Становление отечественной школы танкостроения

Доцент каф. Е1 Евгений БЕЛЕЦКИЙ

Празднование "Дня танкиста" совпадает в этом году со знаменательной датой - исполняется 65 лет с начала поступления серийных танков Т-34 на вооружение Красной Армии - это произошло в сентябре 1940 г. - за 10 месяцев до нападения фашистской Германии на нашу страну.

А 90 лет назад собственно и началось танкостроение: английскими специалистами был разработан и изготовлен первый опытный танк, который 15 сентября 1915 г. успешно прошел ходовые испытания. А уже в феврале 1916 г. были завершены испытания боевого танка, принятого на вооружение под индексом МКI.

Через год, 15 сентября 1916 г. первые боевые английские танки МКI были применены в сражении на реке Сомме: из 49 танков, планировавшихся на операцию, рубежа развертывания в боевые порядки достигли 32, из которых только 18 приняли непосредственное участие в атаке; 9 танков вышли из строя по причине технических отказов, 5 застряли в болоте. Низкий технический уровень, труднопроходимая для танков местность, неудовлетворительные взаимодействия с пехотой существенно снизили эффект применения нового вида оружия, хотя и позволили англичанам продвинуться на глубину 5 км подготовленной обороны на фронте шириной 5 км, имея потери в живой силе в 20 раз меньше, чем если бы такой успех был достигнут без применения танков. Указанные причины не позволили англичанам развить тактический успех в оперативный: анализируя позже ситуацию, немцы писали, что, имея 1000 танков, англичане прорвали бы фронт, деморализуя солдат немецкой армии.

Использованные танки МКI были вооружены двумя 57-мм пушками со скорострельностью 15-…20 выстрелов в минуту и дальностью эффективной стрельбы до 1800 м и четырьмя 8-мм пулеметами. Пушки располагались в бортовых спонсонах, а пулеметы - в неподвижной башне на крыше машины. Броня толщиной 6…10 мм не обеспечивала защиту от бронебойных пуль, а тем более от прямого попадания артиллерийских снарядов. Экипаж состоял из 7 человек, двигатель мощностью 105 л.с. разгонял 26-тонную машину по шоссе до скорости 6 км/ч, средняя скорость в бою - не более 2 км/ч.

Дальнейшее техническое совершенствование танков и их массированное применение сотнями штук - сражение при Камбре (20 ноября 1917 г.), вошедшее в историю как "триумф танков", и другие боевые операции, показали, что этот вид вооружения наиболее полно соответствует задачам и возможностям вооруженной наземной борьбы на предстоящий период.

Вслед за Великобританией началась разработка танков и во Франции. Вначале талантливый конструктор автомобилей Луи Рено отказался от предложения военных разработать боевую гусеничную машину. Но после появления первых танков французской разработки - "Шнейдер" СА1 и "Сен-Шамон", не очень удачно копирующих основные признаки английских танков, Луи Рено разработал проект танка, компоновка которого впоследствии получила название "классической": механик-водитель размещался в носовой части корпуса, имея хороший обзор для обеспечения движения и простые органы управления двигателем и трансмиссией, расположенными в кормовой части корпуса, а вооружение и стреляющий размещались во вращающейся башне, что обеспечило наилучшие условия для наблюдения и маневр огнем независимо от направления движения. Конструктивное исполнение узлов танка, получившего индекс "Рено" FT-17, во многом было заимствовано из автомобилестроения, ведущее колесо на части машин было выполнено из дерева. Танк весил 7 т, толщина брони башни составляла 22 мм, лобовой части корпуса 16 мм. Вооружен танк был 37-мм пушкой или 8-мм пулеметом; двигатель мощностью 35 л.с. разгонял эту машину по шоссе до скорости 7,7 км/ч.

Конструктивное исполнение танка оказалось столь удачным, а боевая эксплуатация столь эффективной, что американцы для своего экспедиционного корпуса решили организовать производство таких боевых машин в США. Однако это не было сделано, а было закуплено во Франции 514 этих танков. Двадцать стран, в том числе Чехословакия, Япония, Канада, Польша, последовали примеру США.

Значимость танков немецкие специалисты поняли с запозданием и были вынуждены 2 октября 1918 г. в рейхстаге так объяснить свое поражение в войне: "Военная обстановка в течение немногих дней изменилась в корне. Надежда победить противника исчезла. Первым фактором, решительно повлиявшим на такой исход войны, являются танки…". Но немецкие специалисты сделали правильные выводы и через четверть века, во 2-й Мировой войне бронетанковые войска вермахта стали основной ударной силой сухопутных войск, эффективно решая не только тактические, но и оперативные задачи, обеспечив победу над Францией.

Понимание целесообразности и технической возможности создания боевого средства, обладающего огневой мощью, броневой защитой и подвижностью по контрподготовленной местности, возникло в начале 20-го века. В 1915-…1917 гг. российские изобретатели независимо друг от друга разработали ряд интересных проектов. Один из наиболее полных и обоснованных проектов был представлен В.Д. Менделеевым: 120-мм морская пушка устанавливалась в передней части бронированного корпуса, гусеничная ходовая часть имела гидропневматическую управляемую подвеску - перед производством выстрела корпус опускался на грунт, на крыше корпуса устанавливался пулемет во вращающейся башне. А.И. Васильев разработал проект и изготовил модель гусеничной бронированной боевой машины, вооруженной пушкой и пулеметом, но Технический комитет Главного военно-технического управления 17 марта 1915 г. решил: "...что предлагаемые приспособления г-на Васильева для военного ведомства неприемлемы". После появления в печати фотографий английских танков в 1917 г. Васильев обратился к военному министру: "Покорнейше прошу расследовать это дело, почему изобретение русских остается без результатов, а точно такое у иностранцев производит сенсацию".

Создание английскими специалистами и боевое подтверждение эффективности применения нового вида оружия (1915 г.) и разработка в 1917 г. Луи Рено - танка "классической" компоновки - "Рено" FT-17 - этапы в истории танкостроения.

Следующее этапное событие в мировом танкостроении ознаменовалось созданием и развитием отечественной школы танкостроения - разработкой и массовым производством танка Т-34.

Первые танки, серийно выпускавшиеся нашей промышленностью, имели зарубежные прототипы. Производство танков началось с выпуска (1920 г.) танков "Русский Рено" на заводе "Красное Сормово" (Нижний Новгород) - прототипом послужил трофейный "Рено" FT-17 - всего было выпущено 15 машин. С 1928 г. в Ленинграде на заводе "Большевик" начался выпуск несколько доработанного танка "Русский Рено" под индексом МС-1 ("малый сопровождения"), было создано танковое КБ. До окончания производства в 1931 г. было выпущено 950 машин.

Прототипом танка Т-26 послужил английский танк "Виккерс-6 тонный", не принятый на вооружение английской армией. Это был гусеничный танк массой 7,1 т, вооруженный пушкой 47-мм, с боекомплектом 50 выстрелов в одной башне или двумя башнями с 7,7 мм пулеметами и броней толщиной 13 мм. Бензиновый двигатель мощностью 80 л.с. обеспечивал скорость до 35 км/ч по шоссе.

Танк Т-26 предназначался для сопровождения пехоты, вначале выпускался в 2-башенном варианте с различным набором вооружения: пушка 37-мм, пулемет 7,62-мм, а с 1933 г. с одной башней и пушкой калибра 45-мм, боекомплектом 205 выстрелов и двумя пулеметами 7,62-мм. До 1941 г. было выпущено более 11 000 танков Т-26, различных модификаций - это был самый массовый танк РККА к 1941 г.

Прототипом танков серии БТ (быстроходной танк) был танк У. Кристи (США), не принятый на вооружение американскими военными. Вначале конструктор тракторов, а затем и боевых машин У. Кристи был одержим скоростью, непрерывно подогревая в печати интерес к высокоскоростному танку. Высокая скорость по хорошим американским дорогам достигалась применением колесного хода, по пересеченной местности танк двигался на гусеницах. Такой колесно-гусеничный движитель требовал усложнения трансмиссии и системы управления движением, возлагал на экипаж задачу монтажа-демонтажа гусеничных лент. Очевидным недостатком колесно-гусеничного движителя является ограниченность грузоподъемности и соответственно могущества устанавливаемого вооружения и уровня бронирования, а эти качества и стали определяющими в надвигающейся войне. Приоритет скорости поддерживался в СССР идеологией маневренной войны "малой кровью на территории противника".

К началу 1941 г. в армии было более 7 000 танков БТ различных модификаций. Танки последней серии БТ-7М имели массу 14,65 т, вооружались пушкой калибра 45 мм с боекомплектом 188 выстрелов, двумя пулеметами 7,62 мм; толщина лобовой брони корпуса 20 мм, башни 15 мм, экипаж состоял из 3 человек; на танке был установлен дизель В-2, мощностью 500 л.с., обеспечивающий скорость на колесах 86 км/ч и на гусеницах 62 км/ч. ТТХ танков Т-26 и БТ были на уровне мировых требований середины 30-х годов, эти танки в большом количестве выпускались промышленностью.

Моторизация средств вооруженной борьбы, техническая и экономическая возможность поставлять их в армии в больших количествах привели к появлению новых концепций боевого использования. У нас в стране была разработана теория "глубокой операции" (Триандафиллов и др.); во Франции (Де Голь) и Германии (Гудериан) - теория "молниеносной" войны.

Маневры Киевского военного округа в 1935 г. с использованием большого количества танков, взаимодействующих с десантом парашютистов, произвели громадное впечатление на иностранные военные делегации, в том числе и германскую. Однако необоснованные репрессии высшего и среднего командного состава РККА, а также конструкторов и руководителей производства танковой отрасли нанесли громадный ущерб танкостроению и бронетанковым войскам.

Предложения Де Голля во Франции не были приняты, конструктивное исполнение танков и их войсковая организация были ориентированы на защиту укрепленной линии обороны ("линия "Мажино").

Наиболее полно и результативно были реализованы в Германии идеи Г. Гудериана, который, пользуясь доверием и поддержкой высшего политического руководства страны, определял техническую линию развития танков, структуру танковых войск и имел возможность как командующий большими танковыми соединениями реализовать свои идеи использования танковых войск для решения оперативных задач. Тем не менее, Германия вступила в войну с нами, имея на вооружении танки Т-III и T-IV, уступающие по всем показателям огневой мощи, защиты и подвижности нашим новым танкам.

Уже боевые действия в 1936 г. в Испании подтвердили превосходство танков Т-26 и БТ-5 над танками Германии Т I и Т II, но выявили их высокую уязвимость от 25, 37 и 40-мм противотанковых пушек. Поскольку танки Т-26 и БТ-5 были вооружены такими же пушками, то было ясно, что для использования танков против танков необходима противоснарядная защита. Не оправдал себя и колесно-гусеничный движитель танков БТ, не обеспечив преимуществ по подвижности, хотя почвенно-климатическкие условия этому не препятствовали.

Однако противостояние сторонников колесно-гусеничного движителя - а это были военные высоких рангов и должностей в РККА - специалистам, отстаивающим чисто гусеничную ходовую части, привело к потере времени и ряду существенных недоработок при создании нового танка. Так, задание Наркомата обороны (октябрь 1937 г.) танковому КБ Харьковского паровозостроительного завода, выпускавшему танки БТ, предусматривало разработку нового колесно-гусеничного танка с броневой защитой от крупнокалиберного пулемета и сохранение вооружения БТ - 45-мм пушку. Столь низкий уровень огневой мощи и защиты диктовался ограничением массы (18 т) для возможности реализации колесно-гусеничного шасси. Главный конструктор КБ М.И. Кошкин, его заместители, ведущий состав КБ были явно не удовлетворены заданием, но открыто выступить со своим мнением не могли: в начале 1937 г. был арестован предшествующий начальник КБ А.О. Фирсов, расстрелян директор завода И.П. Бондаренко, арестован начальник танкового КБ в Ленинграде С.А. Гинзбург. И Харьковское КБ наряду с разработкой танка в соответствии с выданным военными ТЗ (обозначение А-20) начало инициативную разработку чисто гусеничного танка (А-32), предполагая установить на нем 76-мм пушку и усилить бронирование. Оба варианта танка оснащались дизельным двигателем В-2, разрабатываемым на этом заводе. Но в проект эти отступления от ТЗ не внесли, полагая представить обе машины на испытания в одинаковой массе с возможностью впоследствии "догрузить" шасси А-32.

В мае 1938 г. на заседании Комитета Обороны обсуждался проект нового танка с участием И.В. Сталина, который попросил участников войны в Испании высказать мнение о колесно-гусеничном движителе. Часть опрошенных высказалась за гусеничный танк, но большинство, в том числе начальник автобронетанкового управления, получивший звание Героя Советского Союза за участие в боевых действиях в Испании, - за колесно-гусеничный. И.В. Сталин предложил разработать проекты обоих вариантов. В августе 1938 г. проекты были рассмотрены, и большинство высказалось за колесно-гусеничный А-20, но И.В. Сталин предложил построить и совместно испытать оба варианта.

До этих испытаний танк Т-32 представляли в массе танка А-20 для "облегчения" работы комиссии по сопоставлению этих вариантов. И это существенно снижало уровень характеристики Т-32, т. к. разработчики стремились иметь все "не хуже". Так, А-20 заимствовал от БТ экипаж в 3 человека, небольшую башню и соответственно погон небольшого диаметра. На всех танках Германии, даже легких Т-1, стараниями Г. Гудериана экипаж состоял из 5 человек, имея обязательно командира, руководящего боем. Стремясь не сильно отличаться от А-20, в А-32 экипаж увеличили только на 1 человека - заряжающего, но и для 2 человек, размер башни, определяемый диаметром погона в 1420 мм, был маловат.

На ХПЗ было создано объединенное КБ по А-20 и А-32 во главе с М.И. Кошкиным, заместители: А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко, А.В. Колесников, В.М. Дорошенко. В мае 1939 г. обе машины были представлены на государственные испытания, которые успешно завершились к августу. Однако Государственная комиссия не сделала выбора - какой вариант предложить для принятия на вооружение. КБ обратилось в ГАБТУ, которое также уклонились от рекомендаций.

Уже Германия захватила Австрию, Судетскую область, Чехию, 1 сентября 1939 г. нападением на Польшу началась 2-ая мировая война, но никто не брал на себя ответственность за выбор варианта. Наконец правительство приняло решение провести испытания новых образцов, которые состоялись на Кубниском полигоне в сентябре. На испытания были представлены тяжелые танки СМК и КВ, средние А-20 и Т-32 (А-32), легкий танк и БТ-7М. Танк Т-32 был выполнен в боевой массе 24 т (А-20 имел массу 19 т) и вооружен 76-мм пушкой Л-10 в новой башне.

Наиболее успешно прошли испытания танка Т-32, в числе пожеланий председателя комиссии, наркома обороны К.Е.Ворошилова, было усиление броневой защиты. М.И.Кошкин принял предложения, объясняя, что представленная машина является прототипом более совершенной, в том числе по вооружению и защите танка.

(Окончание следует)


«КАК СТАТЬ КОСМОНАВТОМ?»

На этот и другие вопросы отвечал дважды Герой Советского Союза Г.М. Гречко

По инициативе недавно созданной Ассоциации выпускников Военмеха состоялась встреча первокурсников факультета «А» с летчиком-космонавтом, дважды Героем Советского Союза Г.М. Гречко. Когда-то Георгий Михайлович сам был студентом этого факультета, поэтому его воспоминания о годах учебы вызвали огромный интерес у аудитории. Он рассказал о том, почему именно Военмех стал его альма-матер, поведал о смешных и грустных моментах из студенческой жизни. Георгий Михайлович ответил на многочисленные вопросы. Первокурсников интересовало многое, в том числе, как стать космонавтом.

 


(Подробный отчет об этой встрече читайте в следующем номере)


ГОРНАЯ ПУШКА ГОРЛИЦКОГО

От дипломного проекта - до серийного производства

76-мм горная пушка образца 1938 г., применявшаяся в сражениях Великой Отечественной войны, занимает важное место в ряду образцов артиллерийского вооружения, созданных выпускниками Ленинградского военно-механического института (ЛВМИ) в довоенный период.

В основу конструкции этого орудия были положены удачные, оригинальные технические решения, предложенные студентом ЛВМИ Львом Израилевичем Горлицким в 1932 г. во время работы над дипломным проектом 76-мм горной пушки на заводе "Красный путиловец".

Молодой специалист Л.И. Горлицкий, обративший на себя внимание представителей Главного ракетно-артиллерийского управления, в 1936 г. уже возглавляет конструкторское бюро завода №7 ("Арсенал"), получившего правительственное задание на создание 76-мм горной пушки. Этот образец вооружения в 1938 г. был представлен заводом на Голутвинском полигоне под Москвой в ходе показа и испытаний новой артиллерийской техники. Орудие превосходило зарубежные аналоги по важнейшим характеристикам, а благодаря высокой начальной скорости снаряда обладало свойствами противотанковой пушки.

После успешных показательных стрельб, на правительственном приеме И.В. Сталин, обращаясь к Л.И. Горлицкому, отметил: "Вы такой молодой и уже обставили передовых людей Европы" (Горлицкому шел 32-й год). Об этом свидетельствуют воспоминания Конструктора, оставленные им для музея завода "Арсенал".

Конструкция 76-мм горной пушки была признана изобретением, и Л.И. Горлицкий получил авторское свидетельство.

Станок орудия имел оригинальную конструкцию: он состоял из трех частей, шарнирно соединенных между собой. При удалении средней части получался короткий лафет, позволявший вести стрельбу при больших углах возвышения. В орудии также был применен малогабаритный телескопический пружинный накатник и подрессоренный броневой щит.

В мае 1939 г. горная пушка была принята на вооружение и на заводе №7 развернулось ее серийное производство. К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии находилось 964 76-мм горные пушки образца 1938 г. В 1941 г. производство орудий было передано в г. Пермь.

В годы войны под руководством Л.И. Горлицкого был создан ряд образцов артиллерийской техники, вошедших в историю как оружие Победы.

История создания горной пушки конструкции Л.И. Горлицкого - яркий пример того, как Военмех с первых лет своего становления обеспечивал подготовку высококвалифицированных специалистов-инженеров для оборонной промышленности страны.

Сергей КУДРЯВЦЕВ, старший преподаватель кафедры Е1
"Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие"

К погружению готов!..

Впервые в нашем вузе на факультете военного обучения в соответствии с программой подготовки по военно-учетной специальности "Боевое применение комплексов баллистических ракет подводных лодок" был введёен раздел "Водолазная подготовка". Опыт плавания кораблей и подводных лодок показывает, что по различным причинам иногда происходит повреждение их корпуса, технических средств или оружия. Для сохранения боеспособности подводной лодки личный состав ведеёт борьбу за живучесть или производит ремонт материальной части. Успех борьбы за живучесть во многом зависит от умения и навыков использования аварийно-спасательного имущества, в том числе и водолазного снаряжения. В период походов в море зачастую требуется произвести осмотр корпуса. Без водолазного снаряжения и водолазной подготовки личного состава выполнить указанные работы невозможно.

Для выхода из подводной лодки при аварийной ситуации у будущих офицеров должны быть не только теоретические знания, но и практические навыки. Отработка практических навыков проводилась на базе учебно-тренировочного комплекса Санкт-Петербургского военно-морского института - Морского корпуса Петра Великого, в специально оборудованном бассейне.

Первым представилась такая возможность студентам факультета "Авиа- и ракетостроения". По результатам медицинских показаний из 70 человек были отобраны только 19, которые приступили к занятиям по данному курсу.

Прежде чем перейти к практическим занятиям, студенты должны были сдать все зачеты по пройденным дисциплинам. С сентября по декабрь были изучены: "Физические основы и физиологические особенности пребывания человека в водной среде", "Водолазные заболевания и несчастные случаи при пребывании человека в воде", "Водолазная техника", "Правила выхода из аварийной подводной лодки". Студенты с энтузиазмом приступили к теоретическим занятиям, так как хотели получить разрешение на спуск под воду. В итоге, как и ожидалось, все были допущены.

Ребята перед первым погружением очень волновались, но, безусловно, у них не возникло и мысли об отказе. Все понимали, что служба на подводной лодке обязывает офицера знать основы водолазного дела, как для спасения своей жизни, так и для спасения жизни личного состава. Поэтому к делу подошли ответственно. Ребята не задумывались, что погружения будут оцениваться преподавателем, им было интересно для себя. При подготовке к погружению рядом находились врач-спецфизиолог и опытные инструкторы. Каждому выдали водолазный костюм и наглядно показали правила использования спасательного снаряжения подводника.

"Одно дело изучать водолазное дело в теории, - говорит один из отличников боевой подготовки студент Васильченко А.С., - заучивать назубок устройство спасательного снаряжения подводника, физиологию человека и свойства разных глубин. Но совсем по-другому чувствуешь себя, когда спасательный гидрокомбинезон у тебя в руках, а внизу водная гладь бассейна. И уже не в теории, а в реальности нужно облачиться в резиновую оболочку, четко выполнить все инструкции и окунуться в водную пучину. И легко представить себя готовым к погружению, стоящим перед торпедным аппаратом подводной лодки, затерявшейся где-то в глубине океанских вод, рядом с командиром, который спокойным голосом отдает последние указания. И нестрашно, что поврежден легкий корпус, что, зацепившись за риф, разодрался металл и существует прямая угроза повреждения прочного корпуса и затопления отсека. В борьбе за живучесть главное - спокойствие. Все в моих руках. И я не подведу. Потому что я знаю, что и как надо делать, но, тем не менее, внимательно прислушиваюсь к словам командира - опыт перекрывает любые знания. И от сознания того, что от моих действий зависят жизнь людей, боеспособность подводной лодки, успех выполняемой задачи, наполняет мое сознание гордостью и уверенностью в своих силах. Теперь я твердо знаю, что выполню свое задание на отлично!"

После нервозности первых спусков студенты успокоились и ждали уже с нетерпением следующего погружения. Было запланировано 30 часов под водой. К концу курса ребята полностью освоились и были довольны, что смогли преодолеть страх. "Признаюсь, перед первым погружением мне было немного не по себе, - поделился еще один особо отличившийся студент Дворцов В.Д., - переживал, что не справлюсь, что ребята будут считать меня слабым. Это мешало мне, но одновременно стимулировало. Я сосредоточился на задаче, сконцентрировался на своих знаниях и преодолел свой страх, победил во внутренней борьбе. И после этого я уже точно знал, что все будет отлично. После погружения появилось приятное осознание того, что нет ничего невозможного, что если я смог сейчас, то смогу и в более сложных ситуациях принять правильное решение."

Данный курс не только помог освоить основы водолазного дела, но и сплотил коллектив. Ребята при погружении переживали за товарищей, помогали им и вместе радовались их успехам. Особо отличившийся студент Мацкевич П.А. вспоминал: "А еще я понял, для чего нужны рядом друзья. Это не только возможность разделить успех, но и помощь и поддержка в трудную минуту, когда нужна не столько подсказка верного ответа, сколько ободряющее слово, дружеское рукопожатие, сознание того, что вы все вместе одна команда, готовая рискнуть друг за друга даже собственной жизнью…"

Впереди будет еще много взводов, много погружений, много ребят. Но первые - всегда особенные. На них смотрят, их проверяют с особой тщательностью. Они - первопроходцы. И они справились.

Так держать, господа будущие офицеры!

Наш корр.


ВОЕНМЕХ ЧЕСТВУЕТ СВОИХ ЮБИЛЯРОВ

В.И. Туголукову – 80

22 сентября 2005 года исполнилось 80 лет со дня рождения и более полувека инженерной, научной и педагогической деятельности председателя комитета по молодёежной политике Совета ветеранов Санкт-Петербурга Туголукова Владислава Ивановича.

Он был активным участником Великой Отечественной войны, штурмовал Берлин, находясь в составе 2-й гвардейской танковой армии в возрасте 19 лет. Владиславу Ивановичу довелось управлять одним из самых секретных видов военной техники, которую немцы боялись больше, чем кары небесной, а у нас в простонародье называли ласковым девичьем именем - "Катюшей". "Я счастлив, - говорит он, - что мне в составе минометных частей довелось внести вклад в дело Победы. По фронтовым дорогам от Киева до Берлина я шел 481 день. Участвовал в трех рукопашных схватках под Бельцами, Варшавой и Берлином…". Чего только не пришлось испытать и увидеть этому человеку!

После войны В.И. Туголуков поступает в Военмех. Окончив вуз с отличием в далеёком 1954 году, дальнейшую свою жизнь он связывает с флотом, работая в научно-исследовательском институте. Закончив службу, Владислав Иванович решает вернуться в Военмех. Он начинает работать в лаборатории "Лабиринт" старшим научным сотрудником, а после этого - преподавателем на кафедре А1. За эти годы у Владислава Ивановича, полковника в отставке, кандидата технических наук накопилось более 50 научных трудов и изобретений….

Мы от всей души поздравляем Владислава Ивановича с юбилеем и желаем ему долгих лет жизни, крепкого здоровья и семейного благополучия!

Ректорат, Совет ветеранов БГТУ «Военмех»

В.Н. Гусевой – 60

21 сентября юбилейная дата у доцента кафедры "Ракетостроение" Веры Николаевны Гусевой. Молодым научным сотрудником пришла она на кафедру в 1970 году. То были для нее годы плодотворной научной работы. Вера Николаевна и сейчас самый активный преподаватель, любимый студентами, постоянно занятый совершенствованием учебного процесса. Именно ее усилиями в этом году на кафедре открыта новая специальность. Благодаря Вере Николаевне кафедра и Военмех имеют постоянную связь с космосом, когда на орбите наш выпускник Сергей Крикалев. Здоровья, счастья и успехов желает ей коллектив кафедры.

 

 

О.А. Толпегину – 60

Исполнилось 60 лет проректору по НИР Олегу Александровичу Толпегину. После окончания в 1970 году ЛМИ он работал в ЦНИИПа, затем в ЦНИИ "Гранит". В 1975 г., после успешного окончания аспирантуры, был распределен в ОНИЛ-АСУ ЛМИ. В том же году защитил кандидатскую диссертацию по специальности "Динамика полета и управления". В 1996 г. О.А. Толпегину была присуждена ученая степень доктора технических наук, а затем присвоено звание профессора по кафедре процессов управления. В 1998 г. он - заведующий магистратурой, в 2000 г. - декан факультета "А" и директор Института ракетной техники и вооружения; с 2003 г. - проректор по НИР. Олег Александрович является членом-корреспондентом РАРАН, академиком Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Олег Александрович - автор более 85 научных работ и учебно-методических пособий. Умело совмещает научную работу с преподаванием. Его лекции отличаются глубиной содержания и четким стилем изложения.

В настоящее время О.А. Толпегин ведет большую работу по возрождению научно-исследовательского сектора университета. Есть твердая уверенность в том, что совместными усилиями ученых университета, ректората будут преодолены все трудности перестроечного периода и Военмех вновь заявит о себе как важнейший научный центр России.

Говоря об Олеге Александровиче как о крупном ученом, нельзя не сказать несколько добрых слов о его человеческих качествах. Дружественное, теплое отношение к своим коллегам - вот суть его характера. Спокойно и внимательно выслушает проблему, быстро найдет верное решение, окажет посильную помощь.

Здоровья вам, Олег Александрович, высокого творческого настроя на поприще возрождения научного потенциала Военмеха!

Ректорат БГТУ "Военмех", коллеги и друзья

Ю.А. Круглову – 75

Исполнилось 75 лет со дня рождения Юрия Аристарховича Круглова. В 1954 г. он с отличием окончил ЛВМИ и с тех пор вся его творческая жизнь связана с нашим Военмехом. Доктор технических наук (1977 г.), профессор (1979 г.), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1991 г.). Заведовал кафедрой "Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов". Результаты его разработок использованы при создании реальных изделий и нормативных документов в отрасли, что способствовало повышению технического уровня разработок.

Юрий Аристархович внес большой вклад в разработку методов динамического анализа и создания основ проектирования систем стартовых комплексов. Он стоял у истоков становления и развития нового научно-технического направления - ударовиброзащита при кинематических воздействиях высокой эффективности. Участвовал в создании семи специальных комплексов наземного и морского базирования в интересах обороны страны. Руководил работой крупной научно-исследовательской лаборатории в области создания и функционирования новых образцов техники. Разработал основы теории и проектирования сейсмической защиты атомных электростанций с применением активных систем амортизации. Ю.А. Кругловым подготовлен ряд молодых перспективных ученых, издано много научных трудов.

Сотрудники кафедры А1, ректорат сердечно поздравляют Юрия Аристарховича с юбилеем, желают ему крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.

Г.Г. Шабалину – 60

2005 год щедр на юбилеи. Вот и ветерану труда, доценту кафедры "Ракетостроение" кандидату технических наук Георгию Георгиевичу Шабалину 23 сентября исполнилось шестьдесят.

Трудовой путь Георгия Георгиевича начался в 1963 году на заводе ПТО имени С.М. Кирова в должности токаря-карусельщика. Но вся его сознательная творческая жизнь связана с Военмехом и кафедрой "Ракетостроение". Здесь он получил высшее техническое образование, здесь окончил аспирантуру, здесь защитил диссертацию на соискание ученой степени "кандидат технических наук" и здесь стал профессиональным преподавателем, снискавшим уважение коллег и любовь студентов.

Многие годы он являлся ответственным исполнителем важнейших правительственных НИР. На его счету более шестидесяти учебно-методических и научных трудов. Среди его студентов и выпускников Герой Советского Союза и Герой России С.К. Крикалев. Его повседневный труд не раз был отмечен и поощрен ректоратом университета и Министерством образования. Почетные грамоты, занесение портрета на Доски почета, знак "Почетный работник высшего профессионального образования", медаль "В память 300-летия Санкт-Петербурга", звание "Ветеран труда" - все это досталось ему по праву. И не только за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, но и за активное участие в общественных делах.

Уже в молодые годы он был активным участником, а затем руководителем студенческого научного общества, а позже заместителем декана, членом общественной редколлегии газеты "За инженерные кадры", председателем совета молодых ученых, но больше всего сил им отдано профсоюзам.

В 1976 году Георгий Георгиевич был избран в состав местного комитета тогда Механического института, а уже в 1981 стал заместителем председателя. Именно в эти годы институт вошел в число передовых вузов страны и за первое место награждался переходящим Красным знаменем.

Георгий Георгиевич и сегодня является активным профсоюзным деятелем. В 1992 году был избран председателем профсоюзного комитета профсоюзной организации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава и четырежды переизбирался на эту общественную должность. С 1989 года по настоящее время является членом Обкома (ныне Территориального комитета) профсоюза работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член совета Ассоциации профсоюзных организаций вузов Санкт-Петербурга и представляет интересы Ассоциации в Совете Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эта его деятельность также неоднократно отмечалась грамотами.

Георгий Георгиевич пользуется заслуженным авторитетом и уважением в коллективе университета. Желаем ему крепкого здоровья, долгих лет жизни и успехов во всех его делах и начинаниях.

Профком ПП и УВС БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова,
коллектив кафедры "Ракетостроение"

В.А. Веселову – 75

Исполнилось 75 лет со дня рождения профессора Вячеслава Афанасьевича Веселова. В 1956 г. он с отличием окончил ЛВМИ и был распределен в ЦНИИ "Электроприбор". С 1959 г. работает в ЛВМИ, являясь одним из создателей кафедры "Системы управления ракетными и космическими комплексами". За время работы в институте профессор В.А. Веселов исследовал и создал первые отечественные серийные транзисторные усилители УР-16 и УИ-16, а также унифицированные приборные следящие системы и интегрированные приводы. Вячеслав Афанасьевич был научным руководителем при унифицировании ряда различных электронных устройств, послуживших базисом для построения специальных управляющих и навигационных комплексов подводных кораблей ВМФ. Многие из них были отмечены Ленинской и Государственной премиями.

В.А. Веселов был одним из основателей научного направления светолокационных систем технического зрения. В рамках этого направления он создал гамму малогабаритных бортовых светолокаторов, позволяющих развернуть широкие научные исследования в части автовождения колесных и шагающих специальных роботов, что позволило впервые осуществить автоматическое движение специальных роботов в условиях бездорожья.

В 1980 г. он возглавил группу исследователей (по просьбе космонавта Г.М. Гречко) по созданию инструментальной базы для исследования верхних слоев атмосферы Земли. В результате был создан уникальный быстродействующий звездный фотометр "Фотон- 210М", который был установлен на орбитальной станции "Мир" и позволил получить ученым РАН важные сведения о структуре и физических параметрах атмосферы (1995 г.).

Вячеслав Афанасьевич принимал участие в создании, а затем и возглавил инженерно-консультационный центр по приборам безопасности подъемных сооружений в рамках Северо-Западного округа Гостехнадзора РФ (1997 г.). Он автор 7 книг и более 100 научных трудов.

Сотрудники университета, ректорат сердечно поздравляют Вячеслава Афанасьевича Веселова с юбилеем и желают ему здоровья, творческих успехов на долгие годы.

Э.К. Ярцевой – 70

Вспоминается 1963 год. К зданию института подъезжает мотоцикл "Ява". За рулем хрупкая, симпатичная девушка. Она спешит на кафедру Н5. Там решался вопрос о ее зачислении в аспирантуру. Речь идет об Эльвире Константиновне Ярцевой, 70-летие которой недавно отметила кафедра высшей математики. Кажется, годы ничуть не коснулись ее молодежного задора. Она по-прежнему полна энергии, также мила и обаятельна. Доцент Ярцева пользуется огромным авторитетом у преподавателей кафедры, других сотрудников университета. Любовь и симпатия к ней со стороны студентов просто безграничны. Много тепла, внимания, знаний отдала им Эльвира Константиновна.

Хочется пожелать ей долгих лет жизни, крепкого здоровья и творческого вдохновения. Вот несколько строк из нашей песни в честь юбиляра:

 

Мы знаем, что на свете много женщин. Так что ж?!
Милее нашей Ярцевой ты не найдешь!
Беречь, холить будем.
Ведь с нами никогда не пропадешь!

Коллектив кафедры и друзья

А.П. Дитяткину – 60

Уважаемый Анатолий Петрович!

Ректорат, профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты БГТУ "Военмех" сердечно поздравляют Вас с 60-летним юбилеем!

В нашем вузе Вы трудитесь более десяти лет, возглавляя ответственные и сложные участки работы - главным механиком, главным инженером, проректором по административно-хозяйственной деятельности. Под Вашим руководством административно-хозяйственные службы университета работают слаженно, организованно и ответственно. Вы проявили себя как способный руководитель, добросовестный и болеющий за общее дело специалист, который умеет организовать свой коллектив для выполнения сложных дел и заданий. Уверены, что и в дальнейшем Ваши способности организатора принесут много пользы нашему вузу.

Желаем Вам, уважаемый Анатолий Петрович, хорошего здоровья, дальнейших успехов в трудовой деятельности, счастья и благополучия.

Ректор БГТУ "Военмех" О.С. Ипатов

Редакция выражает благодарность хранителю фонда музея БГТУ С.С. Кузьминой и студентке А. Фоминой за помощь в организации и подготовке материалов.


Лосево! Как много в этом слове...

"Только сердце просится
В Лосево да в Лосево,
Где бежит, как молодость,
Шумная вода…"

Эти слова из туристской песенки созвучны каждому, кто хоть раз побывал в оздоровительно-спортивном лагере "Военмеха" в Лосеве. Расположенный прямо в сосновом лесу, вблизи живописного озера, лагерь дает прекрасную возможность отдохнуть и поправить здоровье. Благодаря финансовой помощи, оказанной в этом году ректором БГТУ профессором О.С. Ипатовым, профсоюзные путевки в лагерь были недорогими. За три смены в Лосеве отдохнули около 240 студентов и 170 преподавателей. Лето было солнечным, озеро - теплым, а лес вокруг был полон ягод и грибов. Что еще нужно для счастья?..

Радует и то, что в лагере сложилась спокойная непринужденная атмосфера, располагающая к отдыху. И в этом огромная заслуга начальника лагеря доцента Анатолия Павловича Поберецкого. Уже 18 лет он несет нелегкую ношу ответственности за жизнь и благополучие всех тех, кто проводит лето в Лосеве. Не счесть забот, которые ложатся на плечи начальника лагеря. По сути, он отвечает за все: и за порядок, и за безопасность, и за то, чтобы вовремя были завезены продукты для столовой и накормлены люди.

Организовать нормальную жизнь в лагере во многом помогает Анатолию Павловичу его заместитель по общим вопросам доцент Олег Николаевич Челищев, одной из задач которого является расселение отдыхающих. Не нужно объяснять, насколько болезненный это вопрос для каждого человека и как трудно бывает порой обеспечить комфортное соседство разных людей.

Но кроме хозяйственных забот есть еще и другие: в оздоровительно-спортивном лагере должна кипеть спортивная жизнь, проводиться матчи.

И все это есть в Лосеве. Дисциплина здесь мягко уживается с летними удовольствиями, так что все получается в радость. В каждой смене проводятся спортивно-массовые мероприятия по легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, товарищеские встречи со студентами из ЛИТМО и Университета низкотемпературных и пищевых технологий. Организует все это преподаватель кафедры физвоспитания доцент Алексей Николаевич Зиновьев. В погожие деньки он проводит со студентами и туристические походы, во время которых закрепляются навыки разбивки палатки и разведения костра. Ну, а посидеть в лесу у горящего костра и выпить чайку с дымком - это так здорово!..

Отдельное спасибо надо сказать работникам столовой, которые под руководством шеф-повара Аллы Сергеевны Унтершлак все лето трудятся "в горячем цеху". Шутка ли - прокормить полторы-две сотни человек! А вымыть посуду после завтрака, обеда и ужина! Не зря труд посудомоек Раисы Борисовны Ткаченко и Любови Дмитриевны Локтевой, которые содержали посуду в чистоте и порядке, начальник лагеря отметил особо. Жаль только, что нет пока в столовой посудомоечной машины - ведь тогда работа бы существенно облегчилась!


Начальник лагеря А.П. Поберецкий проводит беседу со студентами

Все хорошо в Лосеве, все идет своим чередом. Именно приятная атмосфера в лагере, веселая летняя жизнь так западают в душу, что хочется приезжать туда снова и снова. Не могут забыть Лосево даже выпускники "Военмеха". Уже работая на высокооплачиваемой работе, будучи в состоянии позволить себе отдых на заграничных курортах, они все-таки приезжают в Лосево, покупая путевку за полную стоимость. Это говорит о многом.

С чем идем к юбилею?

В будущем году лагерь отметит свой полувековой юбилей. Начавшийся когда-то с армейских палаток в сосновом лесу, лагерь строился медленно, постепенно. Все дома, которые сейчас стоят на его территории, были возведены руками студентов и преподавателей кафедры физвоспитания.

- Даже в путевке тогда было написано, сколько часов каждый студент обязан отработать на строительстве лагеря, - вспоминает Олег Николаевич Челищев. - Отдыхало примерно по 110-120 студентов в смену. И все они ежедневно работали после завтрака с 10 до 11.30. Под руководством преподавателей строились деревянные дома и домики из опилко-бетона. И никто не роптал, все трудились с настроением. А сейчас студенты возмущаются, что им приходится один день в столовой подежурить...

Построенный в советское время, лагерь прослужил уже несколько десятилетий. Надо ли говорить о том, что он порядком обветшал, что здания нуждаются в капитальном ремонте?

Да, у лагеря есть множество проблем, которые надо решать безотлагательно. Спасибо руководству БГТУ и начальнику кафедры физвоспитания профессору Виктору Николаевичу Воловому, что лагерь вообще уцелел в эпоху разрушительной "перестройки". Ну, а теперь, когда жизнь потихоньку налаживается, главная задача - сохранить и модернизировать его и как базу отдыха, и как учебный полигон для военной кафедры.

Увы, сейчас в лагере нет даже нормальных санитарных условий. Баня топится почти что "по-черному", в парной стоит дым. Душ работает два часа в сутки по вечерам. Конечно, неприхотливые обитатели лагеря и этому рады. Но все-таки на дворе - XXI век.

- Надо менять электропроводку, переходить с пробок на автоматы, - говорит начальник лагеря А.П. Поберецкий. - Сейчас из-за проблем с электроснабжением плохо работают насосы, случаются перебои с водой. В такие дни с трудом накачиваем воду даже для столовой. А ведь людей надо кормить вовремя, в соответствии с распорядком дня.

В советское время на подготовку лагеря к сезону туда направлялись бригады сантехников, электриков. Но в последние годы все ремонтные работы выполняются силами преподавателей. Главный энергетик университета Алексей Германович Акимов сам чинит проводку, устраняя аварийные ситуации.

По существу, лагерь брошен на руки тех энтузиастов, которые за мизерную зарплату работают в нем все лето, обеспечивая, по мере своих сил, более-менее нормальную жизнь для отдыхающих. И это трудная работа. Эти люди, по сути, отказывают себе в летнем отдыхе, не рассчитывая на поощрения и даже на спасибо. Проработав в "Военмехе" по 20-30-40 лет, впервые приехав в лагерь молодыми, они строили его своими руками и теперь поддерживают его функционирование ценой больших моральных и физических затрат, делают все, что только в их силах.

Но порой для проведения ремонтных работ нужны деньги, и немаленькие. Ведь не только замки на дверях плохо работают или вообще отсутствуют, не только свет гаснет из-за сгнившей проводки, но и плавсредства приходят в негодность.

- Раньше у нас на озере была хорошая лодочная станция, на которой был военно-морской порядок, - рассказывает замполит лагеря доцент Сергей Васильевич Москвин. - Студенты постигали азы парусного спорта, учились управлять морскими ялами, занимались виндсерфингом. Но, к сожалению, многие плавсредства уже вышли из строя. Теперь из двух катеров не осталось ни одного, лодки очень старые, им по 25 лет. Спасибо, что хоть выпускники "Военмеха", окончившие вуз несколько десятилетий назад, приезжают и за свой счет ремонтируют парусный флот, следят за состоянием плавсредств. Этот коллектив сложился благодаря начальнику лодочной станции Юрию Васильевичу Смирнову. На нем одном держится работа всей станции, а дел там много: собрать понтон, следить за ним, организовать дежурство... В этом году мы просили 160 тысяч рублей, чтобы купить для тренировок студентов 6 байдарок и 1 катамаран, но денег на это, к сожалению, не нашлось.

Безопасность - прежде всего

Однако список проблем на этом не заканчивается. Одна из самых главных - обеспечение безопасности - не решается никак. В советское время лагерь охраняли вооруженные казаки. А теперь, в эпоху терроризма, - вольнонаемные студенты. Что это за "охрана", нетрудно себе представить. И лагерь уже поплатился за это: белой ночью был украден новый дорогостоящий телевизор. В помещении, где он стоял, решетки на окнах были, а вот дверь была деревянная, и ее взломали.

Из-за отсутствия в лагере даже простого сторожа зимой из сараев расхищаются дрова, заготавливаемые каждый год в августе курсантами военной кафедры и преподавателями кафедры физвоспитания. Вот и в этом году на заготовке дров много сил и времени потратили Анатолий Иванович Юмашев и Олег Николаевич Челищев, лично управляющий циркульной пилой.

Но обеспечение сохранности имущества лагеря - это только часть проблемы. По сути, беззащитными остаются и все отдыхающие. Вокруг лагеря нет забора, любой посторонний может пройти на его территорию. Прошлым летом в одном из студенческих домиков ночью прогремел выстрел, и только чудо помогло избежать жертв. Как оказалось, стрелял парень, проживающий в дачном массиве, что неподалеку от лагеря.

Сергей Васильевич Москвин рассказал, что прошлым же летом в четыре утра он засек вблизи домиков двух странных мужчин, изучающих территорию спящего лагеря. Они отрекомендовались как турки-месхетинцы, но кто может сказать, кем они были на самом деле и зачем пожаловали в неурочное время?

Так что проблема безопасности - самая острая, и ее надо решать. Пока гром не грянул.


Зам. началька лагеря О.Н. Челищев и А.Н. Зиновьев
вручают награды за спортивные достижения

Ну и последний, краеугольный вопрос: пора переоформить землю, занимаемую лагерем, в соответствии с новыми требованиями законодательства. Вот что рассказала начальник отдела прав собственности Управления объектами недвижимости "Военмеха" Татьяна Николаевна Михайлова:

- Лагерь в Лосево занимает 14 гектаров, из которых половину составляют земли поселений, остальное - земли лесного фонда, на которые вдруг стали претендовать лесничие. Нам предстоит вывести эту площадь из земель лесного фонда. Фирма "Тайвола", с которой мы успешно работаем, готова выполнить эту большую работу, состоящую из трех этапов: сначала нужно провести юридическое сопровождение и закрепить землю в бессрочное пользование в соответствии с новым законодательством, потом провести проектно-изыскательские работы и затем кадастровые работы. Цена оформления за один гектар составляет в этом году 15 тысяч рублей, то есть 210 тысяч за один этап. Соответственно, все затраты на переоформление составят более 600 тысяч рублей. Пока таких денег университет не нашел. А стоимость работ год от года растет, в прошлом году она составляла 10 тысяч рублей за 1 гектар. Таким образом, чем позже мы начнем работу по переоформлению земель, тем дороже за нее придется платить.

Где взять деньги?

К сожалению, наш прославленный вуз, как и все государственные образовательные учреждения, небогат. Однако время заставляет изыскивать средства. Пути могут быть разными, но итог должен быть один - сохранение лагеря в Лосеве для выполнения им и в будущем функций воспитания и образования студентов.

По мнению С.В. Москвина, нужно разработать концепцию развития лагеря и создать Попечительский совет из выпускников "Военмеха". Среди них есть немало уважаемых и влиятельных людей, которые могли бы поучаствовать в создании Фонда развития лагеря. Таким образом, удастся решить острые финансовые проблемы, сохранить лагерь и нарастить его возможности.

А потом можно будет подумать и о его коммерческом использовании, чтобы лагерь мог сам зарабатывать деньги, принимая до 500 отдыхающих в круглогодичном режиме. Ведь места в Лосеве чудные.

Более рационально нужно использовать и территорию лагеря. Например, в карьере можно организовать стрельбище и проводить в Лосеве военно-спортивные сборы.

Главное - нельзя передавать разработку концепции лагеря в случайные руки.


Народный академик-инвентор Г.П. Шестернев демонстрирует работу "психотронного генератора"

Танец русалок в День Нептуна

Ольга ЛОСКУТОВА

На главную