Опыт БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова в решении задачи кадрового обеспечения ОПК и высокотехнологичных отраслей


В.А. БОРОДАВКИН, д.т.н., профессор,
директор Института ракетно-космической техники

По материалам выступления на совещании с руководителями организаций Госкорпорации «Ростехнологии», которое проходило в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова 23-24 сентября 2009 г.

Одним из ключевых аспектов разработки и производства предприятиями ОПК конкурентоспособной продукции является кадровое обеспечение.

Система подготовки кадров для оборонных предприятий имела, на наш взгляд, наибольшие успехи в 80-х годах прошлого века. Это объясняется следующими основными положительными моментами:

- мотивация студентов и абитуриентов, вызванная престижностью профессий инженеров, конструкторов и технологов;

- высокий конкурс, а следовательно, и качественный прием на все специальности;

- наличие системы распределения, гарантирующей трудоустройство всех выпускников, с одной стороны, и конкурс на престижные предприятия с другой (одно из достижений системы распределения - создание на предприятиях творческих коллективов из представителей различных научно-педагогических школ, что приводило к выдающимся результатам);

- тесная связь выпускающих кафедр с предприятиями отрасли, прохождение всех видов практик на предприятиях, выполнение выпускных квалификационных работ на реальные актуальные темы;

- большой объем хоздоговорных и госбюджетных НИР, выполняемых штатными научными сотрудниками и преподавателями с привлечением студентов и аспирантов, активно работали студенческие конструкторские бюро (БГТУ имел НИЧ 1-й категории - порядка 600 штатных сотрудников);

- высокая престижность профессии преподавателя вуза и, как следствие, длинная "скамейка запасных" из молодых ученых и представителей промышленности, привлекаемых к учебному процессу.

Перестроечный период расставил новые акценты в системе подготовки кадров. Профессия инженера оборонного профиля потеряла былую престижность, уменьшился интерес к преподавательской деятельности, в результате чего с трудом удается сохранять сложившиеся на кафедрах научно-педагогические школы. Активная гуманитаризация среднего образования привела к снижению уровня подготовки школьников по математике, физике, значительная часть средних школ не имеет предмета «черчение», в котором закладываются основы для усвоения  конструкторских дисциплин.

Раньше была устойчивая система, состоящая из трех звеньев:

- школа с ее единообразными, хорошо отработанными и сбалансированными для технических вузов учебными программами;

- вуз, стабильно и в достаточном объеме финансируемый государством;

- производство, престижное само по себе и заинтересованное в наших выпускниках.

Теперь вроде бы присутствуют те же самые звенья, но каждое из них перестраивается автономно по своим "рыночным" законам, с различной интенсивностью, независимо от других, и система дает ощутимые сбои. В результате отлаженной сквозной подготовки кадров не получается. К этому следует добавить отсутствие системы распределения, демографический кризис, приведший к нехватке учеников в школах и студентов в вузах.

Сеть ПТУ и техникумов у нас в значительной степени разрушена, а вместе с тем число мест в вузах растет. Они становятся по сути единственным "портом приписки" выпускников школ, значительная часть которых в прежние времена могла претендовать только на места в ПТУ или cредних специальных учебных заведениях.

Сильно упал уровень подготовки в вузах. Молодой человек, которому надо на что-то жить, во время учебы находит работу и связывает дальнейшую жизнь уже с ней, перестает должным образом учиться. В результате выпускник солидного вуза не очень часто представляет интерес как специалист. В последнее время вузы все чаще сталкиваются с неудовлетворенностью предприятий и организаций ОПК качеством подготовки инженеров.

Отменена система обязательного распределения выпускников, в результате чего градообразующие предприятия пополняются выпускниками непрофильных вузов.

С учетом вышеизложенных обстоятельств очевидным становится появление в классической схеме сквозной подготовки "восьмидесятых" корректирующих звеньев и решение следующих задач:

1. Профильная довузовская подготовка, в том числе через создание системы специализированных классов при участии БГТУ и заинтересованных предприятий;

2. Целевая подготовка специалистов для предприятий ОПК, включая  адаптационное сопровождение студентов-целевиков на всех этапах обучения, реализацию по заявкам предприятий программ дополнительной подготовки студентов старших курсов сверх основных образовательных программ с целью адаптации под конкретные рабочие места;

3. Расширение (реанимация системы ДПО) и реализация по заявкам предприятий программ дополнительного профессионального образования работников, в том числе выпускников непрофильных вузов.

Наш университет имеет многолетний опыт в решении поставленных задач по всем звеньям сквозной подготовки в цепочке "школа - вуз - предприятие".

1. Профильная довузовская подготовка.

Создание профильных школ и классов в случае так называемой "внутрифирменной подготовки" имеет свои особенности и происходит на основе совместного договора между вузом, базовым предприятием, районным отделом народного образования и школой. Таким образом, формирование квалифицированного персонала НИИ, КБ или промышленного предприятия ОПК начинается с довузовской профессиональной ориентации школьников. Создание профильных школ и классов требует определенной перестройки учебного процесса.

Изложенное не противоречит концепции модернизации российского образования, согласно которой, наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…".

Ясно, что наиболее эффективно система профильной довузовской подготовки работает при активной заинтересованности профильных, как правило градообразующих, предприятий. Предприятие должно непосредственно взаимодействовать со школой, материально стимулируя дополнительные образовательные программы. Вуз в свою очередь разрабатывает специальное учебно-методическое обеспечение, осуществляет текущее тестирование по профильным дисциплинам.

В качестве типового примера можно привести работу в одном из регионов - г. Коломна Московской области. Кооперация включает одно из градообразующих предприятий ФГУП "Конструкторское бюро машиностроения", Управление образования г. Коломна, МОУ гимназия №2 "Квантор" г. Коломна и БГТУ "Военмех".

На первом этапе семилетнего сотрудничества был проведен анализ возможности различных учреждений образования города. В результате гимназия №2 "Квантор" (как учреждение, имеющее опыт профильного физико-математического обучения, кадровый потенциал, технические, организационные и методические ресурсы для обеспечения качественной подготовки абитуриентов) была рекомендована в качестве базовой для довузовской подготовки старшеклассников по политехническому профилю.

Задача второго этапа состояла в организации системы подготовительных курсов с дополнительными занятиями по физике, математике, в отработке технологии комплектования групп, коррекции и адаптации рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Для координации совместных действий, проведения рекламных мероприятий был сформирован методический совет, который определил роль каждого: учебно-организационную - для гимназии, методическую - для Военмеха, финансово-координационную - для КБМ. В течение учебного года преподаватели Военмеха проводили на базе гимназии выездные методические семинары, тестирование учащихся.

На третьем этапе особое внимание уделялось отработке системы профориентационных мероприятий при финансовой поддержке КБМ: публикации в СМИ, выступления по местным телевизионным каналам, экскурсии в музей КБМ, на полигон, профориентационные лекции и беседы с родителями, ознакомительные поездки в Санкт-Петербург с посещением учащимися кафедр и лабораторий Военмеха. В результате число обучающихся на курсах выросло почти в 3,5 раза в 2008 и 2009 годах по отношению к 2002 году. Аналогичный рост наблюдается и по количеству поступивших в Военмех абитуриентов. Здесь нельзя недооценивать роль предприятия. Ежегодно КБМ финансирует оборудование и ремонт блока в общежитии Военмеха, в который заселяются коломенские первокурсники, обеспечивает прохождение всех видов практик на своем предприятии. Регулярно c руководством КБМ обсуждаются условия трудоустройства выпускников. В 2006 году в гимназии был открыт новый профиль — военно-инженерный. В учебный план его включены, помимо изучаемых на профильном уровне математики, физики, информатики, также черчение и инженерная графика.

Одной из отличительных особенностей профильной подготовки является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний. Такое "медленное погружение" в вузовскую систему позволяет старшеклассникам пройти определенную адаптацию и более комфортно чувствовать себя на студенческой скамье.

Аналогичная работа по созданию профильных классов и организации работы подготовительных курсов БГТУ на этапе довузовской подготовки ведется и в других регионах РФ.

2. Целевая подготовка специалистов, в том числе в рамках гособоронзаказа.

В последние годы в университете успешно реализуется система адаптационно-психологического сопровождения студентов-целевиков, которая включает в себя как дополнительные консультации и занятия по наиболее сложным дисциплинам, так и сквозной контроль посещаемости и успеваемости студентов в течение семестра.

3. Дополнительное профессиональное образование.

Можно  отметить ряд проектов ДПО для предприятий ОПК, реализованных в последнее время.

В период с 2003 года осуществлялась подготовка специалистов ОАО "ВМП "Авитек" (концерн ПВО "Алмаз-Антей") в рамках получения второго высшего образования через магистратуру БГТУ. Направление подготовки - авиа- и ракетостроение, форма обучения - заочная. Контингент обучающихся: молодые специалисты-выпускники непрофильных вузов, имеющие опыт работы на предприятии.     Реализация данного проекта позволила частично решить задачу закрепления кадров. За шесть лет из 20 обучающихся только 3 человека покинуло предприятие.

В 2005 году реализована программа ("Комплексы РО, устройство, испытание, эксплуатация") повышения квалификации специалистов ФГУП "МП "Звездочка" в объеме 160 часов. Форма обучения - очная с отрывом от основной работы. Категория слушателей - специалисты (инженеры) в области вооружения из числа работников ФГУП "МП "Звездочка".

Начиная с 2006 года в Санкт-Петербурге реализуется "Программа подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности по заявкам предприятий", утвержденная Распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга и "Программа развития Инновационно-технологичной сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 гг.", утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга.

В рамках этих программ БГТУ тесно сотрудничает со многими предприятиями ОПК Санкт-Петербурга, в числе которых ФГУП "КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе, ОАО "МЗ Арсенал", ОАО "Силовые машины", КБСМ, ЗАО "Спецтрест №2", Невский машиностроительный завод и многие другие.

Данная программа предусматривает как дополнительную последипломную переподготовку и повышение квалификации работников предприятий ОПК с выдачей сертификатов и дипломов государственного образца, так и дополнительную подготовку студентов старших курсов (3 - 5) в соответствии с требованиями, выдвигаемыми предприятиями, с выдачей сертификатов БГТУ.

В период с 2006 года были реализованы программы профессиональной переподготовки "Испытание и эксплуатация высокотехнологичного оборудования", "Сетевые информационные технологии", "Новые технологии в проектировании и производстве ракетно-артиллеристских комплексов" и другие, целью которых является изучение современных методов процессов проектирования, технологии производства, особенностей эксплуатации сложных технических систем, изучение информационных технологий и современных пакетов компьютерных программ.

В июне 2009 года в БГТУ завершена программа переподготовки для работников среднего руководящего звена ОАО "МЗ Арсенал".

С сентября 2009 года по заказу завода ОАО "Климов" начала работу программа профессиональной переподготовки сотрудников предприятия "Современные информационные, технологические и производственные разработки в двигателестроении".

По инициативе ОАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» (г. Екатеринбург) подготовлен проект программы переподготовки специалистов предприятия  "Зенитные ракетные комплексы: устройство, принципы функционирования".

В настоящее время реализуется проект по подготовке специалистов из числа студентов старших курсов в интересах ОАО РЖД (Департамента информатизации и корпоративных процессов управления). Углубленная специализированная подготовка ориентирована на корпоративные стандарты ОАО РЖД и ведется по дополнительной образовательной программе "Современные информационные технологии, используемые на различных этапах жизненного цикла технических и организационно-технических систем".

Решением Президиума Союза предприятий оборонных отраслей  промышленности Свердловской области от 28.03.2008г. БГТУ "Военмех" был принят в качестве базового учебного заведения в проекте создания Центра дополнительного профессионального образования (ДПО) для предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области.

Создание центра ДПО для предприятий ОПК должно обеспечивать реализацию инновационных решений в области дополнительного профессионального образования, его связи с наукой и производством, а именно:

- реализацию спектра адаптированных дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности предприятий с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для ОПК;

- формирование принципиально нового кадрового состава преподавателей, способных мобильно и эффективно реализовывать образовательные программы различных уровней  подготовки, используя ресурсы предприятий-партнеров;

- повышение инвестиционной привлекательности дополнительного образования, обеспечение многоканального финансирования деятельности центра.

От успехов работы в данном направлении в значительной степени будет зависеть качество подготовки специалистов для  отечественного ОПК.


НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ЮБИЛЕИ

ПРОЛОЖИВШИЙ ДОРОГУ К ЛУНЕ

Если хотя бы немного знать биографию Юрия Васильевича Кондратюка, то совсем неудивительно, что очередной, стодесятилетний юбилей этого "пионера ракетной техники и космонавтики", как обычно называют его в энциклопедических изданиях, прошел почти незаметно. Судьба Кондратюка по настоящему трагична, жизнь очень больно била его буквально с самого рождения, и долгие годы настоящее имя ученого вслух произносить было как-то не принято.

Александр Игнатьевич Шаргей. Именно он вошел в историю космонавтики под именем Юрия Кондратюка. Вынужденно сменив фамилию и биографию в двадцатичетырехлетнем возрасте, спустя восемь лет опубликовал свою единственную работу по космонавтике, сделавшую его имя бессмертным. А осенью 1941 года погиб, сражаясь с фашистами в Подмосковье. В промежутке между этими двумя фактами биографии - невеселые события, вплотную связанные с историей нашей страны и только подчеркивающие трагичность судьбы ученого. Стоит рассказать об этом человеке поподробнее, честное слово, он заслужил уважения, пусть даже и посмертного.

До семнадцатого года

Родился А.И. Шаргей 21 июня 1897 года в Полтаве, в семье студента Киевского университета и учительницы географии одной из полтавских гимназий. Едва ли не с самого рождения мальчик воспитывался в семье бабушки по материнской линии. Сначала отец, исключенный из университета, отправился доучиваться в Германию, а чуть позже мать попала в больницу для душевнобольных (исследователи жизни Кондратюка-Шаргея считают, что это - следствие жестокого избиения во время допросов, участие в революционном движении даром не прошло).

 С 1907 года мальчик жил в Санкт-Петербурге - отец, вероятно, вспомнив о сыне, вернулся из Германии и занялся его воспитанием, сменив адрес и повторно женившись. К чести Е.П. Кареевой, мачехи, Александр никогда не ощущал себя пасынком и всегда поддерживал с ней дружеские отношения. В Петербурге он учился в начальных классах классической гимназии на Васильевском острове (там его имя помнят), учился неплохо, но внезапная смерть отца вынудила его вернуться в Полтаву.

Окончив городскую гимназию с серебряной медалью, Александр получил возможность поступать в институт без экзаменов. Семья мачехи все еще жила в столице, поэтому был выбран Санкт-Петербургский политехнический институт, куда А. Шаргей в августе 1916 года и был зачислен.

Но разгоралась мировая война, вроде бы положенную ему отсрочку от призыва Александр получить не успел, и уже 24 ноября 1916 года студент-политехник А.И. Шаргей был призван на военную службу. Он был зачислен на курсы прапорщиков при юнкерском училище, а в апреле 1917 года, после окончания этого ускоренного обучения, направлен в младшем офицерском звании на фронт. На Закавказский фронт, самый юг страны, куда А. Шаргей и отбыл, приняв должность командира взвода.

А в марте 1918 года новые власти заключили Брестский мир, после чего была объявлена всеобщая демобилизация. Гигантская русская армия отправилась по домам, и младший офицер А. Шаргей двинулся из Закавказья, где его застало событие, в Полтаву, через Баку. Солдатская дорога домой всегда занимает много времени; на Кубани Александр, что называется, "попал под мобилизацию" в Добровольческую армию. Желания воевать у бывшего младшего офицера не было никакого, и при первом удобном случае он немедленно дезертировал, но "в списки" попал. Добрался после этого до Полтавы он достаточно быстро, но спешно разъехавшихся родных - в городе стояли немецкие войска - уже не застал. Некоторое время А. Шаргей скрывается от мобилизации в Полтаве, у знакомых. Однажды вечером, разбирая старые журналы, натыкается на материалы К.Э. Циолковского и впервые узнает о его исследованиях. Затем перебирается в Киев, к семье мачехи, кстати, избежав тем самым призыва на службу к немцам... Вроде бы повезло. В Киеве А. Шаргей работал электриком, слесарем, грузчиком, давал частные уроки, но... Опять это "но": в ноябре 1919 года в город вступили войска генерала Деникина, и он снова был мобилизован, на этот раз - в деникинскую армию. Нет, воевать на чьей-либо стороне в планы А. Шаргея не входило, он немедленно дезертировал, на станции Бобринская сбежав из эшелона, и в течение 1919 - 1921 годов скрывался, что называется, от любой власти на железнодорожной станции Смела, работая смазчиком вагонов.

Таким образом, фактов, способных вызвать самый пристальный интерес компетентных органов победившей Советской власти, в биографии А. Шаргея к этому времени накопилось более чем достаточно, и с каждым днем он это чувствовал все отчетливее… И вот 15 августа 1921 года Александр Шаргей становится Юрием Кондратюком, как пишут современные исследователи, "…отсекая от себя и родственников опасное тогда белогвардейство".. Документы умершего от туберкулеза красноармейца с чистой биографией доставили достаточно сложным путем из Киева, где они были приобретены по случаю у старшего брата покойного.

Итак, новая биография, новое имя, вроде бы, есть возможность спокойно заниматься своим делом. Что же, пора разобраться, в чем же заключалось это "свое дело" Шаргея - Кондратюка.

Тем, кто будет читать, чтобы строить

Нет точных сведений, когда А.И. Шаргей заинтересовался проблемами межпланетных сообщений. В одной из своих поздних автобиографий, написанных уже в тридцатые, он отмечает, что к марту 1917 года стаж его увлечения составлял уже три года. Книга ли Я.И. Перельмана "Межпланетные путешествия", увидевшая свет в 1915 году, послужила началом этого увлечения, или что-либо другое, неизвестно. Но именно в конце марта - начале апреля 1917-го, к моменту окончания своего офицерского образования, А.И. Шаргей завершил работу над рукописью, тогда не имевшей еще никакого названия.

Содержание этой, до сих пор не опубликованной работы, поражает своей точностью и законченностью. Приведен оригинальный вывод формулы, позднее получившей название "формулы Циолковского". Выполнен анализ возможных жидкостных топливных пар для ракетного двигателя и выделено в качестве перспективного топлива сочетание "кислород-водород". Высказаны предложения по конструкции многоступенчатых ракет, впервые появляется мысль о создании для полета к Луне промежуточной базы на орбите Земли, мол, это энергетически выгодно.

Ну, и, конечно, молодой человек предложил свой план освоения космического пространства, в четыре этапа: I - использовать действие ракетного приспособления для полета в атмосфере; II - полеты "не особенно далеко от Земли, несколько тысяч верст"; III - полеты на Луну "без остановки там" (полеты вокруг Луны); IV - полет на Луну с остановкой на ее поверхности. Вполне логичный, надо сказать, план.

Этот вариант работы Ю. Кондратюка (принято именовать автора именно так) исследователи сегодня называют "рукопись - вариант №1". Эта рукопись пропутешествовала с автором по различным фронтам и тылам, чтобы в ноябре 1919 в Киеве стать вторым вариантом, уже озаглавленным "Тем, кто будет читать, чтобы строить" (всего 144 страницы плюс еще 6 страниц предисловия и оглавления).

В дополнение к содержанию первого варианта, в рукописи были рассмотрены другие, не менее важные, вопросы, связанные с космическим полетом. В частности, для подачи жидкого топлива предложено использовать турбонасосный агрегат, а для впрыска топлива в камеру сгорания - форсунки, размещенные в шахматном порядке. Был рассмотрен способ торможения возвращающегося из космоса аппарата с использованием сопротивления атмосферы, а для его дополнительного разгона в космосе - применение гравитационного поля планет Солнечной системы. Высказана идея об использовании солнечного света для выработки электроэнергии, в довершение всего предложены принципиальные схемы скафандров для работы в космическом пространстве.

Удивительно и, вместе с тем, достаточно показательно, что эти идеи, до которых автор тогда дошел сам, сегодня кажутся нам вполне тривиальными. Именно тривиальными, потому что большинство из них уже осуществлено и они используются, так сказать, в повседневной космической работе. Читая о покинувшей Солнечную систему американской станции "Пионер-10", мало кто сегодня вспомнит, что этот "парад планет", позволивший достичь третьей космической скорости, был впервые предложен и рассчитан в той давней рукописи.

Под своим новым именем Ю. Кондратюк отправился в путешествие по Украине на поиски работы, и с 1922 года он проживал в городе Малая Виска, устроившись "на техническую должность" на сахарный завод. Классическая гимназия, полсеместра Политехнического института, четыре месяца офицерской школы и почти пять лет работы в таких вот "технических должностях" - вроде бы неважное образование для человека, пытающегося заниматься "ракетными проблемами". Но природный потенциал, талант Кондратюка (будем называть его теперь именно так) был таким, что и этого, самодеятельного по сути, образования, хватало, чтобы связно, технически грамотно и математически точно обосновывать свои оригинальные предложения. К 1925 году закончил он работу над очередным вариантом рукописи, которую назвал на этот раз совсем просто: "О межпланетных путешествиях".

Ю. Кондратюк уже достаточно освоился в своей новой жизни, чтобы не побояться отправить эту рукопись на отзыв в организацию, ведавшую государственными научными изданиями, с достаточно странным для нас, сегодняшних, названием: "Главнаука". Действительно, работа закончена, пора издавать книгу. Ждать пришлось достаточно долго: только 12 апреля 1926 года за подписью профессора В.П. Ветчинкина пришла положительная рецензия. Казалось бы, дорога к публикации открыта. Увы, только казалось - за рецензией пришел отказ "Главнауки" опубликовать книгу. За государственный счет нельзя, наверное, действительно, деньги счет любят.

Ю. Кондратюк продолжает работать над будущей книгой, одновременно, с 1927 года работая в Западной Сибири проектировщиком зерновых комплексов. Он действительно был талантливым человеком: сделал несколько изобретений, которые внедрил в разрабатываемые им конструкции. Стал заместителем главного инженера Запсибкрайконторы  ВАО "Хлебопродукт" (позже - "Союзхлеб"). Почет, уважение, денежные премии - и в январе 1929 года в Новосибирске в свет выходит книга: Ю.В. Кондратюк, "Завоевание межпланетных пространств". Издание - за счет личных средств автора.

В книге, помимо уже упоминавшихся нами вопросов, были рассмотрены все важнейшие проблемы, связанные с осуществлением пилотируемого космического полета и экспедиции на Луну. Схема полета к Луне и возвращения на Землю, наиболее выгодная с энергетической точки зрения, получила свое дальнейшее развитие, уточнение и обоснование расчетом. Решения, предлагавшиеся Кондратюком, были по сути своей пионерскими, никем из его "коллег" из числа пионеров ракетной техники не рассматривавшимися.

Историк ракетно-космической техники Евгений Рябчиков в книге "Звездный час" пишет: "…Множество выдающихся открытий, наблюдений, философских определений, прогнозов, уточнений целей и задач космонавтики, выношенное Ю.В. Кондратюком, разом стало общеизвестно в 1929 году". И далее: "Одной этой книгой автор поставил себя в ряды пионеров космонавтики".

Сразу после выхода книги появились отзывы и отечественных, и зарубежных ученых, отмечавшие высокий научный уровень работы. Профессор Н.А. Рынин опубликовал развернутое изложение работы Кондратюка в одном из томов своей знаменитой энциклопедии "Межпланетные сообщения", снабдив публикацию биографическими сведениями, предоставленными по его просьбе автором, - своеобразная смесь реальных событий и "чистой" биографии. Так сказать, творческая биография. Установилась научная и дружеская переписка Кондратюка с К.Э. Циолковским, В.П. Ветчинкиным, Я. И. Перельманом.

Увы, ни одной работы по ракетно-космической технике Юрий Васильевич Кондратюк больше не опубликовал.

И если что-то начинается хорошо

30 июля 1930 года Ю. Кондратюк с группой своих сослуживцев арестован со стандартной формулировкой: "за вредительство". Это "вредительство" заключалось в применении оригинальной системы монтажа здания зернохранилища - без использования дополнительных крепежных деталей, как говорится, "без единого гвоздя". Что немедленно нашло отражение в доносе одного из "бдительных" сотрудников, как водится, недовольного успехами и, вероятно, доходами своего руководителя. Мол, специально так сделал, чтобы погубить будущий урожай. Такому доносу, как это сегодня ни выглядит  странно, поверили, немедленно осудили "вредителей" на три года лагерей, которые чуть позднее заменили ссылкой. Из ссылки Кондратюк был освобожден досрочно - "за трудовые успехи"… Плохо работать он явно не умел, а принцип "не высовывайся" и в этот раз, как видно, усвоил неважно.

Есть данные, что в апреле - мае 1933 года Кондратюк имел контакты с представителями московской Группы изучения реактивного движения (МосГИРД), в частности с С.П. Королевым, получил предложение работать в составе этой группы, но, после недолгого размышления, от этого предложения отказался. Опыт пребывания в качестве ссыльного все же заставлял смотреть на жизнь чуть более приземленно, и в это время Кондратюка занимала уже не космонавтика, а совершенно другая область техники - ветроэнергетика. Последовала активная и плодотворная работа над созданием ветряков новой конструкции: снова несколько изобретений, ряд опубликованных научных статей. Пришло приглашение от самого Серго Орджоникидзе, предлагалась ответственная должность в Наркомат тяжелого машиностроения: в масштабах страны заниматься ветряными электростанциями. Внедрялась новая система научных званий и степеней, и Ю. Кондратюка, ставшего признанным специалистом в области ветроэнергетики, представили к ученому званию "доктор технических наук". Снова стало казаться, что жизнь налаживается.

А затем - 1937 год, смерть С. Орджоникидзе, и всем этим воздушным планам пришел конец. Кондратюку было отказано и в присвоении докторского звания, и в той самой ответственной должности. А попутно - и в организации строительства крупнейшей Крымской ветряной электростанции. Единственное, что ему удалось сделать в этом направлении, да и то в 1939 году, так это начать разработку ветряных энергосистем малой мощности. В качестве начальника отдела скромной проектно-экспериментальной конторы в Москве.

…6 июля 1941 года Ю. Кондратюк добровольцем в составе Дивизии народного ополчения Киевского района Москвы ушел на фронт, а спустя три месяца, 3 октября 1941 он погиб в бою под Калугой. Впрочем, и с этой датой не все ясно, в  литературе встречается и другая, между 23 и 25 февраля 1942 года - пропал без вести у деревни Кривцово.

В 60-е годы прошлого века американские ученые при разработке программы "Аполлон", предусматривавшей высадку человека на Луну, напрямую использовали схему перелета к естественному спутнику Земли, предложенную в книге Кондратюка. Как писал в своих воспоминаниях один из тогдашних руководителей американской космической программы доктор В. Лоу, "…мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России после революции. Автор ее, Юрий Кондратюк, обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю".

А в 1987 году специальная комиссия АН СССР восстановила доброе имя ученого, не найдя в его биографии, в его поступках и действиях ничего, что содержало бы намек на преступления перед государством. Но в истории ракетной техники и космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей пока еще остается Юрием Васильевичем Кондратюком.

Михаил ОХОЧИНСКИЙ, доцент каф. А1


Решение кадровой проблемы ОПК


А.С. БОРЕЙШО, д.т.н., профессор,
научный руководитель ИЛТТ и ОО «Лазерные системы»

По материалам выступления на совещании с руководителями организаций Госкорпорации «Ростехнологии», которое проходило в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова 23-24 сентября 2009 г.

Промышленные перспективы страны и благосостояние российского общества связаны с оборонно-промышленным комплексом (ОПК) как источником двойных технологий, инноваций и немалых экспортных доходов. В свою очередь его развитие зависит от крупных научно-технических идей и разработок и воплощающих их в изделия творческих образованных людей. К сожалению, последние два десятка лет привели к катастрофическим последствиям для  преподавательских кадров высшей технической школы.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Особенно наглядно эти проблемы видны в Санкт-Петербурге. Из его технических вузов в рейтинг лучших российских высших учебных заведений попал только "Политех", заметно больший, чем остальные технические вузы города.

Небольшие узкопрофильные технические  вузы, ориентированные в прошлом на разные оборонные отрасли, в последние десятилетия в значительной мере утратили научно-техническую активность, выживая в основном за счет коммерческих проектов по предоставлению платных образовательных услуг в специальностях, не связанных с вооружением и военной техникой.

Найти выход из создавшегося положения путем улучшения работы существующих вузов очень трудно, если вообще практически осуществимо.

Поэтому будет интересно посмотреть возможность решения всех проблем на принципиально новой основе и с новыми кадрами.

ПЕРЕХОД НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Необходимость перехода экономики, в первую очередь ОПК, на инновационный путь развития и острейшая потребность в высококвалифицированных современных кадрах требуют адекватного ответа от нашего высшего технического образования.

Эта задача может успешно решаться при объединении науки и образования в больших многопрофильных университетах национального масштаба, способных обеспечить эффективные междисциплинарные связи, рождающие принципиально новые направления и являющиеся основой современного научно-технического прогресса.

Именно по этому пути развивается мировая высшая техническая школа. Как правило, крупные ведущие университеты отличаются значительной численностью аспирантов, прекрасной базой научных исследований, хорошо развитыми связями с промышленностью. Они ориентируются не на одно или несколько расположенных по соседству промышленных предприятий, а готовят специалистов по актуальным направлениям научно-технического развития, в которых они могут предоставить наиболее высококачественные научно-образовательные услуги мирового уровня.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Решением этой проблемы должна стать организация единого Федерального университета оборонных технологий (ФУОТ). Основными задачами нового университета станет развитие приоритетных научных направлений в интересах обеспечения российских вооруженных сил новейшими видами и системами вооружений и подготовка специалистов - исследователей, разработчиков и эксплуатационников  современной военной техники.

Опереться в этой работе можно будет на недавно принятый закон о создании малых инновационных предприятий при вузах и НИИ.

Современное оружие представляет собой системы, в которых сконцентрированы новейшие достижения высоких технологий и научных открытий, поэтому университет должен максимально концентрировать все многообразие современных направлений развития науки и техники - математики, физики, химии, механики, электроники, оптики, программирования, медицины, биологии.  Это станет также важным фактором, способствующим успешному решению задач инновационного развития оборонных отраслей, ускоренного переоснащения российской армии самыми передовыми средствами ведения военных действий и поможет созданию в РФ университета мирового уровня.

Дальнейшее развитие ФУОТ получит, включив в свою сферу филиалы, которые можно будет организовать на базе региональных вузов, ориентированных на подготовку кадров для региональных предприятий ОПК. Это позволит начать формирование единой государственной сети подготовки кадров для ОПК, решающей важнейшие вопросы дополнительного и послевузовского профессионального образования для ключевых оборонных отраслей.

Подготовка специалистов высшей квалификации - магистров, кандидатов и докторов наук, а также основные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) должны получить приоритетное развитие  в головном ФУОТ, тогда как региональные филиалы обеспечат подготовку бакалавров и инженеров на местах. При этом обязательным условием должен стать обмен преподавательскими кадрами и студентами.

Назначаемые руководители и управленцы высшего и среднего звена должны пройти переподготовку и проверку в ходе ДПО по единой программе, проведение которой будет возложено на ФУОТ с его региональными филиалами.  Эта задача может стать предметом специального соглашения университета с "Ростехнологиями".

При этом госкорпорация должна будет взять на себя обязательства по привлечению профессионального преподавательского и научного состава университета к выполнению гособоронзаказа, особенно на начальный период, после которого можно будет оценивать результаты и возможности вузовских специалистов. Это позволит, с одной стороны, привлечь в ФУОТ лучшие научно-педагогические силы, а с другой, окажет реальную поддержку в модернизации производственного потенциала и повышению конкурентоспособности предприятий ОПК.

ФУОТ должен будет провести организационные мероприятия по разработке для госкорпорации единых специальных программ переподготовки и повышения квалификации руководителей высшего и среднего звена с обязательным подтверждением полученных знаний в ходе тестирования совместной комиссией, включающей представителей ФУОТа и "Ростехнологий".

Важным результатом такой работы будет более высокий уровень взаимопонимания, установление тесных связей университета с руководителями промышленности, наполнение сотрудничества реальными, совместно решаемыми задачами.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПУЛ

Ключевым вопросом в организации ФУОТ является возможность привлечения в новый университет действительно ведущих научных сил, известных ученых и преподавателей, работающих на мировом уровне. В сегодняшней российской высшей технической школе их немного. Между тем, в РАН сохранились сильные научные группы, возглавляемые крупными учеными, которые могли бы оказать существенную помощь высшей школе, если найти приемлемые для всех организационные формы такого сотрудничества.

Еще одним важным резервом должно стать возвращение в страну уехавших за рубеж наших ученых и приглашение на преподавательскую работу иностранных специалистов, которые вполне могут стать кадровым резервом высшей школы.

Чтобы привлечь состоявшихся и вполне обеспеченных людей к преподавательской деятельности, существуют хорошо известные апробированные мировой практикой пути. Например, организация на базе университетов и с их участием малых и средних предприятий, научно-исследовательских лабораторий и научно-технических центров, где могли бы реализоваться инновационные разработки, рождающиеся в вузе. Принятый по инициативе Президента Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ открывает для этого очень хорошие перспективы повышения квалификации, приобретения опыта и навыков научной работы. Это должно стать приоритетной задачей руководства университета.

СТУДЕНЧЕСКИЙ СОСТАВ

Не менее важным кадровым вопросом является формирование контингента студентов, которые будут готовы прийти учиться в ФУОТ, а после его окончания внести свой реальный вклад в работу оборонных отраслей российской промышленности, остро нуждающейся в высококвалифицированных кадрах. Это принципиальный вопрос, поскольку действующим законодательством не предусматривается принудительное распределение выпускников после окончания высшей школы. Большинство принадлежащих в основном государству предприятий российского ОПК сейчас непривлекательно для выпускников вузов в первую очередь из-за низкой оплаты труда, неудовлетворительного менеджмента, и быстро изменить эту ситуацию в сегодняшних реалиях вряд ли возможно. Одни лишь призывы к выпускникам "Раньше думай о Родине, а потом о себе" сегодня вряд ли подействуют.

Решением, хотя и весьма непростым, может быть установление некоего «образовательного сбора» для всех студентов и аспирантов. Он должен быть разумным, не делающим высшее образование недоступным, в то же время обеспечивающим достаточное укрепление университетского бюджета. Для отдельных категориям студентов этот сбор может быть снижен или отменен. Кроме того, у любого студента будет возможность заключить договор со специальным независимым Центром (Агентством) развития кадрового потенциала российской промышленности, созданным заинтересованными отраслями и предприятиями для обеспечения подготовки кадров высшей квалификации. Этот договор компенсирует вузу "образовательный сбор" в обмен на обязательство студента отработать определенное время по распределению на предприятии ОПК или вернуть деньги Центру (Агентству). В этом случае у студента появляется возможность решать, оплачивать обучение самому или заключать договор с Агентством.

ФУОТ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК

Вопрос о взаимодействии ФУОТа с предприятиями ОПК требует особого внимания, поскольку эти предприятия выступают одновременно как основные "заказчики" кадров,  определяя направление и уровень подготовки студентов, так и в качестве средства непрерывного повышения научно-технического уровня профессорско-преподавательского состава. Реальными партнерами входящего в мировые рейтинги университета могут быть только современные конкурентоспособные на мировом уровне предприятия независимо от названий и формы собственности.

Задача улучшения подготовки кадров для ОПК неразрывно связана с повышением эффективности "потребителей" этих кадров. Иначе хорошо подготовленные молодые специалисты найдут способы избежать соприкосновения с отсталой технологической производственной базой  и косным менеджментом. То же самое случится и с  повышением квалификации профессорско-преподавательских и научных кадров, заинтересованных во взаимодействии с передовыми предприятиями.

Российские госкорпорации, концерны и другие государственные структуры управления ОПК могут быть реально полезны для "мобилизационных" целей, одной из которых должно быть обновление высшего звена научно-технического, производственного и экономико-финансового руководства входящих в них предприятий. Именно здесь собственник с правом решающего голоса может быстро и эффективно провести перемены и какое-то время контролировать и оценивать результаты работы.

ФУОТ же должен будет провести организационные мероприятия по разработке для госкорпорации единых специальных программ переподготовки и повышения квалификации, (включающих внутрикорпоративные обмены и стажировки) руководителей высшего и среднего звена с обязательным подтверждением полученных знаний в ходе тестирования совместной комиссией, включающей представителей ФУОТа и "Ростехнологий".

Вставая на путь инновационного развития важно ясно обозначить амбициозную, и вместе с тем абсолютно конкретную и реально достижимую цель всех усилий - возвращение России в лидеры мирового научно-технического прогресса. Задача современной интеллектуальной элиты - дать возможность следующим поколениям ученых и изобретателей учиться и работать в лучших условиях.


УЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

27-28 октября в университете было проведено комплексное учение гражданской обороны на тему: "Организация и выполнение мероприятий по защите студентов и сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, по противодействию терроризму и при переводе университета с мирного на военное положение".

Учение проведено в два этапа. Первый был посвящен практической отработке мероприятий по защите студентов и сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций: при возникновении аварии на ЛАЭС; при аварии на соседних объектах, имеющих аварийно-химические опасные вещества; при пожаре; при аварии на ЛЭП (фактически).

Учением первого этапа руководил председатель комиссии по ЧС проректор по развитию и АХД К.В. Коробов. В ходе учения все учебные вопросы были практически отработаны. Следует отметить действия начальника пункта выдачи средств индивидуальной защиты Н.Ф. Трофимовской, руководителя службы связи А.П. Южакова, начальника отдела текущего ремонта В.Д. Красавиной, начальника отдела пожарной безопасности Г.В. Уварова. Их формирования ГО в срок выполнили поставленные задачи.

На фоне комплексного учения были проведены двухчасовые занятия со студентами 1-го курса в Актовом зале, в ходе которого профессор каф. Е6 А.В. Храмов, доцент каф. Е3  С.В. Москвин и профессор каф. А4 Б.Ф. Щербаков довели до студентов организационную структуру и задачи ГО университета, радиационную безопасность в условиях техногенных и природных катастроф, системную подготовку населения к действиям в ЧС и эвакуационные мероприятия при переводе университета с мирного на военное положение.

Второй этап учения был посвящен практической отработке эвакуационных мероприятий при переводе университета с мирного на военное положение. Учением второго этапа руководил председатель эвакуационной комиссии проректор по общим вопросам Н.И. Нестеров. Были отработаны практические действия по развертыванию и работе сборного эвакопункта Адмиралтейского района СЭП-715. При решении учебных вопросов следует отметить действия нач. СЭП-715 профессора каф. И3 В.А. Керножицкого, нач. оперативной группы, нач. управления объектами недвижимости О.К. Данькова, коменданта СЭП-715 , зав. лабораторией ИМБК А.В. Тенькаева, зам. директора ИМБК С.А. Копаева и студентов военной кафедры под руководством капитана III ранга Е.Н. Слипченко.

В.И. ДОЛИН, нач. штаба ГО и ЧС университета


ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ

БЕЛОРУССКИЙ МОТИВ

Благодаря нашему профсоюзному комитету ПП и УВС, в начале октября состоялся интереснейший тур в Беларусь по маршруту Брест - Беловежская пуща - Минск. Хочется поделиться общими впечатлениями об экскурсии.

Ночь в поезде, - и вот мы на белорусской земле.

Наверное, когда упоминается город Брест, у многих сразу возникает ассоциация с Великой Отечественной войной и Брестской крепостью. Но, только побывав в мемориальном комплексе "Брестская крепость", можно ощутить всю тяжесть вероломного удара фашистских войск, который первыми приняли на себя защитники Брестской крепости. Мемориал был торжественно открыт 25 сентября 1971 г. Скульптурно-архитектурный ансамбль включает уцелевшие здания, законсервированные руины, крепостные валы и произведения современного монументального искусства. Композиционным центром ансамбля является главный монумент "Мужество" - погрудная скульптура воина (выполнена из бетона, высотой 33,5 м). Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоконструкция, высотой 100 м, вес 620 т.) У Вечного огня в почетном карауле стоят лучшие ученики школ города Бреста.

Неплохо было бы и нам возродить эту традицию, чтобы нынешнее подрастающее поколение помнило и чтило героические моменты истории своего народа!

Следующим пунктом нашей экскурсии было посещение национального парка Белоруссии "Беловежская пуща" и резиденции Деда Мороза. Кстати, 3-го октября в республике отмечалось 600-летие установления заповедного режима в Беловежской пуще.

Беловежская пуща - один из старейших заповедных массивов Европы. Величественный лес занимает площадь в 87600 га. Это неповторимая красота природы, чистейший воздух, богатый мир животных и птиц. Царь Беловежской пущи - зубр, самый крупный и редкий представитель фауны Европы.

"Дед Мороз - осенью?" - спросите вы. "Не может быть!" Может!!!

Нам необходимо иногда отвлечься от напряженной и суетливой жизни и окунуться в атмосферу сказки, вспомнить детство! В резиденции белорусского Деда Мороза, которая расположена в глубине Беловежской пущи, постарались создать для этого все условия. К Деду Морозу просто так не попасть: вход охраняют стражи, но, стоит их хорошенько попросить - и широкие ворота гостеприимно распахнутся. А там!.. Изукрашенные резьбой деревянные домики, плетеные и деревянные фигурки сказочных персонажей, пасека, мельница, "волшебный колодец", мост "желаний" и многое другое. Возможно, кто-то отнесется к этой затее со скептицизмом, но, мне кажется, надо верить в чудеса, тогда мы будем добрее относиться друг к другу.

Последним пунктом нашей экскурсии стала столица Республики Беларусь -  город Минск. Это древний город с многовековой историей. Первое упоминание о Минске относится к 1067 году. Сейчас это - красивый, современный город, в который органично вписываются и памятники старины, и памятники социалистического прошлого. Характерно название кафе "Товарищ", декорированного под стиль развитого социализма, - преобладание красного цвета, потолки, оформленные в виде вырезок из газет 70 - 80-х годов, скульптура изображающая кисти рук, держащие серп и молот, и стендов с образцами денежных купюр и документов тех лет. Да, очень удивило обслуживание в гардеробе. Всю верхнюю одежду вешали на плечики, а при получении ее гардеробщик всем женщинам помогал одеться!

Проезжая по Минску, чувствуешь заботу о физическом и духовном здоровье людей. Здесь построено и продолжает строиться огромное количество спортивных объектов, по паркам и улицам проложены специальные велосипедные трассы.

Большой интерес вызвало здание Национальной библиотеки Белоруссии своей необычной формой (в виде алмаза), высотой и площадью (112,6 тыс. кв. метров).

Как я уже упоминала, белорусы чтят свою историю и отдают дань памяти и уважения погибшим воинам. Еще одно подтверждение тому мы почувствовали, побывав на "Острове Мужества и Скорби", или, как называют его минчане, "Острове слез". Здесь находится памятник "Сынам Отечества, которые погибли за его пределами". Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане, он стал памятником воинам Белоруссии, павшим в сражениях всех времен.

На протяжении поездки поражает чистота, ухоженность улиц и парков, декоративное оформление ландшафта, а также бережное отношение и, я бы сказала, почитание прошлого.

Вот такая у нас получилась увлекательная и познавательная экскурсия.

И в заключение хочется еще раз выразить благодарность нашему профкому за такое интересное и хорошо организованное мероприятие.

Виктория ХРАПОВА,
зав. отделом комплектования библиотеки


С днем рождения!

14 ноября исполнилось 87 лет Евгению Васильевичу КУЛЬКОВУ

В нашей университетской портретной галерее находится портрет замечательного человека, ветерана Великой Отечественной войны, доктора технических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Евгения Васильевича Кулькова - крупного учеёного в области взрывателей боеприпасов, незаурядного педагога, принявшего непосредственное участие в подготовке нескольких тысяч специалистов, в течение 28 лет заведующего кафедрой взрывателей, декана приборостроительного факультета, ректора Военмеха, а ныне всеми уважаемого профессора кафедры "Автономные информационные и управляющие системы".

Очень и очень многое пережил, передумал, переделал Евгений Васильевич за десятилетия своей жизни, пришедшиеся на многотрудный советский период и на последние драматические годы преобразования нашей страны. Все это проходило и проходит через его сознание, потому что он не стоит на обочине, а упорно и честно идеёт по дороге жизни. Те, кто общается с Евгением Васильевичем, чувствуют и понимают его мудрое, проницательное отношение к людям, неброскую, но очень твёердую, мужественную позицию в оценке и решении проблем: житейских, общественных, организационных и научно-технических. Глубоко осознаваемый жизненный опыт и на его основе взвешенное, выдержанное отношение ко всем жизненным явлениям разного масштаба и выбор оптимальных решений - это, собственно, мудрость, составляющая сущность настоящего интеллигента, каким и является наш Евгений Васильевич. Причем его мудрость не потенциальна, а реальна и активна - она реализована в его замечательной, целеустремлеённой, насыщенной трудом жизни.

Наш Евгений Васильевич

Его знают и ценят
коллеги.
Военмех для него -
дом родной.
Родом он из того
поколенья,
Кого жизнь опалила
войной.

Корифей в оборонной
науке,
И не счесть всех наград
и трудов.
С днем рожденья,
любимый учитель,
Наш Евгений Васильич
Кульков!

Евгений ДОНДУКОВ, выпускник ЛВМИ 1973 г.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Уважаемый Вадим Викторович Шкварцов! Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, весь коллектив кафедры "Ракетостроение" поздравляют Вас со славным юбилеем - восьмидесятипятилетием!

Участник Великой Отечественной войны, выпускник Военно-морской академии, Вы прошли славный жизненный путь, все эти годы работая над вопросами укрепления обороноспособности нашей Родины, над созданием надежного оружия для российской армии и Военно-Морского флота и подготовки высококвалифицированных кадров для отечественной оборонной промышленности.

Вы профессор, доктор технических наук, Ваш труд отмечен многочисленными правительственными наградами, почетным званием "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".

Еще будучи военным моряком, Вы активно участвовали в подготовке молодых кадров, являясь председателем Государственной экзаменационной комиссии по нашей специальности. Завершив службу, Вы многие годы руководили нашей кафедрой, кафедрой "Ракетостроение", привив всем ее преподавателям и сотрудникам неистребимую тягу к вычислительной технике, программированию и, подчеркнем особо, к случайному поиску. Под Вашим руководством были созданы первые, внедренные в учебный процесс университета системы автоматизированного проектирования.

Вы, сохранив присущие Вам твердое здравие и бодрость духа, и сегодня продолжаете преподавать на родной кафедре "Ракетостроение", помогая готовить достойных продолжателей дел русских оружейников.

Желаем Вам здоровья, счастья в личной жизни и особенно - активной работы на благо России в течение еще многих лет.

Ректорат, Совет ветеранов, коллектив кафедры


10 октября 2009 года исполнилось 80 лет кандидату философских наук, профессору кафедры культурологии и глобалистики БГТУ "Военмех" им. Д.Ф.Устинова Николаю Владимировичу Иванникову.

Он окончил философский факультет Ленинградского государственного университета в 1958 г. и был направлен на партийную работу. В 1966 г. Н.В. Иванников перешел на преподавательскую работу в Ленинградский механический институт (ныне БГТУ "Военмех" им. Д.Ф.Устинова) и весь свой дальнейший творческий путь посвятил обучению будущих специалистов и формированию у них научного мировоззрения. Многие годы Н.В. Иванников работал в Северо-Западном заочном политехническом институте и в РГПУ им. А.И. Герцена, а в 1993 г. вновь перешел на работу в наш университет. В 1975 г. Н.В. Иванников защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук и опубликовал более 60 научных и учебно-методических работ. В коллективе кафедры и факультета Николай Владимирович Иванников пользуется заслуженным авторитетом и уважением. Желаем ему здоровья и счастья!

Ректорат, Совет ветеранов, коллектив кафедры


27 ноября 2009 года исполняется 70 лет со дня рождения ведущего инженера библиотеки Мельника Теодора Георгиевича. Теодор Георгиевич пришел в Военмех 16 июля 1977 года. Он был назначен преподавателем на кафедру № 30. После ухода в отставку перешел на работу в библиотеку, где до сих пор и несет службу, только уже гражданскую.

Долгое время Теодор Георгиевич учил студентов, передавал свой опыт. И сегодня, как и раньше, Теодор Георгиевич, незаменим. Всем известна его принципиальность и порядочность, его трудолюбие и способность смастерить из ничего любую конструкцию, необходимую в большом библиотечном хозяйстве. Нет отказа и сотрудникам университета, часто обращающимся за помощью, как делом, так и словом.

В свои 70 лет Теодор Георгиевич сохранил бодрость духа, большое желание жить и работать, энергичность и трудоспособность. Ваш труд, Теодор Георгиевич, достоин уважения и признания.

Поздравляем Теодора Георгиевича с 70-летием, желаем здоровья, успехов и долгих лет жизни.

Ректорат, Совет ветеранов, коллектив библиотеки


12 октября 2009 года исполнилось 70 лет Лере Яковлевне Черных - заведующей лабораторией кафедры "Радиоэлектронные системы управления".

Лера Яковлевна окончила в 1966 году ЛМИ (кафедру № 7) и была направлена на работу во ВНИИРА, где проработала до 1969 года. Затем она была приглашена зав. кафедрой №№7 Г. И. Перовым на должность ведущего инженера кафедры.

В течение следующих 20 лет Л.Я. Черных была в числе основных исполнителей нескольких "Правительственных НИР", выполняемых по договорам с НПО "Ленинец". О значимости этих НИР свидетельствует то, что на вооружение ВВС СССР была поставлена командная линия управления, разработанная учеными кафедры №7.

В 1989 году Л.Я. Черных перешла на работу в НИИ радиоэлектронных комплексов ХК "Ленинец", затем работала в финансовом секторе частной фирмы.

В 2006 году Лера Яковлевна вернулась на родную кафедру Военмеха на должность заведующего учебной лабораторией.

Л. Я. Черных - строгий и очень ответственный руководитель. Ее заботу и внимание в полной мере ощущают преподаватели, инженеры и студенты кафедры. Она пользуется заслуженным авторитетом и уважением коллег по работе и в студенческой среде.

Ректорат, Совет ветеранов, коллектив кафедры

На главную