№4 (22548) апрель, 2009 г.

ВОЕНМЕХ ИЗБРАЛ РЕКТОРА

Им стал директор Института систем вооружения, д.т.н., профессор Константин Михайлович ИВАНОВ

Инициативная группа поддержки кандидата в ректоры БГТУ «Военмех» д.т.н., профессора К.М. Иванова провела опрос в университете и выявила вопросы, наиболее интересующие всех тех, кому небезразлична судьба Военмеха. Предлагаем вашему вниманию вопросы и ответы на них тогда еще кандидата в ректоры Константина Михайловича Иванова

Первая группа вопросов касается анализа имеющихся недостатков и целесообразности перемен

- Как Вы оцениваете развитие БГТУ за последние 15 лет?

- Я не сторонник критики как самоцели. Из прошлого надо извлекать уроки и думать о будущем. Когда-то ректорат занимался больше политикой. Затем приоритет отдавался административно-хозяйственной деятельности. И хотя по PR-акциям мы "впереди планеты всей", университет переживает затяжной системный кризис. Налицо стагнация и деградация некогда известного всей стране Военмеха. Если ситуацию не изменить в ближайшее время, то года через 2-3 нас ждет кадровая катастрофа.

Сегодня нужно создавать стратегию развития вуза. Военмех должен позиционироваться как учебно-научный центр оборонно-промышленного комплекса, необходимо развитие учебной и научной работы в рамках долгосрочных программ, согласованных с предприятиями и правительством РФ. Необходимо возродить традиции 50-70-х годов, когда Военмех участвовал в серьезных государственных технических и оборонных программах.

- Какие факторы определяют сегодняшнее критическое состояние Военмеха?

- Первое: кадровая проблема.

Второе: низкий рейтинг по учебной и научной работе (единственный оборонный университет в стране не попал в число инновационных вузов).

Третье: недопустимо низкий объем НИР. Военмех не участвует ни в каких серьезных государственных программах.

Четвертое: недостойно низкая зарплата профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала при самой большой в городе нагрузке.

Пятое: неэффективная работа администрации.

Шестое: разобщенность коллектива.

- Каковы основные причины текущего кризиса в вузе?

- Большинство технических вузов России находится в сложном положении, обусловленном общей ситуацией с высшей технической школой страны. Но ситуация в Военмехе отягощается целым рядом специфических проблем, таких как:

- отсутствие стратегии развития, отвечающей требованиям инновационной экономики;

- громоздкость и неэффективность системы управления вузом;

- непрофессионализм и     некомпетентность ректората, невыполнение ректором предвыборных обещаний;

- пренебрежение учебно-методической работой, являющейся основой деятельности университета;

- неумение и нежелание сплотить трудовой коллектив, учитывать его мнение при принятии важных решений;

- присвоение администрацией непропорционально большой доли внебюджетных доходов университета;

- неуважительное отношение к предприятиям малого высокотехнологичного бизнеса, связанным с университетом;

- диссонанс между PR-декларациями и реальным положением дел;

- внедрение чуждых Военмеху этических норм и чуждых людей в АУП и руководство рядом кафедр.

- Ваше мнение о программе развития Военмеха на 2006-2010 г.г., на которую постоянно ссылается ректор?

- Это, по меньшей мере, странный документ. При его создании не удалось привлечь к работе коллектив университета, создать и использовать реальные планы развития кафедр, факультетов и институтов. Он создавался, как всегда, аварийно, неизвестно кем и к какому отчетному мероприятию, а потом оказался упомянутой "программой развития". В результате в его основу легли, мягко говоря, спорные предложения: по объединению с техникумами, по широкому диапазону подготовки от рабочего до доктора наук и др.

Реальной стратегии развития, учитывающей фактическое состояние дел в вузе, внешнюю среду, прогнозы, в этом документе нет. Именно в этом и заключается одна из главных претензий к ректору.

- Почему практически единственный оборонный вуз страны с двух попыток не попал в число инновационных вузов, потеряв при этом порядка 700 миллионов рублей и существенную часть имиджа?

- Это еще раз подтверждает кризисное состояние Военмеха. В конкурсе инновационных вузов учитывались две позиции: потенциал вуза и инновационные предложения. Наш потенциал, особенно по научной работе, квалифицировался как низкий. Первый заход мы просто проспали, схватившись за подготовку документов в последний момент, без широкого привлечения коллектива, в отсутствие ректора и предложений от ректората, что свидетельствует об отсутствии у администрации реальной концепции развития и низком уровне стратегического планирования.

У меня сложилось впечатление, что администрация не уделяла серьезного внимания подготовке заявки на конкурс. Достаточно сказать, что ректор на момент отправления заявки был в командировке, заявку не видел и не подписывал. Заявка была подписана и.о. ректора. Почему этот факт не обсуждался, я не знаю. Даже если мы не попали в число инновационных вузов, следовало бы обсудить заявки победителей для выработки плана развития университета.

Я не считаю, что Военмех был в этом конкурсе ущемлен. Конкурс был гласный, заявки победителей размещены в Интернете, и они гораздо сильней заявки БГТУ. Например, Горный институт представил заявку на разработку учебно-научного карьера. Она была конкретной и обоснованной, наша же - расплывчатой и неконкретной.

Мы проиграли из-за объективно низкого уровня организации работы по подготовке заявки. Можно было победить, если бы мы составили ясную и конкретную заявку на базе одного из инновационных проектов (например, ИЛТТ, проект "ФЕСТО", нанокомпозиты и др.). Поражение в этом конкурсе, конечно, нанесло урон имиджу Военмеха.

Вторая группа вопросов связана с предлагаемой стратегией развития

- Какие первоочередные меры нужно предпринять для выхода БГТУ из кризиса?

- Во-первых, не надо пугаться слова "кризис". Просто надо осознать, что дальше нельзя плыть по волнам и уповать только на помощь Правительства, необходимы активные скоординированные и целенаправленные усилия для вывода вуза из тупика. Первоочередные меры - это доработка стратегической программы развития Военмеха и формирование компактного профессионального ректората, состоящего из команды единомышленников.

- Почему Вы считаете, что именно Ваша программа выведет БГТУ из кризиса?

- Потому что наша объединенная Программа базируется на глубоком анализе тенденций развития инженерного образования в России и в мире, к ее разработке привлекались деканы и заведующие кафедрами практически всех факультетов, глубоко и изнутри знающие проблемы Военмеха, особенно учебную и научную работу. Кроме того, в ней учтены предложения многих авторитетных специалистов, представителей профильных предприятий, членов Попечительского совета университета.

- Какой Вы видите роль Военмеха в России?

- Роль Военмеха в России давно определена. Просто мы о ней забыли. Военмех призван быть вузом, основной задачей которого является кадровое и научно-техническое обеспечение обороноспособности страны. Военмех должен готовить кадры для всех ключевых направлений оборонки и участвовать во всех крупных оборонных научно-технических программах. При этом он должен быть вне политики. Любой власти нужна сила. Меняются правительства, меняются президенты, но Военмех всегда будет нужен России. Правда, в одном случае: если мы вместе будем качественно делать свое дело - готовить оборонные кадры и создавать новейшее оружие. Любой отход от традиций в сторону обычного технического или экономического вуза грозит Военмеху гибелью.

- Перечислите основные факторы, способные повлиять на улучшение ситуации.

- Мы должны надеяться прежде всего на себя и верить в свой коллектив. Пути вывода Военмеха из кризиса изложены в разработанной нашей командой объединенной Программе. Кратко можно выделить следующие мероприятия:

- создание и реализация стратегии развития БГТУ;

- формирование компактной профессиональной команды управления вузом;

- преодоление разобщенности коллектива, повышение доверия к администрации, поощрение инициативы трудовых коллективов и отдельных личностей;

- повышение заработной платы сотрудников, обеспечение справедливого распределения доходов, гарантии доведения средств до исполнителей.

- Каким Вы видите взаимодействие с Попечительским советом Военмеха?

- Создание Попечительского совета - важный фактор развития Военмеха. Однако взаимодействие с ним не должно сводиться только к пиар-акциям и их финансированию. Нужно предлагать Попечительскому совету и его отдельным членам серьезные программы, которые не стыдно лоббировать на федеральном уровне и в бизнес-сообществе. Кроме того, важно учитывать мнение Попечительского совета при принятии судьбоносных решений, в частности Программы развития.

Большая группа вопросов посвящена состоянию и перспективам учебной и научной работы в Военмехе

- Какие первоочередные мероприятия в области учебной работы необходимо осуществить?

- Провести ревизию учебной работы вуза (специальности, штат, загрузка преподавателей), способствующую повышению эффективности образовательной деятельности и улучшению условий труда преподавателей (снижение нагрузки, повышение заработной платы).

Разработать специальную программу повышения качества подготовки специалистов, включающую мероприятия по обеспечению качественного приема абитуриентов, совершенствованию методики преподавания и контроля знаний, организации дополнительных занятий, развитию УНИРС.

Обеспечить интеграцию военно-учебного центра с гражданскими оборонно-техническими кафедрами в учебно-методическом плане.

Создать центр повышения квалификации и переподготовки кадров для оборонных отраслей промышленности.

- Как повысить эффективность научной деятельности БГТУ?

- Развитие науки следует рассматривать как один из основных способов повышения заработной платы сотрудников и улучшения качества учебного процесса. Визитной карточкой Военмеха всегда были прикладная направленность и высокая эффективность результатов научных исследований. В настоящий момент имеет место острый кризис направления, связанного с научной работой. При этом наблюдается парадокс: с одной стороны, объемы научных исследований, проводимых через университет, малы по сравнению с другими вузами; с другой стороны, малые и средние предприятия, созданные сотрудниками университета и выполняющие серьезные исследования и разработки, не заинтересованы в сотрудничестве с родным университетом.

Для повышения эффективности научной деятельности БГТУ необходимо разработать антикризисную программу. Ключевые моменты этой программы - развитие научных школ, поддержка защит кандидатских и докторских диссертаций, привлечение творческой молодежи к научной работе в БГТУ. Необходимо создать кадровый потенциал, достаточный для выполнения серьезных НИР. Для этого нужно разработать систему стимулирования молодых научных кадров из внебюджетных средств университета.

Вторым важным моментом является участие в государственных научных проектах, различных научных федеральных программах Министерства науки, Министерства обороны и других ведомств. Военмех должен занять ключевое место в государственных программах развития оборонной науки (экспертные советы и т.д.). Для этого необходимо привлекать лоббистский потенциал всех выпускников и сотрудников БГТУ, Попечительский совет. В настоящий момент их возможности используются в основном для пиара Военмеха.

Третье направление - серьезный менеджмент в области хоздоговорных НИР. В настоящий момент эта работа не дает результата. Я не хочу сказать, что ничего не делается: получены кое-какие лицензии, систематизированы направления научных исследований БГТУ. Но нужно двигаться дальше. Одно из направлений - это привлечение внешних общественных организаций к менеджменту в области хоздоговорных НИР. Нужен прорыв в области маркетинга по хоздоговорам.

Четвертым направлением подъема науки является программа развития инновационных научных центров в Военмехе. Примерами таких научных и образовательных центров являются: ИЛТТ, руководитель - профессор А.С.Борейшо; группа под руководством профессора Ю.Н.Филимонова, выполняющая проекты в области энергетики, глубокой переработки нефтепродуктов, утилизации отходов; "НПФ "Кераком", реализующая под руководством профессоров В.И.Кулика и Ю.В.Загашвили проект создания композиционных материалов нового поколения и изделий из них; группа под руководством чл.-корр. РАН П.С.Копьева, профессоров С.П.Присяжнюка и Д.Л.Федорова, выполняющая проекты в области геоинформатики, оптоэлектроники и оптоинформатики, и др.

В настоящий момент наблюдается кризис взаимоотношений действующей администрации и инновационных центров, необходимо его преодолеть и направить отношения в конструктивное русло. Должна быть разработана программа поддержки и развития этих центров как структурных подразделений БГТУ. Они должны поддерживаться, в том числе и финансово. Инновационные научные центры необходимо рассматривать не как источники арендных платежей, а как катализаторы роста науки в БГТУ и улучшения качества образования, источник дополнительного дохода сотрудников вуза.

- Почему разбежались из БГТУ дочерние инновационные структуры и как их вернуть обратно?

В стране есть проблема "утечки мозгов" за границу. В вопросе обозначена аналогичная проблема на уровне Военмеха. Основная причина ухода фирм - отсутствие доверия к администрации. В качестве показательного примера приведу пренебрежение ректора направлением "геоинформационные технологии военного назначения", которое возглавляет профессор С.П.Присяжнюк. В результате это актуальное направление развивается вне Военмеха.

Конечно, надо вести переговоры с сотрудниками фирм, основанных военмеховцами, поскольку это наш интеллектуальный потенциал, способный улучшить состояние науки в вузе и повысить наши рейтинговые показатели.

- Как Вы оцениваете степень соответствия качества подготовки специалистов требованиям промышленности?

- Конечно, уровень подготовки специалистов и их соответствие требованиям промышленности за последние годы в БГТУ снизился, хотя я не сторонник пессимистических взглядов в этом вопросе. Фундаментальная подготовка по инженерным специальностям в БГТУ на высоте, а вот преподавание специальных дисциплин не всегда идет в ногу со временем. Причина - в потере тесных контактов преподавателей с предприятиями и наукой. Предприятия сейчас кардинально меняют оборудование и технологии. Если раньше почти все преподаватели проходили стажировки на предприятиях и занимались наукой, то сейчас это единичные случаи.

Для возрождения высокого качества преподавания специальных дисциплин Военмех должен снова оказаться на высоте научно-технического прогресса, развивая сотрудничество с предприятиями по всем направлениям. Плюс к этому целесообразен возврат к 5,5-летнему обучению по всем техническим специальностям.

- Существует ли в БГТУ концепция улучшения качества подготовки и изменения состава специальностей?

- В БГТУ разрабатывалось положение об управлении качеством подготовки специалистов, но, мне кажется, оно по разным причинам не работает. До сих пор не создана концепция состава специальностей и улучшения качества подготовки в БГТУ, хотя ее необходимость давно назрела. Но решение должно быть комплексным. Необходимо провести ревизию всей учебной деятельности вуза с целью оптимизации штата, нагрузки и состава специальностей. В БГТУ необходимо иметь как оборонно-технические, так и коммерчески привлекательные специальности. Между этими группами специальностей должен существовать разумный и обоснованный баланс.

- Почему нагрузка на преподавателя выросла за последние годы с 700 до 850 часов, притом, что в "Техноложке" она составляет 600 часов?

- Оптимизацией нагрузки в БГТУ никто централизованно не занимается, поэтому она и возрастает. Поясню, почему без единой стратегии развития вуза и централизованного управления не удастся решить эту проблему. Большинство кафедр в одностороннем порядке не пойдет на снижение нагрузки, поскольку это автоматически уменьшает штатную численность. Наоборот, кафедры при составлении учебных планов, как правило, стремятся к увеличению нагрузки. И если бы не ограничение в 27 аудиторных часов в неделю, то трудно представить, что бы было. Помимо этого имеют место дублирование и параллелизм при проведении лекционных занятий и т.п.

"Техноложка", кстати говоря, не лидер в этом вопросе. В ГИТМО нагрузка преподавателя - 450 часов в год. Правда, следует отметить, что простое уменьшение нагрузки тоже недопустимо. Это приводит к выхолащиванию аудиторной учебной работы. Предварительные расчеты показывают, что оптимальная нагрузка преподавателя в Военмехе должна составлять 650 - 700 часов в год.

- Нужен ли Военмеху военный учебный центр и каковы его перспективы?

- Конечно, нужен. Единственный оборонный вуз страны должен быть на острие образовательных военных инноваций. Когда существовали только военные кафедры, то нам было этого достаточно. Сейчас, когда в стране появились военные учебные центры, нам нужен Центр, причем лучший в стране.

В настоящий момент подготовка кадровых офицеров испытывает большие трудности, в большей степени вызванные административными факторами. Условия функционирования ВУЦ должны быть проанализированы и согласованы с Министерством обороны. Как минимум, обучение в ВУЦ должно быть престижным. Мы не должны брать на содержание еще и курсантов.

- Как Вы видите решение проблемы с общежитием студентов?

- Сегодня это приоритетное направление. Необходимо вкладывать деньги в ремонт существующих общежитий и строительство нового общежития.

В условиях демографического кризиса основной набор будет в основном за счет иногороднего контингента. Надо было начинать заниматься этим вопросом еще несколько лет назад, тогда сегодня мы имели бы какой-то результат. Кроме того, реализация программ послевузовского образования напрямую зависит от наличия в Вооенмехе общежития гостиничного типа.

О заработной плате, финансовой и хозяйственной политике

- Что Вы можете сказать о сложившейся в Военмехе системе оплаты труда сотрудников?

- Бюджетная составляющая заработной платы одинакова во всех вузах и основана на оплате труда согласно разрядам ETC. Что касается внебюджетных средств, получаемых в основном от образовательной деятельности и аренды, то в Военмехе отсутствует справедливая система их распределения и администрация произвольно назначает надбавки без реального учета эффективности труда.

- Как, по Вашему мнению, повлияет проводимая в настоящее время реформа на заработную плату различных категорий сотрудников университета?

- Детали финансовой реформы до конца неизвестны, но в целом планируемое незначительное повышение заработной платы уже съедено инфляцией.

Мы взяли за основу систему оплаты труда, разработанную в МГТУ им. Н.Э.Баумана. При ее реализации возрастет до 8000 рублей базовая бюджетная составляющая зарплаты преподавателей. Вторая особенность этой системы состоит в поддержке ключевых должностей - деканов, зав. кафедрами и их заместителей. Но, в отличие от МГТУ, в наших условиях фонда заработной платы, выделенного федеральным центром, не хватит на доплаты, и администрация университета, как обычно, будет заимствовать средства из внебюджетного фонда. Это тем более вероятно, что предполагается объединение счетов.

Поэтому чрезвычайно важно разработать новое положение о заработной плате, учесть предложения профсоюзов и всех заинтересованных сотрудников университета и закрепить базовые принципы в коллективном договоре. Должны быть защищены интересы всех категорий работников, но с учетом конкретных результатов их труда, вклада в развитие университета.

Кроме того, очевидно, что без существенного увеличения и бюджетного, и внебюджетного финансирования ситуацию улучшить невозможно. Разработанная нами Программа развития и имеющиеся предварительные договоренности позволяют нам рассчитывать на привлечение значительных бюджетных и внебюджетных средств на реконструкцию вуза и научные программы.

- Как должна соотноситься зарплата работников АУП и руководителей учебных подразделений: заведующих кафедрами, деканов?

- Я глубоко убежден, что учебная работа является основной в университете. Поэтому ключевая должность в вузе - заведующий кафедрой, а основная управляющая цепочка - ректор-декан-зав.кафедрой-преподаватель. Конечно, заработная плата деканов и зав. кафедрами не должна быть ниже, чем у работников АУП. Но тут есть и другая проблема: откуда брать деньги на надбавки. Деньги должны доставаться тем, кто их зарабатывает. Поэтому если говорить о надбавках из средств от внебюджетной образовательной деятельности, то они должны быть направлены деканам, зав. кафедрами и преподавателям. Я вообще не уверен, что работники АУП, не связанные с учебным процессом, могут получать доходы от образовательной деятельности.

- Куда уходят деньги за контрактное обучение?

- Деньги за контрактное обучение уходят туда, куда мы с вами их направляем. Поясню. Ученый Совет по представлению ректора ежегодно устанавливает принцип расходования внебюджетных средств, определяя пропорции между тремя фондами: администрации, ППС и институтами, в этом году дополнительно введен фонд развития общежитий.

Первый фонд идет в основном на обслуживание администрации, второй восполняет дефицит бюджетных ставок и обеспечивает незначительные надбавки преподавателям. Фонды институтов расходуются в соответствии со сметами, утверждаемыми Советами институтов, в которых основной статьей расходов является надбавка сотрудникам подразделений институтов. Фонд институтов (включая факультеты и кафедры) не превышает 26% от доходов от внебюджетной образовательной деятельности.

Основной интерес, с моей точки зрения, представляет среднестатистическая внебюджетная надбавка рядового преподавателя БГТУ. Она не превышает 10-15% от бюджетных выплат. Внебюджетная надбавка работников АУП составляет 200-300% и более от их бюджетных выплат. Кстати, в абсолютных цифрах средняя внебюджетная надбавка проректоров составляет 60 тыс. рублей в месяц, главного инженера - 40 тыс. рублей, нач. юридического отдела - 45 тыс. рублей.

- Как Вы собираетесь совершенствовать финансовую политику университета?

- Прежде всего необходимо обеспечить прозрачность финансовой системы. Особенно это касается заработанных коллективом внебюджетных средств, которые в настоящее время в значительной степени расходуются бесконтрольно. Для налаживания антикоррупционной финансовой системы необходима политическая воля администрации, реанимация работы финансово-хозяйственной комиссии Ученого Совета с привлечением директоров институтов и представителей профсоюзных организаций и, конечно, опора на профессионалов, работающих в бухгалтерии университета.

Далее, целесообразно более активно использовать имеющиеся финансовые инструменты в виде фонда "ВОЕНМЕХ", НОУ, позволяющие оперативно решать многие хозяйственные вопросы.

Необходимо скорректировать смету внебюджетных расходов в сторону увеличения доли кафедр и факультетов. Наконец, необходимо разработать механизм доведения финансов до исполнителей, при котором в распоряжении менеджеров проектов оказывается не менее 80% зарабатываемых средств.

- Как Вы оцениваете хозяйственную деятельность нынешней администрации?

- Неоднозначно. С одной стороны, за последние годы действительно проведено много косметических ремонтов помещений и аудиторий как за счет университета, так и за счет спонсоров. С другой стороны, много вопросов вызывают организация проведения и качество этих работ, выбор подрядчиков, целевое расходование средств и др.

Всем памятны установка и разбор "лесов" вдоль фасада центрального корпуса, многомесячный ремонт лестницы в главном корпусе, выделение значительных средств на разработку бесполезных инвестпроектов по развитию объектов недвижимости, из которых ни один так и не был реализован. Например, более 8 миллионов внебюджетных средств предполагается истратить на подготовку проекта реконструкции "бани". Весьма сомнительна сделка по ремонту фасада дома 2 по Измайловскому пр. за 30 млн рублей (в 2003 г. проведенный тогда ремонт стоил 3 млн рублей), серьезные нарушения имели место при  выделении средств на "воспитательную работу", систематические финансовые и хозяйственные вопросы возникают при проведении "оздоровительных кампаний" и т.д.

Примечательно, что, несмотря на прямые обращения к ректору, комиссия Ученого Совета по финансово-хозяйственной деятельности не функционирует и Ученый Совет практически утратил контроль за финансово-хозяйственной деятельностью администрации.

- Нужно ли нам такое большое количество спортивных и оздоровительных баз (Тихвин, Лосево, Кавголово, Смолячково, Солнечное)? Ведь это большие затраты на содержание, постоянные споры с городом и налоговыми органами и т.д.

- Безусловно, я считаю, что базы нам нужны. Мы не должны разбазаривать созданный нашими предшественниками имущественный комплекс Военмеха. Другое дело, что без инвесторов нам сложно содержать их в порядке.

К сожалению, службы, отвечающие за эксплуатацию и развитие загородной недвижимости, работают крайне неэффективно. За 4 года не получено ни одного рубля, не подготовлен ни один рабочий проект в этом направлении.

Вообще же необходимо развивать спортивную инфраструктуру, строить плавательный бассейн в районе Измайловского проспекта, как планировалось раньше. Грамотная эксплуатация спортивных баз может быть экономически рентабельной.

- Нужно ли Военмеху оставаться госбюджетным вузом, если понятно, что государство не будет нормально финансировать его деятельность?

- Вопрос очень сложный и должен решаться с привлечением мнения всего коллектива БГТУ. Мое личное мнение следующее. В настоящий момент БГТУ может быть только государственным вузом, зарабатывая на рубль бюджетных средств 70 копеек внебюджетных, что, вообще говоря, позор для нас. Но если мы хотим поднять заработную плату не на 30% из бюджетных средств, а на порядок, то надо коммерциализироваться.

Почти все молодые сотрудники БГТУ подрабатывают на стороне. Сейчас их можно полностью вернуть в вуз при минимальной заработной плате 20-30 тыс. руб. Это реальность, но такие деньги государство платить не может.

Если мы хотим зарабатывать деньги (а без этого Военмеха не будет), то должны быть готовы к коммерциализации в различных формах. Только на государственной дотации мы не проживем. Хотя вопрос дискуссионный, особенно с учетом складывающейся в мире геополитической обстановки.

Стиль и методы руководства, административная реформа

- Какими качествами должен, по Вашему мнению, обладать ректор?

- Прежде всего, я выделяю два качества: умение сплотить коллектив для выполнения принятой программы и работать с командой; умение творчески мыслить, предвидеть различные ситуации и правильно выбрать стратегию развития.

Первое качество необходимо при работе с большим неоднородным коллективом (от профессоров и руководителей подразделений до простых рабочих). Второе особенно важно в нынешней ситуации, когда неправильный путь развития вуза может привести в тупик. Кроме того, необходимы профессиональные навыки управления и способность к конструктивным компромиссам. Ректор должен советоваться с коллективом, возможно, даже периодически ставить вопрос о доверии.

- Считаете ли Вы себя способным руководить вузом?

- Да, конечно. Опыт показывает, что большинство известных ректоров заняли этот пост после работы деканом факультета. Должность декана очень многогранна. Это работа как со студентами, так и с преподавателями. В ведении декана находятся и научная, и учебная, и воспитательная работа. Я семь лет руковожу старейшим и самым крупным факультетом, не имеющим аналогов в России, сосредоточившим все специальности образовательного стандарта "Оружие и системы вооружения". Факультет является лидером по целевому набору и Гособоронзаказу. Несмотря на коммерческую непривлекательность оборонных специальностей, три последних года лидирует среди технических факультетов по количеству контрактных студентов, набранных на 1-й курс.

За время моего руководства факультет существенно усилил свои позиции в вузе. Коллектив факультета сплочен, в нем царят деловая атмосфера и взаимопонимание. Надеюсь, что этот ценный опыт поможет в дальнейшей работе.

- Сформулируйте основные принципы формирования Вашей команды управления.

- Если речь идет о работе, то первый и незыблемый принцип -профессионализм. Второй принцип может звучать необычно. Я всегда работал с талантливыми, всесторонне интересными и порядочными людьми. Конечно, администрация элитного вуза (а я, несмотря ни на что, считаю Военмех именно таким) должна состоять из творческих, талантливых, многогранных, интеллигентных людей, обладающих высокой квалификацией и способных принимать решения, за которые готовы отвечать.

Остальные принципы более традиционны, но не менее важны: порядочность, опыт работы в выбранной области, умение работать с людьми. Последнее особенно важно в высшей школе, поскольку администрация имеет дело не   с "серым" личным составом, а с выдающимися профессорами и учеными, большинство из которых по своим заслугам и интеллекту намного превосходят работников АУП. Управление такими людьми должно быть основано не на простом восхвалении их заслуг, а на глубоком понимании их человеческой и профессиональной ценности.

Особо подчеркну, что команда управления должна быть коллективом единомышленников. В команде могут и должны быть различные мнения, но не должно быть противоречий, а принятые решения должны неукоснительно выполняться.

- В ряде выступлений О.С. Ипатов говорил о том, что в жизни ректора есть две главные психологические трудности: хождение "с протянутой рукой" и постоянные стрессовые ситуации. Готовы ли Вы к ним?

- Готов, в моей жизни было много критических ситуаций, подготовивших меня к стрессоустойчивости™.

"С протянутой рукой" привык ходить любой работник нашей высшей школы, и в этом нет ничего необычного. Другое дело, что не всегда нужно ходить только с протянутой рукой. Сейчас такое время, когда на всех денег не хватает. Предпочтение отдают лидерам, лучшим по направлению (гранты, конкурсы и т.д.). Поэтому необходимо ходить по инстанциям не с просьбами, а с конкретными предложениями, подготовленными лучше, чем в других вузах.

А вообще я считаю, что главная трудность и проблема ректора - не потерять доверие избирателей.

- Что Вы можете сказать о существующей структуре управления Военмехом?

- За прошедшие четыре года по инициативе ректора структура Военмеха в целом и органов управления в частности претерпела значительные изменения. Кратко можно сказать, что команды нет, а сложившаяся структура управления  громоздка и неэффективна (число ставок АУП с 2004 г. увеличилось более чем на 20% и достигло 127 при сокращении ППС с 615 до 580 ставок, число ставок обслуживающего персонала составляет 375).

Издержки, связанные с привлечением чуждых Военмеху людей, общим увеличением АУП и непродуманными псевдопреобразованиями, тяжелым бременем расходов ложатся на университет. При этом роста доходов, связанного с повышением эффективности управления, не наблюдается. Напротив, увеличились заорганизованность и бесконтрольность АУП, его отстраненность от общеуниверситетских задач. Чтобы решить какой-нибудь вопрос, приходится ходить кругами по инстанциям и получать до семи согласований. Никто, кроме ректора, не хочет и не может взять на себя ответственность за принятие решения.

Практически отсутствуют регулярные встречи ректората с руководителями подразделений, заведующими кафедрами. В настоящее время обратная связь разорвана, что влияет на качество процесса управления вузом.

- Видите ли Вы необходимость существования институтов внутри университета или достаточно факультетов?

- Если бы сегодня возник вопрос о создании в БГТУ образовательных институтов, то я бы их не создавал и необходимости в этом не видел бы. Достаточно было бы развивать экономическую самостоятельность факультетов во внебюджетной образовательной деятельности. Поскольку институты созданы, причем они представляют исторически сложившиеся в Военмехе укрупненные направления (механика, ракетостроение, приборостроение), то ликвидировать их сейчас, мне кажется, не стоит, тем более что пока не все факультеты обладают достаточным потенциалом.

Целесообразно расширить сферу компетенции институтов в области науки и инноваций, привлекать директоров институтов к координации  научных  исследований  и  обсуждению  финансово-хозяйственных проблем университета. Нужно попробовать извлечь максимальную пользу от наличия институтов, переводя их из чисто финансовой структуры в активную управленческую, создающую и реализующую концепцию развития. Если не будет получаться, то можно поставить вопрос об их упразднении.

- Не следует ли осуществлять более значительное перераспределение доходов гуманитарных и технических факультетов?

- Я считаю, что доходы у исполнителей отнимать нельзя. Наоборот, внебюджетные средства должны доходить до исполнителей с минимальными общеуниверситетскими накладными расходами. В противном случае для подразделений зарабатывание денег теряет смысл. Необходимо обеспечить прозрачность и справедливость распределения доходов внутри коллектива с учетом стратегических приоритетов развития университета.

"Обирать" гуманитарные факультеты в пользу технических было бы неправильным. Необходимо более активно помогать техническим факультетам. Гуманитарные факультеты должны зарабатывать деньги в основном на контрактных студентах, а технические - по целевым программам подготовки специалистов и по научным проектам. Следует заметить, что в настоящий момент норма отчислений доходов гуманитарных факультетов немного превышает норму технических. Но эта разница не идет на развитие технических факультетов, а используется администрацией.

Личное

- Расскажите о семье, своих родителях.

- Мой отец, Иванов Михаил Сергеевич родился в 1926 г. Участник Великой Отечественной войны, доброволец, служил юнгой в морской пехоте на Черноморском флоте. Имел многочисленные ранения, награжден орденами и медалями. После окончания войны в 19 лет поступил на учебу в Ленинградский кораблестроительный институт, закончил его с отличием, а затем прошел путь от инженера до главного инженера "Балтийского завода", директора судостроительного завода "Пела". Отец часто посещал Военмех, был в дружеских отношениях с ректором Тетериным.

Моя мать, Иванова Людмила Анатольевна, родилась в 1933г., окончила Институт целлюлозно-бумажной промышленности. Работала в ряде НИИ судостроения, занимаясь дизайном кораблей. Сейчас, находясь на пенсии, работает искусствоведом в Ассоциации музеев России.

Моя жена - Воробьева Екатерина Владимировна - филолог по образованию, закончила филфак ЛГУ, работает старшим преподавателем кафедры иностранных языков БГТУ. Имею четверых детей: двоих сыновей и двоих дочерей.

У меня много замечательных родственников, самым известным является родной брат отца Иванов Сергей Сергеевич. Это легендарный летчик-истребитель Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, сбивший 39 самолетов противника. Автор уникального достижения - шесть самолетов, сбитых за одно боевое дежурство. Всю войну мой дядя летал в одной связке с будущим Маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза А.И.Покрышкиным.

- Помните ли Вы своих учителей?

- Я глубоко уважаю и помню своих учителей и считаю это обязательным моральным принципом любого порядочного человека. Мои учителя, к которым, я отношу А.В. Лясникова, Е.В. Кулькова и И.С.  Кузьмина, - это, прежде всего, высоконравственные люди. Первым двум я обязан тем, что в 30 лет подготовил к защите докторскую диссертацию. И.С. Кузьмин при поддержке всех зав. кафедрами выдвинул меня деканом факультета "Е" и директором Института систем вооружения.

- Несколько слов о собственной научной работе, достижениях...

- Моя научная работа началась со 2-го курса и не прерывается до сих пор. В течение одинадцати лет после окончания Военмеха я защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Научные труды посвящены трем основным проблемам:

- моделированию систем вооружения и военной техники, а также сложных нелинейных механических систем численными методами;

- механике деформируемого твердого тела в приложениях к расчетам элементов военной техники;

- технологии производства стрелково-пушечного и ракетно-артиллерийского оружия (общая технология и процессы пластической обработки),

В качестве научного руководителя и исполнителя участвовал в НИР по проблемам повышения эффективности и надежности артиллерийских систем ("Мета", "Василек"), динамической прочности стволов, совершенствования патронов стрелкового оружия, технологии производства ракетно-артиллерийского и стрелково-пушечного оружия.

Являюсь членом диссертационного Совета БГТУ и Санкт-Петербургского политехнического университета по специальности "Вооружение и военная техника. Боеприпасы и средства поражения", научным руководителем постоянно действующего семинара по технологии холодной штамповки для высокотехнологичных предприятий Санкт-Петербурга. Вхожу в редакционный совет федерального государственного издательства "Политехника", СПб. Подготовил трех кандидатов технических наук, был научным консультантом по защите двух докторских диссертаций.

- Есть ли у Вас надежда на радикальное изменение ситуации в вузе?

- Положение очень тяжелое, практически потеряны 15 лет. Министерство уже реализует завершающий этап реформы с делением  вузов  на  "белую"  и  "черную"  кость  на основании рейтинговых показателей, по которым Военмех не попадает даже в первые две сотни.

Реально потеряно все, кроме бренда и чести, заработанных предыдущими поколениями. Но возможность вскочить в "последний" вагон есть, во всяком случае, наша команда имеет предварительные договоренности о выделении в 2009, 2010 г.г. значительных средств на реконструкцию вуза и есть серьезные основания для финансирования ряда научно-технических проектов.

- А с кем Вы собираетесь это делать?

- Несмотря на дефицит кадров наша команда будет опираться, прежде всего, на собственно военмеховцев, зарекомендовавших себя конкретными делами. Это и директора институтов, большинство деканов, многие заведующие кафедрами, руководители среднего уровня, руководители инновационных структур и тематических групп. Мы будем привлекать перспективную молодежь, которая не боится трудностей и имеет обоснованные амбиции. Кроме того, имеются кадровые рекомендации Министерства обороны.

Мы будем активно взаимодействовать с традиционными партнерами Военмеха, развивать сотрудничество с общественными научно-техническими организациями, инновационными структурами города, государственными корпорациями (например, ГК "РОСНАНОТЕХ"), венчурными компаниями и др.
Есть много потенциальных партнеров, которые готовы к активному сотрудничеству с нами по уже намеченным программам. И, безусловно, предстоит системная работа с Попечительским советом.


12 апреля - День космонавтики!

Профессия – космонавт

Кто из нас не хотел бы стать космонавтом, бороздить бескрайние просторы вселенной, открывать новые галактики, искать неизвестные формы жизни. Но далеко не каждый способен жить в жестком режиме, преодолевать одно препятствие за другим и подчинить без остатка свою жизнь осуществлению этой мечты.  О своем пути в отряд космонавтов рассказал Андрей Иванович Борисенко, космонавт-испытатель, выпускник Военмеха 1987 года  во время своего посещения альма-матер.

- Андрей Иванович, космонавтами хотят стать почти все мальчишки, а достигают этой цели единицы. Что послужило выбору профессии космонавта?

- Все начинается с мечты. С детства космос манил меня своей загадочностью. В пятом классе замечательная книга детского писателя Георгия Михайловича Садовникова "Продавец приключений" произвела на меня неизгладимое впечатление. Я стал зачитываться научно-фантастической и приключенческой литературой и мечтать о покорении вселенной. В восьмом классе средней школы  пришло понимание, что для поступления в институт нужна основательная образовательная база, и я перешел учиться в физико-математическую школу. К этому времени я твердо, насколько это возможно в детстве, решил, что стану космонавтом, сделаю для этого все возможное. Параллельно с учебой я занимался в ленинградском Дворце пионеров в юношеском клубе космонавтики имени Г.С. Титова, где раньше занималась и Е.А. Иванова, тоже выпускница Военмеха, космонавт-исследователь. В 1987 году я окончил Военмех -  уникальный вуз, в котором в равной мере уделяется внимание практической и теоретической подготовке специалистов. Военмех стал моим вторым домом, здесь мои друзья и любимые преподаватели.

Учеба на кафедре "Динамика полета и управления" дала мне хорошую практическую базу для моей дальнейшей работы. Серьезное техническое образование Военмеха, стремление связать свою деятельность с космической сферой позволили мне попасть на работу в Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" им. С.П. Королева и в дальнейшем готовиться к космическим полетам.

Надо сказать, что процесс прохождения медицинского отбора у меня затянулся на бесконечно долгие 10 лет. В 1992 году во время первого медицинского обследования мне популярно объяснили, что космонавтом я никогда не стану из-за некоторых особенностей моего организма. И в дальнейшем приходилось не один раз слышать: "Забудь об этой профессии". Пришлось пройти множество дополнительных обследований и тестов, прежде чем в 2002 году наши врачи всеё же дали мне "зеленый свет".

- Расскажите, пожалуйста, как проходит подготовка к полетам?

- Практически вся наша деятельность в отряде направлена на подготовку к полетам. Программа состоит из нескольких этапов: общекосмическая подготовка, после окончания которой Межведомственная комиссия присваивает нам квалификации космонавта-испытателя или космонавта-исследователя и мы получаем удостоверение, дающее право носить гордое звание космонавта; специализированная космическая подготовка "в составе группы" и подготовка к конкретному полету в составе экипажа. На всех этапах подготовки мы сдаем сложные экзамены. Принимает экзамены комиссия в составе пяти-десяти человек, заведомо знающих предмет на порядок лучше нас. На каждого экзаменуемого отводится от одного часа до двух. Билетов, как правило, нет. Готовясь к экзаменам, мы  используем бортовую документацию, на основе которой и должны строиться наши ответы. Отвечать надо быстро и четко, используя штатную бортовую документацию, думать можно секунд 30. Если пауза затянулась, начинает отвечать сам спрашивающий и ставится минус за ответ на этот вопрос. Неточная интерпретация какого-либо пункта ведет к дополнительной лавине вопросов, благодаря которым  легко можно "поплыть" и "пятерки" уже не видать. Бывает, комиссия, задает вопросы, которые не рассматривались на занятиях, но ответ "нас этому не учили" не принимается. Оценка "3" приравнивается к "2" и влечет за собой пересдачу. С 2003 года нашему набору пришлось сдать более шестидесяти экзаменов и зачетов.


Специальная парашютная подготовка космонавтов

Когда экзамены сданы, следующий этап - практические занятия и тренировки на комплексных тренажерах.

- Часто ли случаются аварийные ситуации и можно ли к ним действительно быть готовым?

- Техника становится совершеннее, это очевидно. Тем не менее, гарантий безотказной работы всех систем корабля или станции никто дать не может. На тренажерах мы отрабатываем все основные этапы полета: выведение, маневры, стыковку, спуск, действия в нештатных ситуациях на борту корабля и станции, а также действия после посадки вне запланированного района Земли. Например, во время срочного спуска с орбиты и вынужденной посадки экипаж может в течение длительного времени находиться в условиях автономного существования, благоприятный исход во многом будет зависеть от знаний и умения экипажа выживать. Недавно, в феврале наш экипаж двое суток провел в лесу. В нашем распоряжении был некоторый запас сублимированных продуктов, мачете (топорик), парашютная ткань и стропы парашюта. С помощью этого набора подручных средств и окружающих деревьев надо было строить укрытия. По условию программы первую ночь ночевали в односкатном шалаше у костра. Вторую ночь провели уже в так называемом вигваме сооруженном из стволов деревьев и парашютного шелка.

Во время тренировок мы отрабатываем также действия после срочного спуска корабля в акваторию океана. Аппарат может дать течь или возникает угроза пожара. Экипаж  должен быстро покинуть аппарат, чтобы не утонуть вместе с ним. В условиях качки, в очень маленьком объеме спускаемого аппарата, необходимо максимально быстро снять скафандр и надеть много элементов одежды и гидрокомбинезон, что должно дать возможность продержаться в ледяной воде не менее двенадцати часов.


Летная подготовка, аэродром «Чкаловский».
Александр Самокутяев - передняя кабина,
Андрей Борисенко - задняя кабина

Требуют тщательной подготовки и выходы в открытый космос. Практически каждый экипаж хотя бы один раз совершает выход в космос. У некоторых экипажей на стадии сборки станции было до шести таких выходов.

- Наверное, встреча с космосом, с бесконечностью, этой пугающей пустотой, которую трудно даже представить, - психологическое испытание для космонавтов?

- Свои ощущения обязательно расскажу, как только представится такая возможность. Когда же я отрабатывал на тренажере выход в скафандре в безвоздушное пространство, все мои мысли были направлены на то, чтобы проконтролировать свое самочувствие, убедиться, подается ли кислород, работает ли вентиляция и так далее. Одним словом, был поглощен соблюдением всех правил эксплуатации и безопасности. Надеюсь, в реальности я смогу еще и полюбоваться красотой открытого космоса.

Вообще, у космонавтов, побывавших в открытом космосе, остались разные ощущения. Одни рассказывали, как покинув борт корабля и очутившись один на один с космическим пространством, непроизвольно пытались схватиться за элементы конструкции станции, все холодело внутри, и только усилием воли удавалось взять себя в руки и продолжить необходимую работу. Другие сравнивали ощущения от встречи с открытым космосом с бесконечным затяжным прыжком с парашютом. Кстати, чтобы тренировать свое самообладание и психологическую устойчивость, космонавты выполняют специальные упражнения: во время специальной парашютной подготовки осуществляют выход на внешний бак вертолета. На высоте 3-4 тысяч метров с парашютом за плечами нужно выйти из люка вертолета и по внешней подвеске пройти вдоль борта до бака, там закрепиться, помахать инструктору рукой и затем прыгнуть вниз. Надо сказать, ощущения от такого путешествия снаружи вертолета остаются очень надолго.

- Когда планируется ваш полет в космос и какова будет его цель? И существует ли психологический портрет современного космонавта?

- Ни один космонавт никогда не скажет с уверенностью на сто процентов, что он полетит тогда-то. Во-первых - это плохая примета, во-вторых,  у нас достаточно быстро меняется обстановка: сегодня ты в составе одного экипажа, через полгода могут объявить, что ты летишь уже в другом экипаже и по другой программе. Вся эта чехарда  с формированием экипажа заканчивается примерно за год до полета. Сейчас наш экипаж дублирует тех, кто полетит на станцию в марте 2010 года. Наш же полет запланирован на март 2011 года.


Зимнее выживание в лесу

Конкретные вопросы нашей научной программы еще не утверждены. Сейчас на борту постоянно проводятся научные и технические эксперименты, испытания и отработка различных элементов систем космической техники, монтажно-сборочные, погрузочно-разгрузочные и ремонтно-восстановительные работы внутри станции и в открытом космосе и т. д. Более конкретная работа по научной программе начнется за полгода до запуска. Будет понятен и тот объем работ, который нужно осуществить по обслуживанию бортовых систем, прием новых модулей и новых кораблей.

Что же касается психологического портрета космонавта, он должен быть готов к любым испытаниям, быть упорным в достижении цели, много работать над собой, учиться практически 24 часа в сутки и критически, с юмором, относиться к себе и к результатам своей работы.

- Кто является вашими партнерами?

- У нас сейчас все полеты - международные. Вопрос только в количестве и составе иностранных коллег, которые работают на борту МКС в тот или иной момент времени. Всего в программе МКС участвуют 15 стран. Самый большой вклад вносят США и Россия. Мы тренируемся вместе с американскими астронавтами, астронавтами ЕКА и японскими астронавтами. Достаточно много женщин-астронавтов. Надо сказать, что американские девушки-астронавты ни в чем не уступают мужчинам в физической подготовленности и очень не любят, когда им пытаются сделать скидки в процессе тренировок, например, по выживанию.


Борт ИЛ-76К (тренировочный полет на невесомость)

- Каков жизненный график космонавта?

- Кроме субботы и воскресенья - работа, тренировки в центре подготовки космонавтов в Звёздном городке и в ракетно-космической корпорации «Энергия». Много времени проводим и в США, в космическом центре имени Джонсона. Ближе к полету, примерно за три месяца, экипаж практически переселяется в ЦПК, и график тренировок становится еще насыщенней. Приходится работать и в выходные дни.

- Может ли полететь в космос физически неподготовленный человек?

- Сейчас идут переговоры о наращивании производства пилотируемых кораблей, в которых будет один профессиональный космонавт и два туриста. В принципе, это возможно, но для туриста полет в космос по-прежнему очень дорогое удовольствие. Но я надеюсь, когда-нибудь настанет день, и каждый человек на Земле сможет позволить себе полететь в космос и ощутить себя частичкой Вселенной.

Ирина ЦИВИЛЕВА


Конструктор взрывательных устройств Л.С. Егоренков.
50 лет в профессии

(Продолжение. Начало в № 1,2.)

Взрыватели для стабилизированных кассетных боевых элементов

В НИИ "Поиск" были созданы взрыватели для стабилизированных в полете кассетных боевых элементов (БЭ) кумулятивно-осколочного действия для авиабомбовых средств поражения и осколочного действия для боевых частей (БЧ) тактических ракет "Луна-М", "Точка" и "Ока", 152-мм и 203-мм снарядов ствольной артиллерии и 220-мм и 300-мм снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Ураган" и "Смерч". БЭ, имеющие цилиндрическую форму и стабилизаторы, достигают максимальной эффективности действия за счет обеспечения их углов подхода к поверхности земли, близких к 900.

В 1969 г. для ракетного комплекса 9К52 "Луна-М" с тактическими неуправляемыми ракетами была создана ракета с кассетной боевой частью 9Н18-ОФ. При стартовом весе ракеты 2450 кг дальность ее полета достигала 65 км. БЧ весом около 400 кг содержала 42 БЭ весом по 7,5 кг.

БЭ цилиндрической формы оснащались раскрывающимися в полете стабилизаторами и взрывателями 9Э232 (марка И-225Ж) контактного действия (главный конструктор П.К. Кирсанов, ведущие разработчики И.А. Ларионов и Т.И. Невская).

Раскрытие БЧ ракеты осуществлялось на высоте 1400-1000 м по сигналу от радиовзрывателя разрывным зарядом, выполненным из взрывчатого вещества (ВВ). БЭ, содержащий 1,7 кг ВВ, при встрече с преградой давал не менее 1400 осколков. Осколки БЭ одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированную технику противника на площади до 4 гектаров.

Для управляемых тактических ракет комплексов "Ока" и "Точка" также были созданы раскрываемые взрывом кассетные боевые части (КБЧ) со стабилизированными БЭ осколочного действия. Для БЭ ракет этих комплексов был разработан взрыватель контактного действия 9Э237 (марка И-295) (главный конструктор Л.С. Егоренков, ведущие разработчики Б.П. Малышев и Т.И. Невская), принятый на вооружение в 1977 г.

С начала 1970-х годов НИИ "Поиск" принимает активное участие в разработке взрывателей для осколочных БЭ снарядов РСЗО. Первым результатом этих работ стало принятие на вооружение в 1975 г. механического взрывателя 9Э246 (марка И-356) (главный конструктор Л.С. Егоренков, ведущий разработчик Л.Е. Петров) для осколочных БЭ КБЧ снарядов РСЗО "Ураган".

При создании РСЗО "Ураган" был впервые разработан снаряд (9М27К) с КБЧ, снаряженной кассетными осколочными БЭ (9Н210). Это позволило создать оружие с большой площадью поражения залпом.

Боевая машина комплекса "Ураган" содержит 16 направляющих трубчатого типа. Масса снаряда 280 кг, вес БЧ для всех типов снарядов - 80 кг. Максимальная дальность стрельбы - 35 км. Площадь осколочного поражения при залпе 16 снарядов - 22 гектара.


Ракетный комплекс «Точка-У»

При стрельбе снарядом с осколочной КБЧ в заданной точке траектории срабатывает дистанционная 120-секундная трубка 9Э245, которая воспламеняет вышибной заряд. От совместного воздействия температуры и давления газов взводится взрыватель 9Э246 (марка И-356) боевых элементов 9Н210, сбрасывается обтекатель и выбрасываются БЭ. БЧ включает в себя 30 БЭ. Каждый из них весом 1,85 кг содержит 0,3 кг ВВ.

В 1977 г. принимается на вооружение унифицированная модификация взрывателя И-356 - И-356М (главный конструктор Л.С. Егоренков, ведущие разработчики Б.М. Маневич и В.Д. Щепелин) с  механизмом самоликвидации, срабатывающим независимо от взведения взрывателя.

Взрыватели И-356М и И-295 не имели зарубежных аналогов и являлись базовыми конструкциями конца 1970-х и 1980-х гг.

Состоящие ныне на вооружении осколочные кассетные снаряды калибра 152 мм (к буксируемой гаубице Д-20 и самоходной гаубице 2С3М) и 203 мм (к самоходной пушке 2С7 "Пион"), предназначенные для поражения открыто расположенной живой силы и небронированной техники противника, снаряжаются 8 и 24 боевыми элементами 3-0-16 и 3-0-14 соответственно. Взрыватель 9Э246М1 (марка И-356М1) контактного действия с механизмом самоликвидации для БЭ был принят на вооружение в 1984 г. (главный конструктор Л.С. Егоренков, ведущие разработчики В.А. Чередник и В.Д. Щепелин).

Масса БЭ составляет 1,4 кг, масса ВВ в БЭ - 0,23 кг. При этом эффективность действия 152-мм осколочного кассетного снаряда в 3-4 раза выше, чем у 152-мм осколочно-фугасного снаряда ОФС 30Ф25.

В осколочных кассетных снарядах после выстрела в заданной точке траектории срабатывает дистанционный взрыватель и воспламеняет вышибной заряд. Газы, образующиеся при сгорании пороха вышибного заряда, задействуют взрыватель 9Э246М1. Одновременно с этим срезается резьба дна и из корпуса снаряда выбрасываются БЭ. Под действием центробежных сил с БЭ сбрасывается стакан, после чего пружинные ленты стабилизатора занимают рабочее положение. При встрече БЭ с преградой срабатывает взрыватель 9Э246М1 и вызывает детонацию ВВ БЭ.

В 1980 г. были приняты на вооружение взрыватель И-351А и блок взведения взрывателя Б-176, составляющие вместе взрыватель И-350, (главный конструктор Л.С. Егоренков, ведущие разработчики О.С. Голованов, С.С. Королев и Б.М. Маневич) для противотанковых кумулятивно-осколочных боевых элементов калибра 2,5 кг повышенной бронепробиваемости, применяемых в блоках одноразового действия БКФ ПТАБ-2,5.


Выстрел РСЗО «Ураган»

* * *

Л.С. Егоренков: "В начале 1963 года НИМИ (г. Москва) приступил к созданию кассетных боевых частей (КБЧ) к оперативно-тактической ракете "Луна-М". Выполненные проработки показали, что за счет аэродинамического рассеивания БЭ не представляется возможным обеспечить предъявленные заказчиком требования по площади поражения и эффективности осколочного действия по живой силе и легкобронированной технике. Было решено применить принудительный разброс цилиндрических стабилизированных БЭ взрывом заряда бризантного взрывчатого вещества (ВВ), помещенного в центр КБЧ.

В техническом задании (ТЗ), выданном институту, предлагалось разработать взрыватель мгновенного действия, нормально функционирующий после взрыва в нескольких сантиметрах от него заряда ВВ массой около 2 кг. Расчеты показывали, что на детали взрывателя в этих условиях будет действовать пиковое ускорение до 100 тысяч g. Однако группа И.В. Ларионова, в которую входили выпускники Военмеха Т.И. Невская, Б.П. Машинов и другие конструкторы, приступила к проектированию взрывателя.

Первые испытания дали положительные результаты по эффективности нового принципа распаковки БЧ и рассеиванию БЭ, однако, с точки зрения перспективы отработки взрывателя, были получены отрицательные результаты. После первых испытаний выяснилось, что корпуса взрывателей сильно деформируются, заклинивая при этом все внутренние механизмы, а во взрывателях, находящихся ближе к центральному заряду, отсутствуют отдельные детали; взрыватели сильно закопчены и оцарапаны осколками. Вспоминается такой забавный эпизод. В то время очень строго соблюдались правила по выполнению требований по сохранению государственной тайны. Получить результаты испытаний до получения официального отчета полигона было практически невозможно. На первые испытания КБЧ ракеты "Луна-М" в г. Капустин-Яр была командирована Т.И. Невская. Через несколько недель неожиданно получаем письмо, в котором Т.И. Невская сообщает о том, как она хорошо загорает, играет в волейбол и т.д. А далее читаем такие фразы: "Вчера наконец удалось вывести своих птенцов в степь. Двое убежали куда глаза глядят, и найти их не удалось. У 10 птенцов оказалась слабая головка. Они ее просто потеряли. Практически у всех птенцов болят животики и т.д.". Так мы узнали результаты первых испытаний.


152-мм осколочный кассетный снаряд

Несмотря на возникшие трудности, задача была решена путем разработки взрывателя И-225Ж, имеющего прочный стальной корпус и такую компоновку механизмов, при которой в момент взрыва центрального заряда исключается перемещение внутренних деталей.

Инициирующая система взрывателя И-225Ж представляет собой безмембранный реакционно-инерционный ударный механизм (УМ). Система предохранения имеет одну ступень предохранения, снимаемую давлением газов при взрыве центрального заряда. Много хлопот в отработке доставил УМ, так как при отсутствии мембраны мягкий грунт попадал в зазор между корпусом и ударником и заклинивал его. Несмотря на этоё взрыватель в составе комплекса в 1969 году был принят на вооружение и освоен в серийном производстве. Уже в процессе боевого применения выяснилось, что взрыватель И-225Ж, не имеющий механизма дальнего взведения, может срабатывать от воздействия осколков, образующихся в момент раскрытия БЧ.

Принцип раскрытия кассетных БЧ взрывом центрального заряда и пороховым зарядом стал широко использоваться головными организациями в новых разработках. Накопленный опыт при разработке взрывателя И-225Ж, создание методик расчета механизмов, специального лабораторного оборудования, по физическому моделированию некоторых процессов при распаковке БЧ позволили институту создать простое унифицированное устройство, воспринимающее совместное воздействие температуры и давления при раскрытии БЧ - датчик Б-179. Он представляет собой закрытый мембраной содержатель с двухслойной запрессовкой специальных пиротехнических составов, разделенной чашечкой с дроссельным отверстием. Использование датчика Б-179 в системах предохранения позволило упростить многие конструкции взрывателей, существенно уменьшить их габариты, повысить надежность и безопасность БЧ, а также поднять уровень унификации. Указанный датчик широко применяется не только ФГУП "НИИ "Поиск", но и другими разработчиками боеприпасов и взрывателей.


152-мм самоходная гаубица 2С3М

Продолжением совместных разработок с НИМИ (г. Москва) стало создание взрывателя И-295 к БЭ КБЧ комплексов "Точка-У" и "Ока".

Головной механический взрыватель И-295 с дальним взведением, самоликвидацией и огневой цепью предохранительного типа. Инициирующая система взрывателя была аналогична взрывателю И-225Ж. Система предохранения включает в себя датчик типа Б-179, шток с пиротехническим МДВ и вышибным зарядом (ВЗ). Механизм самоликвидации - пиротехнический, запускающийся в момент взведения взрывателя от газов ВЗ. После отработки взрыватель И-295 заменил взрыватель И-225Ж.

Навсегда останутся в памяти встречи и совместное участие в проведении государственных испытаний комплекса "Ока" с Сергей Павловичем Непобедимым, в то время Генеральным конструктором Конструкторского Бюро Машиностроения (г. Коломна). Это выдающийся конструктор, волевой и целеустремлённый человек, создавший непревзойденные комплексы ПТРК, ЗРК, ОТРК, выпускник МГТУ им. Баумана, член-корреспондент РАН. На долгие годы установились дружеские отношения с Лещинским Юрием Михайловичем - в то время ведущий разработчик БЧ оперативно-тактических ракет, впоследствии Первый заместитель Генерального конструктора и Генерального директора НИМИ.

Особое место в моей профессиональной жизни занимают работы, связанные с созданием взрывательных устройств снарядов реактивных систем залпового огня (РСЗО). Головная организация НПО "Сплав" г. Тула. Институт начал разрабатывать взрыватели для НПО "Сплав" в 1969 году применительно к КБЧ для новой 220-мм системы "Ураган".

Особенность работ состояла в том, что кассетная БЧ создавалась вместе с разработкой самой системы и была прописана в ТЗ на разработку как основная БЧ. Было очень много нового: условия распаковки БЧ, выход элементов, их стабилизация с помощью раскрывающегося оперения, требования по срабатыванию по любым преградам и т.д.


Блок одноразового действия с противотанковыми кумулятивно-осколочными
боевыми элементами калибра 2,5 кг (БКФ ПТАБ-2,5)

Разработку взрывателя поручили опытному конструктору Л.Е. Петрову. Я принимал участие в этой работе сначала как зам. главного конструктора, а с 1972 г. как главный конструктор. Разработка системы "Ураган" велась под руководством Главного конструктора НПО "Сплав" Ганичева Александра Никитовича.

А.Н. Ганичев был выдающимся конструктором и ученым, эрудированным специалистом, быстро и хорошо понимающим и анализирующим возникшую сложную техническую проблему, умеющим выслушать мнение любого инженера, независимо от занимаемой должности. Он никогда не поднимал себя и свое мнение выше других. Заместителем Главного конструктора был Денежкин Геннадий Алексеевич (ныне главный конструктор НПО "Сплав"). Я не берусь сказать, какой я был ученик, но общение с этими людьми нужно считать как благо, как везение по жизни. Они оказали на меня серьёзное влияние и как на разработчика, и как на человека.


Взрыватель И-225Ж

С этой работы с коллективом НПО "Сплав" установились очень хорошие творческие связи, чему способствовали директор НИИ "Поиск" Б.Б. Тимофеев и зам. директора по НИОКР Л.С. Симонян.

Для боевых элементов РСЗО необходим был простой малогабаритный взрыватель, пригодный для массового производства и обеспечивающий мгновенный подрыв БЭ при встрече с любой преградой.

Институтом был разработан контактный головной взрыватель И-356 с огневой цепью полупредохранительного типа, инициирующая система которого включала реакционный ударник и поворотную выступающую за торец взрывателя подпружиненную крестовину, а система предохранения - датчик Б-179, шток с ВЗ, удерживающий ударник и движок с КВ.


Взрыватель И-295

Выступающая крестовина позволила повысить мгновенность и надежность действия взрывателя, особенно при встрече с преградой под малыми углами. При создании взрывателя И-356 наиболее сложно было отработать надежный прорыв мембраны и воспламенение датчика Б-179 от действия давления и температуры порохового вышибного заряда. При стрельбе из 30 взрывателей, находящихся в БЧ, один или два не взводились. Объяснений такому постоянству в появлении отказов долго не находили. При очередной серии стрельб кто-то предложил промаркировать БЭ, указав на них ряд и место в ряду. Каково было удивление, что при стрельбе всегда отказывает один и тот же взрыватель, находящийся ближе всего к месту начала распаковки КБЧ. Дефект моментально устранили.

Государственные испытания системы "Ураган" показали, что в некоторых условиях стрельбы система стабилизации БЭ 9Н210 в виде "волана" не обеспечивает его надежную стабилизацию и ударный механизм взрывателя И-256 не срабатывает при встрече с мягкими преградами. Было принято решение модернизировать взрыватель И-356 путем введения в конструкцию механизма самоликвидации, который срабатывает независимо от взведения взрывателя. Наличие механизма самоликвидации позволяет ликвидировать отказавшие БЭ и тем самым исключить нежелательное засорение местности. Взрыватель получил марку И-356М и был принят на вооружение в 1977 г.

Принятие на вооружение кассетной БЧ с осколочными боевыми элементами, укомплектованными взрывателями И-356М, позволило существенно повысить эффективность действия системы "Ураган" по живой силе противника.


Взрыватель И-356

Значительна роль в отработке взрывателей руководителей Министерства машиностроения - министра В.В. Бахирева и заместителей министра Н.А. Богданова и Н.И. Шишова. В то время жесткая требовательность и пунктуальная исполнительность являлись необходимым условием для достижения успехов в создании новой техники. Так, на заключительной стадии отработки взрывателя И-356М мне приходилось в течение месяца каждую неделю летать из Новосибирска в Москву и докладывать Н.А. Богданову о результатах испытаний взрывателя на полигоне в пос. Чик Новосибирской области.

Конструкция взрывателя И-356М оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями она была применена в БЭ кассетных артиллерийских снарядов "Склад" и "Сахароза" под маркой И-356М1 (1984 г.) и в БЭ РСЗО "Смерч" под маркой 174В3 (1987 г.).

Вспомнить всех участников разработки взрывателя И-295 и И-356М сложно. Отмечу только конструкторов, выпускников ЛВМИ: Л.С. Симоняна, Т.И. Невскую, Б.П. Малышева, В.Д. Шепелина, В.А. Чередника, Б.М. Маневича; с теплотой вспоминаю Л.Е. Петрова, П.К. Кирсанова и Ю.Ф. Солдатова.

Многие участники этих работ были награждены высокими правительственными наградами. Ведущий конструктор Л.Е. Петров был награжден орденом Трудового Красного Знамени, Л.С. Егоренков - орденом «Знак Почета», Петру Кузьмичу Кирсанову в составе коллектива за создание новой системы "Ураган" была присуждена Государственная премия СССР за 1976 г."

Работы по созданию взрывателей для боевых элементов кассетных боеприпасов проводились и в других научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро страны, но все же творческий вклад коллектива НИИ "Поиск", и в том числе выпускников Военмеха, в этой новой области военной техники невозможно переоценить.

Заместитель директора Института систем вооружения по информатизации,
старший преподаватель кафедры Е1 Сергей КУДРЯВЦЕВ

(Продолжение следует).

Часть 2

На главную