№8 (22515) сентябрь, 2005 г.

МЫ – ВОЕНМЕХОВЦЫ!


31 августа в Актовом зале состоялось традиционное собрание соттрудников университета, посвященное началу нового учебного года. Перед собравшимися с докладом выступил ректор О.С. Ипатов. Он подвел итоги приема в вуз, подробно осветил многие вопросы жизни университета. В тот же день чествовали первокурсников Военмеха. Успешной учебы в прославленном вузе им пожелали помощник полномочного представителя президента РФ М.В. Моцак, выпускник Военмеха, председатель Комитета экономического развития и торговли правительства Санкт-Петербурга В.В. Бланк, глава администрации Адмиралтейского района города К.Н. Шмелев.


Торжественное собрание, посвященное Дню первокурсника


ВОЕНМЕХ НЕ НАМЕРЕН ТЕРЯТЬ ЛИЦО

Беседовал Владимир ХОЗИКОВ

В июне Балтийский государственный технический университет "Военмех" подписал договор о сотрудничестве с фирмой ФЕСТО - крупнейшей компанией Европы в области автоматики, робототехники и мехатроники. Компания инвестирует 500 тыс.евро в оснащение и методическое обеспечение лабораторий вуза. С нового учебного года Военмех совместно с ФЕСТО начнет реализацию международного проекта по подготовке инженеров-мехатроников. Это не единственный шаг, который делает вуз в сторону к гражданским и коммерческим технологиям. Вместе с тем, как считает ректор БГТУ Олег Ипатов, основной задачей для Военмеха по-прежнему должна быть подготовка кадров для оборонной промышленности.

- Олег Сергеевич, как удалось БГТУ заключить такой крупный договор с немецкой фирмой?

- Хочу отметить, что наши контакты с фирмой "ФЕСТО" начались 8-10 лет назад. В Военмехе существовало учебное подразделение фирмы "ФЕСТО-Дидактик", успешно сотрудничавшее с вузом. В нем, в частности, проходили практические занятия наших студентов. С 1996 года, когда мы начали развивать систему дополнительного образования, здесь осуществлялось обучение по программе переподготовки специалистов-гидравликов. Наконец, "ФЕСТО-Дидактик" возглавлял наш выпускник. Так что у нашего партнерства давние истоки.

Первый крупный образовательный проект в России "ФЕСТО" реализовал в столице, вначале в МГТУ им. Н.Э.Баумана, а затем на базе Московского энергетического университета. Около двух лет назад руководство фирмы вышло и на нас с предложением создать в Военмехе центр, аналогичный московскому. В силу ряда организационных обстоятельств мы смогли приступить к конкретному разговору по этой инициативе лишь спустя год. Вначале подписали протокол о намерениях, затем обсуждали разные варианты и в итоге пришли к соглашению.

- Ваше сотрудничество с компанией "ФЕСТО" вписывается в активно пропагандируемую последнее время идею вузовских технопарков? Насколько известно, в БГТУ когда-то уже была создана такая структура, правда, успеха она не имела.

- Действительно, Военмех был прародителем одного из первых в стране технопарков, история которого, к сожалению, закончилась бесславно. Однако тенденция развития высшего образования во всем мире связана с созданием университетских технопарков, точнее, даже ИТ-парков, и мы намерены двигаться в этом направлении. Сейчас на территории нашего университета находится порядка десяти научно-технических фирм, в которых работают преподаватели, сотрудники, студенты.

- Речь идет о малых фирмах?

- Да, но они выполняют неплохой объем работ - примерно на триста миллионов рублей в год. Наша задача - вовлекать их в образовательную деятельность через организацию технопарка. Кстати, с фирмой "ФЕСТО" ситуация несколько иная - мы совместно создали новую структуру, учебный центр в составе университета, так что нет необходимости включать его еще и в технопарк.

- Составляют ли на сегодня доходы от инновационной деятельности сколько-нибудь ощутимую долю в бюджете Военмеха?

- Я бы не сказал. В целом на каждый бюджетный рубль мы зарабатываем копеек сорок. При этом наибольшие поступления идут от контрактного обучения. Количество научно-технических работ за последние 15 лет сильно упало. Судите сами: на момент распада Союза у нас было более 700 научных сотрудников, выполнявших, в основном, работы оборонного значения. В советское время мы нередко отказывались от заказов, поскольку голов и рук не хватало. Затем, когда ВПК попал в затяжной кризис, у нас возникла достаточно острая ситуация с устройством людей, работавших в научно-исследовательской части. Выжить смогли только наиболее развитые направления, и сегодня их будущее во многом зависит от того, насколько быстро наша оборонка встанет на ноги.

Также, раз уж мы заговорили о внебюджетных доходах, хочу подчеркнуть, что Военмеху в данном вопросе труднее, чем большинству других российских вузов. Во-первых, наши возможности привлекать студентов на контрактное обучение ограничены в силу специфики вуза. Основные специальности - оборонные, на них учится 70 % студентов, а возможность готовить по ним иностранцев, в том числе граждан стран СНГ, практически закрыта. Во-вторых, мы, наряду с Московским авиационным институтом, до сих пор находимся под санкциями Госдепартамента США, наложенными после международного скандала вокруг обучения иранских студентов. С одной стороны, нам это прямого ущерба не наносит, с другой, когда необходимо пройти те или иные согласования в Москве, имидж нарушителя решение вопросов затрудняет.

В-третьих, что естественно, оборонные специальности не пользуются такой же популярностью, как экономика или юриспруденция. Правда, даже при этом в последние годы мы, при 900 бюджетных студентах-первокурсниках, регулярно имеем коммерческий прием примерно 700 человек, - имя и качество нашей подготовки известно, в свое время Военмех был одним из трех ленинградских вузов, напрямую подчинявшихся министерству образования СССР. В-четвертых, я уже говорил, что наш ежегодный выпуск составляет порядка 700 человек, это значит, что за время обучения происходит очень большой отсев. В Военмехе всегда было учиться непросто, и мы стараемся сохранить высокий уровень требований. А уходят студенты - уходят и деньги.

И все-таки, вопрос о внебюджетном финансировании вуза на сегодня можно решить скорее через предприятия-потребителей кадров. У нас в настоящее время находится около 2200 заявок на молодых специалистов, при том, что ежегодный выпуск составляет порядка 700-750 человек.

- Но работать на взаимовыгодной основе с предприятиями пока тоже не получается - система для этого не создана, так?!

- Да. Основная проблема - нет системы закрепления кадров. Если бы на государственном уровне был решен вопрос о распределении студентов, обучающихся за счет бюджета, многие проблемы были бы сняты. А сейчас мы фактически не можем работать с предприятиями, поскольку каждый выпускник волен сам выбирать, куда идти. Мы можем только уговаривать. А в условиях, когда коммерческие фирмы проявляют все больший интерес к выпускникам престижных вузов, государственные оборонные компании будут заведомо в проигрыше.

В этом, кстати, я считаю, основная проблема реформы образования. Государство должно решить кадровую проблему для основных, системообразующих предприятий, к которым, естественно, относятся и оборонные. Советский научно-технический задел мы уже практически исчерпали, а конкуренты из других стран не стоят на месте. Я совсем недавно вернулся с авиасалона в Ле-Бурже, там это видно очень хорошо. Да, пока наши самолеты марки "Су" остаются непревзойденными, но это разработки двадцатилетней давности. Да, пока европейцы выставили только макет своего перспективного самолета, и пройдет еще много лет, прежде чем он поднимется в воздух, но уже сейчас видно, что это будет новое слово в аэродинамике, что они не стоят на месте. Поэтому нам надо обеспечить приток новых людей и идей в государственную оборонную промышленность.

- То есть речь идет о контрактах на бюджетное обучение.

- А иного выхода нет. Без такого контракта ни вуз не может направить выпускника, отучившегося за государственный счет, на конкретное предприятие, ни это предприятие не имеет возможности удержать его.

- В такой ситуации планируете ли вы на ближайшие годы увеличить доходы от инновационной деятельности?

- Конечно, планируем. Только есть одна сложность: на сегодня вузы являются учреждениями, а не организациями, что существенно ограничивает наши возможности распоряжаться заработанными деньгами. Эти средства поступают в федеральное казначейство и считаются дополнительными доходами государственного бюджета.

- …Откуда их потом очень сложно получить.

- Так и есть. Бюрократическая процедура очень сложна, что сковывает коммерческую деятельность вуза. Правда, это стимулирует создание университетских технопарков, о которых мы уже говорили. Хотя и здесь все не так просто: вуз не может взять и переложить свои накладные расходы на инновационные фирмы, поскольку они тут же станут неконкурентоспособными. Нужны новые решения.

- Вы не планируете постепенно уменьшать долю оборонных направлений в Военмехе с одновременным увеличением доли гражданских?

- Мы по этому пути идем, открывая современные специальности общего профиля, например "информационные системы и технологии" - эти знания пригодятся и в бухгалтерском деле и в оборонном. Еще одна новая специальность - "приборы и средства лучевой энергетики" - это все, что связано с солнечной энергетикой. Здесь тоже есть и военный и гражданский аспекты. Хотя "размывать" свою специфику мы не намерены, и вопросы о подготовке юристов или, к примеру, медиков, не стоят. У каждого вуза должно быть свое лицо. Нам едва ли стоит пытаться стать вторым Политехом, вузом, готовящим инженеров широкого профиля. Наше "лицо", я считаю, было, есть и должно оставаться оборонным. До сих пор 70% наших выпускников - это специалисты в области военных технологий. И так должно оставаться.

"Экономика и время", 25 июля 2005 г., № 27


Пресс-служба БГТУ «Военмех» информирует

Для освещения Дня первокурсника пресс-службой БГТУ «Военмех» были приглашены журналисты из «Комсомольской правды», «Санкт-Петербургских ведомостей» и 5-го телевизионного канала.

Техническое образование становится престижным

Балтийский государственный технический университет открыл двери для полутора тысяч первокурсников из разных регионов России

Современная молодежь все чаще стала интересоваться инженерными специальностями. Так, конкурс на «силовые» факультеты Военмеха (они готовят специалистов для предприятий оборонной, судостроительной, авиационной промышленности, ракетостроения) вырос почти в два раза - с 2,5 человек в прошлом году до 4 в этом. И вот в актовом зале университета вчерашние абитуриенты уже знакомятся друг с другом и своими новыми учителями. Преподаватели сразу предупреждают первокурсников: "учиться будет нелегко, но диплом того стоит"

- Учиться в Военмехе престижно, интеллектуальный уровень наших выпускников очень высокий, и многие, благодаря своему образованию, сделали успешную карьеру, - сказал ректор БГТУ "Военмех" Олег Ипатов на встрече с первокурсниками. - Надеюсь, и вы добьетесь впечатляющих результатов.

Учиться в одном из самых престижных вузов Петербурга теперь могут и студенты из Северной Осетии, в том числе и из Беслана. 21 человеку на Дне первокурсника были торжественно вручены студенческие билеты. По данным приемной комиссии, больше всего ребята интересуются экономикой и информационными технологиями. Созданный при Военмехе координационный центр развития образовательных программ по Южному федеральному округу будет не только курировать учебу своих подопечных, но и проводить в городе многие широкомасштабные акции в области культуры и спорта.

Кстати, студенты Военмеха теперь могут принимать непосредственное участие в жизни своего вуза. В апреле здесь создана общественная организация - студенческое самоуправление.

- Теперь студенты наравне с администрацией несут ответственность за все, что удается и не удается сделать в университете, за решение вопросов по организации учебы, трудоустройства и отдыха, - говорит проректор по социальной и воспитательной работе Сергей Вострецов. - Нам уже выделили помещение и деньги - 4 миллиона рублей. Их ребята распределят по своему усмотрению.

Людмила КОШКИНА "Комсомольская правда", 2.09.05 г.

Первокурсники Военмеха

Среди 1,5 тысячи нынешних первокурсников Балтийского государственного технического университета "Военмех" 21 студент был принят по целевому набору из Северной Осетии, в том числе и из пережившего год назад страшную трагедию Беслана. Осетинские ребята поступили на разные факультеты, но в большинстве выбрали для себя специальности, связанные с экономикой и информационными технологиями. При Военмехе создан специальный координационный центр развития образовательных программ по Южному федеральному округу, который будут не только курировать учебу студентов из соответствующих регионов России, но и организовывать различные культурные и спортивные мероприятия.

Александр РАБКОВСКИЙ ("СПб ведомости" № 163, 2 сентября 2005 г.)


СТАТИСТИКА ПРИЕМА В УНИВЕРСИТЕТ В 2005 году

С 6 марта по 15 мая 2005 года проводились предметные региональные олимпиады по математике, физике, информатике, иностранному языку, литературе.
Олимпиады были организованы как на базе БГТУ, так и на выезде. Выездные олимпиады проводились в гг. Миассе, Мурманске, Заозерске, Северодвинске, Североморске, Кирове, Коломне, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Тагиле, Ульяновске, Петропавловске (Камчатском),Южно-Сахалинске, Котласе, Ванино, Норильске, Орске, Боровичи, городах Ленинградской области.
Проведены олимпиады в республиках Казахстан, Киргизстан. Общее количество участников олимпиад 2370 (в прошлом году 2630).

Прием документов
Прием документов производился с 22 июня по 15 июля 2005 года.

Факультет Подано заявлений План Конкурс Конкурс 2004 года.
А 407 170 2.39 1.54
М 333 156 2.13 1.65
И 486 124 3.92 4.19
Н 396 125 3.17 2.22
Е 433 183 2.37 1.71
К 143 60 2.38 1.83
Р 421 60 7.02 4.03
Ф 182 20 9.01 4.87

Всего 2801 898 3.12 2.44

Необходимо отметить, что многие абитуриенты, подавшие документы в БГТУ, имеют медали школ или дипломы с отличием. Общее количество 396 (в прошлом году 287, практически все - медалисты школ).
Увеличение конкурса вызвано тем, что в 2005 году в БГТУ было разрешено подавать заявления на два факультета. Этим воспользовались 340 абитуриентов. Если учесть это обстоятельство, то конкурс составил бы 2.74 человека на место.

Зачисление
План приема выполнен по всем факультетам

Факультет Проходной балл Количество медалистов
А 8 5
М 8 10
И (230102, 230201) 7 15
И (Остальные) 7 11
Н (170105) 7 2
Н 8 20
Е 7 7
К 7 6
Р 14 (из 15) 15
Ф (030201) 13 (из 20) 2
Я 20 (из 20) 3

В этом году БГТУ было выделено 21 дополнительное место для целевого приема школьников из Северной Осетии. Поэтому общее количество принятых студентов 919. Из них:
медалистов - 96;
300 медалистов или не справились с вступительными испытаниями, или не пожелали учиться в БГТУ;
мужчин - 663;
женщин - 256;
жителей Санкт-Петербурга - 542 (в прошлом году 446);
иногородних - 396 (в прошлом году 462);
43 % иногородних (в прошлом году - 51 %);
из стран СНГ: Казахстан - 42, Киргизия - 24,
участников олимпиад - 653,
участников эксперимента ЕГЭ - 919.

Прием заявлений на вечернее отделение продолжается.

Коммерческий набор

Факультет Зачислено на 27 августа В прошлом году на 27 августа

А 29 17
М 31 52
И 67 133
Н 60 35
Е 48 55
К 9 12
Р 224 246
Г 26 62
Я 51 64

Всего 545 чел. 676 чел.
11 636 000 руб. 10 740 000 руб

Необходимо отметить следующие моменты.

Второй год БГТУ участвовал в эксперименте ЕГЭ. Принимались свидетельства о сдаче ЕГЭ по русскому языку и на некоторых специальностях по физике и математике. Впервые на одну из специальностей факультета "Н" ( взрыватели и системы управления средствами поражения ) производился прием по результатам ЕГЭ по всем предметам. На 18 мест было подано около 70 заявлений. В результате набор на специальность состоялся с проходным баллом 7, но из 18 принятых 13 ( то есть 72% ) оказались иногородними.

БГТУ проводил 20 июля экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Участвовало около 300 абитуриентов, как БГТУ, так и других питерских вузов. Все прошло благополучно. Замечаний не было, результаты экзамены и соответствующие свидетельства были выданы в указанные заранее сроки.

В этом году произошло увеличение конкурса практически по всем факультетам (кроме факультета "И"). Уменьшение конкурса на этом факультете, очевидно, связано с тем, что на факультете "Н" появилась та же специальность (популярная среди абитуриентов). Если посмотреть на конкурс за последние 5 лет, то будет ясно, что это периодические колебания. Приблизительно такой конкурс был в 2003 году (особенно если учесть заявления, поданные на два факультета).
Такое же положение и на наших факультетах: чем меньше бюджетных мест, тем выше конкурс.
В этом году при посредничестве ОФКО поступило 166 человек (в прошлом году 157).
Общее количество иногородних студентов, поступивших в БГТУ через выездные олимпиады, 360 (в прошлом году 329). Остальные 39 студентов сдавали вступительные испытания в БГТУ (в прошлом году таких студентов было 143).

Несколько расширилась география выездных олимпиад: новые точки - гг. Нижний Тагил, Ульяновск.

В этом году существенно уменьшился прием на контрактную форму обучения. Тому есть несколько причин:

- общее уменьшение количества абитуриентов;
- необходимо открывать новые популярные среди молодежи специальности (пример - факультет "Н", где количество контрактников увеличилось), при соответствующей рекламной работе;
- отсутствие общежития (на этом мы потеряли около 100 контрактников);
- увеличение стоимости обучения. В какой-то степени здесь можно найти и положительный момент - при уменьшении количества студентов на 24% БГТУ имеет увеличение доходов за счет этих студентов на 9 % (почти на 1 000 000 рублей больше).

Общее количество участников олимпиад:
2002 год - 2200 человек.
2003 год - 2487 человек.
2004 год - 2630 человек.

Из 446 петербужцев - слушателей подготовительных курсов - 393.
Из 462 иногородних - 319 (те или иные курсы).


Поздравляем лауреатов конкурса

Подведены итоги конкурса среди преподавателей и научных сотрудников БГТУ "Военмех". Он был организован с целью стимулирования их научной и учебной деятельности, привлечения в штат молодых преподавателей, повышения рейтинга университета и материальной поддержки конкурсантов. Победителями конкурса в 2005 году стали:

Акимов Г.А., доцент каф. А5;
Барбашов Г.В.,
профессор каф. Н5;
Илихменев А.Л., доцент каф. М7;
Кочин Л.Б., доцент каф. И4;
Кулик В.И., доцент каф. М2;
Петров Ю.В., доцент каф. И4;
Афанасьев К.А.,
ст. преподаватель каф. А1;
Клеева М.Р.,
ст. преподаватель каф. Р1;
Марков А.В., доцент каф. Н2;
Петрова И.Л., доцент каф. А5;
Пономарева Е.В., доцент каф. Р1;
Ракитская М.В., доцент каф. М6;
Рогожин В.А.,
электроник каф. И4;
Тавридович С.А., доцент каф. Р1;
Удовиченко А.С.,
ст. преподаватель каф. И7;
Чачко А.В.,
ст. преподаватель каф. А1;
Страхов С.Ю.,
доцент каф. М3.


По программе МВА

«Бизнес-образование в России: перспективы развития. Адаптация к зарубежному опыту» - такая тема обсуждалась на встрече «за круглым столом» 9 сентября в нашем вузе. Затем состоялось торжественное вручение дипломов выпускникам программы МВА.

В дискуссии и в торжестве приняли участие ректор Высшей школы бизнеса Университета Норвегии профессор Фрудо Меллемвик, ректор БГТУ «Военмех» профессор Олег Сергеевич Ипатов, директор Института экономики (г. Архангельск) Януш Молнер, представители городского комитета по науке и высшей школе.

Формат встречи определен тем обстоятельством, что между норвежским вузом и петербургским уже четырнадцатый год существует договор по подготовке слушателей в рамках программы MBA.


В президиуме «круглого стола»

Этот международный проект послужил основой для создания программы МВА для руководителей среднего и высшего звена управления (Executive МВА) и в 1999 году получил государственный статус в России.

Особенность подготовки менеджеров в БГТУ в том, что норвежская программа начинается не после окончания вуза, а на старших курсах, в итоге студенты получают после двухгодичных занятий два диплома, а лучшие из них отбираются для продолжения учебы в Норвегии, где обучаются по международной программе бизнес-образования и получают международный диплом магистра.


Выступает Я. Молнер

За 14 лет подготовлено около 400 руководителей высшего и среднего звена управления. Многие из них работают на совместных предприятиях в России, Норвегии, других странах. Российских слушателей представляют студенты не только БГТУ, но и Института экономики города Архангельска, который заключил долгосрочный договор с петербургским университетом.

В Военмехе думают о развитии программы: два года назад открыта аспирантура на соискание ученых степеней Ph.D и российской степени кандидата наук в области бизнес-администрирования.

Фото Василия ЖУКОВА


Наши на МАКСе-2005

С 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском проходил Московский авиакосмический салон "МАКС-2005". Одним из его участников был и наш Военмех. Университет представляли старшие преподаватели каф. А1 К. Афанасьев и С. Лукянчук, доцент каф. Н5 Н. Митчин, ведущий электронщик каф. Н1 А. Сережин. Была развернута экспозиция, представляющая организацию учебного процесса в вузе, научные разработки отдельных кафедр, изобретения в различных областях науки и техники. Участие в престижном авиа-космическом салоне лишний раз подтверждает высокий рейтинг Военмеха среди технических университетов России.



На снимках: (слева направо) К. Афанасьев, С. Лукянчук, научный сотрудник каф. А1 С. Волосастов


ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

ГОРЯЧАЯ ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ

Ходила в стенах нашей альма-матер шутка, "лучше смеяться в Военмехе, чем плакать в военкомате". Право на жизнь она явно имела, так как указывала на одну из причин непреодолимой тяги молодых людей к высшему образованию. Видимо, тягой к знаниям объясняется и стремление получить второе высшее образование - военное. Военная кафедра даже не может принять всех желающих бесплатно приобрести горячую путевку в жизнь - повестку о призыве в ряды ВС РФ. Если раньше падение двух звездочек на погон после присвоения звания лейтенанта запаса отнюдь не означало, что выпускнику гражданского вуза эти погоны придется когда-либо надеть, то сейчас это уже обычная практика.

Например, в одном из гвардейских мотострелковых полков Волгоградского гарнизона подавляющее большинство (более 80 процентов) первичных офицерских должностей заполнены "двухгодичниками". В Северо-Кавказском военном округе полк и гарнизон в этом отношении не являются уникальными. Об этом я вряд ли бы узнал, если бы не получил распределение на должность корреспондента-организатора окружной газеты "Военный вестник Юга России". Мне повезло служить в издании со славной 85-летней историей, где начинал свой творческий путь И.Бабель, для которого почитал за честь писать М.Шолохов, военные журналисты которого освещали все события, сотрясавшие за эти годы Кавказ.

Когда перед поступлением на военную кафедру я подписывал контракт с Минобороны, думал "поживем-увидим". И жил я тогда как все, от сессии до сессии, искал возможности подработать и получить необходимый опыт работы по специальности. Знал, что без него достойную работу найти очень трудно. Вобщем, понимал, что помимо госэкзамена и защиты диплома предстояло пережить большую перемену в жизни. Вот к ней я преимущественно и готовился.

От решений, которые пришлось принимать в те дни, зависело многое. Как я теперь понимаю, не только ближайшие два года жизни, даже больше. Вдруг оказалось, что одно очень важное решение было принято несколько лет назад! По условиям контракта, президент РФ вместе с министром обороны позаботились о моем трудоустройстве после завершения образования. В прошлом году всем выпускавшимся по нашей военно-учетной специальности предписали отправиться служить в СКВО. Повестки нам вручили сразу же после защиты дипломов.

С психологической точки зрения та ситуация для нас стала сложной. По-моему, это был экзамен, открывающий или закрывающий многие жизненные перспективы. Осмысляя сложные ситуации, в которые попадаешь сам или твои знакомые, получаешь жизненный опыт. Не осмысляешь - набиваешь шишки.

Не то, чтобы меня стала мучить совесть (или, если так угодно И.Канту, "нравственный императив") и жгучее желание служить мешало спать по ночам. Думал я над различными вариантами избежать этого неприятного жребия. Да так и не надумал. И, слава Богу, решил посоветоваться по этому вопросу не только с родными, но и с теми, с кем предстояло дальше трудиться, учиться, жить.

Вот и получилось, что в семье у нас все мужчины в армии побывали, у научного руководителя сын служил на Кавказе, приятель, с которым мы пять лет проучились вместе и прожили в одной комнате в общаге, тянул после школы "срочку", директор на работе принимал участие в первой чеченской кампании … Интересно, как бы они ко мне стали относиться, реши я "откосить" от армии? Об этой непростой с нравственной точки зрения ситуации спросил я совета у батюшки (кстати, выпускника Военмеха) в храме Воскресения Христова, в который почему-то стал достаточно регулярно ходить.

Уходить от призыва означало для меня избегать ответственности. Получилось так, что не увидел я в той ситуации иного пути сохранить целостность и честь. Пошел самой прямой дорогой - в военкомат. Там сказали, что после 30-суточного отпуска необходимо явиться в управление кадров СКВО в Ростов-на-Дону, и выдали первые "отпускные" - около двух тысяч рублей. Все, что будет дальше, было мне абсолютно неясно.

Мне везло. Директор с работы позвонил своим "бывшим" сослуживцам и попросил мне помогать на месте службы. Приятель из Ростова-на-Дону, с которым мы и общались-то в основном посредством электронной почты, не только встретил, но и не отпускал из гостей недели две, пока я более-менее не устроился на новом месте. Даже билет достался в купейном вагоне на нижнюю полку. Это в разгар отпускного сезона-то!

В тот год из Военмеха призывали 15 офицеров запаса. В Ростове-на-Дону я увидел четверых. Как мне потом написали сокурсники, личные дела тех, кто не получил повестки или не явился к месту службы, передали в военкоматы по месту прописки. А там парней отпустили с миром. То ли до поры до времени, то ли навсегда. Это позволило кому-то поступить в аспирантуру, кому-то уехать учиться и жить за границу.

Занимаясь своим журналистским ремеслом, сталкивался я и с 26-летними офицерами-двухгодичниками, и военнослужащими-срочниками. Многие из них давно женаты. У некоторых даже дети есть. Насколько же сложнее им с семьями было расстаться? Причем эти мужики не просто не смогли избежать службы в армии, а просто даже не захотели этого делать сами! Не отдав воинский долг Родине, например, сложно делать карьеру в государственно-административной сфере. Кстати, и в предпринимательской тоже. Разве нужен высокооплачиваемый сотрудник, которого могут "забрить" на два года? Тем более, что вероятность этого с каждым годом в силу демографического и прочих кризисов возрастает. Отсюда и их желание служить.

Желание служить напрямую проявляется в отношении к своим обязанностям. Методом принуждения заставить работать можно любого лентяя. Но хорошо человек трудится лишь по своей воле. В рядах ВС РФ много разных людей. Поэтому во время службы возникают и довольно сложные ситуации. Жизненный опыт можно извлечь очень разный в любой из них. Именно поэтому нужно знать свои обязанности и права. Если же просто делать свою работу, тогда и служить будет проще. Но для того, чтобы справляться, нужны знания. Поэтому усердная учеба и в университете, и на факультете военного обучения может сделать путевку в жизнь для молодых людей не очень горячей.

А. КАПЛИЕВ, лейтенант, выпускник Военмеха 2004 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Обнародован список вузов, в которых сохранятся военные кафедры. С 2008 года Минобороны РФ сохранит военные кафедры в 35 российских вузах. Еще в 33 - военные кафедры будут преобразованы в учебно-военные центры (УВЦ), в которых будет осуществляться как подготовка офицеров запаса, так и подготовка офицеров для службы по контракту.

Об этом корреспонденту РИА "Новости" сообщил начальник Службы кадровой и воспитательной работы Минобороны РФ генерал армии Николай Панков. По его словам, реально новые учебно-военные центры начнут работать с 2008 года.

Панков пояснил, что УВЦ, по сути, будут представлять собой отдельные факультеты в вузах. Преимущества при зачислении на них получат суворовцы и нахимовцы, а также учащиеся специализированных школ.

При поступлении в УВЦ молодые люди будут заключать с Минобороны РФ контракт, который обеспечит им повышенную стипендию на время учебы. По окончании института они должны будут не менее трех лет отслужить офицерами в Вооруженных силах.

По мнению генерала, таким образом, создаёется серьезный механизм стимулирования поступления в вузы способных людей из провинции, которые впоследствии пополнят ряды Вооружеённых сил.

Если офицер не захочет оставаться в армейских рядах, то может увольняться и работать по специальности - например, на каком-нибудь оборонном предприятии.

Сейчас в 229 гражданских вузах военное обучение по программам подготовки офицеров запаса проходят 170 тысяч человек.

Согласно Закону "Об обороне", Минобороны самостоятельно принимает решение о количестве мобилизационного резерва страны. С 2006 года российское оборонное ведомство не делает кадровый заказ на военные кафедры в гражданских вузах.

Однако кафедры продолжают работать, на них до 2008 года проходят обучение ранее набранные студенты.

С 2008 года, когда заканчивается выпуск офицеров запаса по старой схеме, Минобороны делает новый кадровый заказ уже только на 68 вузов. В остальных гражданских вузах военные кафедры ликвидируются.

От редакции: первым в списке высших учебных заведений, где будут созданы учебно-военные центры, стоит наш Военмех.


НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

Общага. Жить можно, но...

Недавно наш нештатный корреспондент по просьбе редакции побывал в одном из общежитий Военмеха. Цель - посмотреть, как и чем живет иногородний студент. Увиденным он делится с нашим читателем.

Если вы учитесь в Военмехе, не имеете собственной жилплощади, то, скорее всего, являетесь обитателем одной из военмеховских общаг. На днях мне удалось оказаться в "отеле для студентов" и, наконец, оценить всю прелесть молодёежной цитадели. Надо сказать, руководство нашего вуза ценит не только учебное стремление, но и способность будущего специалиста отдыхать. В здании общаги уютно расположились ночной клуб и кафе-бар, где регулярно заседают самые отчаянные труженики ума. Сама общага представляет собой обычное десятиэтажное здание, слегка смахивающее на гигантскую спичечную коробку. Открыв парочку входных дверей, оказываюсь внутри и сталкиваюсь нос к носу с охранником, мимо которого, по слухам, и муха без пропуска не пролетает. Дядя Вова (так зовут стража) оглядывает меня подозрительно, спрашивает куда, зачем и насколько, держит в руках пропуск и даёёёеЁЁёт добро на вход.

Впервые лицезрею обитель своих друзей. Здесь идет ремонт. А ремонтировать есть что. Стены не ровнее, чем наши дороги; потолки с протёеками и серными пятнами; лестницы, где каждая следующая ступенька может оказаться последней, любопытные лифты, которые с радостью поднимут вас на нужный этаж, но вот обратно "на волю" не повезут; а главное, милые сердцу студенты, снующие по коридорам в поисках "чего бы поесть-попить". Освещение неважнецкое, планировка на столь же "высоком" уровне - каждый этаж - своеобразная клетка, обстановка в разных клетках тоже разная. Восьмая, по мнению большинства, считается самой "опасной для жизни", девятая и десятая - самыми благоустроенными - почти Европа. С горячей водой проблем не бывает, зато бывают проблемы с холодной. В туалетах много мух (интересно почему?).

Но вот с замиранием сердца наваливаюсь на обшарпанную дверь - и передо мной комната-каюта друга-студента. Есть что-то вроде прихожей, занавеской отделеённой от "спального сегмента". Шкаф, забитый всем, от семейных фотографий до сломанного плеера, крепко сколоченный деревянный столик, пол, тщательно устеленный ковриками, и тапочки.… Почему-то много тапочек. За занавеской две кровати, побитый жизнью компьютерный стол, телевизор на подоконнике, плакаты с девушками, автомобилями, расписанием на семестр. Не забыт и вид родного города. На стенах простенькие обои - студенты сами обустраивают своеё пристанище.

В общаге бывает что и пьют, но и только. Никаких наркотиков, травки, таблеток и прочего хлама не наблюдается - говорят, что пару лет назад весь этот набор был в наличии, но с приходом нового охранника дяди Толи порядок навели.

Бытует мнение, что студент в вузе и общаге не одно и то же. Неправда - сам лично убедился, пообщавшись с ребятами. Никакого хамства, мата и "понтов". Все очень вежливые и готовы помочь.

Теперь о самом ценном и дорогом - девушках. Женщина в общаге - действительно друг человека. Попробуйте пожить без них, пару раз приготовить обед, и поймеёте, кто на самом деле цветы жизни. Их ценят, холят и лелеют. Они порой капризничают, но, в общем, помогают жить.

- Драки случаются, - поведал мне парнишка с забинтованной рукой, - тут на днях ребята в соседней комнате не поделили что-то, милицию пришлось вызывать.

Хотя в целом обстановка спокойная, никакой напряжённости не чувствуется.

Учатся ли "общажные" студенты в полном смысле этого слова? Вопрос, конечно, непростой, говорят, некоторые только к началу сессии узнают фамилии преподавателей. Первокурсникам советуют не слишком тщательно раскладывать вещи - шанс завалить экзамены достаточно велик. Но и отличников в "общаге" немало - тут всеё от человека зависит, потому и на условия жизни никто особенно не пеняет.

Стоимость проживания не кусается - 220 рублей в месяц, однако для граждан других стран дела обстоят сложней, и плата другая, и с регистрацией постоянно трудности возникают.

То, что в общаге живут весело, - сущая правда. Студенты развлекаются кто как может. Смех доносится постоянно. Он является неотъемлемой частью местного интерьера. Смеются все и на все лады, обсуждают учеёбу, гулянки, любовные похождения, спорт, когда стипендию повысят и как устроиться на стройку, чтобы за два часа пятьсот рублей платили. Вообще поиск "халявы" занимает у студента большую часть свободного времени. Деньги зарабатывают кто как может, их постоянно нехватает. У каждого имеется два листка - кто тебе должен и кому ты, причеём второй список всегда длиннее.

Часто слышу, вот, мол, хорошо бы пожить в общежитии - свобода, делай что хочешь. Но, поверьте, сами "общажники" спят и видят, как бы поскорее покинуть своеё временное жилище.

Общагу пока еще не любят, ееё терпят, с ней мирятся как с неизбежной реальностью студенческой жизни. Как еще много надо сделать, чтобы она стала для студента вторым домом!


Пока снаружи лучше, чем внутри...

Петр ТАТАРСКИЙ, гр. А-521

Часть 2

На главную