№4 (22539) июнь, 2008 г. |
---|
О.С. ИПАТОВ:
21 мая состоялась конференция педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в университете, где основным вопросом был отчет ректора О.С. Ипатова об итогах выполнения своей предвыборной программы.
О.С. ИПАТОВ: Уважаемые коллеги! Приношу извинения за перенос сроков конференции, связанный с приглашением на инаугурацию Президента России, что свидетельствует о признании новой ведущей роли Военмеха в российской системе образования. Я вас поздравляю с этим!
После моего вступления в должность в 2003 году, мы ввели за правило ежегодные отчеты проректоров и ректора перед Ученым советом. Кроме того я три года подряд выступал на заседаниях профкома, где очень критично обсуждалась работа ректора.
Но за четыре с половиной года руководства вузом я счел необходимым отчитаться перед конференцией, потому что именно она избирала меня на эту должность.
Чтобы облегчить нашу работу, я подготовил справку об итогах выполнения своей предвыборной программы (Ред.: см. стр. 2.). Эта справка у вас на руках.
Положение вуза на тот момент, когда я вступил в должность ректора, оказалось значительно плачевней, чем представлялось до того. И во многом это было связано с образом Военмеха в структурах, которые ведают финансированием.
Ключевой вопрос работы любого ректора заключается в достаточном количестве финансовых средств, которые давали бы возможность выполнять и ремонтные работы, и закупку оборудования, и выплаты профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам, студентам, и массу других аспектов, позволяющих работать и развиваться любому учебному заведению. К сожалению, на тот момент имидж Военмеха был не на высоте. Ряд чиновников вообще не вспоминали, что такой университет имеется. И сложность, особенно в первое время, состояла в том, что приходилось говорить о существовании нашего вуза, о его славных традициях, привлекать выпускников и возрождать тот имидж Военмеха, который на протяжении долгих лет его истории был и в промышленности, и в системе образования СССР.
Анализируя эти четыре с половиной года, которые пробежали как один год, всегда думал: а что самое сложное в работе ректора? Самое сложное - это два момента.
Первый связан с тем, что ректор, как это ни покажется странным, - своего рода нищий, все время стоящий с протянутой рукой. Очень сложно психологически заставить себя вписаться в этот образ. А просить, к сожалению, приходится у многих, потому что в деле выживания не играет роли, какой вуз ты представляешь, великий либо заурядный. Таковы печальные реалии нашего времени. Даже то, что положено вузу, приходится добиваться с большим трудом, держать, как говорится, нос по ветру, предугадывать каждый дальнейший шаг, вписываться в разные программы. Быть все время в роли просителя - это весьма сложная, поверьте мне, миссия, всякий раз приходится переступать через свое «я». Однако к этому пришлось привыкать.
Вторая сложность, которая тоже вначале не просматривалась, это, конечно, постоянная стрессовость, потому что все время опасаешься какой-то неприятной неожиданности. Вы знаете, что руководитель любого большого коллектива обязан принимать массу ответственных решений. Они вызывают различные толкования, появляется очень много несправедливых суждений, домыслов, публикаций. К сожалению, с этим связано функционирование любого вуза, мы здесь не исключение, но психологически к этому также очень сложно привыкнуть.
Если перейти к освещению моей работы по выполнению предвыборной программы, я бы прокомментировал некоторые итоги, которые отражены в представленной справке.
Одно из положений программы состояло в том, что проблему заработной платы не решить без увеличения ее в 2 - 2,5 раза. За прошедшие годы она выросла примерно в три раза. Сразу хочу сказать, что инфляция съела где-то единицу из трех, то есть в реальном выражении преподаватель стал получать в два раза больше, чем четыре года назад. Это связано и с работой внутри вуза, и с увеличением финансирования со стороны государства. Наиболее крупная прибавка, вы знаете, была обусловлена увеличением доплат за степень кандидата и доктора наук.
Внутри вуза был принят целый ряд мер, которые позволили увеличить среднюю зарплату преподавателям и сотрудникам.
Я имею в виду, что мы перешли на регулярные выплаты три раза в год из внебюджетных источников: в начале учебного года, к новому году, к 23 февраля - 8 марта.
Мы три года выделяли гранты для преподавателей. Обратите внимание, что количество победителей грантов из преподавательского состава растет, а итоговая зарплата у них достигает до 27 тысяч рублей в месяц, в зависимости от должности. Введение грантов показывает, что мы за счет внебюджетных источников помогаем тем, кто готов полностью реализовать свои возможности внутри вуза, выплачивая соответствующую зарплату.
Здесь я не ставил задачу таким образом, чтобы имеющиеся в наличи средства распределять между победителями грантов. Я исходил из другого: вы определяете, сколько у нас победителей, а мы изыскиваем необходимую сумму с тем, чтобы их зарплата увеличилась более чем в два раза по сравнению с тем, что дает государство. К сожалению, у нас не так много победителей, хотя требования к ним заложены по обычному стандарту советского времени: конспект лекций, публикации, издания и т.д.
Отдельно я бы выделил работу с молодежью. Мы второй год устанавливаем дополнительные гранты для молодых ученых и аспирантов. В прошлом году из шести победителей сдали диссертации в срок четверо, в этом году мы ожидаем, что из восьми победителей сдадут работы на защиту шестеро. Это тоже повышает уровень оплаты труда тех, кто сейчас заканчивает аспирантуру и может составить будущее нашего преподавательского корпуса.
Я бы обратил внимание на последний пункт: вовлечение средств города на оплату дополнительного образования. Мы два года совместно с руководством города занимались разработкой программы, связанной с подготовкой кадров для высокотехнологических производств Санкт-Петербурга. В позапрошлом году мы по этой программе получили 1 млн 300 тысяч рублей, в прошлом — уже 16,5 млн, из них 3,5 млн нам заплатили предприятия и 13 млн выделил город. Все эти средства пошли на оплату преподавательского труда тех кафедр, которые были заняты в этом направлении. Мы рассчитываем, что в этом году финансирование увеличится, пройдет один - два года, и это составит достаточно большой приток дополнительной добавки к заработной плате профессорско-преподавательского состава.
Частый больной вопрос, и мы на Ученом совете это констатировали: разрыв в уровне оплаты труда управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава, а учебно-вспомогательный персонал - это вообще отдельная проблема, потому что оплата его труда, конечно, никуда не годится. Мы здесь находимся в той вилке, которую, к сожалению, нам диктует нынешняя система финансирования со стороны государства, когда зарплата профессора и доцента ниже средней городской.
Зарабатывая до 70 копеек на один рубль бюджетного финансирования, мы практически полностью направляем эти средства на дополнительные выплаты. Однако этого не хватает. Многое зависит от федерального центра, который обещает повышение зарплаты в рамках отраслевой системы оплаты труда.
Второй пункт моей предвыборной программы касался превращения Военмеха в центр науки. Конечно, за прошедшие годы мы значительно увеличили объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ внутри вуза: если в 2004-м году начинали с 8 млн рублей, то 2007 год мы закончили с объемом 27 млн рублей. Но эти цифры не дают нам повода для оптимизма, поскольку минимальная планка здесь для нашего вуза — 60 млн рублей.
Мы буквально вчера получили предварительные итоги из Йошкар-олинского центра, который определяет соответствие вуза аккредитационным показателям. И если у нас еще два года назад семь показателей выпадало из статуса университета, то сейчас осталось три, и все они сосредоточены на защитах диссертаций. В частности, аспирант должен защитить диссертацию в течение года после окончания аспирантуры, тогда считается, что он успешно ее окончил. Этот показатель в среднем по Рособразованию 26%, у нас - 16%. Я очень надеюсь на систему поддержки молодых ученых, которую мы второй год ведем, что она побудит защищать диссертации в срок здесь, в стенах вуза, и мы выправим положение в этом отношении.
За эти годы значительно сократили количество бюджетных мест в аспирантуре. Не только нам, по всей России. Исходили из количества успешных защит, но это привело к росту контрактных аспирантов, потому что, особенно после отмены отсрочек от призыва в армию, предприятия начали обращаться с предложениями принять в аспирантуру их сотрудников с полной оплатой затрат. И на данный момент у нас значительное число таких аспирантов. Диссертационные советы сейчас находятся в стадии переоформления практически во всех вузах, это отмечалось и на заседании Совета ректоров, заморожены защиты диссертаций из-за того, что почти год ВАК не может утвердить новые советы.
Следующий пункт программы - совершенствование структуры управления. Тот уровень зарплат, который отмечен у административно-управленческого персонала, во многом обусловлен ростом штата этой категории. Он связан с новыми видами деятельности, которыми мы не занимались ранее.
Во-первых, нам удалось разморозить достройку второй очереди учебно-лабораторного корпуса. Это повлекло за собой создание штата проректора по строительству, который у нас был до 1994 года, когда стройка была заморожена. Нам пришлось создавать структуру заказчика, а уровень оплаты в этой сфере по городу очень высокий.
Кстати, это касается и обслуживающего персонала. Извечная проблема, вы знаете: где у нас сантехники? А сантехники там, где платят деньги, при нашем же уровне оплаты труда у нас два с половиной сантехника, когда положено по штату, скажем, 26. И это все, к сожалению, та перекошенная система оплаты труда и плата за то, что мы живем с вами в успешно развивающемся, богатом городе. Вы знаете, средняя зарплата по Петербургу, по-моему, к 20 тысячам приближается, в то время как по Москве уже 35 тысяч, а мы как федеральное учреждение остаемся с финансированием на старом уровне.
Мы создали также структуру, которая занимается инвестиционной деятельностью. Установка Рособразования по финансированию такова: чтобы развивались объекты вуза, мы должны найти соинвестора. На рубль привлеченных средств, говорит Рособразование, мы получим как минимум рубль бюджетных. Уже после того, как мы вошли в федеральную адресную инвестиционную программу, и в ФАИП начали включать только в том случае, когда покажешь соответствующее софинансирование. Мы два раза участвовали в конкурсе инновационных университетов, и во второй раз чуть было не прошли. Но вот сейчас думаешь: а плохо это или хорошо? Потому что очень жестко отслеживается привлечение дополнительных средств, а мы запрашивали по минимуму 200 млн, на которые должны были показать 40 млн привлеченных.
Проблема состоит в том, что если мы привлекаем на наши объекты строительства частные средства, то эта фирма, естественно, хочет получить в отдачу какой-то объект недвижимости. В одних случаях это выгодно, в других - нет, и здесь требуется очень большая работа, особенно по получению всех разрешений от города, потому что любые инвестиционные конкурсы проводим не мы, а Росимущество в Москве, и на то, чтобы оно проводило инвестиционный конкурс, необходимо оформить соответствующую документацию. Предварительная документация только на здание бани в переулке Державина, в котором две тысячи кв. метров полуразрушено, стоит 9 млн рублей. Таких денег у нас нет, и нам приходится привлекать соинвестора на предпроектные работы с обещанием, что если он потом конкурс не выиграет, то эти деньги ему будут возвращены новым инвестором. Другого пути нет, но это очень большая работа, и пришлось создавать соответствующую службу проректора по инвестиционной деятельности.
Юридическое обеспечение. Вышел 94-й федеральный закон о закупках. Документация хотя бы по одному конкурсу — это огромный пакет документов. При этом Федеральная антимонопольная служба за каждую просрочку, несоблюдение порядка выставляет штрафы, идут контроли, жалобы проигравших и т.д. и т.п. Когда я был избран ректором, у нас отсутствовала юридическая служба. Сейчас образован юридический отдел, который ведет очень большую работу, и мы достаточно грамотно решаем многие вопросы.
Образовано управление культурно-воспитательной работы. Вы видели, какого качества у нас начали проходить культурно-массовые мероприятия. Пять лет назад этого ничего не было. Работают кружки, театральная, хоровая, танцевальная студии, наши ребята принимают участие в конкурсах, и мероприятия в вузе проходят как с привлечением профессиональных артистов, так и нашей художественной самодеятельности.
Мы создали службу пиара. И каждую неделю о Военмехе где-то что-то печатают. Вот, например: в "Оборонном заказе" на русском и английском языках о Военмехе, в "Невском времени", "Известиях", "Комсомольской правде" — о вручении президенту РЖД В.И. Якунину мантии почетного доктора нашего университета. И это маленькая толика той прессы, которая пишет о нас. У нас разработан и открыт официальный сайт университета. Он очень неплохо оформлен, постоянно обновляется, и это тоже достаточно большое достижение, потому что долгие годы была масса неофициальных сайтов, а официального не существовало.
Регулярно у нас проходят пресс-конференции, Военмех звучит, и это, конечно, способствует увеличению притока абитуриентов.
Не могу не отметить, что принята программа развития вуза на период до 2011 года. Она принималась почти полтора года. Вначале мы приняли ее за основу, затем обсудили в подразделениях, а потом приняли в целом.
Большой раздел в работе ректора занимало становление и развитие материальных фондов, и здесь очень многое было сделано в связи с созданием Попечительского совета. Это большая находка для университета — аккумуляция сил наших выпускников в Попечительском совете, где у нас сейчас 56 человек. Туда входят Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов, руководитель Администации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкин, президент ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунин, руководитель Федерального агентства по государственным резервам А.А. Григорьев, банкиры В.Н. Титов, С.А. Сомов и многие другие наши знаменитые выпускники, а возглавляет его летчик-космонавт С.К. Крикалев.
Этот совет помог создать нам фонд на 75-летие Военмеха, было собрано непосредственно на празднование юбилея около 10 млн рублей, которые были аккумулированы в фонде попечителей. Вы знаете, как прошел юбилей, это, по всем оценкам, наверно, лучший юбилей среди вузов, которые праздновались.
Мы начали создание именных аудиторий внутри вуза, в одной из них мы сейчас присутствуем, и весь коридор именных аудиторий связан с привлечением стратегических партнеров в виде предприятий-работодателей. У нас сейчас 12 предприятий, в которые мы агитируем выпускников пойти работать, оборудовали соответствующие аудитории, которые и рекламируют эти предприятия.
Очень успешно развивается сотрудничество с немецким центром "FESTO", который инвестировал в развитие материальной базы центра электро-гидро-пневмоавтоматики около 600 тысяч евро — в ремонт и установки. Сейчас учебный центр "БГТУ-FESTO" занимает существенное место в учебном процессе, и очень приятно, что он является нашим подразделением, а не располагается на правах аренды, как это было в начале 90-х годов.
Я бы обратил ваше внимание на электронные проходные, которые были сделаны как в общежитиях, так и в университете. Мы уже забыли, что когда-то пользовались одной проходной, а сейчас их у нас две, вход и выход развязаны. Это удобно с точки зрения и столкновения потоков, и обеспечения безопасности деятельности.
В течение трех лет ежегодно удавалось получить дополнительное финансирование, относительно базового, порядка миллиона долларов, т.е. 25-26 млн рублей в год, и мы получали возможность инвестировать в ремонты, на кафедры, в закупку оборудования, на создание новых спецкабинетов. И очень приятно, что к нам второй год поступают новые специзделия. Это и комплекс С-300, и ракеты "Бук" и "Тори". Мы надеемся, что в ближайшее время будут и новые изделия спецтехники.
Отдельное слово я бы сказал о той большой работе, которая была проведена по открытию у нас учебно-военного центра и сохранению военной подготовки. Коллеги, не было Военмеха в списке тех вузов, где оставалась военная подготовка. Не смотрели на вузы, смотрели на потребность рода войск, а флот сказал: нам не нужен никто из гражданских вузов. И только благодаря обращению к министру обороны, а тогда это был С.Б. Иванов, нас туда включили, и сейчас у нас развиваются очень хорошие отношения. Самое главное, мы стали забойщиками в подготовке военных представителей от Министерства обороны. Мы набрали 20 человек, в этом году будем набирать 40 человек как кадровых офицеров. Решение в принципе принято. У нас сохраняется УМО по военным специальностям, и здесь создается методический центр, который станет курировать все 37 учебно-военных центров по России, где будет вестись подготовка кадровых офицеров в рамках гражданского военного образования. Таким итогом мы, конечно, можем только гордиться.
Проделана большая работа по созданию университетского комплекса, и в этом году мы им станем. Все необходимые документы подписаны, и, я думаю, буквально до середины лета будет поручение правительства. В наш комплекс входят три техникума, и мы начнем готовить еще и специалистов со средним специальным образованием. Развиваются наши филиалы, особенно филиал в Киргизии. Мы шефствуем над авиабазой в Канте, там есть определенные проблемы со зданием, но уверен, что они будут решаться.
Развиваются международные программы, и это повышает нашу конкурентоспособность на рынке услуг, привлекает к нам дополнительных абитуриентов. У нас за это время побывал министр образования Норвегии, скоро нас посетит министр промышленности и экономического развития, развивается программа по подготовке кадров для нефтегазовой отрасли этой страны.
В развитии социальной сферы значительное место уделялось общественному питанию. Мы создали зал питания для преподавателей, возродили нашу столовую как подразделение. Да, пока она маленькая, но в этом году мы расширим ее за счет "Республики "Кофе", к сентябрю еще два зала в 200 кв. м присоединятся в этом корпусе. С июня запускаем ремонт столовой в учебно-лабораторном корпусе в полном объеме и к октябрю введем эту столовую в строй. Самое для нас важное и приятное, что все это будет обслуживаться нашим подразделением, а не арендатором, как было до сего времени.
С долгими перипетиями заключили коллективный договор, который действует в соответствии с новым отраслевым соглашением. Мы ежегодно более чем на 3 млн рублей оказываем материальную помощь сотрудникам, в том числе на приобретение путевок. У нас функционирует база отдыха. Впервые в прошлом году из Рособразования удалось дополнительно получить 1 млн 800 тысяч на базу Лосево, в этом году - около 2 млн рублей, и мы надеемся постепенно сделать ее достойной базой.
И последнее, на что я хотел обратить внимание, это развитие общежитий. Недавно в них работала комиссия. Конечно, у нее много замечаний, но по сравнению с тем, что было 3-4 года назад, мы имеем здесь очень большие подвижки. Да, нам нужны большие средства для приведения их в порядок, на одно только общежитие №3, на Бухарестской — 88 млн рублей. Ясно, что таких средств нет, поэтому мы где-то электропроводку заменяем, где-то работаем по теплу, где-то по вентиляции, но уже в первое общежитие зайти не то что не стыдно, но по сравнению с тем, что было, даже приятно. И я очень доволен, что в этом году решением Ученого совета мы создали определенные фонды из небюджетных средств, которые целенаправленно будут расходоваться именно на улучшение условий проживания и увеличение количества мест в общежитиях.
Большие перспективы связаны с созданием системы студенческого самоуправления, потому что в общежитиях такая система способна обеспечить сохранность тех средств, которые мы сюда вкладываем.
Я попытался вкратце отчитаться по основным положениям своей предвыборной программы, тем не менее, итог работы коллектива Военмеха виден, и, на мой взгляд, положения этой программы в основном выполнены. Спасибо за внимание, готов ответить на вопросы.
Далее докладчик ответил на вопросы делегатов конференции.
Три из пяти поступивших вопросов касались заработной платы. Сначала ректора попросили более подробно рассказать о новой отраслевой системе оплаты труда, на введение которой в постановлении предыдущего правительства был отпущен год, и она должна быть введена в ближайшее время.
Ректор ответил: "Год отпущен, а денег не предусмотрено...".
Далее он пояснил, что на эту систему сначала будут переведены до конца 2008 - начала 2009 года учреждения Академии наук, а потом настанет очередь высшей школы. Ясно, что отраслевая система потребует значительно больше финансов у государства.
Затем О.С. Ипатова попросили рассказать, как определяется средняя зарплата преподавателей и как соотносится увеличение средней зарплаты, которое в Военмехе как бы просматривается, с изменением объема нагрузки.
Начав с шутки о том, что статистика - это дело лукавое, один, скажем, съел курицу, другой - ничего, а в среднем получается по полкурицы, ректор подчеркнул: считается суммарный объем выплат, а не только выплата за учебную нагрузку, потому что большая доля преподавателей работает внутри университета дополнительно. Именно такой подход нам продиктован, и в соответствии с ним мы отчитываемся перед Рособразованием.
Преподаватель может подрабатывать в школе, написать статью и т.д., а по идее надо считать, сколько государство платит за учебную нагрузку по основному месту работы. Вузовская общественность и руководство города сейчас пытаются это объяснить в Правительстве.
И если вопрос с достойной зарплатой будет решен, решится и кадровая проблема по привлечению молодежи. Понятно, что аспирант, который только что защитился и формирует молодую семью, на 7 тысяч не останется в вузе.
В заключение Олег Сергеевич объяснил, почему заработная плата административного аппарата выросла в четыре раза, а учебно-вспомогательного состава только в два.
- Специалисты административно-управленческого аппарата, которых мы привлекаем, стоят дорого. Я привел в докладе пример со строителями. Теперь приведу другой. Одним из пунктов моей программы было создание медицинского центра. Мы этим вопросом занимались, даже нашли деньги, но не можем найти человека - организатора от медицины, который бы занялся получением лицензии, подбором врачей, оборудования. Такой специалист стоит дорого. Но либо мы занимаемся медицинским центром, привлекая соответствующих специалистов, либо продолжаем жить с нашим медпунктом. А по учебно-вспомогательному составу, действительно, необходимо принимать меры. Прибавка к заработной плате профессорско-преподавательского состава была самой крупной за счет введенных выплат за ученые степени, а учебно-вспомогательному персоналу такой прибавки не было, поэтому, конечно же, это самая обездоленная категория работников. Обязательно будем прорабатывать какие-то меры и предлагать их на следующий год, проблема одна из острейших. Особенно остро она встала у вузов, которые выиграли инновационные гранты. Там же не рубля не предусмотрено на зарплаты. Получили новые современные комплексы, а обслуживать их некому. На многих кафедрах эту работу выполняют по совмещению преподаватели.
Ответ ректора на вопрос, какую выгоду получит Военмех от слияния, при создании университетского комплекса, с названными в докладе техникумами, можно свести к одной фразе: "С моей точки зрения, это определенная гарантия подпитки абитуриентами". Хотя пояснение О.С. Ипатова при этом было обстоятельным и всесторонним.
Одного из делегатов интересовало, сколько средств за период работы О.С. Ипатова в качестве ректора было отпущено на ремонт общежитий?
- Когда мы начинали, была целевая статья в Рособразовании на текущий ремонт жилых зданий и помещений, - сказал ректор. - На ремонт всех общежитий первые два года выделялось по 3 млн рублей, и мы распределяли на каждое общежитие по миллиону. Кроме того, мы выделяли из средств за аренду в 2004-2005 годах где-то 5-6 млн, в 2006-м - 8 млн, в прошлом году - около 12 млн, в этом году будет больше.
Делегат настаивал на кардинальном решении вопроса с ремонтом общежитий, и О.С. Ипатов заявил, что можно использовать для этого средства предприятий, заинтересованных в целевиках. Кроме того, со следующего года начинает функционировать федеральная целевая программа "Студенческое общежитие". Если у нас будет готова документация, то мы туда сможем вписаться.
В прениях по докладу выступили:
Ю.Г. МУРАШОВ, зав. кафедрой Н2: Нет, наверное, должности в вузе хуже ректорской, потому что на общий большой объем работы накладывается, как отметил сам Олег Сергеевич, необходимость постоянно у всех что-нибудь просить. Эта необходимость быть просителем ложится дополнительным моральным грузом. В целом, учитывая выполненный объем работы, следует сказать Олегу Сергеевичу спасибо и признать его работу за прошедший период удовлетворительной. Но есть два важных замечания, касающихся среднего возраста и средней заработной платы профессорско-преподавательского состава. Олег Сергеевич в своем докладе уже упомянул известную мудрость: есть три вида неправды - ложь, грубая ложь и статистика. Ситуация по среднему возрасту и средней зарплате наглядно демонстрирует неприглядность статистики (средних значений) для оценки ситуации. Достаточно принять на кафедру одного-двух молодых преподавателей (25-30 лет), и среднее становится благополучным, скрывая 80% преподавателей глубокого пенсионного возраста. А кафедра находится на грани закрытия.
Та же ситуация со средней зарплатой, когда в среднее включаются все виды совместительства: и по нагрузке (1,5 ставки), и по должностям (деканы, зам. декана, зав. кафедрами, гранты и т. д.). А основной критерий - соотношение зарплаты к нагрузке. В Военмехе самая низкая среди инженерных вузов зарплата и самая высокая учебная нагрузка. В соседней Техноложке нагрузка доцента, профессора составляет 600 часов, а у нас она приближается к 900, хотя еще два года назад была 750. Такое сочетание зарплаты и нагрузки ведет нас к катастрофе, и этого нельзя не учитывать.
Г.А. ДАНИЛИН, зав. кафедрой Е4: За отчетный период на посту ректора О.С. Ипатовым проделана значительная работа: выполнен большой объем ремонтных работ (3-й этаж главного корпуса, учебные и лабораторные помещения), упорядочена и повышена, хотя и незначительно, заработная плата. Тем не менее, преподаватели и учебно-вспомогательный персонал пока являются самой низкооплачиваемой категорией сотрудников.
Есть и нерешенные проблемы. Первая - это неудовлетворительное состояние общежитий. Вуз ориентирован на целевые наборы студентов по вооруженческим специальностям, факультетами ведется активная работа в этом направлении, принимаются иногородние студенты. Но условия проживания студентов в общежитии не отвечают элементарным санитарным нормам. Незначительные средства, которые выделяются на текущий ремонт, не решают главной задачи и растрачиваются впустую.
Вторая проблема. Администрация университета недостаточно уделяет внимания организации и обеспечению научных исследований. Не стоит забывать, что научная база формирует квалифицированную смену преподавателей и научных сотрудников. В вузе организованы гранты для молодых ученых (аспирантов), но объем выделяемых средств мизерный (на год - один миллион рублей), не ясно, какова судьба успешно защитивших диссертации аспирантов, так как на кафедрах штатное расписание ограничено, да и зарплата преподавателя смехотворно маленькая.
Третья проблема - оснащение и обновление лабораторной базы. В университете много средств затрачивается на приобретение мебели, оргтехники, а вот закупка специализированного лабораторного оборудования, испытательных стендов и т.п. ограничена. Конечно, это оборудование дорогое, но обновление необходимо.
В целом, считаю, что работу ректора за отчетный период следует признать удовлетворительной.
Г.Г. ШАБАЛИН, председатель профкома ПП и УВС: Прежде всего, незачем говорить подробно о работе нашего ректора, потому что делегаты конференции — люди неравнодушные и происходило это все на наших глазах. Вы прекрасно знаете, что у нас было четыре-пять лет назад, поэтому ничего добавить к докладу ректора не хочу, отмечу лишь его постоянную готовность к диалогу с коллективом. Он перед каждым отчетом на Ученом совете появлялся в профсоюзном комитете и по два часа у нас проходили диалоги с ним. Он рассказывает о делах в вузе, о том, что лично делает, а мы в свою очередь задаем вопросы.
Хотел бы отметить один момент относительно Совета ректоров. Где-то в ноябре прошлого года была встреча с нынешним председателем Совета ректоров Васильевым. Ему очень не понравились критические выступления, а там были все председатели профкомов государственных вузов, по поводу политики государства по отношению к высшей школе. Он вышел на трибуну, недовольный тем, что услышал, и говорит: «Ну какие там проблемы? У меня молодые преподаватели, сразу после диплома, по 20 тысяч получают». Ну что после этого говорить?
Если еще два-три года назад мы почти каждый год по два раза ездили в Госдуму, встречались с председателями профильных комитетов: по труду, науке, высшей школе и образованию, то нынче ситуация изменилась в корне. С нами встречаться и разговаривать не хотят.
Хочу поддержать проект решения нашей конференции, предложенный Ученым советом. Но (на Ученом совете об этом говорилось) надо написать не "растет разрыв в оплате труда между различными категориями", понятно, пока этот разрыв неизбежен, а "остается недопустимо низкой оплата труда учебно-вспомогательного и профессорско-преподавательского состава при возрастающей нагрузке". При средней зарплате в Санкт-Петербурге более 20 тысяч рублей, зарплата преподавателя в большинстве технических государственных вузах 8-14 тысяч рублей на одну ставку (в зависимости от категории), а у учебно-вспомогательного персонала еще меньше. Это связано с определением размера фонда оплаты труда из расчета один преподаватель на 10 студентов. Эту проблему руководству БГТУ решить не удалось.
Во-вторых, мне кажется, надо отметить слабое развитие наших баз отдыха - детского оздоровительного лагеря "Ракета" и спортивно-оздоровительной базы в Лосево. Руководству университета следует обратить на них более пристальное внимание.
О.С. ИПАТОВ: Я хотел просто прокомментировать то, что прозвучало в выступлениях. Согласен со всеми выступающими. Что касается нагрузки и оплаты труда. Проблема состоит в том, что государство выделяет деньги из расчета соотношения "студент - преподаватель". А мы платим зарплату внутри вуза исходя из нагрузки. Любая кафедра получает ставки исходя из часов, которые читает. Вы помните, мы обучали студентов пять с половиной лет, затем перешли по основным специальностям на пятилетнее обучение. Государство эти полгода не финансировало, поскольку их нет в государственном образовательном стандарте. Ясно, что при переходе мы постарались сохранить качество образования, и у нас внутренняя нагрузка идет как бы по максимуму того, что допускает Рособразование. У нас в неделю 26-27 часов аудиторных, а рекомендация Рособразования - 21 час. Основная нагрузка должна ложиться на самостоятельные занятия, как за рубежом.
Военмех организовывал поездку ректоров аэрокосмических вузов в Норвегию, на прошлой неделе мы там были. Встречались с ректором нашего вуза-партнера в Будо. Вуз — 5 тысяч студентов. Был вопрос: сколько вы получаете финансирования от государства? Мы перевели в рубли, это оказалось 2,5 млрд рублей в год. У нас 6,5 тысяч студентов, мы от государства получаем 290 млн. При этом аудиторная нагрузка у них колеблется от 10 до 20 часов, остальное — на самостоятельную проработку.
Когда выходишь с этой проблемой в Рособразование, там говорят: «А кто вас заставляет сверх стандарта увеличивать часы? Выходите на 21 час в неделю». Мы говорим: «Да невозможно этими часами для наших специальностей обеспечить должное качество подготовки». И вот здесь начинает звучать пресловутая проблема соотношения "студент - преподаватель", которую, я надеюсь, мы все же решим в рамках хотя бы гособоронзаказа, цифры которого каждый год, видимо, будут корректироваться. Но хорошо, что хотя бы по цифрам гособоронзаказа, возможно, это решение будет принято, и мы по крайней мере оборонное направление сможем как-то урегулировать.
По поводу Совета ректоров. Ситуация вузов Москвы и Питера кардинально разная. МГТУ имени Баумана, например, имеет соотношение "студент-преподаватель" один к четырем, у них контрактников на весь вуз - 400 человек. Они не заинтересованы в них, потому что нагрузка в 2,5 раза меньше, чем у нас, при оплате, которая дополнена из городского бюджета.
У нас город, к сожалению, на это не идет, поэтому преподаватели вузов в богатом Питере оказываются в худшем положении, чем те же преподаватели в каком-либо провинциальном городе, где все живут одинаково бедно. Но каждый раз на Совете ректоров председатель Комитета по науке и высшей школе рассказывает, какие шаги предпринимает администрация города, куда ею направлены соответствующие обращения, как губернатор лоббирует эти вопросы. Надеюсь, что эта проблема для питерских вузов все же решится.
Я благодарю всех за выступления, спасибо, обязательно учту эти направления в разработке программы на следующий срок.
Конференция единогласно признала работу ректора удовлетворительной.
Подготовил Юрий ЖУКОВ
Положения программы |
Принятые меры для выполнения |
Итоги к 2008 г. |
1. Снижение среднего возраста |
а) создан 27% фонд оплаты преподавателей из внебюджетных средств; |
- рост средней зарплаты преподавателей ~ в 3 раза (2004 г. - 4739 руб., 2007 г. -12920 руб.) в том числе и за счет увеличения бюджетного финансирования; |
2. Превращение Военмеха |
а) введена гибкая система отчислений в зависимости от объема НИР. Минимальный уровень накладных расходов составляет 5% - самый низкий среди вузов России; |
- объем НИР увеличился с 8 до 27 млн руб. в год; |
3. Совершенствование |
а) сформированы структуры управления по новым направлениям деятельности: |
- разработана и принята совместно с Ученым советом и подразделениями университета Программа развития вуза на период до 2011 года; |
4. Восстановление и развитие |
а) увеличено финансирование вуза сверх базового в 2006. 2007 и 2008 гг. -на 25 млн. рублей ежегодно; |
- создан Попечительский совет Военмеха под председательством летчика-космонавта Крикалева С.К. На 75-летие Военмеха им инвестировано — 10 млн руб.; |
5. Обеспечение социальной |
а) создан фонд социальной помощи сотрудникам ~3 млн руб. ежегодно; |
- заключен коллективный договор на базе отраслевого соглашения на период 2006-2008 годы; |
6. Рост конкурентоспособности |
а) обеспечено развитие военного факультета; |
- сохранена военная подготовка офицеров запаса: |
7. Развитие общежитий |
а) разработана нормативная база по созданию и развитию системы студенческого самоуправления, проведена учредительная конференция студентов; |
- создана система студенческого самоуправления; |
4 июня состоялась торжественная церемония награждения памятным нагрудным орденским знаком "Гордость поколений". По представлению Совета ветеранов университета памятным знаком были награждены участники Великой Отечественной войны, ветераны Военмеха Е.В. Кульков, И.М. Ткалин, М.Г. Раков, Г.Г. Шелухин, В.В. Шкварцов и В.Ф. Полысаев.
По поручению ректората знаки вручали первый проректор, профессор С.М. Стажков и профессор, член президиума Санкт-Петербургского регионального отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (АБОП) Е.Н. Никулин.
Этот знак был утвержден АБОП 8 мая 2008 года. Первые награждения состоялись 21 мая на Международной научно-практической конференции "Безопасность личности, общества, государства", которая проходила в нашем городе.
Соб. инф.
10 июня в Смольном состоялась торжественная церемония награждения лауреатов ежегодных премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области науки и техники, высшего и среднего профессионального образования.
Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко поздравила лауреатов с высокой оценкой их труда, подчеркнув, что наш город был и остается крупнейшим центром образования и науки, обладающим мировой конкурентоспособностью. "Благодаря интеллекту, высоким технологиям, умению стратегически мыслить Петербург сегодня может браться за глобальные проекты самого высокого уровня", - сказала В.И. Матвиенко. Она также отметила, что в числе лауреатов ежегодных премий городского правительства (а сегодня они вручались уже в 8-й раз) все чаще встречаются имена молодых ученых, достойно продолжающих традиции петербургской науки.
Губернатор подчеркнула, что правительство Санкт-Петербурга многое делает для развития профессионального образования, научного потенциала города, внедрения новых технологий в различные отрасли экономики, поддержки студентов и молодых ученых. "Сегодня это самые выгодные инвестиции. Только так мы сможем сохранить конкурентоспособность страны и уверенно шагнуть в будущее", - сказала В.И. Матвиенко. Она поблагодарила лауреатов за бескорыстный труд и преданность науке и пожелала ученым и преподавателям новых идей.
Лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования 2008 года, по номинации "В области интеграции образования, науки и промышленности" стал авторский коллектив БГТУ «Военмех: Ипатов Олег Сергеевич, Нестеров Николай Иванович, Куликова Ольга Леонидовна.
29 мая 2008 года, в соответствии с Программой развития инновационно-технологической сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы, в БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова прошла научно-практическая конференция "Инновационные технологии и технические средства специального назначения", которая собрала более ста участников - руководителей и специалистов организаций промышленности, представителей силовых структур, аспирантов городских вузов. Конференция предоставила возможность предприятиям оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга показать свой производственный и инновационный потенциал в создании технических средств и снаряжения для подразделений специального назначения.
Конференцию открыл ректор БГТУ профессор О.С. Ипатов, отметивший в своем кратком вступительном слове, что Военмех всегда славился своими разработками, направленными на укрепление обороноспособности нашей страны.
Сопредседателями двух заседаний конференции выступили представители организаций, активно работающих в направлении, заявленном в названии конференции: от ФГУП КБ "Арсенал" - доктор технических наук, профессор, заместитель главного конструктора по научной работе А.П. Ковалев, от БГТУ "Военмех" - доктор технических наук, профессор кафедры "Ракетостроение" В.И. Погорелов.
Участники конференции заслушали доклады и сообщения, посвященные специальной технике, разработке снаряжения и систем обеспечения безопасности. Так, доклад представителя ОАО "Снаряжение" В.И. Козлова был посвящен новым методам организации натурных испытаний боевой экипировки и снаряжения личного состава подразделений специального назначения. Руководитель ООО "Спасснаряжение" Б.Л. Кашевник представил новую разработку своей фирмы - специальное снаряжение для проведения работ на высоте.
В музее Военмеха была развернута временная экспозиция современных и перспективных технических средств, предназначенных для подразделений специального назначения, причем часть из этих новинок была показана в действии. В результате представители силовых ведомств смогли достаточно подробно ознакомиться с наработками и имеющимся научно-техническим заделом в области создания специальной техники.
Можно также отметить выступления военмеховцев, в частности сообщение доктора медицинских наук А.М. Храмова об особенностях воздействия магнитных полей на организм человека. Интерес вызвал и доклад К.А. Афанасьева и С.А. Чирикова, посвященный некоторым особенностям создания учебно-тренировочных средств для личного состава спецподразделений, основанный на результатах научно-исследовательской работы, выполняемой на кафедре "Ракетостроение" в течение трех последних лет.
Проведение конференции создало благоприятные условия для развития деловых связей между научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями города, специализирующимися в области разработки и производства специальной техники, с одной стороны, и с другой - представителями силовых ведомств.
Сергей ИВАНОВ