МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

КАК Я БЫЛА В ГАРВАРДСКОЙ ШКОЛЕ ЭТИМ ЛЕТОМ

Или как Гарвард готовит преподавателей будущего

В нашем университете в ИМБК с 2002 года работает двухлетняя программа дополнительного к высшему образования МВА. Степень МВА (Master of Business Administration) — магистр бизнес-администрирования — наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента.

Так как на программе происходит обучение взрослых людей, которые в отличие от студентов имеют опыт работы, сформировавшееся мировоззрение и занимают руководящие посты, преподаватели должны применять особые методики обучения. Кроме того, особый вопрос — как правильно учить бизнесу. Руководители в бизнесе занимаются принятием решений в условиях неопределенности и ограниченности во времени. Здесь не подходят традиционные методы, которые применяются при обучении точным наукам,  а взрослые руководители не любят лекций и теории.

Одним из возможных способов является обучение с помощью кейс-метода. Этот метод активно развивает и продвигает в мировом бизнес-обучении самая престижная бизнес-школа мира — Гарвардская.

Этим летом я, как руководитель программы МВА ИМБК, участвовала в программе повышения квалификации для преподавателей бизнес-школ в этой школе.

Гарвард — это район Бостона в штате Массачусетс, в США. Гарвардская бизнес-школа — это бизнес- школа при Гарвардском университете Бостона. Кроме обучения будущих руководителей бизнеса, школа является мировым лидером в области обучения преподавателей бизнеса. Руководство школы считает, что они готовят преподавателей будущего (которые, возможно, когда-нибудь станут их конкурентами), уделяя основное внимание такому методу, как анализ кейсов. Кейс — это подробное описание реальной бизнес-ситуации, когда студенты анализируют трудные вопросы, которые стоят перед лидерами компаний.

Гарвардская бизнес-школа является пионером в использовании кейсов, 80% занятий построены на основе изучения кейсов. Однако Томас Пайпер, известный профессор в области делового администрирования, отмечает, что многие не понимают, как эффективно преподавать кейсы.

Целью 10-дневной программы Colloquium on Participant-Centered Learning (CPCL), в которой я участвовала, является подготовка ключевых преподавателей, деканов, глав отделов, научных работников бизнес школ.

Частью программы являются занятия по написанию кейсов, которые должны помочь этим школам разработать свою собственную научную базу в этой области. Программа сфокусирована на таких вопросах: "Как учатся люди? Как преподают учителя? Что подразумевается под термином "обучение, сосредоточенное вокруг участника"? Как планировать занятия" и т.д.

"CPCL, — говорит профессор Пайпер, - учит преподавателей тому, что не существует верного или неверного ответа на кейс - существует правильный мыслительный процесс в отношении функционирования бизнеса".

Гарвардская бизнес-школа со своей программой CPCL, в основном, работает в Латинской Америке. На данный момент школа подготовила уже около 300 преподавателей. И только второй год в ней готовят представителей Восточной Европы и России. Из России было представлено 6 человек. Пятеро преподавателей из Москвы и я из Петербурга.

Обучение было построено на основе активного "погружения" в процесс обучения. Участники (руководители и преподаватели программ МВА из разных стран) активно учились по методу кейсов  по 8 часов в день полторы недели. Обучение было  очень серьезное с жестким режимом дня, обязательными вечерними подготовками кейсов на следующий день,  утренними обсуждениями кейсов в малых, особо сформированных группах, а затем под руководством преподавателя в большой аудитории. Учитывая, что средний размер кейса составляет 25 страниц, объем подготовки ежевечерне составлял около 100 страниц текста. Иногда обед совмещался с обучением, во время которого велось обсуждение интересующих слушателей вопросов вместе с американскими профессорами.

Нас сначала поставили на место студентов и убедительно доказали, что метод кейсов хоть и сложен и для преподавателя, и для студента, но очень эффективен. Он вырабатывает устойчивый навык рассуждений и принятия решений в сложной бизнес-обстановке, что невозможно в условиях традиционных занятий.

Затем рассказали о правилах, которым должен следовать преподаватель. Правила эти в Гарварде очень жесткие. Например, преподаватель не имеет права садиться при ведении занятия, не должен стоять на месте, ему надо активно перемещаться по аудитории, вовлекая студентов в дискуссию. Он обязан заранее составить график обсуждения кейса и выполнять его с точностью до минуты, используя доску и фиксируя на ней нужные ответы студентов. Причем дискуссия должна быть организована таким образом, чтобы эти  ответы соответствовали заранее намеченным целям. Контроль активности студентов и качества их ответов фиксируется камерами, работающими в аудитории. Кстати, в аудиториях почти нет окон, чтобы студенты не отвлекались во время занятия. Занятия построены так, что в аудитории в 70 человек в дискуссии участвуют все и очень активно.

Нам рассказали, как составлять кейсы и почему целесообразно писать их самим, а не пользоваться чужими.

Особо интересным мне показалось  внешнее восприятие Гарварда. Обучающимся менеджерам и профессорам рекомендуется ходить только в строгой официальной одежде приглушенных тонов. Несмотря на сильнейшую жару на улице, работающие в помещениях кондиционеры обеспечивают такую прохладу, что без теплого  пиджака можно замерзнуть. Пиджаки снимать категорически запрещено. Аудитории обеспечены видеокамерами и специальными автоматическими досками. В каждой аудитории около 6 досок, которые можно использовать одновременно.

В общежитиях, которые расположены в зоне 5-минутной досягаемости, несмотря на наличие компьютера и кондиционера - спартанские условия. Комната не более 9 метров, кроме санузла кровать, письменный стол, кресло. И это при цене на Гарвардскую степень МВА - 60 тысяч долларов. Основная цель студентов - знания, а не комфорт. Единственное, что предусмотрено, это небольшие комнаты, полностью оборудованные офисной техникой для обсуждения кейсов.

Гарвардская бизнес-школа делает большой вклад в развитие обучения менеджменту, одновременно экспортируя свою торговую марку и философию образования, но профессора Гарварда отлично понимают, что в условиях, когда русские профессора менеджмента имеют большую преподавательскую нагрузку, время на разработку  и применение метода кейсов сильно ограничено.

Тем не менее, после посещения Гарварда я добавила несколько кейсов из российской бизнес-практики в курс маркетинга, который я читаю на нашей программе МВА ИМБК, как и другие преподаватели,  что очень нравится учащимся, так как это соответствует мировому уровню преподавания менеджмента.

Марина Волкова, к.э.н., доцент,
руководитель отдела международных образовательных программ,
руководитель программы МВА ИМБК БГТУ «Военмех»


К 130-летию со дня рождения Николая Алексеевича Рынина

ЗАВОЕВАНИЕ НЕБА

Георгий Гречко рассказывал: "Мое увлечение космонавтикой началось еще в школе. Я увлекся фантастикой, потом научно-популярной литературой. У меня даже два тома Н.А. Рынина были. Потом в энциклопедии Рынина я нашел его адрес в Ленинграде и долго собирался к нему сходить. Наконец собрался. Это было в 1947 году. Дошел до дома, нашел дверь и сробел. Не осмеливался побеспокоить профессора, редактора такой книги. Потом все же решился и позвонил. Открыли дверь на цепочке. На мою просьбу поговорить с Николаем Алексеевичем мне сказали, что он умер в блокаду. Я ушел растерянным"...

Профессор Николай Алексеевич Рынин (1877 - 1942) по праву считается одним из наиболее выдающихся отечественных пропагандистов идей космонавтики. Автор более сорока работ по ракетной технике, он стал широко известен благодаря многотомной энциклопедии "Межпланетные сообщения", по определению журнала Британского межпланетного общества, "знаменитой русской космической энциклопедии".

Люди, стоявшие у истоков мировой и отечественной аэрокосмической науки, единодушно оценивали заслуги Николая Алексеевича в этой области. Так, великий аэродинамик Н.Е. Жуковский в рецензии на монографию Н.А. Рынина "Теория авиации" (1917) отмечал, что книга эта является "в русской литературе ценным вкладом, так как в ней собран почти весь современный материал по вопросам авиации". Не нуждающийся в дополнительном представлении К.Э. Циолковский писал в 1929 году, что петербургский профессор "своими прекрасными работами, обширными сведениями по литературе вопроса, беспристрастием - особенно способствовал распространению идеи звездоплавания. Можно сказать, что первый специалист по этой части у нас проф. Рынин". Академик В.П. Глушко, отнюдь не склонный раздавать восторженные оценки всем, кого он встречал на своем пути в ракетной технике, в 1973 году заметил, что космическая энциклопедия Рынина была "ценным пособием для всех, кто начинал работать в области ракетной техники".

О Николае Алексеевиче и при жизни писали немало и с большим уважением, а после его кончины,  последовавшей, если мерить по сегодняшней шкале, в относительно молодом возрасте, ему довелось стать героем многочисленных воспоминаний, авторы которых гордились знакомством с ним, а также персонажем трех художественных книг. Согласитесь, такое может произойти только с человеком интересным, действительно неординарным, способным оставить глубокий след в человеческой памяти.

Так кем  же был этот человек, энтузиаст межпланетных сообщений, "пилот, ученый, пропагандист", как называлась одна из многочисленных ему посвященных статей? Человек, жизненным девизом которого могло бы стать название главного и - увы - по сей день не опубликованного труда его жизни - "Завоевание неба"?

Начало. Студент, инженер-путеец, преподаватель

Родился будущий ученый 23 декабря (11 - по старому стилю) 1877 года в Москве, в семье аудитора военного ведомства. В 1886 году, после смерти отца, семья перебралась в Симбирск, где Н.А. Рынин окончил классическую гимназию.

В 1896 году Рынин стал студентом Петербургского института инженеров путей сообщений — он был 60-м из 250 зачисленных на первый курс. На юношу, серьезно увлекающегося начертательной геометрией и графикой, обратил внимание известный специалист в этой области профессор В.И. Курдюмов. По его рекомендации Н.А. Рынин дает уроки, зарабатывая тем самым себе на жизнь, — первый год обучения в университете он не получал стипендии.

За годы учебы студента Рынина дважды направляли на производственную практику за границу: в 1898 году он работал помощником машиниста и слесарем в Лилле, а в 1900 году поездка имела целью изучение представленных на Парижской Всемирной выставке инженерных сооружений. Итогом второй поездки явились две статьи, опубликованные в журнале "Известия Собрания инженеров путей сообщений".

В 1901 году Петербургский институт инженеров путей сообщений окончили 176 выпускников. Третьим по списку шел Н.А. Рынин, в результате приглашенный на работу в технический отдел службы пути Николаевской (Октябрьской) железной дороги - там он ранее проходил практику. Учитывая успехи молодого инженера путей сообщений за годы учебы в институте, Рынина рекомендовали преподавателем одновременно по начертательной геометрии, строительному искусству и проектированию  металлических конструкций; он был оставлен при институте для подготовки "к профессорской деятельности".

Шесть лет после окончания института, с 1901 по 1907, были заполнены у Николая Алексеевича службой в техническом отделе железной дороги, преподаванием в институте инженеров путей сообщений и во вновь организованном Петербургском политехническом институте, куда, по рекомендации профессора Курдюмова, он был приглашен ответственным преподавателем начертательной геометрии. Три поездки за границу - в Европу и Америку — для изучения инженерных сооружений и постановки преподавания в высших учебных заведениях за рубежом, выход отдельной книгой доклада о поездке "Путешествие по Северо-Американским Соединенным Штатам" (1906). А с 1905 года Н.А. Рынин работает в качестве инженера в Конторе по переустройству железнодорожного узла в Петербурге. Позднее, в 1911 году, он станет начальником этой конторы. Опыт живой инженерной работы позволил Рынину подготовить диссертацию "Расчет шарнирных колец из жестких элементов" на звание адъюнкта по строительной механике.

Вероятно, если бы Н.А. Рынин жил в прошлом, девятнадцатом веке, со временем он стал бы крупнейшим специалистом по строймеху и  начертательной геометрии, достиг бы определенных высот в этой области. И только. Но наступил век двадцатый, и на сцену выходила новая техника, новая область знаний - авиация. От воздушных шаров, служивших в основном для забавы публики в дни праздников, от несовершенных, подчас смешных аппаратов тяжелее воздуха, безуспешно пытающихся оторваться от земли, авиация шагнула к новой технике. Зарождалась новая наука, новая отрасль техники. И талантливый ученый и инженер, Николай Алексеевич Рынин всерьез заинтересовался авиацией. Произошло это в 1907 году.

Михаил Охочинский, Доцент кафедры "Ракетостроение"

(Продолжение следует)


ДИНАСТИИ ВОЕНМЕХОВЦЕВ

МЕЛКОВЫ-НИКОЛАЕВЫ

На протяжении всей 75-летней истории Военмеха судьбы членов нашей семьи Мелковых-Николаевых оказались связанными с институтом. Мой отец, ДОНАТ ГАВРИЛОВИЧ МЕЛКОВ, родился в 1913 году и закончил наш институт в 1932 году. Это был 4-й выпуск инженеров-механиков. После окончания института он всю жизнь, не исключая страшные и тяжелые годы блокады, работал на заводе им. М.И. Калинина. Талантливый ученик В.И. Рдултовского и сам талантливый инженер.

Сначала работал конструктором, затем занимал руководящие должности в конструкторском и технологическом отделах. Как главный технолог завода проводил большую работу по разработке технологических процессов, умело организовал работу инженерных служб (1941-1966 г.г.). Постоянно следил за новинками в области техники, настойчиво заботился о внедрении их на заводе. Стремился популяризировать все новое.

Принимал участие в разработке взрывателей К-6 (взрыватель мгновенного действия), К-12, К-20 (приняты на вооружение авиации). При его участии разработан и освоен в массовом производстве взрыватель к 20-мм осколочным снарядам (1940 г.). Велась работа над конструкцией взрывателей К-20, К-21, К-23 для новых автоматических пушек калибра 23 мм и пулеметов 12,7 мм. Среди зарегистрированных изобретений (1937) дистанционный взрыватель глубинных бомб (от 10 до 120 мм углубления), замедляющее устройство к взрывателям авиабомб. За разработку К-3 для глубинных бомб удостоен ордена Красной Звезды (1939). В указе сказано: "За образцовое выполнение задания Правительства по производству боеприпасов. За освоение новых образцов для РККА и Военно-Морского флота".

В годы блокады в очень сложных условиях и при отсутствии необходимых материалов служба главного технолога руководила на более чем 50 ленинградских предприятиях всеми техническими вопросами изготовления реактивных снарядов для "Катюш". В послевоенные годы его знания и большой производственный опыт дали возможность выпускать мирную продукцию для сельского хозяйства и товары народного потребления. Избирался депутатом в районный совет.

Мой будущий муж, РОСТИСЛАВ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКОЛАЕВ, поступил в наш институт в 1954 году на факультет, готовивший специалистов по космической технике. Родился в 1937 г. в семье военнослужащего на Дальнем Востоке. Закончил институт в 1960 году с отличием.

Свою трудовую деятельность начал еще будучи студентом, посвятив себя комсомольской работе, занимая должности: секретаря комитета комсомола института, первого секретаря Ленинского райкома комсомола, заведующего студенческим отделом горкома комсомола,  секретаря, а затем и первого секретаря обкома комсомола г. Ленинграда и Ленинградской области.

Активно участвовал в освоении целинных земель. Награжден почетным знаком ЦК ВЛКСМ.

Неоднократно избирался членом бюро обкома партии и ЦК комсомола. Несколько лет Р.В. Николаев отдал партийной работе, будучи первым секретарем Смольнинского райкома партии и заведующим отделом культуры обкома КПСС.

В апреле 1976 года был назначен председателем комитета по телевидению и радиовещанию.  Под его руководством Ленинградское телевидение стало ведущим в стране и признано на мировом уровне; осуществлена большая работа по совершенствованию структуры комитета, расстановке кадров, повышению художественного уровня телерадиовещания и технического качества передач. Широкая эрудиция,  организационный опыт, чувство политической необходимости дали возможность реализовать многие общественно-политические программы: "Общественное мнение", "Невская волна", "Панорама", "600 секунд", "Пятое колесо", "Телекурьер", "Дебаты кандидатов в депутаты" и др. Успешно направлял деятельность комитета на освещение главных вопросов, которые призваны решать органы массовой информации. Телецентр за эти годы был переоборудован  и  оснащен  современной техникой, было  начато  строительство  нового здания телецентра и телестудий.

Р.В. Николаев первым в стране взял на себя ответственность за работу журналистов в прямом эфире.

Был членом правления Союза журналистов СССР и секретарем правления Ленинградской организации этого творческого союза.

Неоднократно избирался  депутатом городского и областного Советов депутатов трудящихся.

В качестве делегата принимал участие в работе ХIV, XV, XVI съездов ВЛКСМ, ХХIII, XXIV, XXVI съездов КПСС,  ХIX партийной конференции. Награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, многими медалями Советского государства и зарубежных стран, знаком "Отличник телевидения и радиовещания". В 1981 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".

Я, НИНА ДОНАТОВНА МЕЛКОВА, а с 1962 года НИКОЛАЕВА, родилась в Ленинграде. Пережив блокаду и закончив школу, поступила  в 1957 году по стопам своего отца в Ленинградский Военно-Механический институт (ЛВМИ) на приборостроительный факультет. После окончания института с 1963 по 1967 год  работала в ЦНИИ Электроприбор в должности инженера. Принимала участие в разработке систем управления различных движущихся объектов.

В 1967 году поступила в аспирантуру ЛВМИ по кафедре систем автоматического управления и защитила диссертацию, тема которой была связана с разработкой цифровых моделей и вопросами моделирования, что нашло затем применение во многих системах автоматического управления.

По окончании аспирантуры была оставлена на кафедре систем автоматического управления, прошла путь преподавателя от ассистента до доцента. В течение 40 лет и по настоящее время тружусь на ниве образования, являясь сейчас одним из старейших сотрудников кафедры информационных систем и компьютерных технологий. Издано более 60 научных трудов, учебных пособий и методических указаний по профилю кафедры. Мой труд отмечен многими правительственными медалями, грамотой МПСС,  многочисленными благодарностями.

Наш  внук, РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ НИКОЛАЕВ продолжает традиции старших поколений. Несмотря на то, что его семья проживает в Москве, и Славик, закончив школу с золотой медалью и по результатам олимпиад поступив в Баумановское училище, принял самостоятельное решение. Приехал в Питер, выбрал факультет и специальность и снова прошел собеседование. Успешно закончил первый курс обучения на факультете Н института систем управления. А сейчас коллектив группы оказал ему доверие, выбрав старостой.






Нина НИКОЛАЕВА, доцент


Владимир Михайлович АЛЕКСЕЕВ

3 ноября в возрасте 69 лет ушел из жизни талантливый педагог и ученый, прекрасный товарищ, к.т.н., доцент кафедры Е1 "Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие" Владимир Михайлович Алексеев.

Вся творческая деятельность Владимира Михайловича связана с подготовкой кадров для оборонной промышленности страны и проведением научных исследований в области баллистики и теории проектирования ствольного оружия.

 В.М. Алексеев в 1962 г. закончил Ленинградский механический институт по специальности 0542. С 1962 по 1966 гг. Владимир Михайлович — инженер-расчетчик ЦКБ-34, в 1966-1969 гг. - аспирант кафедры №14 (ныне Е1) ЛМИ, в 1969-1971 гг. - м.н.с. отраслевой научно-исследовательской лаборатории при кафедре №14 (ОНИЛ-14), с 1971 г. - ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры №14. В.М. Алексеевым выполнено 107 научных трудов, из которых 16 статей, 8 авторских свидетельств на изобретения и 11 учебных пособий.

В.М. Алексеев в 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1976 г. получил ученое звание доцента.

Отличительной особенностью Владимира Михайловича как педагога являлась его высокая требовательность к себе. Он всегда в этом плане был примером для подражания. Сочетание доброжелательности и требовательности к уровню знаний студентов снискали ему уважение в студенческой среде.

Совестью кафедры называли Владимира Михайловича его товарищи за его принципиальность, честность, открытость и отзывчивость. Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

Коллектив кафедры Е1


НОВЫЕ АУДИТОРИИ ОТКРЫТЫ!

16 ноября в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию Военмеха, состоялось торжественное открытие галереи именных аудиторий ведущих оборонных предприятий страны. Великолепные аудитории для учебного процесса оборудовали концерны "Алмаз-Антей", «Росэнергоатом», "Уралвагонзавод", ФГУП КБСМ и другие предприятия. На праздник университета собралось много гостей: выпускники и ветераны Военмеха из многих регионов страны, представители городской власти, потенциальные работодатели крупных промышленных предприятий города, СМИ и телевидение. Открытию аудиторий предшествовало праздничное заседание в именной космической аудитории. Высокие гости: С.К. Крикалев, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой России, почетный гражданин Санкт-Петербурга, Председатель Попечительского совета университета; Г.М. Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза,  доктор физико-математических наук; В.А. Тюльпанов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга; К.Н. Шмелев, глава Адмиралтейского района СПб;  Ю.Е. Раков, первый заместитель председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Санкт-Петербурга; Н.А. Малых, генеральный директор гиганта оборонной промышленности "Уралвагонзавод" — пришли поздравить заслуженный коллектив университета с замечательным праздником.

В аудитории царило волнительное оживление, гости, преподаватели и студенты занимали места. Праздник в университете послужил поводом для встречи выпускников вуза, ветеранов, которым было что вспомнить и о чем поговорить, поделиться опытом.

Открывая торжественное собрание, ректор университета О.С. Ипатов поздравил присутствующих с 75-летним юбилеем Военмеха и поблагодарил коллектив за плодотворную работу и тот вклад, благодаря которому университет занимает в настоящее время ведущие позиции не только в Санкт-Петербурге, но и в стране.

- Мы собрались сегодня в первой именной космической аудитории, которая была открыта четыре года назад. Эта аудитория посвящена нашим выпускникам, причастным к космосу. И это не случайно, потому что альма-матер питерских космонавтов является Военмех. Мы гордимся нашими заслуженными выпускниками летчиками-космонавтами С.К. Крикалевым и Г.М. Гречко, которые принимают в жизни вуза самое заинтересованное участие. Хочу также выразить благодарность всем, кому небезразлична судьба нашего университета.

В.А. Тюльпанов, посетивший университет во второй раз, отметил положительные изменения  в университете: прекрасно отремонтированный третий этаж, обновленные аудитории, открытие новой экспозиции музея. Он поделился, что в свое время мечтал поступить в Военмех, но обстоятельства сложились по-другому. Тем не менее, наш университет близок ему по духу.

От имени жителей Адмиралтейского района с замечательным событием поздравил военмеховцев глава Адмиралтейского района СПб К.Н. Шмелев. Обращаясь к преподавателям и студентам, он сказал:

- Военмех всегда был и остается кузницей инженерных кадров. За всю историю из стен вуза вышло много талантливых инженеров, выдающихся ученых, космонавтов с мировым именем. Вы и сегодня являетесь хребтом обороноспособности России. Спасибо, что в сложные 90-е годы вы, уважаемые профессора, остались верными своему учебному заведению и сегодня подготавливаете то молодое поколение, которое востребовано на производстве, в промышленности. В Военмехе учится талантливая и творческая молодежь. Они — наше завтра. Уважаемые студенты! Дерзайте! От вас зависит будущее России.

Гости были единодушны во мнении: во всем мире знают, что такое Военмех. В наши дни университет не изменил своей марке, не снизил планку подготовки инженерных кадров для предприятий высоких технологий, аэрокосмической и радиоэлектронной промышленности.  "Я горжусь тем, что лучшие конструкторы, лучшие технологи и проектировщики выходят из стен Военмеха. Военмех сегодня - передовой вуз во всех отношениях, - сказал Ю.Е. Раков.

Прилетевший из Екатеринбурга генеральный директор гиганта оборонной промышленности "Уралвагонзавод" Н.А. Малых выразил уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Военмехом:

 - Мы строим научно-производственную корпорацию, в которую входят предприятия пяти регионов России. Корпорация будет мирового уровня и мы, я уверен, будем обязательно конкурировать с лучшими машиностроительными западными компаниями. Содружество Военмеха с нашей корпорацией поможет нам получить те совершенно новые молодые кадры, в которых мы остро нуждаемся. Спасибо профессорско-преподавательскому составу университета, преданному делу обучения подрастающего поколения и подготовки специалистов, и позвольте пожелать всем успехов и новых достижений!

В заключение встречи Г.М. Гречко, почетный гость университета, подчеркнул, что своими достижениями и в профессии и в жизни он обязан Военмеху. Умение работать руками, умение работать с аппаратурой -  все знания, приобретенные в университете, пригодились ему в космических полетах.

- Военмех выпускал и космонавтов, и директоров, и артистов, и творческих работников, и инженеров. Единственно, кого Военмех никогда не выпускал - это болтунов, - подытожил Георгий Михайлович.

В адрес военмеховцев было сказано много теплых слов и искренних пожеланий. Выступающие много шутили, атмосфера была дружеской и раскрепощенной. Гости обменялись памятными подарками и сувенирами.

Ирина ЦИВИЛЕВА


(Слева-направо) О.С. Ипатов, В.А. Тюльпанов,
представитель «Росэнергоатома» А.В. Титов


(Слева-направо) О.С. Ипатов, Н.А. Малых,
Г.М. Гречко, В.А. Тюльпанов


В.А. Тюльпанов и С.К. Крикалев в аудитории
концерна «Алмаз-Антей»


Генеральный директор ФГУП «Уралвагонзавод» Н.А. Малых (в центре)
среди студентов и преподавателей в именной аудитории


Генеральный директор ФГУП КБСМ В.Г. Долбенков (в центре)
знакомит присутствующих с именной аудиторией


ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ БГТУ


Ведущие вечера Лариса Вербицкая
и Борис Щербаков


Заслуженный артист России
Ярослав Евдокимов


Певица Лайма Вайкуле


Ансамбль танца «Петербургский сувенир»


Народный артист России Олег Газманов


Артистка Клара Новикова


Фото Дмитрия ЧИРИКОВА


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ

С 70-летием
Ершова Сергея Максимовича - доцента каф. И4;
Звонцова Игоря Федоровича - доцента каф. Е2;

С 75-летием
Серебреницкого Павла Павловича - профессора каф. Е2;
Пчелинцева Андрея Владимировича -  профессора каф. М2;

С 80-летием
Вальчихина Юрия Александровича - доцента каф. Е2.

Совет ветеранов БГТУ

На главную