№6 (22559) июнь, 2010 г.

Военмех отметил День Победы

7 мая в Актовом зале университета состоялось торжественное собрание, посвященное 65-й годовщине Великой Победы советского народа и его Вооруженных сил над фашистской Германией.

В президиуме собрания — участники Великой Отечественной войны Владислав Иванович Туголуков, Владимир Федорович Полысаев, Вадим Викторович Шкварцов, Кронид Павлович Лапин, Лель Стефанович Лёлин.

С приветственным словом и поздравлением с 65-й годовщиной Великой Победы к ветеранам, сотрудникам и студентам обратился ректор университета К.М. Иванов. От ветеранов Великой Отечественной войны выступил командир легендарной "Катюши", участник взятия Берлина, выпускник Военмеха 1954 г., капитан I ранга в отставке В.И. Туголуков. В своём выступлении он ярко отразил последние победоносные дни войны в поверженном Берлине, подчеркнув, что отношение наших воинов к мирному населению Германии резко отличалось от зверств фашистских вояк к жителям наших городов и деревень. В заключение он выразил надежду, что студенты Военмеха будут стремиться стать высококвалифицированными специалистами оборонной промышленности, чтобы снабжать Вооружённые силы России современными видами вооружения.

Председатель студсовета Анна Варшавская поздравила ветеранов Великой Отечественной войны с праздником и заверила, что студенты Военмеха приложат все силы, чтобы быть достойными наследниками славных дел поколения победителей.

Капитан I ранга К.Н. Дюдяев зачитал приказ ректора в честь 65-й годовщины Великой Победы с объявлением благодарности участникам Великой Отечественной войны, малолетним узникам фашистских концлагерей, жителям блокадного Ленинграда и труженикам тыла.

В заключение торжественного собрания капитан I ранга А.Г. Селезнёв отдал команду на возложение венков к Памятному знаку и мемориальным доскам с фамилиями студентов и сотрудников Военмеха, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины. Под звуки марша парадная группа студентов возложила венки у мемориального комплекса.

Затем силами студенческой художественной самодеятельности был дан праздничный концерт.

Василий ДОЛИН, председатель Совета ветеранов


На снимке: (слева направо) В.Ф. Полысаев, В.В. Шкварцов,
Л.С. Лёлин, К.П. Лапин, К.М. Иванов, В.И. Туголуков, В.И. Долин

СЛАВИМ ВАС, ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ

Концерт художественной самодеятельности в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне был тепло встречен ветеранами


В УЧЕНОМ СОВЕТЕ УНИВЕРСИТЕТА

Доклад ректора о работе университета в 2009 году

Уважаемые коллеги, в своём докладе обращу внимание в основном на концептуальные вопросы деятельности нашего университета. Напомню, что на заседаниях Учёного Совета мы уже заслушали доклады профильных проректоров по вопросам учебной работы, научной и инновационной деятельности, административно-хозяйственной деятельности, а также об аккредитационных показателях вуза и о нашей финансово-экономической ситуации.

Мой доклад будет состоять из трёх основных частей:

1. Ситуация в вузе и её изменение после того, как я занял пост ректора.
2. Результаты, которые были достигнуты за прошедший 2009 год.
3. Наши планы на будущее.

Когда я принял вуз в качестве ректора, ситуация была непростая и в плане консолидации коллектива, и в плане определённых проблем управления, и в плане финансового положения университета. Над нами висел долг по ремонту фасадов (60 млн руб.). Были иски по инвестиционным проектам (так, по проекту Кавголово - 1,5 млн руб., по проекту "бани" - 6 млн руб.). Были также иски от управляющей компании по Измайловскому пр., д. 2 (2 млн руб.). Повторяю, ситуация была довольно непростая. Но, как говорил Конфуций, познать ремесло можно тремя путями: размышлением, подражанием и на собственном опыте. Отработав год в должности ректора, я понял, что все три составляющие в работе ректора важны. Но самая важная - третья, это опыт. Конечно, того объёма работ, с которым пришлось столкнуться, я раньше не представлял. Это большой объём работ, большое количество информации и многое другое.

Я выделяю три генеральные линии работы ректора вуза:

1. Обеспечение внешнего статуса вуза.
2. Обеспечение финансирования вуза.
3. Решение внутренних проблем — обеспечение внутренней управляемости вуза.

Вот по этим трём направлениям я проинформирую о моей деятельности в должности ректора.

1. Обеспечение внешнего статуса вуза

Мои размышления о том, куда должен идти Военмех, наложились на реформу системы образования. На сегодняшний день можно уже констатировать, что Дума приняла в третьем чтении Закон о статусе вузов, которые будут разделены на казённые бюджетные, государственные автономные и внебюджетные. Мы находились на стадии изменения законодательства, и в нашем случае путь Военмеха был — стать бюджетным вузом. Мои рассуждения и общение с коллегами привели меня к мысли, что Военмех может позиционироваться как технический университет, находясь на своих показателях аккредитации, но развиваться не вширь, а вглубь.  То есть Военмех должен специализироваться как вуз элитной подготовки и базироваться на тесных контактах с предприятиями ОПК. В связи с этим две главные задачи — интеграция с предприятиями ОПК и повышение качества образования должны привести Военмех к рассматриваемой цели.

В работе, связанной с обеспечением внешнего статуса Военмеха, прежде всего, была выполнена работа со структурами ФАО и Министерства образования, где мы позиционировались как вуз, который активно участвовал в различных конкурсах, была написана масса писем. Это первый из блоков работы в этом направлении.

Второй блок связан с подготовкой письма вице-премьеру С.Б. Иванову о поддержке нашего вуза в рамках конкурса инновационных университетов. Письмо С.Б. Ивановым было рассмотрено и направлено в Департамент оборонной промышленности, с которым в настоящий момент мы работаем. Готовится постановление о Гособоронзаказе на 2011-2015 гг., куда Военмех попадет. Наш университет в 2009 г. был отмечен в докладе А.А. Фурсенко председателю Правительства как вуз, по объёму студентов вошедший в первую пятерку вузов, занимающихся Гособоронзаказом.

Достаточно активно лоббирование интересов Военмеха мы проводили в Государственной Думе. К настоящему моменту Комитетом Государственной Думы по образованию подписано соглашение о целевой подготовке. Большая работа в рамках внешних связей и повышения внешнего статуса Военмеха была проведена и с предприятиями ОПК.

Я лично встретился почти со всеми членами нашего Попечительского Совета (ПС), поскольку провести его собрание в полном объёме было весьма затруднительно. Сейчас мы планируем встречу в Москве части членов ПС, проведено заседание рабочей группы ПС, на котором был оформлен документ, который называется "Протокол заседания рабочей группы ПС", в котором записано, как тратить деньги ПС. Прописаны три статьи расходов:

- поддержка молодых преподавателей (выделено около миллиона рублей);

- вывеска "БГТУ ВОЕНМЕХ" на Московском проспекте;

- различные инновационные программы, которые будут приносить какие-то доходы Военмеху.

Мы участвовали в конкурсе инновационных университетов - это тоже показывает определённый статус. Прошли аттестацию по документации, но окончательно, увы, не победили. Показатели нашего вуза таковы, что сейчас победить практически было невозможно. Во втором конкурсе, который проводился весной этого года, мы не участвовали. Дело в том, что в этом конкурсе принимались показатели развития вуза за последние три года, а положительной динамики в области защит диссертаций, в области увеличения объемов НИР, требуемых для инновационного университета, за эти последние три года у нас не было. Поэтому мы решили не участвовать в этом конкурсе, реальных шансов победить не было.

В конкурсе, который планируется провести в следующем году, мы будем участвовать. Хотя надо очень взвешенно понимать, что критерии там очень серьёзные. Объём защит у нас в этом году крайне низкий, объем НИР увеличился, положительная динамика показана. Реально участвовать в конкурсе инновационных университетов можно, имея объем НИР для нашего вуза не менее 200 млн рублей, и именно к этому нам надо стремиться. 

2. Финансирование вуза

Финансирование вуза состоит из бюджетного финансирования, внебюджетного финансирования образовательной деятельности, доходов от других образовательных программ, доходов от аренды, дополнительного бюджетного финансирования и НИР различных уровней.

В целом бюджетное финансирование было на прежнем уровне. В 2009 году, несмотря на кризис, нам удалось, отстаивая в ФАО интересы Военмеха, в том числе и через членов ПС, добиться увеличения финансирования на ремонтные работы, на которые мы затратили 30 млн рублей: это столько же, сколько в 2008 году. И на оборудование, и на зарплату финансирование нам было сохранено. А дополнительная премия была уменьшена всего лишь на 20% — за непредставление сведений по недвижимости.

В этом году объём бюджетного финансирования в связи с кризисом резко уменьшился. Объём денег, который получил Военмех на середину января, составлял 6,7 млн руб. - на оборудование и 4,7 млн руб. - на ремонтные работы. Зарплатная часть финансирования была уменьшена на 10 млн рублей из-за уменьшения количества студентов. Иначе говоря, какого-то планового уменьшения бюджетного финансирования Военмеху по зарплате не было. Путем отстаивания интересов университета мы получили дополнительно еще 14 млн рублей, и я хочу подчеркнуть, что мы входим в число десяти вузов, которые получили это дополнительное финансирование.

В этом году удалось целевым образом получить 7 млн руб. - на ремонты и 7 млн руб. - на оборудование. Таким образом, объём финансирования в настоящий момент на ремонтные работы составляет 12 млн руб. и на оборудование - 13,7 млн руб., что, к сожалению, ниже параметров прошлого года. Но среди вузов Рособразования мы сейчас находимся не в самом плохом состоянии, и я надеюсь, что мы добьёмся дальнейшего увеличения.

Вторая часть финансирования - это внебюджетная образовательная деятельность. История Военмеха и история российского образования таковы, что когда-то были научно-исследовательские части (НИЧ). Потом они были ликвидированы. Отчасти, думается, это было и ошибочное решение, поскольку сотрудники НИЧ активно добывали деньги, но, с другой стороны, это решение, может быть, было и правомерно, поскольку набирала силу внебюджетная образовательная деятельность. Она заменила тот объём внебюджетных договорных денег, который когда-то у нас был по науке очень эффективным.

В связи с демографическим спадом и развитием промышленности будет падать внебюджетная образовательная деятельность. В настоящий момент объём внебюджетной образовательной деятельности в вузе составляет 100 млн руб. Первую половину - 50  млн руб. - мы уже получили, что же касается второй половины, то тут мы не уверены, что наберём в этом году необходимое для этого количество контрактных студентов. Мы попытаемся сохранить тех, которые у нас есть, и, может быть, будем восстанавливать отчисленных за неуспеваемость - уже на контракт. Таким образом, мы надеемся эту цифру в этом году оставить на том же уровне, что и в прошлом.

Мы обсуждали с профсоюзами эти вопросы и приняли решение: до 31 августа не уменьшать надбавки, поскольку расчёт подсказывает, что это у нас получится. В основном это связано с перспективной приёмной кампанией. Я считаю, что образовательная деятельность будет уменьшаться, по крайней мере, года два. Но надеюсь, что мы объём внебюджетных студентов постараемся держать на определенном, необходимом для Военмеха уровне.

Следующий аспект финансирования - это деньги спонсорские. Мы продолжили в 2009 году привлечение денег для ремонта именных аудиторий. По самым скромным подсчётам нам удалось привлечь сумму не менее 15 млн руб. Отремонтирована именная аудитория Окрепилова, ведутся работы по аудитории ракетно-космической техники, которые финансирует Н.А. Тестоедов. Планируется получить порядка 4 млн  руб. Выпускники кафедры Е4, которые работают в Газпроме, выделили 6 млн руб. на ремонт кафедры Е4 и на переоборудование лабораторной базы. Половина этих денег освоена, на другую половину мы сейчас закупаем оборудование. 5,5 млн  руб. выделил ВТБ для ремонта именной аудитории ВТБ в УЛК.

Четвёртый источник финансирования - это различные дополнительные программы (программы подготовки, переподготовки и т.д.). Правда, объём денег переподготовки с учётом кризиса несколько уменьшился, но зато расширился объём предприятий, с которыми мы работаем. Сейчас мы подключили достаточно много наших петербургских предприятий уже на основе систематической работы по переподготовке кадров. Уже подписаны договора, которые вступят в силу с 1 сентября 2010 года.

Последний возможный источник финансирования - это различного рода международные программы. Международные программы, которые у нас были, продолжают идти. В этом году, с легкой руки профессора А.С. Борейшо, мы установили достаточно тесные контакты с Китаем. Предполагается перепрофилировать образование и контакты по международной деятельности в области технических кафедр и технических наук. В настоящий момент имеется договоренность о том, что мы по трём направлениям подготовки (механика, приборостроение, менеджмент) с 2011 года будем набирать порядка 600 студентов в год, с оплатой порядка 2,5 тыс. евро, что является достаточно серьёзным вкладом в финансовое состояние университета. Договор уже подписан и находится на стадии реального согласования.

3. Решение внутренних проблем

В этом разделе доклада я остановлюсь на фундаментальных проблемах, которые существовали в нашем вузе.

Первая проблема - кадровая. Конечно, у нас не хватает молодых кадров. Программа по аспирантам, успешно функционировавшая в Военмехе, продолжает функционировать, но не было программы закрепления молодых кадров на спецкафедрах. В связи с этим мы перепрофилировали наши расходы, и деньги с программы поддержки преподавателей среднего звена были переведены на поддержку молодых кадров. При ректоре была создана комиссия по кадровой поддержке спецкафедр. В настоящий момент 14 молодых преподавателей трудоустроены, им установлены надбавки от 8 до 12 тыс. руб. для того, чтобы они закрепились на спецкафедрах. Конечно, все проблемы не решены, но мы наметили определённый вектор этого движения и будем следовать ему. Проблема, с которой мы столкнулись, с одной стороны, совершенно необычная, а с другой стороны, понятная всем. Чтобы пришли молодые кадры, нужно освобождать места, но ведь места никто не освобождает, несмотря на то, что возраст преподавателей на некоторых кафедрах, мягко говоря, достаточно приличный. Мы подготавливаем кадры, устанавливаем надбавки, но штатных мест практически нет.

Есть много технических проблем, но это единственная фундаментальная проблема, которой в будущем предстоит серьёзно заниматься. Люди, которые хотят остаться в Военмехе, есть. Это не огромное количество людей, это люди, которые хотят заниматься преподаванием и наукой, и сейчас их - 14 человек.

Второй проблемой кадров является наличие большого числа именных стипендий (ВТБ, Балтийский банк, Окрепилов, Кротов и др.). Я считаю, что эти стипендии надо давать не всем успевающим студентам, а именно тем, которые готовы остаться работать в вузе или готовы поступать в аспирантуру.

Следующая проблема - восстановление связей с предприятиями ОПК. Мы этим очень активно занимались и не зря отмечены в докладе А.А. Фурсенко. Мы расширили количество студентов, поступающих в вуз в рамках Гособоронзаказа. Это приоритетное направление, которое будем продвигать и дальше.

Важнейшим приоритетным внутренним направлением является развитие общежитий. В этом году впервые не было проблем с поселением в общежития студентов, хотя процент приёма иногородних студентов перевалил за 50%. Мы увеличили количество мест в общежитиях за счёт освобождения от арендаторов и выделения средств на ремонт общежитий. Мы запустили более 100 мест для заселения студентов. Это не так уж и мало, но и не так много для такого вуза, как Военмех.

Важнейшим аспектом деятельности вуза является ремонт аудиторий и поддержание лабораторной базы. Помимо аварийных ремонтных работ, порядка 3 млн руб. мы отправили на ремонт аудиторий. Отремонтирована кафедра высшей математики, отремонтирована кафедра деталей машин. Планируется ремонт аудиторий кафедры физики, 401-й аудитории в УЛК, именной аудитории ВТБ.

Деньги, которые пришли на оборудование, не менее 50% направлены на обновление лабораторной базы. Будут куплены: лабораторные установки кафедре А3, сертифицированное оборудование кафедре Н1, комплекс лабораторных работ по охране труда и экологии кафедре И5. Кафедрой Е3 приобретена лабораторная установка по баллистике. То есть видно, что определённый курс взят. К сожалению, денег не так много, но я надеюсь, что мы увеличим объём денег, идущих на учебно-лабораторное обеспечение, поскольку вы все понимаете, что существенная часть наших приборов и лабораторного обеспечения находятся  в ненадлежащем состоянии.

Важным аспектом деятельности вуза является общественное питание. Мы открыли столовую, действующую у нас сейчас как единое структурное подразделение. Но по аккредитационным показателям, о которых докладывал недавно Н.И. Нестеров, нас, как ни странно, тянет вниз именно общественное питание. Поэтому мы будем активно развивать это направление. И мы планируем уже в следующем году выйти на средний аккредитационный показатель.

Важнейшим вопросом жизни Военмеха является строительство нового корпуса. В прошлом году мы прекратили консервацию корпуса и провели строительство. Путем активного отстаивания интересов Военмеха в Госдуме, посещения мною председателя Госдумы, прохождения документов через Госдуму мы получили дополнительно 10 млн руб. на строительство нового корпуса. Была закрыта крыша, ведется работа с Комитетом по строительству Госдумы, и в этом году мы обязательно получим деньги и закроем уже стены корпуса.

Инвестиционно-адресная программа, которая действовала до 2010 года, уже закончилась. Готовится новая программа с 2011 по 2015 гг., и нас в неё включили. В этом году мы ставим перед собой конкретные задачи:

1. Получение денег на закрытие стен и получение замкнутого контура нового корпуса.

2. Включение вуза с 2011 года в Инвестиционно-адресную программу.

Следующим важнейшим направлением деятельности является повышение аккредитационных показателей. В связи с этим премия, которая приходит из Рособразования, это порядка 9 млн руб., в основном идёт преподавателям. Сейчас будет выплачена очередная премия, 75% которой пойдет преподавателям. Но мы отмечаем аккредитационные показатели от каждого преподавателя - я вам докладывал на предыдущем Учёном Совете, что мы ввели градацию:

- доктор наук, кандидат наук, преподаватель — мы платим по 2 тыс. руб.

- руководителю защитившегося аспиранта мы платим по 10 тыс. руб.,

- тем, кто выпустил монографию или учебное пособие с грифом, мы платим 5 тыс. руб.

Поскольку будет четыре премии в год, то этот устоявшийся механизм мы будем продолжать использовать, таким образом, поддерживая аккредитационные показатели вуза.

Из ранее заслушанного доклада Е.Н. Никулина о финансовой деятельности видно, что зарплата административного аппарата немножко снизилась, зарплата преподавателей, несмотря на кризис, немножко повысилась, но цифры не слишком обнадёживают. Поэтому мы будем дальше продолжать изучать эти механизмы. В целом увеличен объём денег на 4%, который мы выделяем в централизованный фонд ППС. Доля, приходящаяся на администрацию, примерно на 4% уменьшена. Процент этот достаточно трудный, но мы будем продолжать такое движение.

4. Некоторые конкретные результаты 2009 года

Конкретные результаты, которые достигнуты в 2009 году, отчасти прозвучали в заслушанных ранее отчётах проректоров. Я о них кратко скажу.

1. Резюме по докладу Н.И. Нестерова таково, что аккредитационные показатели мы, по крайней мере, не ухудшили. Есть улучшение, но только по науке.

2. По научной работе мы существенно увеличили объём финансирования. У нас появились НОЦ и различные научные проекты. То есть, помимо увеличения объёма по г/б НИР и х/д НИР, мы ещё подключили другие источники финансирования. Увеличение по х/д НИР произошло примерно в два раза. У нас появилось несколько НОЦ, создано малое предприятие, которое тоже будет повышать показатели работы Военмеха, правда, косвенным путем.

Существенно расширилась сфера нашего участия в различных государственных конкурсах, здесь большую работу провёл Ю.В. Загашвили. Мы вместе с ним ездили и лоббировали эти работы и в Министерстве промышленности и торговли, и в Роскосмосе. Я думаю, что эффект от наших поездок проявится достаточно скоро, но, конечно, не на первом году. Визит к В.И. Якунину был тоже очень позитивен. Я ему подробно рассказал о школе акустики Военмеха, и он выделил порядка 7 млн руб. на разработку стандартов по акустическим работам, связанным с железной дорогой.

3. В области учебной работы я хочу поблагодарить С.М. Стажкова и всё наше учебное направление. Мы полностью выполнили план приёма и находимся в числе первых вузов.

4. В области хозяйственной деятельности мы провели реорганизацию. Раньше у нас было целых четыре проректора, которые занимались разными сферами хозяйственной деятельности, сейчас всё сосредоточено в рамках единых полномочий. Мы отрабатывали четыре линии: ремонт общежитий и увеличение объёма мест в общежитиях, общественное питание, ремонт аудиторного фонда, приобретение лабораторного оборудования.

5. В области финансовой деятельности мы продолжали заниматься законодательными вещами. Я достаточно долго занимался распределением внебюджетных средств и пришёл к выводу, что менять сейчас ничего особенно не надо. С 1 января 2011 года мы, возможно, вступим в другую форму существования, будем бюджетным вузом, где контрактников и бюджетников объединят. Это будет дополнительное бюджетное финансирование, так же, как сейчас средства за аренду, будет централизованная смета. К этому надо идти, надо структурировать внебюджетные деньги, а менять сейчас систему оплаты труда не будем.

Это основные результаты, помимо тех, что были ранее доложены проректорами.

5. Наши планы на будущее

Прошёл год, и у меня было всё, о чем говорил Конфуций, - и размышление, и подражание, и собственный опыт. Было размышление о нашей жизни, и подражание работе других ректоров, то есть перенимание чужого опыта, и собственный опыт, наверное, он был самым бесценным. Сейчас мы уже готовы на базе достигнутого к дальнейшему продвижению.

Поэтому считаю, что основной задачей в настоящий момент является улучшение связей с ОПК, установление более тесных связей с оборонной промышленностью, усиление именно этого уровня очень важно для нас.

Возможно, гуманитарных специальностей в технических вузах не будет, а экономические - останутся, такая тенденция есть. Если мы хотим быть элитным вузом, нам надо кардинально повышать качество образования, менять образовательную структуру. Изменение образовательной структуры - достаточно серьёзный вопрос. Что-либо изменять именно сейчас меня остановил перенос сроков введения новых образовательных стандартов на 2011 год. Если бы это было в 2010 году, мы бы занялись такими изменениями.

Мы должны активно заниматься переходом на двухуровневую систему. Отчасти это выполнено, но методическая работа должна продолжаться, например, в части структуризации вуза.

Изменение структуры управления вузом - здесь тоже есть вопросы. Нами был принят новый Устав вуза, который действует с апреля 2009 года, но, в то же время, и старый, и новый Уставы сейчас обсуждаются, новый Устав при этом проходит согласование в Минфине.

В рамках изменения структуры вуза мы сократили управленческие должности, оптимизировали структуру управления, немного изменили структуру перевода некоторых кафедр. Но, прежде всего, необходимо заняться образовательной структурой. За лето, в соответствии с новыми образовательными стандартами, нужно разработать её концепцию, обсудить в комиссиях и на заседании Учёного Совета и выстроить структуру вуза, которая будет отвечать новым образовательным стандартам.

Структуру управления вузом, в частности, структуру административного управления, административного аппарата, тоже надо уменьшать. Одно из направлений деятельности в этих условиях - это ликвидация таких структур, как технические институты. Мое мнение, что образовательные технические институты себя уже изжили, поскольку образовательные программы будут сворачиваться. А вот ИМБК себя не изжил, его образовательная деятельность будет продолжаться.

Итак, первый этап - это ликвидация технических институтов.

Второй этап - это возможное укрупнение некоторых факультетов.

Третий этап - это ликвидация некоторых управлений. У нас в вузе есть управления, где работают всего 1-2 человека, например, управление культурно-воспитательной работой.

Эту работу в концептуальном виде я планирую сделать за лето.

Важный момент - это дальнейшее развитие науки, образовательных стандартов и структуры научной деятельности. Здесь надо создавать НОЦ. Но НОЦ не должны противоречить действующей структуре, не должны заменять и входить в противоречия. У нас приняты все временные положения о НОЦ, необходимо их довести до постоянных.

Стратегия развития вуза. Сейчас приняты все документы по развитию, которые нужно просто исполнять. Эта стратегия или концепция, которая определяет концептуальные моменты и, второе, непосредственный план реализации. Именно так, например, построена документальная база борьбы с коррупцией президентом Медведевым.

Стратегия проекта документа разработана. Была создана комиссия под руководством В.Н. Емельянова, которая получала предложения от кафедр. Комиссия отработала хорошо, дала свои предложения, Л.И. Калягин их обобщил и доложил на Учёном Совете. Стратегия размещена на сайте университета, и уже поступают определённые интересные замечания.

Предлагается обсудить эту стратегию в университете и затем принять её на заседании Учёного Совета. На основе этой стратегии мы должны разработать конкретный план, содержащий название разделов, фамилии ответственных, вполне конкретные показатели.

И ещё одно: по новому Уставу номенклатуру проректоров формирует ректор, но, тем не менее, я хотел бы, чтобы Учёный Совет согласовал номенклатуру проректоров. Я полностью согласен с высказываниями некоторых ректоров вузов, что номенклатура проректоров не застойная масса, она меняется в зависимости от жизни.

Поэтому Учёному Совету предлагается согласовать и затем утвердить приказом следующие изменения в номенклатуру проректоров, касающиеся более точного формулирования их наименований, подразумевающих определённые полномочия и область деятельности:

- проректор по учебной работе;
- проректор по инновационной и научной деятельности;
- проректор по административно-хозяйственной деятельности;
- проректор по стратегическому планированию и внешним связям;
- проректор по развитию и оперативному управлению.

Напомню, когда были выборы ректора, были мои определенные предвыборные обещания. Я - человек взвешенный и ничего лишнего не обещал. Обещаний было всего шесть:

1. Разработать, обсудить и принять современную стратегию вуза.
2. Разработать, обсудить и реализовать новую структуру вуза.   
3. Обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности.
4. Предпринять усилия по повышению активности и дееспособности Учёного Совета.
5. Ввести ежегодные отчёты ректора на конференции коллектива.
6. Вернуть на первое место в университете учебно-научную работу.

Отчасти что-то из этих обещаний уже выполняется, и это я попытался донести до вас в своём докладе. По крайней мере, вектор действий - и моих, и нашего коллектива - в рамках этих обещаний намечен.
Благодарю вас за внимание!


29 апреля, на следующий день после выступления на Учёном Совете, ректор К.М. Иванов на собрании сотрудников и студентов университета доложил о проделанной работе в 2009 году и ответил на заданные вопросы.

- Хотелось бы видеть вопросы противопожарной безопасности вуза в числе приоритетных. Что предпринимается в этом плане?

- Это направление, безусловно, является приоритетным. Часть денег, выделенных нам из федерального бюджета, мы использовали на приобретение лабораторного оборудования, часть - на противопожарную безопасность. В прошлом году установили датчики пожаротушения в общежитиях. Конечно, колоссального продвижения в этом направлении пока нет, но определённые деньги запланированы. Электрика у нас в неважном состоянии, но не в аварийном.

- Какие суммы получает вуз за аренду помещений, и куда они тратятся? Если доля этих средств невелика, может, отказаться от аренды?

- Доход от аренды помещений составляет порядка 50 млн рублей. В настоящее время в связи с уходом некоторых арендаторов доходы уменьшились. Доходный лимит, который Военмех получает от министерства, - 345 млн. Образовательная внебюджетная деятельность приносит в вузовскую казну 100 млн, наука - до 80 млн.

Я согласен, отказываться от аренды постепенно надо, и мы к этому идём. Уже съехали арендаторы из общежития, освободив часть помещений для проживания студентов. Мы работаем с арендаторами согласно долгосрочным договорам, которые не так-то просто расторгнуть. С другой стороны, расторгнув договор, мы на сегодняшний день не сможем найти достаточно крупные суммы для ремонта освобождённых объектов. Необходимо освобождать столько площадей, сколько в состоянии освоить, иначе вуз окажется в финансовой яме.

Что касается вопроса, на что тратятся эти деньги, я уже ответил в своём докладе. В основном они расходуются структурированно по определённой смете: на обслуживание и охрану здания (порядка 8 млн), приобретение имущества, т.е на те статьи расходов, на которые не выделяются средства из федерального ведомства. Вуз тратит около 40 млн рублей только на оплату коммунальных услуг: свет, тепло. Для сравнения - государство на эти цели выделяет всего 16 млн рублей.

- Есть ли в университете служба по ремонту компьютеров, принтеров и ксероксов?

- Существует отдел, который курирует единую компьютерную сеть в здании и занимается ремонтом компьютеров, которые находятся в этой сети. Ремонт компьютеров факультетских и кафедральных осуществляется по договору с соответствующей фирмой, куда можно обращаться в случае необходимости. Объём услуг, правда, ограничен. Такой договор в прошлом году, по крайней мере, был.

- Военмех оказался в "черном списке" госдепартамента США, вследствие чего мы не могли получать программное обеспечение. Как сейчас обстоят дела?

- На сегодняшний день санкции госдепартамента сняты, и мы можем получать программное обеспечение, ведутся переговоры о приобретении систем, которые нужны Военмеху. Хотя на этом пути есть определенные сложности. О том, что санкции сняты, должен документально подтвердить госдепартамент. Насколько я знаю, запрос уже послан, ждём подтверждения.


ВЫПУСКНИКИ ВОЕНМЕХА

БУДУЩЕЕ РОССИЙСКИХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Выпускник Военмеха Н.А. Тестоедов возглавляет лидирующее предприятие в области спутникостроения

С 2006 г. генеральным конструктором и генеральным директором одного из ведущих предприятий российской космической отрасли - ОАО "Информационные спутниковые системы" ("ИСС") имени академика М.Ф. Решетнёва" является выпускник Ленинградского механического института Николай Алексеевич Тестоедов. Наукоемкие и высокотехнологичные разработки предприятия определяют его позицию лидера российского спутникостроения.

Предприятие ОАО "ИСС", расположенное в г. Железногорске Красноярского края, за время своей деятельности с 1959 г. принимало участие в реализации более чем 30 космических программ в областях связи, ретрансляции телевидения, навигации, геодезии и научных исследований. Было спроектировано и изготовлено более 40 типов космических аппаратов и антенн, предназначенных для использования на низкой круговой, круговой, высокоэллиптической и геостационарных орбитах. Всего было создано свыше 1200 космических аппаратов военного и гражданского назначения. Из более 100 космических аппаратов, составляющих сегодня орбитальную группировку России, более двух третей произведено на этом предприятии.

По мнению генерального конструктора и генерального директора ОАО "ИСС" Н.А. Тестоедова, основной стратегической задачей сегодняшнего дня для предприятия является работа по государственным программам - участие в реализации Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система, Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", Федеральной космической программы, гособоронзаказа.

На сегодняшний день орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 21 космического аппарата и обеспечивает покрытие всей территории России и других высокоширотных регионов. В ближайшие 4 года мы должны изготовить еще 17 спутников "Глонасс-М", на 2010 год запланировано начало летных испытаний аппарата следующего поколения "Глонасс-К". Программа рассчитана до 2020 года.

Что касается перспективных направлений, то здесь главное - работать на будущее, то есть, создавая сегодня серийные аппараты, закладывать в них решения, которые будут востребованы завтра. Поэтому в ОАО "ИСС" непрерывно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным техническим направлениям с целью обеспечить необходимый задел для создания спутников будущих поколений. Сегодня важно создавать долгоживущие и очень надежные аппараты. С этой целью предприятие уделяет большое внимание совместной работе с испытательными центрами по отбору и использованию высоконадежной электронной компонентной базы, как российской, так и импортной. При этом обязательно закладывается дублирование наиболее критичных приборов и систем, что позволяет обеспечить бесперебойную работу спутников по целевому назначению.

Уделяя внимание подготовке инженерных кадров, д.т.н., профессор Н.А. Тестоедов преподает в Сибирском государственном аэрокосмическом университете им. академика М.Ф. Решетнева на кафедре "Космические аппараты", а также является членом Попечительского Совета БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова. Благодаря всесторонней поддержке Н.А. Тестоедова и финансовому обеспечению со стороны предприятия ОАО  "ИСС" в Военмехе готовится к открытию специализированная аудитория ОАО "ИСС" на кафедре М1, что несомненно будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в области создания космических аппаратов.

Соб. инф.


Под эгидой проекта ТЕМПУС

20-21 мая 2010 года в БГТУ состоялась международная конференция "Реформирование образовательных программ в области космических технологий", которая проводилась под эгидой проекта ТЕМПУС

На конференции присутствовали представители различных стран: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Германии, Бельгии, Нидерландов. С приветственным словом на открытии конференции выступил ректор БГТУ Военмех К.М. Иванов.

На конференции прозвучали выступления представителей таких университетов, как Fontys international Hogeschool Economie, TU Berlin, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Казахстан), Карагандинский государственный технический университет (Казахстан), Самарский государственный аэрокосмический университет, Сибирский Государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнева, Днепропетровский национальный университет, НТУУ "Киевский политехнический институт", Белорусский государственный университет.

Также к конференции проявили интерес предприятия и организации: ОАО "Информационные спутниковые системы" им. акад. М. Ф. Решетнева, ГП "КБ "Южное", ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс".  Во время конференции был проведен мастер-класс по использованию специального программного обеспечения.

Наталия СОТНИКОВА, старший преподаватель каф. И4


КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Военмеховцы приняли активное участие в её разработке

В конце января 2010 г. на сайте Федерального космического агентства появилась информация о заседании Координационного совета Роскосмоса по ИПИ-технологиям, которое состоялось 21 декабря 2009 г. в ФГУП ЦНИИМаш (председателем этого совета является академик РАН Н.А. Анфимов). На заседании был одобрен проект Концепции информатизации ракетно-космической промышленности. В марте 2010 г. на сайте был опубликован текст окончательного варианта документа, утвержденного заместителем руководителя Роскосмоса С.А. Пономаревым.

Документ был создан в ходе выполнения научно-исследовательской работы "Исследования и подготовка предложений по разработке проекта концепции информатизации Роскосмоса и РКП" (НИР "Концепция"),  в  реализации которой принял участие творческий коллектив, состоявший из работников нескольких Санкт-Петербургских предприятий и организаций. НИР выполнялась на базе Конструкторского бюро специального машиностроения (КБСМ), а от нашего университета в работе приняли участие сотрудники кафедры "Ракетостроение" доктор технических наук, профессор Виктор Иванович Погорелов и доцент Михаил Никитич Охочинский.

Согласно принятой Концепции, на протяжении 2010 - 2015 годов в России будет проведен ряд мероприятий, направленных на создание единого информационного пространства (ЕИП) ракетно-космической отрасли.  Предусмотрено создание и развитие информационной инфраструктуры отрасли, структуры управления процессами информатизации и автоматизации и разработка нормативного методического и организационного обеспечения. Предполагается, что основу ЕИП отрасли будут составлять базы данных и банки знаний с унифицированными интерфейсами доступа. В отраслевых базах данных и банках знаний будут храниться сведения о созданных и создаваемых изделиях и производственных процессах. В Концепции отмечается важность обеспечения защиты информации, хранящейся в ЕИП, а также определены задачи модернизации сетей телекоммуникаций, которые будут образовывать так называемую ведомственную информационную сеть. Разработчики Концепции стремятся создать и развить ИТ-инфраструктуру на основе единых требований и существующих подсистем и с учетом интересов всех предприятий РКП.

Д.К.Щеглов, выпускник БГТУ "Военмех", начальник лаборатории информационных технологий ОАО "КБСМ" и один из основных идеологов проекта, уверен в конечном успехе реализации Концепции. Он отмечает, что "…это едва ли не единственная концепция развития информационных технологий в России, которая основана на фундаментальных исследованиях в области информатизации и автоматизации отечественных промышленных предприятий. …Кроме этого в концепции был учтен передовой опыт мировых промышленных корпораций".

Профессор В.И. Погорелов, один из участников проекта, отмечает, что в основу концепции положен взгляд на отрасль как на единое, территориально распределенное предприятие с интегрированным информационным пространством, обеспечивающим бизнес-процессы на протяжении всего жизненного цикла объектов управления и изделий. "…Несмотря на то, что отдельные структуры отрасли имеют высокий уровень локальной информатизации, объединение их в единое целое сталкивается с такими общероссийскими проблемами, как проблема стимулирования персонала, высокая стоимость, а следовательно, и практическая недоступность современных систем проектирования и подготовки производства и отличие российских и отраслевых стандартов от мировых", - объясняет он. В.И. Погорелов говорит о целесообразности выстраивания процесса информатизации отрасли "снизу-вверх", от структурных подразделений конкретных предприятий до всей отрасли в целом.

Другой представитель Военмеха, участвовавший в разработке концепции, доцент М.Н. Охочинский отмечает: "…авторы Концепции понимают: реализация их предложений возможна только при  наличии на предприятиях отрасли высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточной компетенцией и опытом для ее реализации в системе предприятий ракетно-космической отрасли. Без переподготовки и повышения квалификации работников предприятий отрасли, равно как и без целенаправленной подготовки будущих специалистов в данном случае просто не обойтись".

Л.Г. Данилова, бизнес-аналитик компании ООО "СиСофт-Бюро ЕСГ", один из ведущих участников проекта, считает, что "…такая полномасштабная централизованная информатизация отрасли на основе единой концепции с использованием самых передовых технологий, существующих на сегодняшний день, позволит вернуть отрасли ведущие позиции в тех сферах деятельности мирового космического сообщества, в которых они были утрачены в период становления новых рыночных отношений в России".

Нельзя не отметить научного вклада в НИР "Концепция" и других участников творческого коллектива: А.М. Воробьева (КБСМ), В.А. Никитина (КБСМ), Е.Н. Карташева (Электроприбор), Б.А. Игнатова (Роскосмос), В.И. Ляшков (ЦНИИмаш).

Напомним, что до настоящего времени было принято несколько попыток разработать общую идеологию информатизации ракетно-космической промышленности, этой действительно передовой отечественной отрасли. Новую концепцию отличает от прежних комплексный подход к решению поставленных задач, учет последних достижений мировой науки, понимание важности подготовки кадров необходимой квалификации, а также ее привязка к реальному состоянию отечественной ракетно-космической промышленности.

Для нас же важным и, не скроем, приятным фактом является то, что в этой интересной и перспективной работе активно участвовали военмеховцы - и выпускники, и сотрудники кафедры "Ракетостроение" университета.

Сергей ИВАНОВ


ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЕНМЕХЕ
декана Артиллерийского факультета Военно-Механического института Т.М. ГОРОДИНСКОГО

(Окончание. Начало в №4)

В середине 30-х годов Советский Союз развернул строительство большого морского флота. Строились линкоры типа "Киров", "Максим Горький", "Червона Украина" и др. Потребовались инженерные кадры для обеспечения артиллерийского оснащения таких кораблей разными калибрами орудий. Подготовка таких специалистов была поручена Военно-механическому институту. Во исполнение этого приказа Артиллерийский факультет расширил профиль выпускаемых инженеров в сторону крупной морской артиллерии, а также в 1937 году открыл новую специальность - "Башенные установки". Созданы соответствующие кафедры,кабинет, лаборатория, учебная документация и наглядные пособия. Многие из выпускников этой специальности впоследствии стали ведущими специалистами, в частности, на Ленинградском Металлическом заводе - в то время головном предприятии этой отрасли оборонной техники. На базе этой специальности впоследствии была создана специальность "Пусковые установки".

Необходимо отметить большую организационную и учебно-методическую помощь, оказанную Военмехом другим институтам страны в создании аналогичных специальностей. Так, в 1937-38 гг. с помощью ЛВМИ был создан артиллерийский факультет в Московском институте им. Баумана, а для руководства этой работой туда в качестве декана был переведён декан арт.факультета ЛВМИ т. Румянцев Я.И. Так же были созданы соответствующие специальности и кафедры в Тульском Механическом институте, директором которого много лет являлся воспитанник нашего института т. Тененчук А.М.

Военно-механический институт и потом поддерживал постоянную связь с этими институтами и оказывал им всю необходимую помощь.

VI. Довоенные спецнаборы студентов и организация их подготовки

В 30-х годах строились новые заводы по оборонной промышленности и значительно расширились и реконструировались старые. Был создан ряд проектно-конструкторских организаций и научно-исследовательских институтов соответствующих оборонных специальностей. Военно-механический институт оказался не в состоянии обеспечить их такими кадрами в необходимом количестве.

Для решения этой задачи состоялся ряд решений различных руководящих органов и наркоматов (министерств) по организованному набору студентов последних курсов и дипломантов из различных технических вузов Ленинграда для переподготовки их в ВМИ.

Так, в 1939 и 1940 гг. были дважды проведены спецнаборы из Ленинградского Политехнического института. В 1939 г. и 1940 г. были соответственно проведены спецнаборы из числа студентов кино-инженеров и института Индустриализации сельского хозяйства.

Большую помощь в проведении спецнаборов студентов (в смысле отбора наиболее способных студентов) институту оказывал Городской комитет партии через соответствующие парткомы институтов.

Была проведена организация работ по отбору студентов, комплектованию групп с учётом предыдущей подготовки студентов. Можно сказать, что для каждого студента составлялся свой индивидуальный учебный план с учётом досдачи отдельных дисциплин и сроков защиты дипломных проектов. Итак, до начала Отечественной войны в институте было дополнительно подготовлено около 150 специалистов, которые были направлены, в основном, на заводы Урала и в Подмосковье (Подлипки).

Думаю, что эту работу института трудно переоценить.

VII. Финская кампания и участие в ней института

Идейно-воспитательная и военно-патриотическая работа в институте всегда находилась на высоком уровне. На надлежащем уровне находилась и физподготовка. Поэтому, когда в ходе финской кампании, зимой 1939-1940 гг. выявилась крайняя нужда в подготовленных лыжниках, хорошо владеющих оружием, студенты ВМИ первыми в Ленинграде откликнулись на этот призыв партии и комсомола. В считанные дни от студентов старших курсов поступили сотни заявлений об отправке на фронт. В течение недели был создан батальон добровольцев-лыжников и торжественно отправлен на фронт. Студенты, по отзывам командования, храбро сражались в лесах Карелии в весьма суровых условиях зимы 1939-1940 гг., и, к сожалению, многие из них не вернулись - пали смертью храбрых. Мы постоянно помним о них. Их имена находятся в почетных списках и мемориалах Почета, как героев, отдавших жизнь за честь и славу Родины.

VIII. Отечественная война. Отправка добровольцев на фронт и части старшекурсников - на заводы оборонной промышленности

Шёл конец июня 1941 г. Экзаменационная сессия 1940-1941 учебного года приближалась к концу. Студенты готовились к каникулам и к разъездам на заводы для прохождения производственных практик. Разразилась война, и институт, как и вся страна, сразу преобразился. Коммунисты и комсомольцы поголовно стали подавать заявления для отправки на фронт. Это носило такой массовый характер, что пришлось организовать прием заявлений в Розовом зале института. Для этого там был выставлен ряд столов, к которым потянулись очереди. Это была незабываемая картина! Быстро оформлялись списки добровольцев и оперативно отправлялись в Ленинский Райвоенкомат. Не забыть мне также картины торжественных проводов добровольцев в ряды народного ополчения.

Обратно в институт для продолжения работы были отозваны лишь деканы факультетов, зав.кафедрами и некоторые ведущие преподаватели. По указанию и запросам соответствующих министерств (наркоматов) часть студентов старших курсов была задержана в институте и по путевкам направлена на работу в оборонную промышленность.

Для проведения указанных мероприятий руководством института и факультетов была проделана весьма значительная работа.

IX. Оказание помощи фронту и сражающемуся Ленинграду

1. Работники факультета боеприпасов активно участвовали в переводе ряда заводов Ленинграда на производство военной продукции - снарядов и мин. Оформляли необходимую документацию, давали консультации и др.

2. Мастерские института наладили производство миномётных мин и все годы блокады продолжали работать. Изготовлено много тысяч мин для Ленинградского фронта.

3. В условиях большого недостатка вооружения в осажденном городе институт подготовил и привёл в боевое состояние (ранее охолощенное) все учетные системы - орудия разных калибров, ручное стрелковое и автоматическое оружие и установки и др. Всё это было передано представителям фронта в надлежащем боевом состоянии. Этим в тяжёлое для города время институт оказал фронту большую помощь.

4. Работники артиллерийского факультета участвовали в вооружении ДОТов в домах на углах улиц вдоль Московского проспекта на участке от 3-й Красноармейской ул. до Обводного канала, а представители факультета боеприпасов участвовали в минировании отдельных участков и полей в окрестностях Ленинграда.

5. В условиях небывалого патриотического подъёма и желания каждого ленинградца в осаждённом городе сделать по возможности полезное для фронта, для победы - шёл массовый поток технических предложений и важных изобретений в соответствующие организации и, в особенности, в адрес Городского комитета партии.

В начале октября 1941 г. горком обратился в Военно-механический институт об оказании помощи в рассмотрении и вынесении рекомендации о степени полезности и реальности части предложений. Для этой цели при деканате артиллерийского факультета был организован соответствующий штаб, в котором работали Городинский Т.М., Богатко И.А., Туркин П.И., Дорошенко А.С., Сергиевский Н.Д., Потягайло М.В., Шилов Б.Ф. и др. Для консультации по отдельным вопросам привлекались работники мастерских института и завода "Арсенал".

Предложения и изобретения относились к различным вопросам и отраслям военной техники. Запомнились мне, например, такие предложения, как конструкции бесшумных винтовок и пистолетов для разведчиков и партизан, разбрызгивателей железных опилок на определенной высоте в воздухе над городом для повреждения немецких самолетов, самодвижущихся противопехотных мин, средств для поджога танков и т.п.

Изобретатели, как известно, народ настойчивый - приходилось не только рассматривать изобретения и писать заключения, часто негнущимися от холода пальцами, но терпеливо разъяснять иногда непригодность или техническую нереальность отдельных предложений и изобретений, так как имели место жалобы в горком о несогласии с заключениями штаба. Всего в период октябрь 1941 г - февраль 1942 г. было рассмотрено свыше 60 предложений.

К сожалению, в связи с тяжёлыми условиями блокадной зимы 1941-1942 гг., не сохранилась документация, да она и не велась, как это необходимо было для архива. Только цепко осталось в памяти.

6. Студенты и оставшиеся преподаватели и обслуживающий персонал привлекались к сбору с последующим уничтожением разбрасываемых над городом самолётами противника провокационных и дезинформирующих листовок (наш район составлял - Фонтанка - Обводный канал и Измайловский проспект - Витебский вокзал) и к выявлению ночных сигнальщиков при налётах, а также для тушения пожаров в Ленинском районе и в институте. Помню, в один из дней в конце сентября на здание института было сброшено 15 зажигательных бомб (они сбрасывались пачками по 5 штук). Все они были своевременно потушены.

7. В последние месяцы пребывания института в блокадном городе (февраль - половина марта)  больше занимались сохранением кадров - посещались квартиры больных и немощных, в некоторых аудиториях были построены печи-буржуйки для обогревания людей, был организован так называемый стационар для поддержания - "усиленного" питания особо отощавших людей, уборка покойников.

В итоге сократились лишь незначительная часть профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов (около 70 человек), которая в середине марта 1942 г. была эвакуирована в г. Пятигорск. В свою очередь, оттуда не все успели выехать (выйти) в связи со стремительным приближением фронта в августе 1942 г. Поэтому в Пермь, куда институт должен был перебазироваться для продолжения нормальных занятий, прибыла незначительная горстка преподавателей и студентов.

X. Возобновление работы института на новой базе в Перми

Итак, в Пермь приехали 11 преподавателей различных общетехнических и специальных кафедр, несколько служащих и около 20 студентов различных курсов и специальностей.

Через 2 дня после приезда института в Пермь, 23 сентября 1942 г., прибыл начальник ГУУЗа и привез приказ Министра Вооружения СССР т. Устинова Д.Ф., в ведении которого находился тогда вуз, чтобы институт всеми силами и средствами обязательно возобновил занятия на новой базе к годовщине Октябрьской Революции, т.е. с 7-го ноября 1942 г. А надо заметить, что сил было около 40 человек профессорско-преподавательского состава и студентов, а средств - 2 общих зала (2-х этажей) Дома техники завода №172 без единого стула и стола.

23 сентября было назначено руководство института - директор В.И. Стешов, зам. директора по учебной работе Т.М. Городинский и зам. директора по хоз. работе полковник П.И. Туркин и приказано через 1,5 месяца начинать нормальные учебные занятия в институте.

Как видно, начинать нужно было на пустом месте - начиная от стула и стола и кончая кабинетами, лабораториями и библиотекой. Создавать материально-техническую базу и всю учебно-административную и кадровую структуру института, а также "изыскать" преподавателей и студентов. Задача, я бы сказал, неимоверно тяжёлая, и все же усилиями работников института с большой помощью Пермского обкома партии и базового артиллерийского завода, она была успешно решена. Занятия в институте возобновились 7 сентября 1942 г.

Как было сказано, под базу института было отведено здание Дома техники артиллерийского завода (Мотовилиха). Здание состояло из 3-х этажей, причем 1-й этаж был занят столовой ИТР завода и другими службами завода, за исключением одной небольшой комнаты, предоставленной институту. Верхние 2 этажа представляли собой большие общие залы, неприспособленные под аудитории. Оборудование нужно было начинать со сбора необходимой обычной мебели и специальной учебной. По указаниям местных органов власти собирали - в техникуме, на заводах, в различных организациях и вузах города, буквально по стулу и столу.

Общетехнические кабинеты были подобраны в местных вузах - в сельскохозяйственном и медицинском институтах, а специальные кабинеты были оборудованы с помощью военных заводов Урала по специальным разнарядкам соответствующих наркоматов.

Также в короткие сроки были собраны минимально необходимые книги и учебные пособия для институтской библиотеки. Она постоянно пополнялась и при реэвакуации института в весьма хорошем состоянии была полностью передана Пермскому механическому техникуму при заводе.

Здесь необходимо указать на исключительно большую помощь и постоянное внимание, которое уделялось институту со стороны Пермского горкома партии.

Особую трудность представляла постройка общежития для студентов, которая была осуществлена в основном силами небольшой группы студентов в условиях суровой уральской зимы 1942/43 учебного года, при острейшем дефиците стройматериалов и квалифицированных строителей.

Семьи работников жили в нескольких аудиториях техникума в весьма тяжёлых бытовых условиях.

В Пермь с институтом приехали около десятка преподавателей общетехнических и некоторых специальных кафедр. Посуществу, комплектование кафедр нужно было начинать с нуля.

Вузам города было дано указание горкома партии об оказании институту помощи преподавательскими кадрами. Но это мероприятие (подбор кадров) осложнялось двумя обстоятельствами: военным положением, когда основные преподавательские кадры учебных заведений были мобилизованы в армию, удалением институтской базы (Мотовилиха) от города, где были расположены вузы города, в особенности Пермский университет, и плохой работой городского транспорта, который в отдельные дни (при снежных заносах) совсем не работал.

И все же кафедры были организованы и преподаватели общетехнических кафедр были подобраны в основном с помощью университета. Хотя надо оговориться, что преподаватели работали большей частью по совместительству.

Для специальных кафедр были использованы кадры находившегося тогда в Перми Ленинградского НИИ-13, а также специалисты базового артиллерийского завода. Одновременно были учтены и составлены списки преподавателей института, эвакуированных в разное время из Ленинграда и работавших на разных заводах страны, для затребования возврата их в Пермь. Это мероприятие было спешно проведено с помощью Министра Вооружения Д.Ф. Устинова.

Были также составлены списки, выявлены места нахождения и затребованы для отзыва в институт аспиранты института.

* * *
Примечание: В описании событий и фактов возможны незначительные неточности в указании дат и инициалов некоторых лиц.

22.01.1986 г.

К публикации подготовил Сергей КУДРЯВЦЕВ,
ст. преподаватель каф. Е1


Занятия в кабинете кафедры артиллерии проводит
профессор В.А. Микеладзе. г. Молотов. 1943 г.


Занятия в кабинете кафедры теории механизмов
и машин. г. Молотов. 1944 г.

Часть 2

На главную