Лосево. Третий семестр

Если спросить любого социально зрелого и адекватного  человека, для чего нужны спортивно-оздоровительные базы и лагеря вузов, он, не задумываясь, ответит: "Для оздоровления студентов, аспирантов, преподавателей и членов их семей".

Но есть еще и ряд латентных функций подобных подразделений. Перечислим наиболее важные из них:

1. Воспитание молодого поколения, в том числе трудовое; умение жить и взаимодействовать с коллективом; формирование активной жизненной позиции, позитивных базовых установок личности.

2. Обучение. Лагерь - это своеобразный третий учебный семестр, ибо именно на отдыхе студент или аспирант может предельно сократить дистанцию в общении с профессором, задав в свободной обстановке любой сложный вопрос. За всю полувековую историю лагеря не было случая, чтобы истинный педагог уклонился от острых вопросов. Имела место практика бесед, диспутов, дискуссий, лекций уникальных специалистов, приезжавших для этого в Лосево.

3. Формирование корпоративного духа.

Глубокоуважаемый выпускник "Военмеха" 1972 г. Президент ОАО "РЖД" В.И. Якунин, приехавший с визитом в лагерь "Лосево" в августе 2006 г., в своих публичных выступлениях и частных беседах неоднократно подчеркивал: "Военмех" - это марка, это стиль мышления и, если угодно, правильного поведения, это патриотический дух, умение отличать свет от тьмы. В Военмехе 70-х годов было неприлично быть аутсайдером, примитивистом, дешевым прагматиком, измеряющим все через призму личной выгоды, карьеры, псевдополитической тусовки".

В принципе, для выпускника Военмеха не существует невыполнимых задач. В свое время автору этих строк пришлось работать в одном из подразделений, решавших "теоретически неразрешимые проблемы и задачи" при остром дефиците ресурсов: финансов, времени, информации, оборудования и т.п. Примечательно, что львиную долю успеха обеспечивали классные коллеги-эксперты, товарищеские и деловые  взаимоотношения с которыми установились еще в спортивно-оздоровительном лагере "Лосево", строительных студенческих отрядах, в оперативном отряде.… Важно, что эти люди при двух фразах: "Привет, я - твой однокашник. Помоги, если можешь, подскажи, что делать…" помогали так, что потом за выполненную работу присуждались Ленинские и Государственные премии…...

4. Создание здоровой семьи - ячейки общества.

В  спортивно-оздоровительном лагере в Лосеве многие находили себе спутника жизни, создавались крепкие семейные пары. Человек был на виду, "под рентгеном". В самом деле, сходи с потенциальным кандидатом в шлюпочный поход в плохую погоду на пять дней с интенсивной физической нагрузкой, нештатными  ситуациями - и ты увидишь ядро личности и не ошибешься с выбором. Отсюда следует, что решение демографических проблем России, о которых говорил в своем ежегодном Послании Президент России В.В. Путин, в том числе лежит в русле создания условий для коллективного спортивно-оздоровительного отдыха молодежи.

5. Наращивание потенциала университета. Лагерь "Лосево" при умелом использовании его инфраструктуры - это мощный ресурс. Совершенствование лагеря - это прежде всего развитие его материальной    базы. В былые годы в Лосеве проводились научные семинары, международные конференции, шел интенсивный обмен студентами с вузами из других городов - Одессы, Москвы и др. Вполне реально на базе лагеря иметь 2-3 научные лаборатории, работающие в условиях хозрасчета и самоокупаемости, в том числе на нужды самого лагеря.

6. Полигон для инноваций и апробации  плодотворных дебютных идей. Студенты ряда специальностей из года в год защищают оторванные от жизни проекты, государственные комиссии делают вид, что все в порядке.… Необходимо дать возможность, наконец, включить интеллектуальный потенциал и решить проблемы энергоснабжения, теплой воды, транспорта, безопасности, в частности пожарной, информационного обеспечения и т.д.

Очевидно, что без разработанной научной концепции развития лагеря любые косметические меры будут лишь имитацией, преследующей другие цели.

Многие ветераны лагеря столкнулись в этом году с рядом проблем, которые раньше просто не возникали:

- проблема №1: абсолютная неясность статуса преподавателей, от первого до последнего дня;

- проблема №2: элементарная управляемость. Как может начальник лагеря, несущий персональную, в том числе и уголовную ответственность при возникновении несчастного случая, оперативно управлять, не появляясь в лагере и не контактируя с преподавателями и отдыхающими? Ответ: "Никак".

- проблема №3: студенты, которых было не более 25 человек в смену, практически были брошены. Эта "брошенность" контрастировала с активной программой лагеря "Содружество", который был в гостях. И касалось это не только лекций, занятий, бесед, экскурсий, подарков, призов, но и рациона питания!

Воспитание у военмеховца синдрома человека второго сорта в студенческие  годы - это очень опасный прецедент. Я думаю, что Антон Семенович Макаренко очень просто бы решил эту проблему воспитания воспитателей и "наблюдения за наблюдателями…."

Итоги работы лагеря-2006 требуют серьезного разбора, и он неизбежен….

При этом огромное спасибо надежным профессионалам-преподавателям, которые в кризисной ситуации (в режиме "отдыхающих") удержали лагерь. Такие проверенные в деле люди, как Анатолий Павлович Поберецкий, Алексей Николаевич Зиновьев, Олег Николаевич Челищев должны быть серьезно поощрены и отмечены. То, что исключительно на "боевом духе" был организован лодочный поход, посвященный 50-летию лагеря "Лосево", в каждой смене проводились турниры по настольному теннису и спартакиада лагеря, достойно уважения.

Нельзя не упомянуть и еще об одном обстоятельстве: в конце августа на водной станции некие пираты, применив специальные познания и современные технические средства, сумели похитить ночью две гребные лодки. Причем сделано это было в вызывающей манере...

Одну из лодок по горячим следам удалось разыскать и отбить в буквальном смысле этого слова. Вторую лодку похитили с концами. Руководителям лагеря нужно молить Бога, что никто не пострадал... и крепко подумать об обеспечении режима безопасности на водной акватории.


Выступление В.И. Якунина

Сергей МОСКВИН, доцент кафедры Е-3


НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ

БАЗЕ НУЖЕН ХОЗЯИН

Беседа нашего корреспондента с проректором по социальной и воспитательной работе Сергеем Алексеевичем Вострецовым

- Сергей Алексеевич, у вуза несколько загородных спортивно-оздоровительных лагерей и баз. В частности, спортивная база в Лосево, на территории которой этим летом действовал и международный лагерь "Содружество. Память поколений". Что дают университету подобные проекты?

- В середине 90-х годов вузам сохранить свою инфраструктуру было не так просто. Военмех — один из немногих, которому, благодаря усилиям нашей спортивной кафедры и администрации вуза, это удалось. Но сохраненная инфраструктура так и осталась на уровне советских времен. Сейчас у нас нет комфортабельных домов, помещений, которые соответствовали бы требованиям дня. Именно этот факт во многом не дает нам возможности конкурировать с современными базами отдыха и лагерями. Наша задача состоит в том, чтобы привлекать инвесторов с целью развития инфраструктуры базы. Благодаря проекту международного молодежного лагеря, организованного совместно с Центром национальной славы России, нам удалось покрасить ряд помещений, привести в порядок студенческие домики, так что следующим летом студенты будут отдыхать в более комфортных условиях. Хотелось бы сказать, что работу летнего лагеря отметил на встрече с ребятами Владимир Иванович Якунин — выпускник Военмеха, который уделяет большое внимание вопросам духовного возрождения нашего общества и воспитания молодежи. Мы очень надеемся на его поддержку.

Дальнейшая наша задача состоит в том, чтобы сделать загородные базы межвузовскими, так как на сегодняшний день одному вузу содержать такие огромные объекты невыгодно. Мы хотим, чтобы отдых на наших загородных базах стал более доступным и для студентов других вузов. Сейчас одной из важнейших целей является улучшение условий проживания на этих объектах. В качестве возможных вариантов достижения этой цели выступают: привлечение инвесторов к осуществлению совместных проектов; придание базам статуса межвузовских с привлечением средств Федерального агентства по образованию на их развитие.

Необходимо отметить, что проекты, подобные прошедшему международному молодежному лагерю, не только позволяют активной молодежи обменяться опытом и приятно провести время, но и играют важнейшую роль в воспитании и обучении молодых людей — будущих высококлассных специалистов и патриотов Родины. На сегодняшний день в стране отсутствует молодежная федеральная государственная политика, нет ни федерального закона о молодежи, ни профильного органа. Поэтому осуществление таких проектов в вузовской среде на региональном уровне, когда люди сами пытаются наладить взаимоотношения и контакты, имеет очень большое значение.

Мы будем всячески приветствовать такие инициативы. Я надеюсь, что это только начало нашего плодотворного сотрудничества с Центром национальной славы России.

- Намечены ли какие-нибудь дальнейшие совместные проекты с Центром национальной славы России?

- Сейчас говорить о каких-то конкретных проектах рано, но существуют предварительные договоренности о проведении фестиваля для беспризорников, поскольку всем известно, как остро стоит в стране проблема детской беспризорности. Скорее всего, это совместное мероприятие пройдет на площадке Военмеха. И хотя это пока еще только предварительная договоренность, вероятно, именно этим проектом продолжится наше сотрудничество с Центром национальной славы России.

- Сергей Алексеевич, известно, что не все было ладно с организацией отдыха в Лосево в этом году.

- К сожалению, это так. Мы не отрицаем, что здесь есть и наша вина. Люди, которые готовили технические задания и конкурсную документацию, понесли соответствующие наказания. Но главное все же в другом. Схема отдыха была такой же, как и в предыдущие годы. Однако перед нами были поставлены условия: вся деятельность должна проводиться на конкурсной основе. Тендеры и конкурсы выиграли те, кто предложил более приемлемые условия.

И все же без накладок не обошлось. Например, гости питались на 200 рублей в сутки, и это было их право. Студенты — на 120 рублей, т.е. на сумму, предусмотренную бюджетом. Сотрудники же питались на сумму в 100 рублей, так как, к сожалению, бюджетных денег на них выделено не было. Мы изыскали средства из внебюджета. Наш просчет состоял в том, что не предусмотрели возможность доплаты, с тем, чтобы желающие могли питаться по своему усмотрению.

Необходимо несколько слов сказать об инциденте, который якобы имел место на мероприятии, посвященном 50-летию Лосево. То, что студентов не пустили на праздник, — ложь и бессовестная клевета. И мы можем догадываться, кому это было нужно. Наша задача — не вступать в перепалку, а двигаться вперед, искать новые возможности развития базы. Конечно, все недоработки мы учтем. Сегодня государство и закон призывают нас работать более прозрачно и мы будем больше информировать людей.  Следует учесть, что проводить в жизнь старые схемы станет невозможно. Поэтому все, кто заинтересован в развитии базы, должны сесть за стол переговоров и искать пути реализации новых проектов.

Но самое главное — базе нужен хозяин. Сегодня она закреплена за кафедрой физподготовки. Но учебный процесс и хозяйственная деятельность не совсем вяжутся между собой. Получается: у семи нянек дитя без глазу.

Первое, что мы сделаем — повысим статус базы и будем строго спрашивать с людей, отвечающих за конкретный участок работы.


Испытание пожаром

Нынешнее лето выдалось необыкновенно жарким и сухим, а значит, пожароопасным. В Ленинградской области горели леса, дым порой заволакивал и Лосево. Но пожаров вблизи лагеря не было из-за принимаемых мер предосторожности. И вот во второй половине августа, когда до окончания третьей смены оставалось всего несколько дней, все-таки загорелся лес рядом с лагерем. К счастью, огонь быстро заметили. Первым на месте оказался начальник военной кафедры Ю.А. Сарачук.

- Около пяти часов вечера мне сказали, что в лесу горит островок, - рассказывает Юрий Александрович. - Я взял лопату, пошел и увидел, что это настоящий пожар. Стал закидывать огонь песком и понял, что одному не справиться. Сказал сыну Кириллу, чтобы тот объявил по радио общий сбор и вызвал пожарных. Сбежались студенты и сотрудники, все вместе тушили огонь более двух часов, до приезда пожарных. Они  обработали лес химикатами и вызвали тракториста, который должен был прокопать ров вокруг очага возгорания, но тот не приехал, потому что был пьян. Пожарные сказали, что, дескать, ладно, ничего не случится, потому что есть естественный ров и через него огонь не пойдет. Мы боялись, как бы не вспыхнул мелкий сосняк. И к ночи это все-таки произошло, огонь охватил деревья до макушек. Была угроза, что он перекинется на ветки больших сосен, и тогда начнется верховой пожар. Подняли опять по тревоге всех студентов и преподавателей и до трех ночи тушили огонь. По цепочке в кромешной темноте передавали ведра, песок кидали лопатами вверх, чтобы сбить огонь с верхушек сосняка. Воды не хватало. Пожарные опять приехали, посмотрели и сказали: "Справитесь сами". И похвалили, что мы не допустили возникновения верхового пожара.

Лесной пожар - одна из самых опасных экстремальных ситуаций. И он показал сплоченность военмеховцев. Хотя начальника в лагере не было, все смогли организоваться и проявили самую настоящую самоотверженность. Восьмидесятилетний плотник Алексей Николаевич Виноградов тушил пожар в течение нескольких часов вечером, а потом еще и ночью, когда огонь вспыхнул повторно. Легко ли человеку в таком возрасте таскать ведра с водой, копать каменистую землю, закидывая огонь песком!

Но никто в те часы не думал об усталости. Не только студенты и преподаватели, но и школьники, отдыхавшие в лагере с родителями, принимали участие в тушении лесного пожара. Закончившая 11-й класс МЧС Инга Цветкова кинулась к горящему лесу, чувствуя свою особую, уже почти профессиональную ответственность. Поскольку ко всем водопроводным кранам выстраивались очереди, семья Цветковых наполнила водой из самого дальнего крана, возле столовой, несколько больших емкостей и затем на машине привезла их в лес, что было большим подспорьем.

Невозможно перечислить всех, кто не щадя своего здоровья боролся с огнем. На счастье, в тот вечер вернулись из лодочного похода студенты. Они тоже приняли активное участие в тушении пожара.

- После ужина мы пошли в душ и вдруг услышали сирену, - вспоминает Анна Емельянова, студентка 3-го курса факультета Р-131. - Схватили ведра и побежали к лесу. Уже смеркалось. Вода была только в бочке, в кране был маленький напор, поэтому приходилось стоять в очереди. Девочки носили по одному-два ведра, мальчики - по два. Пожилые люди сгибались под тяжестью ведер. Пожарная машина приехала в 23 часа и уехала, а мы вместе с преподавателями продолжали тушить огонь. После полуночи нам сказали, что студенты могут уходить. В лесу остались охранники, которые должны были следить, чтобы огонь не разгорелся опять.

И хотя той ночью ситуацию удержали под контролем, торф продолжал гореть и в последующие дни. И снова сотрудники университета, студенты и дети брали в руки ведра и шли на пожарище. Особенно трогательно было видеть, как по первому зову пошли тушить очаги возгорания школьницы Юлия Гашимова и Ольга Вихрева, а также проживающие в дачном поселке Максим и Сергей Никольские.

Наш корр.


С ПЛАНЕТОХОДОМ ПО ПЛАНЕТАМ

Эта публикация является развернутой аннотацией написанной уже рукописи книги "С планетоходом по планетам". Книга была задумана четверть века тому назад, когда автор работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного машиностроения (ВНИИТРАНСМАШ), и первая редакция рукописи была подготовлена в 1988 году под названием "На пыльных тропинках". К этому времени коллектив  космического направления, которым руководил лауреат Ленинской премии, д.т.н., профессор Александр Леонович Кемурджиан, выпустил ряд технических книг, посвященных динамике и устройствам шасси планетоходов, а также научным приборам и исследованиям условий на Луне, Венере и Марсе.

Материалы книги базировались на разработках коллектива конструкторов и исследователей, которые занимались созданием шасси планетоходов. В основном это были выпускники Ленинградского Военмеха, Ленинградского политехнического института,  Московского высшего технического училища (МВТУ) им. Баумана, и других вузов.

Сам автор прошел весь путь от становления планетоходной тематики до настоящего развития космического машиностроения в ОАО "ВНИИТРАНСМАШ".

Игорь Сергеевич Болховитинов, доцент кафедры М1, к.т.н. старший научный сотрудник, член-корреспондент Космической академии наук им. К.Э. Циолковского

ПРОЛОГ

В 1957 году после окончания Ленинградского Кораблестроительного института я был направлен на завод № 1 в город Молотовск, где строили атомные подводные лодки. В этом же году город переименовывается в Северодвинск, так как Молотова вытеснили из правительства. По этому поводу ходило множество издевательских и шутливых песен, анекдотов, баек: "Молотова!, Молотова!" - кричит народ у кремлевской стены. "Что вы кричите, Молотова давно нет!" "Тогда в зернах!".

Вначале поммастера (называли пол-мастера), потом сменным мастером (в ночную смену), потом мастером я восторженно удивлялся, как ловко и умно строят корабли - пару смен и готова секция подлодки длиной в 7 - 9 метров. Шум, гром, лязг, ослепляющая сварка, рентген - великая производственная светомузыка, похлеще светомузыки Скрябина.

В 1958 году ушел в конструкторскую тишину, в оперативную группу решать оперативные вопросы. Все было совершенно секретно. Мой гриф секретности позволял читать всю информацию под пристальным наблюдением. Говорили, что есть еще два грифа секретности выше первого. По одному из них предписано сжечь документ по прочтении, по другому - сжечь, не читая. Наша техническая разведка поставляла нам секретную американскую информацию: подлодки "Наутилус", "Скипджек", "Сивулф", ракета "Поларис", стреляющая из-под воды. Неужели американцам неизвестно было, что мы строим такие же лодки и ракеты? Хотя, похоже, известно. Перед спуском на воду нашей суперновой атомной подлодки в американской прессе публикуется статья о том, что в Советском Союзе в г. Северодвинске на заводе № 1 готовится к спуску на воду атомная подлодка проекта №… Приводятся все основные тактико-технические характеристики, включая и те, которые были от нас строго засекречены.

В 1961 году я уехал в Ленинград, по-доброму простившись с заводом № 1, с любимым делом, с друзьями, так как стоял перед выбором: завод или семья.

В НИИ-100, который находился на территории Кировского завода, объявлялся набор специалистов, и меня приняли, нацелив заниматься проблемами плавающих и подводных танков. Это для меня было новым увлекательным делом.

В 1963-64 гг. прозвучал призыв на "космические работы". Сергей Павлович Королев, запустивший уже в космос Ю. Гагарина и Г. Титова, строил планы разведки Луны с помощью лунохода. По совету министра обороны Д.Ф. Устинова он обратился к директору НИИ-100 В.С. Старовойтову, который к тому времени передислоцировал институт в пригород Ленинграда Горелово, развернув там грандиозное строительство.

Старовойтов, хоть и не без осторожности, но смело принял заказ на создание шасси лунохода. Создается первая рабочая группа для выработки основной концепции по организации работ: А.Л. Кемурджиан, И.И. Розенцвейг, В.И.Комиссаров, А.В.Мицкевич, В.К. Мишкинюк.

Составляется список сотрудников института - потенциальных создателей лунохода. В этот список вошел и я. Когда спросили моего согласия, я, не колеблясь, согласился перейти от кораблей морских, которыми я до сих пор грезил, к кораблям космическим.

Трудным было начало работ. Это как в сказке: "Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что". Работали в пространстве неопределенности, вероятности и загадочности. Отсутствие атмосферы, радиация, лучистый теплообмен, неизвестная грунтово-рельефная среда.… Как это все переварить и решить задачи взаимодействия между механизмами и средой в этих условиях? И еще тысячи проблем: информация, навигация, контроль, поведение материала в вакууме - снежная лавина. Эта лавина уже с начала работ многих смела.

Не без труда и споров была принята модель лунного грунта, соответствующая земным песчаным или вулканическим пустыням. Модель рельефа формировалась по загадочным фотографиям американских "Сервейеров" и "Рейнджеров", демонстрирующих гигантские кратеры. Приходилось экстраполировать кривые распределения в область мелких кратеров.

В 1964 году в гореловский институт прибыл С.П. Королев, чтобы ознакомиться с ходом начала работ по луноходовским делам. Руководитель работ А.Л.Кемурджиан с самого начала видел в задании глобальную задачу, рассчитанную в перспективе на создание нового направления - космического транспортного машиностроения. Поэтому "стартовая позиция" была нацелена на самый современный уровень теоретической и экспериментально-производственной базы. Королев одобрил начало работ. Об этом - несколько  позже.

Главные баталии развернулись среди конструкторов, которые разделились на гусеничников и колесников. Для безоговорочной победы нужно было показать явное преимущество. Но явного не было. Поэтому эти группировки пошли по пути выискивания недостатков у партнеров. Примерно, как у Маяковского:

Лошадь сказала,
взглянув на верблюда:
"Какая гигантская
лошадь-ублюдок".
Верблюд же вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты просто-напросто -
верблюд недоразвитый".

Победили колесники. Вопрос решался на бурном техсовете. Михаил Борисович Шварцбург, возглавлявший гусеничников, с горечью после техсовета перефразировал Шолом Алейхема: "На той неделе на техсовете вспыхнул скандал: уже дело доходило до пощечин, то есть один из нас уже получил пощечину".

Работы по колесному варианту велись целенаправленно и широко. Были проанализированы потенциальные возможности разных вариантов шасси (4-, 6- и 8-колесные), рассмотрены различные конструкции колес. Колеса с металлоупругими спицами, которые в то время испытывали американцы, были забракованы, так как на практике они демонстрировали нестабильное, порывистое движение. При преодолении более или менее высокого камня такое колесо "выстреливает".

Но самым оригинальным надо считать колесо "Лунохода-1" и "Лунохода-2". Это было исключительно легкое спицованное колесо с сетчатым ободом. Это колесо, выполненное из титана и алюминия массой в 4,5 кг, способно выдержать полутонный вес. Специальное покрытие белой эмалью обладало высокой излучательной и отражательной способностью от воздействия солнечной радиации. Вопросы теплообменных процессов решались Олегом Владимировичем Мининым (расчетно-теоретическая постановка) и Виктором Никифоровичем Плохих (практические исследования).

Роль смягчающих от ударов элементов приняла на себя балансирно-торсионная подвеска с оригинальным трехстержневым титановым торсионом. Получилась легкая, миниатюрная, едва ли не самая оптимальная упругая подвеска. В эту подвеску вложили всю свою конструкторскую душу Б.В. Гладких и Н.Е.  Бечвай. Колесо луноходов было не просто колесом. Это было мотор-колесо, т.е. колесо с встроенным в ступицу электромеханическим приводом.

Вся логика и информационно-измерительный комплекс были возложены на блок автоматики шасси (БАШ). Разработкой БАШ занималась лаборатория, а потом отдел управления и автоматики под руководством Анатолия Федоровича Соловьева. Военмеховец сумел наладить эффективную работу. Он был настоящим эрудитом, принципиально отстаивал разработки своего отдела, прошедшие через его тщательный контроль.

Блок автоматики шасси включал три группы: группу управления движением, группу обеспечения безопасности движения и группу контроля и передачи информации об измеряемых параметрах на Землю. Логика и взаимосвязи этих групп рассматривались и пересматривались десятки раз.

При испытаниях и доводке конструкции были отменены все праздничные и выходные дни. Не было понятия о сменных работах, все вылилось в одну 24-часовую смену. Урывками спали на раскладушках. Но при проведении работ соблюдалась производственная чистота: белые халаты,  тапочки — все как в больничном хирургическом отделении. Картина при этом изредка прорисовывалась такая.

4 часа утра. Кое-кто в белом халате колдует над "постелью больного". Разговор приглушенный, кто дремлет, кто пьет ароматный индийский чай. Негромко переговариваются.

- Ну, ребята, сегодня у нас ранний чай.
- Да! Послушай, от тебя жена еще не ушла?
- А что, от тебя уже?
- Считай, что уже. Считай - холостяк. Вот кончим всю эту бодягу — загуляю.
- Неужели твоя не понимает, что аврал?
- Вот и она тоже говорит: "поменьше бы врал".
- Я тут как-то прихожу домой утром,… ну три дня не был,… а магазины еще закрыты…
- Конечно, все равно выпил…
- А, может быть, сейчас чего сообразим?
- На работе нельзя. А у тебя, что, есть?
- Маловато, но я знаю, где еще накапать.
- Давай, ребята, а то сдохнем…

И они выпили граммов по 50 спиртяги за самое дорогое, что есть у человека, — за время, которого, как денег, всегда не хватает.

Расчетчикам-теоретикам работы тоже было выше головы. Один только расчет динамического взаимодействия лунохода с поверхностью чего стоил. Вначале была создана полная математическая модель взаимодействия в самой общей постановке. Восемь колес и подрессоренный корпус с шестью степенями свободы каждый элемент составляли систему из 6 х 9 = 54 уравнений. Это самая упрощенная система. Не знаю, под силу ли решить эту систему нашим современным ЭВМ, а тогда у нас был допотопный ламповый "Урал". Когда появился "БЭСМ", мы уже все расчеты провели. Расчеты были упрощенными, решались системы из трех - четырех уравнений. В основном решали на аналоговых вычислительных машинах МН-7, МН-10, МН-14, "Электрон". Наловчились стыковать эти машины, преобразовывая их в целый вычислительный комплекс.

Детерминистический подход не отражал реальной картины. Поэтому для приближения к натурным условиям приходилось решать вероятностные задачи. Решению такой вероятностной задачи была посвящена тема моей диссертации. Поскольку я почти собаку съел на этих вероятностных процессах, мне подсунули решать проблему надежности, которая только что зарождалась в начале 60-х годов. Пришлось обложиться американской литературой. Они были родоначальниками этой хитрой науки и формировали ее на отработке ракеты "Минитмен". Вероятность безотказной  работы (ВБР) этой ракеты, по их утверждению, они повысили с 0,75 до 0,99 и даже выше. Я же очень сомневаюсь, что они сдвинулись с отметки 0,75.

В техническом задании на луноход заказчик нам дает ВБР не менее 0,999. По моим прикидкам этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Наши и американские ракеты имеют ВБР около 0,75, поэтому их, как правило, запускают парами. Получается резервированный запуск с ВБР порядка 0,99. А что касается лунохода, то он использует ракету только как транспортное средство, дальше он работает самостоятельно. Во-вторых, луноход работает в более неблагоприятных условиях и его конструкция не менее сложна, чем конструкция космического корабля. Но доказать эту истину так и не удалось. Пришлось играть на колесном резервировании и показывать, что в случае чего мы и на трех колесах из восьми будем двигаться. Конечно, это не позволяет считать, что вопросы надежности лунохода были решены в соответствии с заданием, но надо было прорваться на Луну.

Из других задач расчетно-теоретического сектора были проблемные вопросы оценки тягово-сцепных свойств лунохода, проблемы моделирования лунной гравитации на земле, тепловые задачи и множество частных задач.

Особой проблемой была проблема дистанционного управления. Для решения этой многогранной задачи была сформирована группа управленцев, составленная из специалистов военных частей. Эта группа была специально натренирована по физической и психологической программе и направлена для приобретения навыков вождения лунохода в условиях, приближенных к натурным. Отработка проводилась  на искусственном полигоне воинской части в Симферополе. Результаты фиксировались не только самой группой водителей и управленцев, но и группой представителей ВНИИТРАНСМАШа. Команда управленцев была хорошо подготовлена. Это показала работа при управлении аппаратами "Луноход-1" и "Луноход-2".

* * *

Заказчиком работ по луноходу с конца 1965 года стал НПО им. С.А. Лавочкина с главным конструктором Георгием Николаевичем Бабакиным, которому Королев передал дело завершения работ по луноходу. Сдача шасси лунохода прошла успешно. Теперь главное — запуск, доставка и работа на Луне.

В салоне ТУ-154 (спецрейс) всего 20 человек. Самолет набрал высоту, и в салон выкатили фуршетный столик. Вышел пилот, просто сказал: "Давайте знакомиться". Все летят по одному и тому же делу — запуск лунохода на Луну. Перезнакомились. Стюардесса предложила коньяк и вина. Развязались языки. В основном говорили о Королеве, так нелепо ушедшем из жизни.

- Приглашаем С.П. в ТРАНСМАШ.  Он помолчал, потом говорит: "Ладно, я давненько уже в Русском музее не был. Приеду". И прилетел с небольшой свитой. В ТРАНСМАШе смотрел на новые стенды, как на игрушки. Трогал, гладил. Но увидел он больше, чем ожидал, — серьезность подхода, широту охвата, глубину разработок. Сказал: "Вижу, дело попало в надежные руки. Вам это делать".

- А в Москве еще перед началом работ смеялся и говорил: "Интересно бы посмотреть на этих чудаков, которые запросили 40 тысяч рублей за работу. Что это за артель?"

- Были и у нас заскоки. Докладываем по техническому заданию: ресурс 1000 км. С.П. кидает реплику "Вы хоть 10 км пройдите. Уменьшите, - говорит, - ресурс". Мы сделали 100 км, 10  казалось не серьезным. Посмотрим, сколько пройдем. (Впоследствии окажется, что С.П. как в воду глядел).

- При демонстрации работы пенетрометра (прибора для измерения свойств грунта) произошел сбой. Позвали Петра Бродского, который быстро устранил этот сбой. С.П. задумчиво изрек: "Придется вместе с луноходом посылать на Луну Петра".

* * *

Байконур: автобус, ракетодром, вычислительный центр, стартовая площадка, центр управления полетом, укрытия. В 1984 г. вышла книга А.П. Романова и И.Г. Борисенко под названием "Отсюда дороги к планетам легли", где дано хорошее описание Байконура.

Перед стартом напряженность. По громкой связи отдаются односложные команды. Последняя команда: "Зажигание!". Под грохот запуска ракета вылетает и… стала заваливаться. Описав дугу, она упала в нескольких километрах. Поднялось черное ядовитое облако. Из укрытий на машинах с закрытыми окнами убегали из зоны заражения. Чувствовался противный металлический привкус, болезнетворно действующий на слизистую оболочку. Когда собирали обломки упавшей станции, разыскали останки лунохода. Решили проверить, насколько жив, или насколько мертв несчастный. Оказалось, что мотор-колеса, хоть и покорежились, но работают. Феноменально.

Второй луноход, названный "Луноходом-1", работал на Луне достаточно успешно, хотя отказали тормоза и он двигался заторможенный на первой скорости в старт-стопном режиме (чтоб не перегреваться). Народ шутил: "продвигается со скоростью бешеной черепахи". В связи с этим отказом ходила такая байка: Когда Л.И. Брежнев подписывал бумагу о награждении создателей лунохода, он сказал: "Не пойму, за что награждаем… За то, что плохие тормоза, или за то, что двигатели хорошие?".

Потом был "Луноход-2" с отказавшей навигационной системой. Приходилось находить решение: определение курса по солнышку, а крена-дифферента — по распределению нагрузки на колеса.

В 1973 году запущен марсоход - первый марсоход, коснувшийся поверхности Марса.

Стали изучать Венеру специальными приборами, Фобос — прибором с прыгающим способом передвижения (хотя ракета промахнулась).

Одновременно работали на вулканических полигонах Камчатки, в пустыне Каракум. Отрабатывали и совершенствовали ходовые качества планетоходов, систему управления движением автономных планетоходов, начали отрабатывать систему технического зрения.

С приходом перестроечных перемен работы сильно затормозились. Приходилось выискивать заказы за рубежом и иногда подпитываться отечественными.

Может быть, поймем когда-нибудь, что работы по космическому машиностроению нельзя прекращать — отстанем в развитии, будем развиваться, как ребенок в школе для слабоумных.

Пора подумать о себе, как думают другие народы и государства.

(Продолжение следует)


НАУЧНЫЕ КОНТАКТЫ

23 июня 2006 года в Доме ученых состоялась лекция выдающегося ученого современности профессора Р.Э.Калмана. На лекции присутствовали ведущие ученые и специалисты Санкт-Петербурга, в том числе и нашего университета.

Профессор Рудольф Эмиль Калман родился в 1930 году в Будапеште. С 1954 по 1964 г. Работал в Принстонском институте перспективных исследований, где получил ряд выдающихся результатов, позволяющих считать его одним из основателей современной теории систем и управления. Фильтр Калмана, критерии управляемости и наблюдаемости Калмана, лемма Якубовича-Калмана известны далеко за пределами теории управления. Разработанные им концепции и методы используются в различных областях науки и техники.

Ю.В. Петров, доцент кафедры И4

На снимках: выступает профессор Р.Э.Калман; профессор А.А. Сорокин (слева) и профессор Р.Э. Калман

26-27 июня в БГТУ "Военмех" состоялся российско-французский научный семинар "Мировая политика в контексте социокультурной динамики". В семинаре приняли участие профессорско-преподавательский состав института международного бизнеса и коммуникации, а также из французских университетов Париж-13 и города Пуатье. На семинаре были обсуждены проблемы глобализации и космополитизма (проф. Ф. Ремо), геополитическая модель современного мироустройства (проф. Б. Исаев), проблемы "Третьего сектора" (К. Ламьё), роль государства в развитии малого предпринимательства (проф. В. Богачев), перспективы политики "примирения" (проф. Ж.-К. Бурден), социокультурные императивы современности и проблемы цивилизационной безопасности (проф. И. Кефели), особенности бюрократической анархии (проф. М. Меспуле), проблемы эволюции национального самосознания в условиях глобализации (доц. Н. Тимофеева), обсуждена гипотеза нового вида человека Homo Intelligens (проф. А. Мозелов), эксклюзивность как новая ценность (доц. О. Плебанек), психолого-политический подход в стратегической психологии (А. Мазаник), а также эффективность демократии (доц. Н.Баранов) и опасность безмолвия  подчиненных (проф. С. Чебанов).

Семинар прошел в заинтересованном обсуждении предложенных на рассмотрение вопросов и показал во многом сходство позиций российских и французских ученых по актуальным проблемам современности.

Николай Баранов, доцент кафедры политологии


Основы пожарной безопасности должен знать каждый

Пожар может произойти в любом месте - в административном здании, в учебно-лабораторных помещениях, в жилом секторе, на спортивных базах. Причины разнообразны, но главная и основная причина возникновения пожара остается одна - несоблюдение правил пожарной безопасности Федерального закона "О пожарной безопасности".

В целях устранения нарушений требований пожарной безопасности, отдел пожарной безопасности БГТУ "Военмех" предлагает должностным лицам структурных подразделений, ответственным лицам за пожарную безопасность зданий, сооружений, помещений, участков, электросетей и студентам БГТУ "Военмех" придерживаться основных требований пожарной безопасности зданий и сооружений.

1.      Для каждого пожароопасного участка должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

2.      Во всех административных, учебных, лабораторных, производственных помещениях на видном месте должна быть вывешена табличка с указанием телефона вызова пожарной охраны;

3.      В каждом подразделении университета приказом должен быть установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим:

- определены и оборудованы места для курения,
- определен порядок хранения полуфабрикатной и готовой продукции,
- определен порядок уборки горючих материалов и пыли,
- определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня,
- регламентирован порядок осмотра и закрытия помещений после окончания рабочего дня,
- действия сотрудников университета при обнаружении пожара;

4.      В зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, а также система оповещения людей о пожаре;

5.      Все сотрудники, работающие в зданиях и сооружениях БГТУ "Военмех", должны пройти противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму;

6.      Руководителям институтов, факультетов, кафедр, на которых применяются, перерабатываются и хранятся  опасные, сильнодействующие, ядовитые вещества, обязательно сообщить в отдел пожарной безопасности данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в подразделениях университета;

7.      Своевременно очищать от горючих отходов, мусора, тары и т.п. территорию. Горючие отходы, мусор собирать на специально отведенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить;

8.      Не допускать несанкционированного разведения костров и сжигания отходов на территории БГТУ "Военмех", заблаговременно оформлять наряд-допуск на огневые работы;

9.      Не загромождать проходы, коридоры, тамбуры, лифтовые холлы, лестничные площадки мебелью, оборудованием и сгораемым мусором;

10.    На эвакуационных выходах световые указатели "Выход" содержать в исправном состоянии;

11.    Противопожарные краны и шкафы внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами согласно требованиям ГОСТа;

12.    Помещения, здания и сооружения БГТУ "Военмех" должны быть оборудованы исправной автоматической пожарной сигнализацией и первичными средствами пожаротушения согласно нормам;

13.    Не пользоваться поврежденными розетками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

14.    Использование электроутюгов, электрочайников и других электронагревательных приборов возможно только при наличии устройств тепловой защиты и подставок из негорючих материалов, исключающих возможность возгорания;

15.    Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ или учебного процесса закрываются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы необходимо обесточить;

16.    Допускать курение только в специально отведенных для этой цели местах (где написано "место для курения" и стоит урна с водой).

В случае невыполнения противопожарных требований согласно Федерального закона "О пожарной безопасности" должностными лицами, сотрудниками и студентами БГТУ "Военмех", сотрудники Госпожнадзора могут привлечь их к административной ответственности в виде денежного штрафа, а в случае грубого нарушения требований пожарной безопасности приостановить производственный и учебный процесс.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволит свести до минимума возможность возникновения огня.

Начальник отдела пожарной безопасности БГТУ
"Военмех" им. Д.Ф. Устинова Г.В. УВАРОВ


ФОТОРЕПОРТАЖ

Спортивное лето удалось

Летний отдых в Лосеве всегда сочетался с достаточной физической нагрузкой. Вот и в этом году регулярно проводились спортивно-массовые мероприятия: игры в футбол, волейбол, баскетбол. Были соревнования по спортивному многоборью, полиатлону, настольному теннису. Все победители были награждены грамотами и памятными призами.

По заведенной традиции, в Лосево приезжали на матчевые встречи спортсмены из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики и Университета низкотемпературных и пищевых технологий.


Доцент А.П. Поберецкий проводит беседу со студентами

Повезло с погодой: обитатели лагеря много купались, загорали, катались на лодках — одним словом, набирались здоровья на год вперед. Но настоящей «изюминкой» этого сезона стал двухдневный водный поход по озеру Суходольскому, организованный преподавателем кафедры ФВиС Алексеем Николаевичем Зиновьевым. Восемь лодок с более чем двумя десятками студентов и преподавателей ушло от причала в ясный августовский день. Но в пути им пришлось даже немного побороться со штормовым ветром.Зато какая радость прибыть на стоянку среди живописного леса, вскипятить на костре чаек с дымком, сварить обед, а вечером посидеть у огня и послушать шум сосен!


Студенты Елизавета Дорохова и Алексей Комаров

Поход всех сдружил. Шутки, смех, веселые инсценировки, синее озеро и солнце во все небо - эти воспоминания останутся в памяти на всю жизнь.


Хороша походная жизнь!

Были и пешие походы - на гору Черную и на плотину через реку Волчью, которые также провел А.Н. Зиновьев. Экскурсию в Приозерск организовал доцент кафедры К-1 Дмитрий Николаевич Лихович. Так что спортивное лето удалось, и в этом огромная заслуга преподавателей кафедры физического воспитания и спорта.

Ольга ЛОСКУТОВА

Фото Сергея МОСКВИНА, доцента кафедры Е-3


В результате тяжелого заболевания в июле 2006 г. окончил свой жизненный путь один из ведущих преподавателей  кафедры Ф5 Алексей Дмитриевич Клевцов.

Он был неординарным человеком. Выпускник Ленинградского университета, Алексей Дмитриевич обладал широкой научной эрудицией, позволявшей ему на должном уровне вести курсы социологии, психологии и педагогики. Он выделялся и такими личностными качествами, как искренность, прямота, нетерпимость к фальши и лицемерию.

Кафедра потеряла в лице Алексея Дмитриевича, можно сказать, одну из своих несущих конструкций, а наш коллектив - доброго отзывчивого человека, интересного собеседника, активного участника всех кафедральных мероприятий.                                                                              

Коллектив кафедры

Давно ли, жизнь твою итожа,
Желали новых славных дел;
Чтоб шестьдесят на два умножил
И не старел, а молодел.
Но у судьбы свои расчеты:
Нежданно пробил смертный час, -
И вот, успев принять зачеты,
Ты в летний день покинул нас.
Ты был открытым честным парнем,
Любил друзей, писал стихи;
В работе был иных ударней.
Не знали мы: дела плохи….
Скажу тебе без сантиментов:
Уход из жизни не конец -
Жить будешь в памяти студентов
И в светлой памяти сердец!

Кронид ЛАПИН

Надежде Петровой

22 августа в авиакатастрофе в Донецкой области погибла ведущий бухгалтер расчетного отдела Надежда Яковлевна Петрова. Вместе с ней погиб ее сын Тимур. Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Надежды Яковлевны.

Судья небесный день еще отмерит
И этим даст возможность совершить
Нам что-то важное или лишиться веры
В самих себя, но как без веры жить?

 

Без веры в то, что будешь ты полезен,
Кому-то нужен, горячо любим,
Без понимания других и сострадания,
Без тонкости душевной,
что так близко к ним.

Не знаешь, как судьба распорядится
Тем днем, отпущенным тебе.
Иль спорить будешь ты
с судьбой строптивой,
Иль покоришься ты судьбе?

Судья небесный день еще отмерит
Пусть даже жизнь
- как прерванный полет,
Да не покинет нас Надежда.
Любовь из сердца не уйдет.

Коллектив бухгалтерии


ТЕЛЕГРАММА

Сердечно поздравляем дорогую Анну Ивановну Филатову с замечательным юбилеем! Желаем многих лет бодрости, сил, здоровья, уважения многочисленных поклонников вашего преподавательского, организаторского таланта.

С любовью и уважением коллеги-подруги Пациорных, Глекова, Яшина, Калинина, Сущих.

В адрес Анны Ивановны Филатовой пришло также поздравление от бывших ее студентов. Из этого стихотворного послания приведем лишь одно четверостишие, которое говорит о многом:

Мы вспоминаем Вас всегда.
Вы наша совесть и душа!
Вы наш куратор дорогой,
мы шли дорогою одной.

С наилучшими пожеланиями группа № 933, выпуск 1969 г.

Коллектив кафедры Культурологии и гобалистики, редакция газеты "ЗИК" выражают глубокие и искренние соболезнования заведующему кафедрой, члену редакционного совета газеты Игорю Федоровичу Кефели в связи с трагической гибелью его сына, выпускника Военмеха, участника боевых действий майора Павла Игоревича Кефели.

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

Вышел в свет сборник "Перспективы на завтра, действия - сегодня" серии "РОСТ", в котором авторы высказывают свои взгляды, предложения, проекты по проблеме освоения новых образовательных программ нового поколения, требующих внедрения современных педагогических, информационных технологий, активного использования новейших компьютерных разработок.

Осуществить это возможно только при заинтересованном совместном участии органов законодательной и исполнительной власти, высших учебных заведении, научно-производственных объединений, фирм, представителей бизнеса.

В статье "Орбита жизни" д.т.н., профессор, ректор БГТУ О.С. Ипатов и к.т.н., доцент БГТУ, почетный работник высшего образования РФ, председатель Попечительского совета ЮКК А.И. Тарасов рассказывают о вузовских разработках, которые успешно используются в учебном процессе Юношеского клуба космонавтики ( ЮКК) им. Г.С. Титова Санкт-Петербургского Дворца творчества юных.

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ

С 75-летием
ИСАКОВА Алексея Леонидовича - ветерана БГТУ "Военмех", профессора кафедры А1.
ЛОБАНОВУ Тамару Васильевну - ветерана БГТУ "Военмех", пенсионера кафедры М7.
АГЕЕВА Николая Павловича  - ветерана  БГТУ "Военмех", профессора кафедры Е4.

С 70-летием
АГЕЕВА Евгения Ивановича - ветерана БГТУ "Военмех", доцента кафедры Н3.
ЛЕБЕДЕВА Бориса Николаевича - ветерана Вооруженных сил РФ, заведующего лабораторией кафедры Е3.

С 65-летием
ЗЕФИРОВУ Любовь Владимировну - ветерана БГТУ "Военмех", ведущего инженера кафедры М2.
ЗАЙЦЕВА Константина Ивановича - ветерана Вооруженных сил РФ, заведующего лабораторией кафедры Е4.

С 60-летием
ЛОСЕВА  Сергея Александровича - ветерана БГТУ "Военмех", доцента кафедры И3.
САВЕЛЬЕВА Бориса Николаевича - ветерана БГТУ "Военмех", доцента кафедры Н1.
СТЕПАНОВУ Светлану Сергеевну - ветерана БГТУ "Военмех", ведущего программиста научного отдела.

С 55-летием
ЗАХАРОВУ Людмилу Викторовну - ветерана БГТУ "Военмех", ведущего электроника кафедры М2.

С 50-летием
ТОЛМАЧЕВА Сергея Геннадьевича - доцента кафедры И3.

На главную