№6 (22504) май, 2004 г.

ВО СЛАВУ РОССИЙСКОГО ФЛОТА

ФАКУЛЬТЕТУ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - 60 лет

Факультет военного обучения предназначен для подготовки офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации. Обучение на факультете сочетает базовое образование на кафедрах университета с дополнительным специальным военным образованием.

Подготовка офицеров запаса для Военно-Морского Флота в Ленинградском Военно-Механическом институте была организованна в 1936 году. В соответствии с директивой НКО от 04.08.36г. № УН/9/90/0408 на военной кафедре была введена высшая вневойсковая подготовка (ВВП) слушателей, "с целью подготовки лейтенантов запаса артиллерии РККА и торпедо-минеров РККФ".

Обучение осуществлялось до 1938 г. и продолжилось только с момента образования военно-морской кафедры , в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, объявленным приказом Народного Комиссара ВМФ и приказом Председателя Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 31 мая 1944 г. №-250/217. На основании приказа введена подготовка офицеров запаса для Военно-Морского Флота по артиллерийской, торпедной и минной специальностям с присвоением после окончания воинского звания "младший техник-лейтенант". 31 мая считается ежегодным праздником факультета военного обучения.

В 1959-1962 годах на кафедре был осуществлен переход на подготовку офицеров запаса по ракетным специальностям.

До 1970 года включительно выпускникам командных военно-учетных специальностей (ВУС) присваивались воинские звания "младший лейтенант запаса", по инженерным ВУС - "младший инженер-лейтенант запаса", с 1971 года соответственно "лейтенант" и "лейтенант-инженер", с 1985 года всем выпускникам присваивается воинское звание "лейтенант".

С 1994 года кафедра приступила к подготовке офицеров запаса по четырём ракетным, трём артиллерийским и двум гуманитарным ВУС. В 1996 году в соответствии с приказом Государственного Комитета РФ по высшему образованию № 2 от 03 января 1996 года военно-морская кафедра БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова реорганизована в факультет военного обучения . С 2003 года на факультете ведется подготовка по 13 ВУС.

За время существования военно-морской кафедры и факультета военного обучения подготовкой офицеров запаса для ВМФ руководили:

инженер - полковник Туркин Петр Иванович (1944г.)

полковник Топорков Георгий Павлович (1944г. - 1945г.)

инженер - полковник Коноплев Александр Павлович (1945г. - 1949г.)

капитан 1 ранга Зевельт Николай Николаевич (1949г. - 1958г.)

инженер - полковник Максимюк Владимир Романович (1958г. - 1969г.)

капитан 1 ранга Боняк Николай Иванович (1969г. - 1975г.)

капитан 1 ранга Кора Нил Константинович (1975г. - 1987г.)

капитан 1 ранга Азарьев Николай Иванович (1987г.- 1992г.)

капитан 1 ранга Ветров Юрий Алексеевич (1992г. - 1998г.)

капитан 1 ранга Анисимов Виктор Николаевич (с1998г. - по н.в.)

Факультет военного обучения является структурным учебным подразделением университета, расположен изолированно, имеет 18 специализированных аудиторий, оборудованных табельным учебным вооружением и техникой. В состав факультета входят:

кафедра № 1 - "Общевоенной, тактической и гуманитарной подготовки",

кафедра № 2 - "Артиллерийского вооружения",

кафедра № 3 - "Ракетного вооружения",

отделение учебной техники и тренировочной аппаратуры.

Учебный процесс отвечает современным требованиям подготовки офицеров Военно-Морского Флота и включает период общевоенной подготовки на базе военно-спортивного лагеря "Лосево", обучение в стенах университета и учебные сборы на кораблях и в воинских частях ВМФ.

На факультете функционирует специализированный (по вопросам интеграции высшего гражданского и военного специального образования) центр информационных технологий "Интеграция". С целью повышения качества и эффективности учебного процесса, внедрения новых информационных компьютерных технологий обучения профессорско-преподавательским составом факультета создаются электронные обучающие программы. Компьютерные разработки, созданные на базе центра, неоднократно демонстрировались на международных выставках, конференциях и получили высокую оценку.

С 1997 года в университете осуществляет свою деятельность учебно-методическое объединение вузов по военно-учетным специальностям Военно-Морского Флота (УМО ВУС ВМФ), объединяя 15 государственных высших учебных заведений Российской Федерации.

Оснащенность факультета современной вычислительной техникой, видеопроекционными системами, тренажерами, образцами военной техники обеспечивает практическую подготовку студентов по применению вооружения, эксплуатации и ремонта боевой техники, организации боевой подготовки и воспитательной работы в воинских подразделениях.

С 1936 года в БГТУ "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова на военно-морской кафедре и факультете военного обучения подготовлено около 28 тысяч офицеров запаса.

Выпускникам факультета по окончании университета присваивается воинское звание "лейтенант" и предоставляется возможность пройти военную службу по призыву или на добровольной основе по контракту на должностях офицерского состава в Вооруженных Силах РФ. По отзывам командования частей и кораблей Военно-Морского Флота, военмеховцы достойно выполняют свой священный долг по защите Отечества.

ТАМ, ГДЕ ВСЕ ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ

Человеческая память коротка, и со временем многое забывается. Но уже сейчас точно знаю одно: всегда с особой благодарностью буду вспоминать дни учебы на факультете военного обучения.

Что привлекает меня в учебе на факультете военного обучения, так это строгая дисциплина. Если вы считаете, что словом "взвод" военнослужащие просто заменяют слово "группа", то сильно ошибаетесь.

Взвод - это другое. Такие далекие от меня прежде понятия, как взаимовыручка, сплоченность, принцип "один за всех и все за одного", наконец, стали теперь близ-кими. Только в процессе учебы на факультете военного обучения я понял, что такое настоящий коллектив, в котором каждый отвечает за всех остальных, в котором все помогают друг другу. Не менее важным для меня является тот факт, что в нашем учебном коллективе все знают свои обязанности.

Да и сам процесс учебы проходит интересно. Непривычным поначалу было то, что о начале и завершении занятий объявляют по громкой связи. Строжайшая дис-циплина, взятая за правило всеми преподавателями и студентами факультета, способствует высокой эффективности обучения.

Неизгладимое впечатление на меня сразу же произвели многочисленные образцы вооружений (ракеты, торпеды, и др.), размещенные на этажах и аудиториях, чтобы можно было представить, как работают эти механизмы, как они вообще выглядят, в "реальном мире". И я был поражен, когда в первый раз встал рядом с огромной баллистической ракетой… Макеты и схемы подводных лодок и кораблей в натуральную величину разместить было бы невозможно, но они тоже есть в стенах факультета, пусть и в уменьшенном размере.

Мы занимаемся в современных просторных аудиториях, которые радуют глаз своей чистотой и порядком. Часто преподаватели используют во время занятий видеопроекционные системы с обучающими программами. Кроме того, в распоряжении факультета военного обучения есть отличный компьютерный класс. Благодаря всему этому, нам проще усваивать материал, а значит - легче учиться. Особенно мне понравились занятия по "Кораблевождению" и "Торпедному оружию"…

На факультете военного обучения реализуется в жизнь принцип справедливости: каждый получает то, что он заслуживает. Здесь все "по закону", все положения общевоинских уставов соблюдаются неукоснительно. Студенты обязаны, например, являться на занятия в строго определенное время, только в форме установленного образца, которая, конечно, должна быть чистой. Очень важно опрятно выглядеть: быть гладко выбритым, иметь короткую стрижку.

На факультет невозможно попасть, не имея при себе специального пропуска. Опоздания на дежурство, на утренний осмотр или собственно на занятия не допускаются. "За красивые глаза" хорошую оценку получить не удастся. А вот отличные знания по тому или иному предмету обязательно будут оценены по достоинству.

Если ты соблюдаешь эти нехитрые требования, знаешь общевоинские уставы и вовремя выполняешь все, что требуют от тебя преподаватели, учиться на факультете военного обучения не составит никакого труда. Это не может не нравиться: к сожалению, я крайне редко нахожу справедливость в том, что происходит в жизни.

С особенной теплотой я буду вспоминать, как мы в первый раз окунулись в жизнь военнослужащих. На факультете заведен такой порядок: студент считается зачисленным только после того, как прошел начальную военную подготовку на базе военно-спортивного лагеря "Лосево". Это - обязательное требование для всех, и мы не стали исключением из правила.

Две недели пролетели как один день. Поездка в Лосево стала для нас своеобразной школой военной жизни и увлекательной игрой. Да и впечатлений оставила столько, что на всю жизнь хватит.

Спали мы все вместе в кубрике (там всегда был образцовый порядок и чистота). Наш день проходил так. После побудки была утренняя физическая зарядка, а немного времени спустя мы шли завтракать. Занятия начинались после торжественного подъема военно-морского флага. С нами проводили занятия по строевой, огневой подготовке и общевоинским уставам.

Три раза в день мы выполняли приборку. Конечно, занимались общественно-полезными работами: валили деревья, кололи дрова и многое-многое другое для нужд лагеря… И, кроме того, нам выпало пройти серьезное испытание: с большим трудом мы потушили пожар в лесу, возникший по чьей-то неосмотрительности.

С основами морской практики мы ознакомились в шлюпочном походе. Порядка 10-15 лодок шли по озеру Суходольское. На борту каждой шлюпки было по четыре студента. На веслах одновременно могли сидеть только двое, и мы поочередно менялись. Служба, конечно, службой, но места на Вуоксе - невероятно красивые. Выполняя свои обязанности, мы наслаждались окружающей природой.

Завершились сборы прохождением торжественным маршем и исполнением строевой песни. Это стало большим событием в жизни каждого из нас. Я во всех подробностях помню тот день. Если бы тогда, на параде, можно было плакать, я бы, наверное, расплакался.

Вернулись домой мы другими людьми. Мне сложно судить, в чем именно мы изменились. Быть может, стали более мужественными, дисциплинированными, сплоченными…

Так или иначе, обучение на факультете военного обучения стало одним из самых важных этапов моей жизни. А в том, что "защита Отечества" и "честь Родины" - для меня отнюдь не пустые слова, есть и заслуга факультета.

И я снова и снова вспоминаю тот необычайно трогательный момент, когда на наших глазах в последний день нашего пребывания в Лосево был торжественно спущен военно-морской флаг - событие, ознаменовавшее для меня окончание начальной военной подготовки. Это мгновение и сейчас стоит перед глазами: волнующееся от легкого ветра полотно едва заметно сползает вниз. Оставляя в сердце все более возрастающее чувство гордости и чувство ответственности за нашу страну.

Максим ЖАДЬКО (гр. Р 103)

В профкоме ПП и УВС

ЧТО НАС БЕСПОКОИТ

Так случилось, что состоявшееся 5 мая 2004 года заседание профсоюзного комитета профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава университета с повесткой: "О проблемах и перспективах социального партнерства в БГТУ и социально-экономических проблемах коллектива", в котором принял участие ректор Олег Сергеевич Ипатов, не смогло уложиться в один раз - уж слишком много накопилось вопросов у членов профкома к администрации. Пришлось проводить заседание в два приема.

На нем развернутыми мыслями по обсуждаемой проблеме поделились член профкома В.А. Ширяев и первое лицо университета О.С. Ипатов. Остальные участники заседания уточняли сказанное, делали замечания и предложения.

Что более всего волновало членов профкома? Конечно, положение дел с оплатой труда в университете. В настоящее время Военмех даже в Санкт-Петербурге среди вузов, финансируемых из государственного бюджета, занимает строчку, значительно ниже средней. Во многом это связано с установленным вузу соотношением один преподаватель на десять студентов, а также с тем, что средства, получаемые от внебюджетной деятельности, составляют от общих финансовых средств университета менее 30 процентов.

Будь их больше, они могли бы изменить положение вещей в лучшую сторону. Это понятно всем. Но обеспокоенность профсоюзного комитета вызвана тем, как в вузе распределяются эти средства. По его мнению и мнению многих работников университета, обращающихся в профком, распределяются они несправедливо. Так, важным источником получения внебюджетных средств является обучение студентов на коммерческой основе. Но и здесь нередко преподаватели, ведущие занятия с этими студентами, не ощущают изменений в оплате труда. В то же самое время доплаты из внебюджетных средств существенно влияют на доходы отдельных работников, не имеющих прямого отношения к учебному процессу. А зарплата новой администрации возросла весьма существенно.

Как это ни странно, но при обсуждении взгляды профкома и ректора на решение вопроса об оплате труда и его стимулировании оказались с самого начала достаточно близкими. Это позволило сторонам прийти к выводу: чтобы работники университета правильно понимали решения, связанные с установлением в университете должностных окладов и надбавок, разовых и постоянных, необходимо положение, которое бы в деталях регламентировало эту сторону деятельности вуза. Такой документ может быть разработан только совместными усилиями ректората и общественности в лице профсоюзных организаций.

Не менее важными для работников университета являются вопросы, касающиеся состояния материальной базы нашего учебного заведения и его общежитий, условий труда, общественного питания и медицинского обслуживания. Все эти вопросы были достаточно подробно освещены в выступлении О.С. Ипатова.

Можно сказать, что планы администрации заслуживают внимания. И в отношении создания новых точек питания, и в расширении медицинского центра, ориентированного на оказание обязательных и платных услуг, и в приведении в должное состояние аудиторий и жилья в общежитиях. Они достаточно реалистичны, хотя и нелегки в своем претворении в жизнь.

Однако создание новых точек для питания студентов и сотрудников за счет помещений, которые можно было бы использовать для учебных и научных целей, при условии, что столовая главного корпуса остается у арендаторов, вряд ли может кого-то удовлетворить. Конечно, это вина бывшей администрации, а новой приходится расхлебывать, можно сказать, преступные просчеты. Тем не менее до 2007 года помещение столовой не может быть возвращено законному владельцу. А рассчитывать, что отдельные точки смогут обеспечить нормальное столовское питание студентов и работников университета, не приходится!

Интересны планы по развитию медицинского центра и центра здоровья с оказанием платных услуг. Только кто ими будет пользоваться, если не изменится положение дел с оплатой труда в вузе?

Несмотря на то, что заседание профкома прошло в два приема, за бортом обсуждения осталось очень много вопросов. Это судьба загородных баз для студентов, сотрудников и их детей, это судьба детского сада университета, это введение нового порядка выплаты заработной платы, это судьба здания №2 по Измайловскому проспекту и комиссии по ликвидации Технопарка, а также ряд других.

Владимир ЧИЖОВ, заместитель председателя ПК ПП и УВС

ВЫСШАЯ ШКОЛА ШТУРМУЕТ ДУМУ

В конце апреля Ассоциация профсоюзных организаций вузов Санкт-Петербурга (председатель Александр Гребенкин) направила в Москву делегацию профлидеров Северо-Западного округа, чтобы поставить перед депутатами Госдумы наболевшие вопросы социально-экономического положения высшей школы. К ним присоединились представители из Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Целый день эта внушительная команда работала с депутатами Госдумы, раскрывая им глаза на бедственное положение высшей школы. Профсоюзные лидеры встретились с руководством фракций "Единая Россия", КПРФ, "Родина" и Комитетов Госдумы по бюджету, образованию и науке, труду и социальным вопросам.

Нынче встречи с власть имущими проходят по одному сценарию: сначала речи принимающих, затем вопросы принимаемых. Профсоюзные лидеры предложили свой вариант: спикеры, выбранные ими из своей же среды, выскажутся на актуальные темы, все остальные зададут вопросы, на которые придется отвечать депутатам. Почему так, понятно: делегатам Северо-Запада нужно вернуться с конкретными ответами, ведь ситуация с размерами зарплат вузовских педагогов и в Питере, и в Карелии, и в других регионах чрезвычайно остра.

Приводим текст выступления председателя профкома ППиУВС БГТУ Г. Шабалина на встрече с руководителем фракции "Единая Россия" В. Пехтиным и руководителями Комитетов Госдумы.


Делегация председателей профкомов вузов Санкт-Петербурга в Комитете по образованию
и науке Государственной Думы РФ (в центре - председатель Комитета Николай Булаев)

- Мы, председатели профсоюзных вузовских комитетов, не чиновники и не функционеры. Мы такие же профессора и доценты, как и наши коллеги, просто нам они доверили защиту своих прав. Лучше нас, отметим это с горечью, никто в стране не знает положение дел в вузах, в высшей школе в целом. В наши профсоюзные комитеты каждый день приходят люди со своими бедами и проблемами.

Самая сложная проблема - это оплата труда. Сейчас всем ветвям власти, в том числе Государственной Думе РФ, предстоит принимать новые законы, совершенствовать налоговое законодательство, проводить административную, пенсионную и другие реформы. При этом мы много слышим о возрождении науки, о ее интеграции с образованием, в частности, высшим.

Но уважаемые люди, находящиеся на высоких постах, делают вид, будто не понимают того, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена без установления нормальных условий оплаты труда. Закончились выборы в Думу, и никто из высших чиновников уже не говорит об оплате труда бюджетников, как будто такой проблемы нет. В бюджете 2004 года не предусмотрены ни повышение зарплаты, ни индексация, а о бюджете 2005 года ничего не известно. Какая же может быть борьба с бедностью, какое может быть удвоение ВВП без решения этого вопроса?

Реальная ситуация для петербургских вузов и для всей России примерно такова. Средний возраст преподавателей - 57 и 60 лет, все держится на пенсионерах. Молодые люди приходят на кафедры физики, химии, математики, но наиболее талантливые, проработав три-четыре года, уходят туда, где платят больше.

Трудно их за это осуждать, ведь, скажем, зарплата доцента составляет 4000 рублей при прожиточном минимуме 3000 рублей. А есть люди, которые получают в вузе и 1200, и 900 рублей.

Умный молодой парень поработает год-другой, станет профессионалом, а потом уйдет на зарплату в 1000-1200 долларов. Мы его теряем. Поэтому так видна разница между мальчишками, только что окончившими вуз, и пенсионерами.

Кадров 30-40 лет, в самом цветущем возрасте для науки и образования, у нас нет. Пенсионерам некому передавать опыт.

Научные школы лишены преемственности. Конечно, они сохранятся, но в целом битва за образование уже проиграна. Между тем это одна из тех конкурентных отраслей России, которая должным образом представлена на мировом рынке и которую нужно поддерживать.

Необходимо, чтобы такая могучая фракция, как "Единая Россия", при обсуждении бюджетного процесса постаралась предусмотреть повышение зарплаты работникам образования, как минимум, в два раза. Кроме того, нужно подумать о мерах, которые можно предпринять и на законодательном, и на министерском, и на других уровнях, чтобы улучшить материальное положение педагогов.

Мы видим, как разворачивается административная реформа. Чиновникам повышают зарплату сразу в пять раз и считают, что это справедливо. Причем, на это повышение сразу нашлись деньги, не заложенные в бюджете 2004 года. По крайней мере об этом пишут газеты.

Только в Петербурге 120 тысяч госслужащих. Это примерно численность кандидатов и докторов наук по всей России. То есть цена вопроса понятна. Деньги на огромное количество госслужащих в России нашли, а для повышения зарплаты кандидатам и докторам, которых существенно меньше, государство средств не находит.

В чем беда в Питере? На городском уровне принято решение о повышении зарплаты работникам среднего образования: к концу года зарплата молодого учителя будет не ниже прожиточного минимума, а у опытного педагога со стажем она составит 8-10 тысяч рублей и превысит в полтора раза зарплату любого профессора. Мы рады за учителей, но не понимаем, что же будет с высшей школой? Разве это дело? Разве так надо относиться к высококвалифицированным профессорско-преподавательским кадрам?! Не могу не напомнить, что в 2001 году наша средняя зарплата составляла 57% от средней в промышленности, сейчас она уже не превышает 40%. Это хорошо, что в промышленности работники получают все больше. Плохо, что разрыв в наших зарплатах все больше увеличивается.

От редакции: 18 мая 2004 г. в Петербурге состоялся Пленум ЦК профсоюза работников образования и науки. Обсудив действия Правительства РФ по сокращению федеральных социальных обязательств, путем внесения в Государственную Думу пакета законопроектов, одобренных на заседании Правительства 29 апреля, Пленум постановил: провести Всероссийскую акцию протеста работников образования, науки и обучающихся 10 июня 2004 года.

 

ПИСЬМА НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

«РЕШИЛ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ МЫСЛЯМИ»

Немного о себе: Грунтовский Игорь Иосифович. 1931 г. рождения. Коренной ленинградец, детдомовец в войну, ремесленник-токарь, студент техникума ЛИТ. Курсант Артиллерийского Технического Училища, пиротехник, лейтенант. Уволен в 1956 по сокращению армии. Женился еще курсантом (уже была "золотая свадьба" 2 года назад), трое детей, четверо внуков, два правнука, 30 лет работал на Кировском заводе инженером - конструктором (от рядового до начальника КБ). Окончил ЛМИ в 1964 г.

Зравствуйте, тов. редактор! Пишет вам выпускник ЛМИ 1964-го года, проработавший на Кировском заводе 30 лет (сейчас с 1992 г. - пенсионер) инженером-конструктором. Прочитал "За инженерные кадры" № 6 от октября 2003 г. статью проф. Г. Барбашова ("Вузовский преподаватель бедный?") и по просьбе редакции решил поделиться мыслями по затронутой теме (о воспитании студентов, о реальном положении, что не вузы должны обслуживать Министерства, а наоборот, о бедности студентов и преподавателей, о развитии культурного досуга, физкультуры и спорта, о заработке на хлеб голодных студентов, о "новых варварах", пользующихся благами предшественников без уважения к ним, о умирании науки без приемников). Вот вам мои мысли вслух:

1. О идейности и воспитании.

Передо мной текст Алена Даллеса, речи 1945 года (бывшего директора ЦРУ): "Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого его вырождения. Из литературы и из искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение и превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать ее. Мы сделаем из них молодых циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем." Прошло 60 лет. А как актуальны его слова?!

2. О политическом воспитании.

Ну ведь не все же прошлое плохо. Нельзя стрелять в прошлое из пистолета, - будущее выстрелит из пушки. Надо покаяться и выбрать лучшее, достойное подражания. Я не был членом КПСС, на меня действовали многие ее свойства плохо, но и здесь можно найти хорошее. Например, в Военном училище, которое я окончил в 1953-м, все годы мы изучали "Воинское воспитание" и знали и Суворова, и Кутузова, историю страны, своих родителей. А теперь школьники не знают даже о блокаде (в школе у внука проводил беседу и был поражен, что пятиклассники не знают почти ничего о блокаде даже ко дню снятия блокады). В училище, наряду со знанием уставов и оружия, мы должны были знать подробности Великой Отечественной войны. Необходимо ввести дисциплину "Воспитание".

3. О форме, знаках отличия и др.

Ну, чем Горный институт и все военные училища лучше нас? У тех есть форма, очень украшающая их учебные заведения. Была она и в нашем институте во времена, когда тот еще был ремесленным училищем. А как бы она изменила студента (и преподавателя тоже) внешне и подтянула бы его к ответственности за поведение, да и помогла бы материально. Например, я до военного училища учился в Ремесленном училище и в Индустриальном техникуме трудовых резервов. Нас одевали и в летнюю, и в зимнюю, и в рабочую форму (и кормили 2 раза в день) и мы дорожили своим учебным заведением. Наша форма ЛИТа была лучше Горного института и отличалась только тем, что те ходили с длинными палашами. Думаю, что 100% студентов согласились бы носить форму и головные уборы, гордясь принадлежностью к ЛМИ. А деньги на форму и питание отчислят те, кто потом будет пользоваться выпускником. И пусть выпускники-инженеры тоже ходят в форме на своем заводе, в своих НИИ, куда будут выпущены (как офицеры ВС РФ). И о питании. Не беспокоясь о том, что сегодня съест студент при пустом кармане, он должен знать, что при успешной учебе в кармане его есть талоны на 2-хразовое питание во все 7 дней недели. Здесь, кроме ВПК они могут помочь себе и сами, участвуя летом в выращивании овощей и в заработке на общий стол столовой. При этом гарантирую, что конкурс в институт был бы не 3, а 30 человек на место.

Кстати, у Вас выпущена замечательная книга о истории ЛМИ. Я, будучи ректором, приказал бы всем студентам изучить ее и в течение первого курса сдать зачет или экзамен, наравне с математикой. Книга захватывает с первой до последней страницы и студент наверняка, делая конспект в порядке углубления изучения, делал бы доклады на любую тему, чем увеличил бы объем книги для выпускников, получающих при выпуске не только ромбик и диплом, но и книгу.

А теперь представьте на минуту, что перед вами студент с нагрудными и нарукавными нашивками, в опрятной форме, подтянутые и читаемые Вами - с какого они курса, факультета, (специальности) из какой группы и с какой группой крови. А по внешнему виду вы поймете их любовь к специальности, к будущему, к ЛМИ.

4. О стипендии.

Студенты должны иметь стипендию со средним прожиточным объемом - 3-4 тысячи рублей (без учета стоимости питания), тогда они смогут и в театр или музей сходить, и маме помочь в ее старом одиночестве, и подарок отцу сделать, или лишний раз домой съездить. Деньги от тех же ВПК и Министерства обороны. Стипендия подтянет дисциплину и успеваемость, а, стало быть, знания и гражданственность. Вместо разгрузки вагонов с последующей попойкой, они будут в библиотеке, на кафедрах и лабораториях, возможно и окупать расходы за счет своего ума.

5. О воровстве идей и обмане.

К сожалению, в науке есть место воровству и обману, присвоению чужих мыслей себе. Все студенты должны знать историю с генералом Костиковым, "заложившим" С. П. Королева, Г. Э. Лангемака и В. П. Глушко, отправив их в "шарашку" и ставшим автором "Катюши", Героем Социалистического Труда. А в 1937-м Лангемака и Клейменова приговаривают к расстрелу, впрочем, как и многих других. Но справедливость восторжествовала - в 1944-м его арестовали и лишили всех званий, а в 1965-м восстановили авторство «Катюши». Но костиковщина есть везде. С годами истина восстанавливается, но это не всегда при жизни автора.

6. Военная подготовка.

Студент-третьекурсник должен соответствовать курсанту 1-2 года. При приеме в институт предупреждать, что первое слово в названии - "военный". Отсюда никаких серег в ушах и в носу и др. местах. У ребят - короткие прически, вредные привычки должны отсутствовать на 100% (ни гомики, ни наркоманы, ни фашисты, алкоголики и прочие - пусть и не мечтают попасть в институт). Ни матерщина в разговоре, ни разрисованные туалеты и коридоры, ни татуировки. При приеме принимать через турник - подтягиваться не менее 10 раз. Принимать со студенческой присягой военмеховца. При военной подготовке контролировать физическую подготовку, поощряя занятие спортом. Избранные студентами старосты и их заместители должны иметь лычки сержантов, а старшекурсники лычки старшин. Группа в 25 человек как взвод, с ответственностью друг за друга и подчиняемостью сержантам. Группы смешанные - 50% ребят, 50% - девочек. При выпуске каждый студент должен иметь права водителя. Дедовщина по курсам и группе - категорически выжжена, карать за это вплоть до исключения из института. Студент должен уметь стрелять.

7. На лекциях применять:

Учение по плакатам, поиск ошибок (ранее введенных), умение чертить не только компьютером, но и вручную, умение чертить в аксонометрии, уметь работать на металлорезе, станках, работать слесарями и сварщиками. Для развития речи и умения владеть аудиторией, каждый студент должен готовить доклад и делать его в своей среде с оценкой в журнале.

Ну вот и все.

От редакции: письмо уважаемого ветерана публикуется без редакторской правки

ВЕСЕННИЕ ЗАМЕТКИ О ДНЯХ МИНУВШИХ И НЫНЕШНИХ

Несколько слов об авторе: Галина Сергеевна Смолкина - ветеран труда и ветеран университета, житель блокадного Ленинграда, выпускница Военмеха, отличница учебы. Макет ее дипломного проекта в 1965 году экспонировался на ВДНХ в Москве и оставлен в Музее обучающих машин. По окончании учебы была оставлена на выпустившей ее кафедре №12, ныне Н1, и работала на ней вплоть до выхода на пенсию.

Уже в студенческие годы Галина Сергеевна активно включилась в общественную работу. В 1963 году была избрана в студенческий профком, а после окончания вуза многократно в профсоюзный комитет работников, где являлась членом, а потом председателем комиссии по работе с детьми. Одновременно многие годы входила в состав детской комиссии Обкома профсоюза работников народного образования и науки.

В настоящее время не работает. Имеет трех внучек, одного внука и правнука трех лет. Вот ее заметки о днях прошлых и нынешних.

  Дорогие военмеховцы! Очень рада, что меня еще помнят в университете и узнают, когда я появляюсь в нем по тому или иному поводу. Да и я сама чувствую с ним кровную связь. А потому хочу поделиться своими воспоминаниями о прошлых очень трудных, но неплохих временах и высказать свое мнение о том, что происходит в вузе сегодня.

Естественно, поскольку многие годы я была связана с детской работой, то и разговор пойдет о детском саде и пионерском лагере, который сегодня называется детским оздоровительным (ДОЛ).

Зимнее помещение детсада и сейчас расположено на 4-й Красноармейской улице, но занимает давно уже не только первый этаж, как это было все годы его прежнего существования. В начале восьмидесятых администрации и местному комитету с великим трудом удалось "пробить" второй этаж здания, а затем после выселения всех жильцов два года его капитально ремонтировать и перестраивать. Причем средства для оплаты за проект были заработаны работниками университета на уборке сельхозурожая и отданы в распоряжение профкома. Это было большое завоевание, так как с этого момента местами в детском саде стали обеспечиваться все дети сотрудников вуза.

Летом детский сад выезжал на собственную дачу в поселке Солнечное на берегу Финского залива, где университету были выделены три земельных участка сразу же после Великой Отечественной войны. На даче дети могли жить, купаться и загорать 75 дней. Здесь была маленькая, но очень уютная банька. И родители каждую неделю по очереди ездили сюда помогать воспитателям мыть детей. Сначала мест для детей не хватало, но затем, при активном содействии профкома, на даче были построены помещения, позволившие удовлетворять пожелания всех нуждающихся.

Зимой на территории детского сада жизнь не замирала полностью. Довольно часто сюда спортивной комиссией во главе с В.Н. Щербой организовывались выезды работников университета с детьми для проведения веселых праздников "Папа, мама, я - спортивная семья" с пирогами, викторинами и даже с баней. Сегодня от всего этого остались только фотографии и милые воспоминания их участников.

Такие же праздники проводились и в ДОЛ "Ракета" имени Г.С. Титова. К счастью, лагерь продолжает пока жить и даже, как говорят, процветает, а вот детский сад как подразделение университета того и глядишь прекратит существование. Во всяком случае такие слухи ходят упорно. Конечно, жизнь изменилась, сотрудники состарились и уже не нуждаются в детском саде. А их дети предпочитают водить своих детей в детские сады рядом с домом. В прошлые годы в вузе было немало студентов зрелого возраста, семейных, ныне их стало совсем мало, если они и вообще есть. Вот так обстоит дело с этим структурным подразделением. Еще хуже дела с дачей детского сада, которая по вине администрации, так и не восстановившей Розовую дачу после пожара, отобрана от вуза администраций Санкт-Петербурга под собственные нужды.

А мы, старшее поколение, очень любили наш детский сад и его дачу. Здесь работали прекрасные сотрудницы во главе с замечательной заведующей Ольгой Клавдиевной Шипилиной, которая, кстати сказать, руководила детским садом во время Ленинградской блокады. Даже летняя дача для проживания сотрудников по другую сторону Приморского шоссе долгое время называлась "Ольгиной". К сожалению, в настоящее время территория, где она стояла, оккупирована сынком господина Густова (бывшего губернатора Ленинградской области) с согласия бывшей администрации университета во главе с Ю.П. Савельевым. Так что от дачи детского сада вузу остались рожки да ножки.

Очень жаль, что университет навсегда потерял такое превосходное место отдыха для детей, да и не только для них. Очень жаль, что больше нельзя приехать туда в летний день со своими внуками, чтобы отдохнуть, позагорать и понаблюдать за тем, как живут дети, чем они занимаются, а зимой затеять веселые старты со смешными призами для победителей и этим порадовать детей и их родителей. Очень жаль, если и детский сад в городе уйдет в небытие.

Мне кажется, что будущее сурово осудит нас за неумение и нежелание видеть перспективу. И суд этот будет справедливым.


На снимках: Г.С. Смолкина, построение перед веселыми стартами на территории дачи детского сада (весна 1983 года).

 

ГАЛЕРЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

ТВОРЧЕСТВО ВАЛЕРИЯ ЛУККИ

А. ШАЛЫГИН, заведующий кафедрой Процессов управления БГТУ «ВОЕНМЕХ», председатель Художественного совета Санкт-Петербургского отделения Международной академии наук высшей школы, член Ассоциации искусствоведов, академик


Валерий Лукка с внучками Полиной и Настей на выставке Феликса Волосенкова
в Мраморном дворце (Государственный русский музей) 2004 г.

Современное элитарно-интеллектуальное общество Санкт-Петербурга, полное внутренних противоречий, представляет единое целое. Свойственная ему амбивалентность (лат. ambo - оба, valentia - сила), динамика противоположных идей, стремлений, чувств, соприкасающихся и переходящих друг в друга, определяет развитие новейших течений в современном искусстве. Их проявление в зримых образах отображает живопись Валерия Лукки. Художник создал свой стиль с характерной "возбужденной" фактурой, выражающий экспрессию индивидуализма, противостоящей обществу личности и одновременно принадлежащей ему.

Валерий Лукка - В.Л. (р. 1945) в 1977 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в 1983-м был принят в Союз художников, в 1993 г. стал членом Национальной ассоциации художников Италии. С 1978-го он участвует в выставках (более 200 коллективных и 20 персональных). С 1980 - 90 гг. его работы получают признание в нашей стране и в мире, приобретаются музеями и коллекционерами, хранятся в Государственном русском музее (Санкт-Петербург), Музее современного искусства "Zimmerly" (Нью-Джерси) и других (более 25), в частных собраниях у нас, а также в Австрии, Германии, Италии, США, Швейцарии, Финляндии. В 2003-м вышел альбом "Валерий Лукка. Живопись" (СПб).

Его творчеству посвящены публикации искусствоведов и деятелей культуры. Искусствовед Наталья Регинская отмечает: «Понять мир В. Лукки непосвященному сложно». Действительно, работы В.Л. трудны для восприятия. У одних они могут вызвать духовный восторг, у других, включая и профессиональных художников, полное отторжение. К искусству В.Л., как и вообще к новейшим течениям, следует подходить с других позиций, чем к традиционному. Неоднократно отмечалось, что авангардизм - это "другое искусство" и требует других критериев.

В работах В.Л. заключены свойственное современному мышлению амбивалентное отрицание-утверждение, разрушение-созидание культуры, искусственно образованной многовековой цивилизацией, стремление к истокам, первоначальному, подлинному. Его искусство - экспрессивный монолог, обращенный к человеку, живущему в нашем богатеющем, но саморазрушающемся мире информационных и технократических технологий, тоталитарного безумства концептуальной власти, терроризма и … железных дверей, в мире, в котором, несмотря ни на что, "маленький человек" стремится к свободе-вольности и к счастью.

Валерий Николаевич Лукка родился 22 января 1945 г. в деревне Порохово Ярославской области. Отец - Николай Иванович, мать - Марья Михайловна; рабочая семья, ведущая свой род от русских финнов, испокон века живших под Петербургом. Отец в 1939-м был призван в Красную армию и воевал в входящей в нее Народно-освободительной финской армии. Во время Великой Отечественной войны семья оказалась в оккупации, а после была выслана под Ярославль. Постепенно перебирались в родные края. Детство В.Л. прошло в Карелии, а юность в г. Пушкине под Ленинградом. После восьмилетки работал токарем, слесарем, учился в вечерней школе. Вспоминает: "Рисовал в стенгазете. Искусство?.. Не понимал даже, что это такое! Были планы - отслужить в армии, вернуться на завод, если удастся - поступить в институт, получить высшее образование".

В 1963 г. был призван и поступил в Рижское авиационно-техническое училище. В 1967-м был направлен техником-лейтенантом в Фергану. Постепенно приходило понимание, что "в жизни есть большее, чем обыденная жизнь". "Начал просыпаться, - заметил В.Л., - пробуждение было медленным, поздним. Брат, хотя и младший, повлиял на мою судьбу". Постепенно вызревало решение стать художником. Наивный лейтенант, начитавшийся книг, начал писать Министру обороны об увольнении из армии. Приходили отрицательные ответы - офицер, давший присягу, обязан был служить 25 лет. Такое было время! Наконец, на очередное обращение пришел ответ: ходатайствовать об увольнении, если Академия художеств даст справку, что есть талант.

С таким письмом, получив внеочередной отпуск, В.Л. с папкой этюдов поехал в Москву. Ученый совет института им. В.И. Сурикова поддержал В.Л., направив соответствующее заключение в Министерство обороны. Окрыленный надеждой, он вернулся в часть. Прошло полгода. В августе 1971-го приехала комиссия. Генерал с высоты двухметрового роста изрек: "Из-за этого… офицера (рост В.Л. - 166) - сыр-бор. Присягнул - так служи". Следует признать, что с позиций закона и армии генерал был прав. Здесь проявилась двойственность истины, о чем писал Василий Розанов (1856-1919), чьи парадоксальные мысли вновь "ожили" в наше время: "Разве нет 1/100 истины в революции и 1/100 истины в черносотенстве?", - задавался он вопросом. Офицеры части посоветовали попробовать комиссоваться - уволиться через медкомиссию. В 1972-м В.Л. возвратился в Ленинград (по месту призыва). Началась жизнь трудная, но обращенная к творчеству. В этом же году В.Л. поступил в институт им И.Е. Репина на искусствоведческий факультет.

С первого курса начал заниматься живописью вольнослушателем, со второго - в мастерской Евсея Евсеевича Моисеенко. Страстное увлечение искусством придавало сил. Энергии хватало на все: и на искусствоведение, и на живопись, и на работу кочегаром (с 1972-го по 1983-й) в Апраксином дворе. Тяжелая работа в котельной на твердом топливе давала и свободное время (сутки через трое), и служебную площадь, на которой В.Л. оборудовал мастерскую. Вспоминает: "Можно было, когда пришел навык, загрузить топку углем на 8 часов и идти в институт". Апраксин двор, как живое существо, стал значимой темой в его творчестве. После окончания института В.Л. работал в Русском музее в Отделе современного искусства. Вступление в 1983-м в Союз художников позволило самоутвердиться и обеспечивало стабильность, давало возможность получить мастерскую, заказы, тогда, в основе, госбюджетные.

В конце 1970-х три ленинградских художника Феликс Волосенков, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, объединившись в "некое творческое содружество" (А. Дмитренко), создали новую живописную технику с экспрессивной будоражущей фактурой. Приведу некоторые высказывания В.Л., важные для понимания его творчества: "Нам казалось, что только понимание живописи как разрушительного действия, как искренний спонтанный жест, способно нарушить круговую поруку молчания. […] В последние десятилетия кризис картины стал очевиден, пожалуй, для всех. Прежние картинные формы перестали работать, а новые не зарождаются. […] Экспрессионизм, как форма романтического мироощущения, драматизирует существование, он пронизан экзистенциальной тоской. Даже его патетический пафос полон отчаяния, его мир лишен гармонии. Однако гармония, что важно, скрыта в картинах".

В творчестве В.Л. можно выделить два периода: ранний, когда применялась техника "гладкого" письма, и зрелый с использованием экспрессивной фактуры на основе "возбужденного" левкаса с включением различных наполнителей. Несмотря на разнообразие затрагиваемых вопросов, можно выделить несколько тем, которые в наибольшей степени его волнуют и к которым он обращается неоднократно. Наиболее значимой из них, такой, которая, по выражению английского живописца Фрэнсиса Бэкона (р. 1909), "властно притягивает", является тема существования человека в современном обществе, его стремления сохранить себя как индивидуальность. И рафинированный экзистенциализм, сочетающийся со знанием грубых сторон жизни, и нравственные установки художников-передвижников, и психологизм Достоевского, и интеллигентность, пронизывающая пьесы Чехова, - все входит в философию творчества В.Л.

В наибольшей степени ее отображают автопортреты и автобиографические картины. Художник пишет их как бы "изнутри", рассказывая о своей жизни. Они, как и большинство работ, выполнены в смешанной технике: левкас, масло, темпера. На картине "Воспоминания об Артеке" (1983, орг., см. тех., 150х150) мы видим на фоне крымских гор отряд пионеров, маленького Валеру, которому пионервожатая помогает напиться. Так получилось, что в 1957 г. он вместе с братом был в детском доме и, как активный пионер, - рисовал в стенгазете, - был направлен в Артек. В картине много символики, выражающей то время: утяжеленный, как "кровь революции", красный цвет пионерских галстуков, фонтанчик, олицетворяющий бьющую ключом жизнь страны, к которой пионервожатая "причащает" детей. Воспоминания детства, светлые, хотя и грустные, нашли отражение и в работе "Два брата" (1998. орг., коллаж, см. тех., 150х150). "Цитата из отрочества, - отметил В.Л., - 1959 год. Тогда отец, обосновавшийся в Пушкине, забрал нас из детского дома". Как ироничная реплика воспринимается мешковина, использованная художником для передачи стандартных детдомовских костюмов (хороших, но не дорогих), в которые одеты подростки.

Уже в другой манере, сочетающей "гладкое" письмо и фактуру, написана "Усталость, наступившая в год свиньи" (1982. орг., см. тех.). "Начало грубой техники - отметил В.Л. - Летом на шабашке строили свинарник, как оказалось в год свиньи. Работа от рассвета до заката и никаких мыслей об искусстве". Ветхозаветная Троица на небе, символически перевернутая, говорит об этом. Я, поработавший в студенческие годы на целине, хорошо понимаю состояние, передаваемое художником. Тема человека творческой профессии, но добывающего "хлеб насущий" физическим трудом, продолжается в работе "Фигура у батареи. Автопортрет" (1994, орг., см тех., 132х70) - одной из сильнейших. Еще раньше тема "маленького человека" была затронута в "Автопортрете с Фунтиком" (1987. дверь, см. тех., 139х59) - с маленькой черной собачкой у ног художника. Он, с рукой на лице, мануально оттиснутой в левкасе, как бы загораживается, отстраняется от мира. В работе чувствуются и мотивы передвижнической нравственной озабоченности, и звучит чисто народное: "не по правде мы живем".

Сильнейшее впечатление производит "Автопортрет с внутренней цензурой" (1988, орг., см. тех., 95х60), в котором в "возбужденный" левкас впечатана реальная сетка-арматура, она и на лице, и на теле. "Когда делал, предполагал символику, - заметил В.Л., - дети своего времени, своей эпохи, цензурированные жизнью, сами в себе несем цензуру". Эта картина выражает идеологию людей (р. 1930 - 50), которые и в XXI веке несут в себе "пионерские" лозунги, по сути прекрасные, но искаженные двойной моралью времен "развитого социализма". Все же, надо признать, что жизнь нашего поколения, внесшего значимый вклад в существующие и поныне инфраструктуры и оборонный потенциал, в превращение страны в мировую сверхдержаву, была позитивной.

Повышенная экспрессия в работах достигается включением в картину выброшенных на "помойки" вещей: сетки-арматуры, двери... "Используется грубая техника, создается неприглядный вид, - стиль "помоечной эстетики"", - так определил его В.Л. Достаточно широкий термин: стиль "грубой эстетики" более подходит для их характеристики.

Стилю "грубой эстетики" соответствует работа "Апраксин двор с элементами железного занавеса" (1989, фанера, см. тех., 75х75). Более "агрессивно", написан "Пейзаж с элементами железного занавеса" (1990, орг., см. тех., 130х143). "Хотел показать: железный занавес ветшает и превращается неизвестно во что", - заметил художник. Эти работы связывают наше время с 1940-ми годами, когда Уинстон Черчилль (1874-1965) в программной речи в Фултоне (5.3.1946) высказал предостережение об угрозе, исходящей из СССР, который, по его мнению, создал "железный занавес" от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике. Его выступление было своеобразным объявлением "холодной войны". Советскому Союзу она была не нужна. После создания атомной и водородной бомб, межконтинентальных ракет, знаменитой уткинской СС10, в терминологии США "Сатаны", СССР доказал свое превосходство в науке, технике и оборонной промышленности (Уткин Владимир Федорович, 1923 - 2000, академик, генеральный конструктор, выпускник "Военмеха"). Из нашего времени видно, что стратегическая ошибка в идеологии привела к краху сверхсмелого эксперимента - строительства государства с новой экономической и политической системами. В результате страна в плане государственного строительства была отброшена чуть ли не на столетие назад.

С душевно-мягкой иронией В.Л. изображает своих друзей Феликса Волосенкова и Наталью Цехомскую - картина "Званный обед" (2000, орг., см. тех., 120х110), Боровского - "Портрет Боровского" (1994,орг., см. тех., 122х70). О "Портрете Благодатова" (1994, орг., см. тех., 122х70) я спросил: кого-то он мне напоминает". "В нем есть скрытая цитата из "Красного еврея" Шагала. Когда писал, где-то в глубине имел в виду", - ответил В.Л. Я посмотрел вторично и портрет заиграл… С еще большей симпатией, чем даже друзей, В.Л. пишет собак, которых часто помещает рядом с собой. А вот сову в "Пейзаже с совой" (1990, орг., см. тех., 110х125) он изобразил демонической. "Сова Минерва, - отметил художник, - начинает свой полет в сумерки. Картина - цитата из Гете". Сейчас, в 2004-м, эта сова в размахе мягких крыльев как бы летит к нам из волшебной страны Гарри Поттера - незабываемая и страшно-красивая картина. Здесь художник, оставаясь самим собой, подходит к границам искусства традиционного, "изящного" и почти переходит их.

Прямо противоположным всему традиционному является возникшая тогда идея "плохой картины" - плохой "с точки зрения нормативной эстетики". "В принципе, - отметил В.Л., - самый высокий класс картины - это когда она плохая с точки зрения всех на нее глядящих. Кроме автора, разумеется. Потому что автор, работая над картиной, идет к какому-то результату, и, когда его картина написана, в ней должно быть внутреннее согласие, которое очевидно лишь ему одному. Но это - самый высокий класс, и настолько плохую картину сделать, видимо, очень трудно. Она должна как бы на несколько шагов - а не, скажем, на шаг - отдаляться от нормы, то есть взбаламучивать общепринятые границы". Следует предположить, что художник стремится к "Плохой, но с большой буквы, Картине". К такому жанру можно отнести "Дыру" (1996), "Три пробоины ниже ватерлинии" (1996), "Парадиз" (1998, х., см. тех., 125х100). Работы, выполнены крайне экспрессивно, в них используются разрезы холста, дыры, грубо выступающие швы.

В отличие от "Плохих", необычайно интересны работы, в которых В.Л. обращается к классическим произведениям. Здесь раскрываются полностью и присущие В.Л. искусствоведческие знания истории искусств, и его техника, раскрепощающаяся и получающая возможность проявить себя в сверкании граней - во всем живописном великолепии. Художник не пересказывает содержания, освобождается от сюжета и отображает работы гениальных мастеров на современном живописном языке светотоновых масс и цветовых пятен. Отдельного рассмотрения заслуживают работы, в которых фигуративность приближается к абстракции и переходит в нее; "Разодранная аура" (1987, орг., см. тех., 120х 100); "Б.В. в силах" (1992, орг., см. тех., 125х86) /надо полагать, Б.В. - Бог Волос Феликса Волосенкова/.

В работах В.Л. много явных, но еще больше глубинных символов, обращенных к нашему подсознанию. В них есть некая тайна, присущая, искусству, возможно скрытая и от самого художника. Законченные, они продолжают жить в общении с людьми, эмоционально воздействуя, вызывая вопросы. Какие? Самые разные - и о повседневном, частном, и о вечном, особенно библейский цикл. Одним из них является Вопрос (с большой буквы) о существовании зла в мире, в отношениях между людьми, которым время от времени задается каждый человек. На него в течение многих веков пытаются ответить и искусство, и философия, и религия.

Христианство связывает происхождение зла с первородным грехом, когда соблазненные змием-диаволом Адам и Ева нарушили завет Бога, вкусили "запретный плод" с древа познания добра и зла и возжелали, и согрешили. Как будто бы все ясно. Но если нам все так ясно, значит мы не все поняли. Тем более, что в религии всегда больше скрытого, чем явного. Обратимся к исходному - к Библии, к первой самой сокровенной, эзотерической (греч. esoterikos - внутренний) книге Моисея "Бытие". О сотворении человека там сказано так: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь…" (Бытие, 1.27,28). То есть "плодитесь и размножайтесь" - это протозаповедь, предшествующая заповедям и Моисея, и Христа, необходимая для существования религии и умножения верующих - рабов Божиих. А значит не отсюда грех и зло.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, рассматривая Вопрос с позиций своей теории, результаты исследований изложил в книгах: "Достоевский и отцеубийство", "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии", "Человек по имени Моисей и монотеистическая религия". Ответ он ищет в протоорде, существовавшей на заре человечества, когда сыновья, борясь за свое право, свою индивидуальность, восстают против тиранической власти отца и убивают его. Фрейд пишет: "Отцеубийство - основное и древнейшее преступление как человечества, так и отдельного человека […] Изгнанные, живущие общиной братья объединились, победили отца и по обычаю того времени целиком съели его". Когда читал, у меня в памяти одновременно всплыли и картины Фрэнсиса Бэкона, и работы В.Л. "Дыра", "Разодранная аура", и страшный образ Сатурна, пожирающего своих детей, многократно воплощенный в искусстве.

Исходя из последнего исследования Фрейда "Человек по имени Моисей и монотеистическая религия" (1938), можно заключить, что зло вошло в мир вместе с перенесенным в детстве человечества потрясением, вызвавшим невроз. Он, хранящийся в подсознании, передается на генетическом уровне из рода в род, от поколения к поколению, закрепляется, а возможно и усиливается психическими травмами повседневной жизни. Возможно, что в христианском богослужении таинство Евхаристии, когда хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христа, призвано (многократно повторяясь, как требуется в психоанализе) избавить людей от этого невроза. В Новом Завете об этом говорится так: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". (Евангелие от Матфея 26.26-28). "Павел, - пишет Фрейд, - римский еврей из Тарсы, уловил это сознание вины и справедливо свел его к доисторическому источнику. Он назвал его "первородным грехом". Это - преступление перед Богом, которое могло быть искуплено только смертью […] Но оно не напоминало об убийстве, а вместо этого стремилось к искуплению, и соответственно эта фантазия могла одобряться как искупляющее послание (Евангелие). Сын Божий, будучи невиновным, позволил себя умертвить и этим взял на себя вину всех".

В первобытном обществе до и при возникновении протоорды было сделано два открытия, зашифрованно скрытых в Библии. Первое произошло в период матриархата (лат. mater - мать, греч. arche - власть), во времена "Виллендорфской Венеры", нашедшей отражение в творчестве В.Л. Тогда считалось, что деторождение происходит естественно, само собой, и мужские особи, как ненужные, уничтожались. И вдруг выяснилось, что они необходимы для продолжения рода. (Заметим в скобках, что оказавшись в крайнем положении, женщины для сохранения племени были вынуждены "ходить налево". Но в этом не было греха - грех начинается тогда, когда он осознается). В период матриархата, в его последней стадии была открыта тайна жизни - то, что Фрейд назвал либидо, Эросом, любовью, инстинктом жизни. С этого начинались и патриархат, и протоорда, и тираническая власть отца с амбивалентным - любовь-ненависть - отношением к нему сыновей. Убийство отца вызвало муки совести, в мир вошло зло. Бессознательно было сделано еще одно открытие - открытие того, что, Фрейд назвал Танатосом - инстинктом смерти. Два библейских дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла, олицетворяют два начала - инстинкты жизни и смерти, Эроса и Танатоса.

Если с таких позиций посмотреть на картину В.Л. "Парадиз" (1998), то впечатление от нее станет предельно мрачным. Пред нами в зримой форме предстает психическая травма человечества, вечная, передаваемая из рода в род. Грубый шов холста как незаживающий рубец олицетворяет ее. Художник, повинуясь подсознательным импульсам, воспроизвел открытие Фрейда, сделанное в 1938-м. "Парадиз" - шедевр "Плохой Картины".

Фрейд, тонкий психолог, все время допускает сомнение в верности своих умозаключений. Пытаясь найти другой ответ, обратимся к Библии, к описанию Рая и грехопадения: "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. […] И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. […] И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. […] И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Бытие 2.9,16,17; 3.2,3,6). В Библии Ева означает жизнь (Бытие 3.20, примечание). Возникают вопросы: с какого же дерева "посреди рая" был сорван плод, который Адам и Ева ели и не умерли? с дерева ли познания добра и зла или с дерева жизни, и что они ели? Но есть вопросы, на которые нет ответов, и не стоит их искать. Нет их и в работах В.Л. Возможно, именно в неопределенности и состоит тайна его искусства.

Главное в работах Валерия Лукки - высокий уровень художественной культуры, чувство меры, совершенное владение цветом и пластикой и, конечно, новизна и смелость эксперимента, определяющего движение в современном искусстве. Художник творит в пространствах трансгрессии (лат. transgressio - переход) - перехода от одного новейшего течения к другому. Реальное и трансцендентное (лат. transcendens - выходящий за пределы) соседствуют в его работах. Красота переходит в экспрессию, гармония - в органику, изящество - в брутальность. Пожалуй, термин трансцендентный экспрессионизм, или трансэкспрессионизм, в определенной мере характеризует его стиль. К искусству В.Л. можно отнести афористичный вопрос-ответ Ван Гога: "Как достичь таких отклонений, таких изменений и переделок реальности, которые получились бы в своем роде ложью, но ложью, которая более правдива, чем буквальная истина", взятый Фрэнсисом Бэконом - самым подсознательным художником Западного мира, в качестве эпиграфа к выставке в Москве (1980). Высказывание народного художника, академика Таира Салахова (р. 1928) об этой выставке: "Можно принимать или не принимать его стиль и манеру изложения материала на холсте, но отказать ему в остроте проникновения в напряженный мир страсти и духа своего современника невозможно", применимо к творчеству В.Л. - одного из самых подсознательных художников Санкт-Петербурга - города, полного мистических тайн.

В работах Валерия Лукки отображаются как его собственный внутренний мир и коллективное бессознательное, так и динамика новейших течений и общественных процессов в России XX века. Что создаст художник в наступившем XXI столетии, изменения в котором еще более стремительны, а на сцене театра-жизни действуют новые люди - по выражению Виталия Тюленева - "прагматичные, без иллюзий"?…

Поживем - увидим!


"Автопортрет с Фунтиком" (1987. дверь, см. тех., 139х59)


"Званый обед" (2000, орг., см. тех., 120х110)


"Портрет Благодатова" (1994, орг., см. тех., 122х70)


"Разодранная аура" (1987, орг., см. тех., 120х 100)


"Б.В. в силах" (1992, орг., см. тех., 125х86)


«Эскиз к картине Ренуара «Крестьянский танец» (1992, орг., см. тех., 100х150)

Часть 2

На главную