сложную обстановку, среди юношей и девушек не было панических настроений. Они понимали опасность, которая угрожала стране, и готовы были исполнить свой долг.

Война изменила всю жизнь страны, затронула все слои населения, каждую семью. На фронт, как тогда говорили, уходили отцы с сыновьями, братья  и сестры по призыву и добровольно приходили в райвоенкоматы с просьбой направить их в действующую армию. Каждая семья  направила в  армию одного-трех своих членов и более. Так и в нашей семье в армии были отец и два его сына.

Провожали в армию с тревогой, так как обстановка на фронте в первые месяцы войны была сложная. Немецкие войска наступали, а Красная Армия отступала,  оставляя врагу села и города. Защитников Отечества больше всего беспокоило, что будет с их родными и близкими, если  они  окажутся на территории, оккупированной фашистскими войсками.  И главная задача их состояла в том, чтобы остановить продвижение врага на восток, а затем и уничтожить его.

В тыловых районах страны, где угрозы оккупации не было, молодежь вместе с народом все силы отдавала, чтобы помочь Красной Армии в борьбе с немецкими захватчиками.  Труженики тыла добровольно вносили свои личные сбережения на постройку эскадрилий самолетов и танковых колонн, подписывались на государственные займы, оплачивали их наличными и передавали облигации в фонд обороны страны. В этом наглядно проявлялось единство  фронта и тыла, когда Родина переживала суровые испытания на прочность нашего общественного строя,  быть советскому народу свободным или оказаться в фашистской неволе.

В течение всей войны шло пополнение армии новыми резервами. В 1942 г. были призваны и добровольно ушли в Красную Армию юноши и девушки 1924 г., а позднее - до окончания войны - 1925, 1926 и 1927 годов рождения, которые вместе со старшими поколениями исполнили свой солдатский долг перед Отечеством, завершив разгром фашистской Германии в 1945 г.

В августе 1942 г., когда шли упорные бои с немецкими войсками под Сталинградом, я добровольно, имея ограничение по состоянию здоровья, ушел в армию и прошел путь от курсанта до парторга батальона. Считаю, что служба в армии явилась для меня и моих товарищей суровой школой испытания наших устремлений, а  также сохранения памяти о тех,  кто не вернулся с победой домой. Мы гордимся ими и стремимся честно исполнить то, о чем они мечтали, но не смогли  осуществить  свои желания после войны. Память о них постоянно с нами, пока мы живы.

Таким образом, молодое поколение СССР нападение фашистской Германии на нашу страну встретило с пониманием опасности для его будущего и достойно встало на защиту своей Родины. Мои воспоминания о поколении 1922, 1923 и 1924 годов рождения вызваны тем, что на них выпали самые тяжелые испытания первого периода Великой Отечественной войны. Это поколение было убеждено, что в смертельной схватке с врагом защищает свободу и независимость Советского государства, своих родных и близких от фашистского рабства. Среди них не было уклонистов от службы в армии. Многие из них, получив ранения на фронте, после госпиталей снова возвращались в действующую армию и продолжали участвовать в разгроме врага.

Поколение 1922-1924 гг. вместе со всем народом с честью и достоинством выдержало горечь наших поражений в 1941-1942  гг. и радость побед Советской Армии над немецкими войсками на заключительных этапах войны, хотя и понесло самые большие потери. К концу войны из этого поколения в живых осталось лишь 3% из числа призванных в армию в 1941-1942 гг. Но подвиг этого поколения в защите Отечества навечно остался в памяти народной, явился яркой страницей в истории Великой Отечественной войны.

НОВЫЙ ПРОФКОМ - НОВЫЕ ЗАДАЧИ


Выступает Г.Г. Шабалин

2 декабря состоялась IV отчетно-выборная конференция профсоюзной организации ПП и УВС БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова. Работа конференции отмечена высокой активностью. Из 64 избранных делегатов в конференции приняли участие 57, в прениях по отчетному докладу профкома  и отчету контрольно-ревизионной комиссии выступили 13 человек, в том числе ректор БГТУ О.С. Ипатов и заместитель председателя Территориального комитета Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации А.Н. Гребенкин.

На конференции обсуждалась роль профсоюзов в условиях тотального наступления государства на права и интересы  всех  слоев населения России, особенно работников образования, здравоохранения и культуры. Главной темой выступлений были вопросы оплаты труда в университете, а также улучшение условий труда, охрана труда и техника безопасности, социальная защита работников университета и членов их семей. 

Работа профсоюзного комитета признана удовлетворительной.

Конференция избрала председателя профсоюзной организации. Им стал Г.Г. Шабалин. Он же избран делегатом ХХ отчетно-выборной профсоюзной конференции Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также делегирован в состав Территориального комитета.

Конференция избрала новый состав профкома из 14 человек. В него вошли: С.П. Атареева, Б.В. Гридин, Л.В. Зефирова, Т.В. Ивашковская, Е.Н. Клопов, Л.Б. Кочин, В.В. Красник, З.Э. Макашова, Н.П. Никонова, В.И. Рассказова, Г.Т. Третьякова, Т.В. Тулинова, В.В. Чижов и В.А. Ширяев.

Конференция избрала новый состав контрольно-ревизионной комиссии из 5 человек. В него вошли: Т.Ф. Медецкая, Н.И. Михеева, Н.А.Успенская, В.В. Хоменок, Ю.И. Швейко.

Конференция внесла ряд изменений и дополнений в действующее Положение профсоюзной организации ПП и УВС.

С особой заинтересованностью на конференции обсуждался вопрос об объединении работников университета в единую профсоюзную организацию.

Конференция предложила новому составу профкома обратиться к новому составу профкома объединенной профсоюзной организации с предложением  провести общее профсоюзное собрание работников университета, на котором принять решение о создании единой организации работников, избрать единый исполнительный профсоюзный орган, а также определить план работы на ближайшее будущее и перспективу.


В зале конференции

Наш корр.


Кафедре физики - 70 лет!


Первый проректор С.М. Стажков зачитывает текст поздравления от ректората университета


В зале торжественного собрания

Федорову Дмитрию Леонидовичу, зав. кафедрой физики БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова

Глубокоуважаемый Дмитрий Леонидович!

От имени Государственной Думы и от себя лично поздравляю коллектив кафедры физики и студентов с замечательным юбилеем - 70-летием кафедры.

Сегодня профессорско-преподавательский состав кафедры, состоящей из молодых перспективных педагогов и ученых, а также опытных педагогов старшего поколения, решает новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов с мощной фундаментальной основой на базе современной физики.

Желаю моим дорогим коллегам и студентам успехов на благородном пути овладения знаниями, а также не забыть поднять тост: "За успехи в Военмехе!"

Ваш - заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Ю.П. САВЕЛЬЕВ

 

Ректору Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатову.

Уважаемый Олег Сергеевич!

Сердечно поздравляю с 70-летним юбилеем одну из старейших кафедр университета - кафедру физики.
Желаю больших успехов в деле обучения и воспитания молодежи и творческих удач в научно-исследовательских работах на благо нашей Родины, защиты и безопасности страны.

Начальник Военно-топографического управления
Генерального штаба ВС РФ, действительный член Академии военных
наук, доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант В.Н. ФИЛАТОВ

 

Ректору Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д.Ф. Устинова профессору О.С. ИПАТОВУ.

Заведующему кафедрой физики профессору Д.Л. ФЕДОРОВУ.

Уважаемые коллеги!

В связи с юбилеем кафедры физики БГТУ "Военмех" направляем ее коллективу искренние поздравления и пожелания новых успехов в педагогическом творчестве и научных исследованиях.

Кафедра физики Военмеха широко известна в вузах Министерства обороны как ведущий методический центр по разработке прогрессивных образовательных технологий, координирующий научно-методическую работу родственных кафедр вузов различных ведомств. На базе кафедры регулярно проводятся конференции и семинары, на которых обсуждаются вопросы включения в образовательный процесс актуальных физических проблем, в том числе в области наноструктур и нанотехнологии. Значителен вклад педагогов кафедры в подготовку инженеров, конструкторов и ученых, создающих оборонный потенциал нашего государства.

Семидесятилетний юбилей кафедра встречает как динамично развивающийся научно-педагогический коллектив, пользующийся залуженным авторитетом среди коллег - физиков, студентов, преподавателей вузов. Желаем новых успехов и рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Заместитель начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого по учебной и научной работе генерал-майор А. АБРАМОВ;

Первый вице-президент Академии военных наук лауреат Ленинской премии, доктор военных наук, профессор, генерал-полковник   В. КОРОБУШИН;

Заведующий кафедрой физики доктор физико-математических наук, профессор В. СРЕДИН


В связи с 70-летием со дня образования кафедры физики объявить благодарность за большую работу по подготовке специалистов и наградить Почетными грамотами сотрудников кафедры:

Федорова Д.Л. - профессора,
заведующего кафедрой;
Алексееву О.С. - ассистента;
Арешкина А.Г. - доцента;
Бахарева О.Д. - доцента
(совместитель);
Васильеву Л.И. - доцента;
Вербина С.Ю. - доцента
(совместитель);
Денисова Е.П. - доцента;
Дымшица Ю.И. - доцента;
Живулина В.А. - доцента;
Иванову Н.А. - старшего
преподавателя;
Иванову Т.В. - старшего
преподавателя;
Карташову А.П. - старшего
преподавателя;
Князеву Т.Н. - ассистента;
Кондратову Е.С. - ассистента;
Лазареву Ю.Н. - ассистента;
Леднева М.Г. - доцента;
Лентовского В.В. - доцента;
Ляховича Д.Н. - старшего
преподавателя;
Мелехина В.Г. - доцента
(совместитель);
Некрасова И.К. - профессора;
Павлову Т.А. - доцента;
Рыбакину Е.А. - доцента;
Савина С.В. - ассистента
(совместитель);
Старухина А.Н. - доцента
(совместитель);
Шедель Э.Г. - доцента
(совместитель);
Язова А.Н. - доцента;
Ярцева Д.А. - доцента;
Зотикову О.Н. - заведующий
лабораторией;
Борисова П.А. - техника
(студент);
Васильева А.А. - инженера;
Васке С.В. - техника (студент);
Диденко Л.Г. - ведущего
программиста;
Иванова В.С. - техника
(студент);
Корнееву М.В. - лаборанта
(студентка);
Нестерова В.А. - техника
(студент);
Неучеву О.А. - техника
(студентка);
Соколову С.Н. - техника
(студентка);
Фиськова А.М. - ведущего
электроника.

Ректор БГТУ О.С. ИПАТОВ


В связи с 70-летием кафедры физики за многолетний и добросовестный труд в Балтийском государственном техническом университете "Военмех" им. Д.Ф. Устинова ПРИКАЗЫВАЮ:

Присвоить почетное звание "Ветеран ЛМИ (БГТУ)" с занесением записи в трудовую книжку и вручением грамоты университета следующим сотрудникам:

Васильевой
Людмиле Ивановне - доценту;
Ивановой
Наталье Александровне -
старшему преподавателю;
Ивановой
Тайми Валентиновне -
старшему преподавателю;
Федорову
Дмитрию Леонидовичу-
заведующему кафедрой.

Ректор БГТУ О.С. ИПАТОВ


ОТКРЫТА «КОСМИЧЕСКАЯ» АУДИТОРИЯ

19 ноября в нашем университете была торжественно открыта аудитория имени выпускников Военмеха космонавтов Г.М. Гречко и С.К. Крикалева. Открывая мероприятие, ректор О.С. Ипатов тепло поблагодарил тех, чьим трудом и старанием была отремонтирована и оборудована эта аудитория. Он поприветствовал гостей и предоставил им слово.

На снимке: президиум торжественного мероприятия

В.В. Бланк, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга:

... - Хотелось, чтобы с открытием этой аудитории Военмех с гордостью посмотрел на свою историю, на своих выпускников, на людей, которые обеспечивают обороноспособность нашей Родины, и передал это чувство гордости студентам последующих поколений.

Г.М. Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

... - Мы получили в Военмехе очень сильное инженерное образование, за что большая благодарность нашим преподавателям. Спасибо, что создали такую аудиторию. Студентам есть с кого брать пример. И в первую очередь - с Сергея Крикалева. Я его считаю лучшим космонавтом нового поколения.

А.Ф. Уткин, Главный конструктор КБСМ

...- Важность сегодняшнего мероприятия в том, что мы еще раз напоминаем о значимости первых полетов в космос. Те, кто придут сюда учиться через поколение, должны так же гордиться подвигом первопроходцев космоса, как гордимся им мы. Мы должны гордиться и мужеством Кати Ивановой. Ее фотография по праву должна занять место среди космонавтов - выпускников Военмеха.

К.Ю. Лавров, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, директор БДТ им.  Г.А. Товстоногова:

... - Я очень признателен судьбе, что снялся, можно сказать, в культовом фильме «Укрощение огня», где сыграл роль Башкирцева, прототипа генерального конструктора ракетной техники Сергея Павловича Королева. С тех пор я внутренне чувствую себя членом вашей семьи. Тех, кто покоряет космос.

Е.А. Иванова, летчик-космонавт:

... - Все те знания, которые я получила в Военмехе, мне очень пригодились в жизни. Когда я была дублером Савицкой, нам предстояло отрабатывать задание по сварке в открытом космосе. В институте нас даже этому учили, и я справилась с заданием без особых проблем. Желаю студентам успешной учебы, помните - знания никогда не бывают лишними.

О.П. Мухин, первый вице-президент Федерации космонавтики России:

...- Как выпускник Военмеха я очень благодарен своим преподавателям за жизненную науку. То, что сегодня открылась аудитория имени космонавтов, лишнее подтверждение направленности политики руководства вуза на воспитание студентов в духе патриотизма, гордости за достижения славной когорты военмеховцев.


На торжественном мероприятии присутствовали родители космонавта С.К. Крикалева Надежда Ивановна и Константин Сергеевич Крикалевы (на снимке в центре), в чей адрес было высказано немало добрых слов и пожеланий доброго здоровья.

Фото Сергея  ЕМЕЛЬЯНОВА

Часть 2

На главную