№3 (22556) февраль, 2010 г.

С Днём защитника Отечества!

Поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в «горячих» точках, ветеранов военной службы, офицеров военной кафедры и Учебного военного центра, студентов и сотрудников университета с праздником «День защитника Отечества»!

Крепкого вам здоровья, счастья и благополучия, успехов в работе, учебе и службе!

Ректорат, Совет ветеранов университета


Главное направление развития Военмеха —

интеграция с оборонно-промышленным комплексом


К.М. ИВАНОВ,
д.т.н., профессор,
ректор БГТУ «Военмех»

23 февраля — День защитника Отечества. В Военмехе традиционно этот праздник ассоциируется с историческим предназначением нашего университета. БГТУ — многопрофильный вуз, который проводит подготовку по различным направлениям и специальностям. Но необходимо помнить, что изначально Военмех был предназначен только для подготовки кадров для оборонной промышленности — прежде всего инженеров в области создания оружия и боеприпасов.

26 февраля 1932 г. вышел приказ №109 по Народному Комиссариату тяжёлой промышленности (НКТП) СССР. В первых строках приказа говорилось: "В целях концентрации подготовки инженерно-технических кадров для военной промышленности организовать на базе Ленинградского учебно-механического комбината Орудийно-арсенального объединения специальный Военно-механический институт…". Новое учебное заведение получило наименование "Военно-механический институт НКТП" и было подчинено непосредственно сектору кадров НКТП.

В Военмехе утверждались следующие специальности: "Ружейно-пулемётная", "Орудийно-лафетная", "Патронно-трубочно-взрывательная" и "Снарядное дело", и вуз долгое время успешно выполнял свое предназначение — готовил конструкторов, технологов, организаторов производства артиллерийских систем, стрелкового оружия и боеприпасов к ним, а также морского оружия. Военмех внёс серьёзный вклад в дело Победы советского народа над немецко-фашистской Германией во время Великой Отечественной войны. Оружием Победы названы первоклассные образцы огнестрельного оружия, созданные в довоенный и военный периоды и во многом определившие ход боевых действий при разгроме врага.

В России помнят имена выдающихся и известных конструкторов — учёных и выпускников Военмеха, под руководством и при участии которых создавались многие из этих образцов оружия. Это конструкторы-артиллеристы И.И. Иванов, Ф.Ф. Петров, Е.Г. Рудяк, Л.И. Горлицкий, М.Я. Крупчатников, Г.И. Сергеев, А.А. Флоренский, разработчики боеприпасов и взрывателей В.И. Рдултовский, М.Ф. Васильев. Список выдающихся военмеховцев может быть продолжен.

За большие заслуги в подготовке кадров для промышленных предприятий и конструкторских бюро и развитие науки в 1944 г. Военмех был награждён орденом Красного Знамени, в 1980 г. — орденом Ленина.

Невозможно переоценить вклад в создание систем вооружения выпускника Военмеха, наркома вооружений в годы Великой Отечественной войны, видного государственного деятеля, министра обороны СССР, выдающегося организатора оборонной промышленности, Героя Советского Союза, дважды Героя Социалистического Труда, Маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова, чьё имя с честью носит университет.

В послевоенный период выпускники Военмеха активно участвовали в совершенствовании традиционных видов вооружения и в создании принципиально новой системы обороны — ракетно-ядерного щита нашей Родины.

Сейчас Военмех находится на этапе серьёзных перемен. 2010 г. будет годом реформирования системы высшего образования. И это самый сложный кризисный год. Именно в этом году очень важно понять место и роль Военмеха, определить стратегию его развития. Мне как специалисту, занимающемуся оружием и системами вооружения, представляется однозначным дальнейшее развитие нашего университета в тесной интеграции с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Военмех — это узкоспециализированный вуз с большим количеством оборонно-технических специальностей. И выживать такому вузу в отрыве от основной отрасли промышленности, для которой он был создан, невозможно. Примером могут служить и железнодорожные вузы, которые интегрируются в систему Российских железных дорог. Развитие горного университета также трудно представить без интеграции с горнодобывающей отраслью. Поэтому стратегию развития нашего вуза прежде всего хочется видеть в более тесной интеграции именно с системой ОПК. В связи с этим и готовится стратегический план развития Военмеха.

В рамках этой идеи администрация вуза идет несколькими путями. Один из них — установление тесных договорных отношений с предприятиями ОПК, работа с департаментом оборонной промышленности в части поддержки программы развития Военмеха.

Поддержка здесь может быть рассмотрена в двух направлениях. Если говорить о поддержке бюджетных организаций бюджетными деньгами, то это прежде всего конкурсы, которые должны быть организованы в области оборонной науки. Другое направление — работа с госкорпорациями, в рамках которой можно развивать хоздоговорные отношения. В этом случае развитие Военмеха может быть только тогда, когда будут созданы определённые условия, предполагающие финансирование БГТУ из средств этих госкорпораций. В этой связи установлены тесные контакты и готовятся соглашения с ГК «Ростехнологии» и «Росатом». Также ведется конкретная работа с министерством промышленности и торговли.

Несмотря на кризис, мы продолжаем работу по созданию именных аудиторий. В 2010 г. планируется введение в строй аудитории им. члена-корреспондента РАН В.В. Окрепилова (генеральный директор ФГУ «Тест-С.-Петербург») на кафедре Н5 и специализированной аудитории ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева (генеральный директор Н.А. Тестоедов) на кафедре М1. Работы осуществляются Фондом поддержки БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и кафедрами при финансовом обеспечении со стороны предприятий.

Важное направление нашей деятельности — развитие центров дополнительного профессионального образования для оборонной промышленности. Конечно, в рамках основной образовательной деятельности необходимо усилить работу по целевому набору и работу по гособоронзаказу. Большое внимание должно быть уделено науке в рамках инновационных структур ОПК. И здесь тоже подготовлены программы развития, заключены определенные соглашения.

Военмех уверенно двигается в направлении реализации разработанных программ, в основе которых — тесная интеграция с ОПК.


УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР - ВАШ ВЫБОР!

Вооруженные Силы России сейчас претерпевают значительные изменения: вводят контрактную основу службы, переоснащаются новейшими видами вооружения и военной техники, становятся более мобильными и боеспособными. Все это требует прихода в армию и на флот высококлассных специалистов.

Министерство обороны Российской Федерации, начиная с 2008 года, на базе гражданских высших учебных заведений внедряет новую форму подготовки офицеров для прохождения военной службы по контракту, дополняющую основную форму подготовки офицеров, осуществляемую в военных вузах - подготовку офицеров для прохождения военной службы по контракту на базе гражданских высших учебных заведений в Учебных военных центрах. Для этого распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р "Об Учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" в 37 гражданских вузах страны созданы и действуют Учебные военные центры. Подготовка в УВЦ осуществляется по техническому, гуманитарному и юридическому профилям. В Санкт-Петербурге таких вузов четыре. Один из них - Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, где Учебный военный центр создан приказом ректора № 6-О от 15 января 2009 года.

Это новая форма подготовки граждан для прохождения военной службы по контракту на должностях, которые замещаются офицерами. Она была организована в соответствии с Федеральным законом 2006 года № 96-ФЗ. Данная форма призвана не заменить, а дополнить существующий порядок подготовки офицеров в военных вузах по специальностям гуманитарного, юридического, инженерного профилей. По замыслу это позволит более тесно интегрировать гражданскую и военную школы, их педагогический потенциал, материальную базу с тем, чтобы готовить офицерские кадры еще более качественно.


Развод на занятия

Министерство образования выделило вузу специальные бюджетные места для этой формы подготовки, поэтому абитуриенты УВЦ поступают в учебное заведение по отдельному конкурсу. Кроме того, студент УВЦ получает дополнительную стипендию, которая может составить до 400% от его базовой стипендии. К тому же ему гарантировано трудоустройство: по окончании вуза он назначается на воинскую должность, подлежащую комплектованию офицерами, с присвоением воинского звания — лейтенант.


Начальник цикла арт. вооружения
капитан 2 ранга С.П. Антонюк

Спустя год после создания Учебного военного центра при университете можно подвести некоторые итоги работы:

- сформирован дружный, сплоченный педагогический коллектив. Преподаватели УВЦ — офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, имеют богатый практический опыт военной службы и педагогической деятельности, который позволяет им не только качественно обучить студентов, вооружить выпускников прочными фундаментальными знаниями и твердыми практическими навыками, необходимыми для успешной карьеры, но и воспитывать их настоящими патриотами — защитниками Отечества;

- совершенствуется материальная база обучения. В Учебном военном центре функционирует оснащенный по последнему слову техники компьютерный класс, в котором для студентов центра проводятся занятия не только по военным, но и по некоторым гражданским дисциплинам. По линии Министерства обороны нами уже получены и введены в учебный процесс новейшие образцы военной техники, которые еще только принимаются на вооружение Военно-Морским Флотом Российской Федерации;

- разработана вся необходимая учебно-плановая и методическая документация, позволяющая организовать процесс обучения в центре на высоком методическом уровне;

- летом 2009 года, согласно всем требованиям руководящих документов, проведен очередной набор студентов в Учебный военный центр на конкурсной основе с проведением всех установленных мероприятий: определения пригодности к военной подготовке в Учебном военном центре (к военной службе) по результатам медицинского освидетельствования, профессионального психологического отбора, определения уровня физической подготовленности кандидатов. Следует заметить, что количество желающих обучаться в Учебном военном центре значительно превысило количество мест, и абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в УВЦ, пополнили ряды гражданских кафедр университета.


Компьютерный класс

Подготовка в Учебном военном центре не предполагает, что гражданин, прошедший ее, на всю жизнь становится военным. По окончании учебного заведения обязательно отслужить необходимо только три года, которые зачисляются в общий трудовой стаж. Последующие контракты о прохождении военной службы бывший выпускник Учебного военного центра заключает уже по собственному желанию. И если через три года, когда закончится срок первого контракта, он захочет продолжить военную службу, для него открыто все, в том числе и карьерный рост.


Капитан 1 ранга запаса В.В. Балацкий

Таким образом, обучение в Учебном военном центре БГТУ "Военмех" им. Д.Ф.Устинова — это возможность:

- получить на льготных условиях бесплатное высшее образование в одном из ведущих вузов страны;

- иметь гарантированное трудоустройство и стабильное денежное довольствие;

- выполнить свой конституционный долг и обязанность по защите Отечества, став кадровым офицером;

- приобрести уникальный опыт практической работы по руководству персоналом и обслуживанию современной военной техники;

- получить социальные гарантии, преимущества и компенсации, предоставляемые государством военнослужащим;

- решить жилищный вопрос, став участником системы государственного ипотечного кредитования.

Если вы устремлены в будущее, видите цель, цените себя, то Учебный военный центр - это ваш выбор!


На снимке: верхний ряд (слева направо) - к/л-т Д.В. Нелюбин, к.1 р. запаса В.В. Балацкий, к. 2 р. Д.В. Марусов, к. 2 р. С.В. Даниэль, к. 1 р. в отставке В.Н. Садовников, к. 1 р. А.А. Козлов, п-к в отставке А.П. Южаков, к. 2 р. С.П. Антонюк, к. 3 р. Я.В. Лобов, к. 1 р. А.Н. Трофимов; нижний ряд - к. 2 р. А.Ю. Котков, к. 1 р. в отставке Ю.А. Ветров, Н.Б. Кривенцова, к. 1 р. В.Г. Пушин, к. 1 р. К.А. Бурновецкий

Виктор ПУШИН, капитан 1 ранга, начальник УВЦ


"Победа дорого досталась…"

Блокада Ленинграда — это драма миллионов людей, одно из самых страшных и циничных преступлений ХХ века. Это то, о чем со слезами говорят самые мужественные люди. Но блокадное лихолетье не сломило людей. В конце декабря 1942 года, обращаясь к ленинградцам, Ольга Берггольц говорила, что за год изнурительной блокады мы не ослабли духом, не изверились, а стали сильнее и увереннее в себе, "стали сердечнее, человеколюбивее, проще".

Мы знаем, как это было… И не вправе забывать подвиг ленинградцев в неравной схватке с голодом и холодом в намертво замерзшем блокадном Ленинграде.

27 января в нашем университете прошла торжественная встреча, посвящённая 66-й годовщине освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

В «блокадной» аудитории собрались ветераны, студенты и гости нашего вуза. Звучали тёплые приветственные слова. В своём выступлении д.т.н., профессор, первый проректор - проректор по учебной работе Сергей Михайлович Стажков сказал несколько слов о военных буднях Ленинграда, о военмеховцах, которые в тылу, кто как мог, ковали великую Победу и пожелал ветеранам здоровья и творческого долголетия:

- В тяжелейших условиях блокады, преодолевая голод, холод, постоянные бомбёжки и артиллерийские обстрелы, ленинградцы продолжали работать и выпускать продукцию для фронта. Работал и воевал наш Военмех. Сотни сотрудников и студентов ушли на фронт в рядах кадровых войск и народного ополчения. Оставшиеся сотрудники и студенты работали на заводе. Вот в этой аудитории они жили, обогреваясь буржуйками и питаясь скудными блокадными пайками.

12-18 января 1943 года войсками Ленинградского и Волховского фронтов была прорвана блокада Ленинграда. Успешное завершение операции "Искра" стало поворотным моментом в героической битве за Ленинград. Год спустя, 14-27 января 1944 года, в ходе наступательной стратегической операции "Нева-2", проведённой войсками Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, группировка фашистских войск была разгромлена и отброшена на сотню километров от города.

27 января 1944 года Ленинград праздновал победу необыкновенным по красоте салютом. Многие присутствующие здесь, пережившие страшные дни блокады, были свидетелями этого знаменательного события.

В нашем университете ныне работают 69 жителей блокадного Ленинграда. 10 % профессорско-преподавательского состава — жители блокадного Ленинграда. Честь и хвала им!

От имени студентов, добра, мира и здоровья пожелала нашим ветеранам председатель студсовета Военмеха Анна Варшавская. Она сказала, что во время торжественного поздравления ветеранов в Доме национальностей один маленький эстонский мальчик прочитал стихотворение, которое тронуло всех:

"Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень — памятник героям,
Вот на фасаде надпись: отстоим,
А сверху "р" добавлено - отстроим!"


Анна Варшавская

Проникновенно звучали стихи ветерана-военмеховца Олега Костина:

"Победа дорого досталась,
Живые, радуйтесь вдвойне,
Боритесь, чтобы не осталось
Возможности на всей Земле
Вновь вспыхнуть проклятой войне!"


Олег Костин

Прекрасным подарком ветеранам было выступление студенческой театральной студии Военмеха под руководством Светланы Анатольевны Миляевой. Песни в исполнении Ксении Поповой, Ольги Воеводкиной и Ксении Лавровой завершили торжественную часть, посвященную знаменательному событию.


Ксения Попова, Ольга Воеводкина и Ксения Лаврова

Ирина ЦИВИЛЕВА


С Днём снятия блокады Ленинграда!

Сегодня наша страна отмечает 66-ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда в преддверии 65-летия Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.

Битва за Ленинград вошла героической эпопеей в летопись Второй мировой войны.

900 дней и ночей наш город-герой противостоял крупной группировке немецко-фашистских войск в составе 42 дивизий, включающих 725000 л/с, 1500 танков, 13000 орудий и минометов. При постоянных бомбежках и артиллерийских обстрелах, преодолевая голод, холод и смерть, советские воины и ленинградцы превратили город в неприступную крепость и победили.

Среди защитников города были студенты и сотрудники Военмеха, многие из них вступали в ряды народного ополчения, а оставшиеся в городе трудились на нашем заводе. За годы войны ими было изготовлено более четырех миллионов единиц различных боеприпасов.

Поздравляю ветеранов войны, защитников нашего города, жителей блокадного Ленинграда, всех сотрудников и студентов университета с 66-й годовщиной освобождения Ленинграда от вражеской блокады.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Объявить благодарность сотрудникам университета, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и нагрудным  знаком "Житель блокадного Ленинграда":

- Бабаеву Е. А., каф. Н2;
- Барбашову Г. В., каф. Е6;
- Бесперстову Э. А., каф. И3;
- Буниной Н. А., каф. Е4;
- Виноградову А. Н., каф. Р5;
- Водопьянову М. Я., каф. Е3;
- Воробьевой Г. А., каф. М2;
- Вященко Ю. Л., каф. Е1;
- Голубеву А. А., каф. Ф3;
- Дубровскому Г. Н., каф. К3;
- Евстигнееву Н. А., каф. Е1;
- Егоренкову Л. С., каф. Е6;
- Ерофееву Н. К., каф. Н5;
- Ершову С. М., каф. И4;
- Захаренкову В. Ф., каф. Е1;
- Зилитинкевичу И. С., каф. И5;
- Зюзликову В. П., каф. А4;
- Иванникову Н. В., каф. Ф5;
- Иванову В. К., каф. М2;
- Каревой Н. С., каф. Ф1;
- Клопову Е. Н., каф. Н6;
- Колбасовой М. А., юридический отдел;
- Костину О. Г., каф. Н2;
- Кузнецову В. А., ректорат;
- Ласточкину А. А., каф. Н1;
- Левинзону Г. Л., каф. Н1;
- Масленникову И. А., каф. К2;
- Маслобойниковой О.Д., каф. Р5;
- Михайлову В. Г., каф. И4;
- Михайловой Т. Н., УОН;
- Моисееву М. Г., каф. А5;
- Мурашову Ю. Г., каф. Н2;
- Муссаэляну Г. А., каф. Е2;
- Николаевой Н. Д., каф. И5;
- Никольскому В. В., каф. М1;
- Орлову В. В., военная каф.;
- Петровой Н. В., деканат факультета "Н";
- Плаченову Б. Т., каф. А6;
- Протченко В. М., каф. Н7;
- Прудниковой Л. Н., каф. Е5;
- Пчелинцеву А. В., каф. М2;
- Романову О. Я., каф. М1;
- Сидорову В. Н., каф. Е5;
- Сизову А. М., каф. М2;
- Собколовой И. И., каф. Р5;
- Соколову Г. С., каф. К4;
- Спицнаделю В. Н., каф. Р4;
- Тосенко Г. В., каф. Н6;
- Ускову В. Н., каф. М4;
- Усольцеву Б. П., каф. Р5;
- Фадину И. М., каф. Е5;
- Хоменку А. Т., УПЦ;
- Чекмареву О. А., каф. Н6;
- Челышеву В. А., каф Р2;
- Черкасову О. Ф., каф. И3;
- Черных Л. Я., каф. И4;
- Шалыгину А. С., каф. А5;
- Шеляпину Ю. П., каф. И5;
- Шестерневу Г. П., каф. Р5;
- Ярцевой Э. К., каф. Н6.

Ректор К.М. Иванов


Поздравляем!

Постановлением Президиума Совета Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ЛФП) от 21 декабря 2009 года председатель объединенной первичной профсоюзной организации Военмеха С.М. Морозов и заместитель председателя объединенной первичной профсоюзной организации Военмеха по работе со студентами и аспирантами О.А. Артемчук награждены Почетными грамотами за активную, добросовестную работу в профсоюзе.


У ИСТОКОВ ВОЕНМЕХА

История освящения Ремесленного училища Цесаревича Николая


Фрагмент карты-панорамы Санкт-Петербурга конца 1880-х годов:
1 - Константиновское сухопутное училище;
2 - Технологический институт;
3 - Ремесленное училище Цесаревича Николая;
4 - церковь во имя Иверской иконы Божией Матери (в 1930 г. перестроена в промышленное здание,
в котором ныне располагается магазин компьютерной техники "КЕЙ";
5 - строительное училище (ныне ЛИСИ);
6 - казармы Измайловского полка.

9 января исполнилось 135 лет со дня освящения Ремесленного училища Цесаревича Николая в Санкт-Петербурге - одного из первых технических училищ по подготовке индустриальных специалистов для развивающейся промышленности России. Как было указано в уставе училища от 27 июня 1875 г., целью состоящего под покровительством его императорского высочества Государя наследника Цесаревича "Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге" было "воспитание и обучение полезным знаниям и ремёслам призреваемых обоего пола без различия состояний, званий и вероисповеданий". Это было второе учебное заведение, названое в честь Цесаревича Николая. Первым был Московский императорский лицей в память Цесаревича Николая министерства народного просвещения на Большой Дмитровке (ныне дом № 53 по улице Остоженка) — закрытое учебное заведение для детей высших слоёв общества (Катковский лицей). Окончившие Лицей получали те же права, что и лица, окончившие университет: при поступлении на государственную службу им присваивались чины 14-12-го классов. Лицей существовал с января 1868 по 1917 год.


Великая княгиня Мария Федоровна (Дагмара).
Худ. Генрих фон Ангели (1840-1925), 1874 г.

 Имя училищу было дано в честь умершего в 1865 г. старшего сына Александра II Николая Александровича (1843-1865). После смерти Николая младший сын императора Александр Александрович получил статус цесаревича (после убийства Александра II народовольцами он в марте 1881 г. стал российским императором под именем Александра III) и в 1865 г. принял под свое покровительство дом призрения бедных детей, ранее бывший под присмотром старшего брата. В этой обязанности в память о брате, которого он очень сильно любил, Александр поставил перед собой задачу учреждения в столице образцового технического ремесленного училища. 9 июля 1872 г. училище, названное в честь брата ремесленным училищем Цесаревича Николая, было заложено в Первой роте Измайловского полка. Таким образом, хотя ремесленное училище и было названо в память Цесаревича Николая, тем не менее, изложенные факты показывают, что огромное личное участие в его создании принял будущий император Александр III. Проектирование и постройка училища производилась архитектором академиком Николаем Павловичем Гребенкой (1819-1880), однако первоначальный проект фасада был изменён профессором архитектуры, академиком императорской академии художеств Михаилом Алексеевичем Макаровым (1827-1873) - учеником знаменитого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865).


Митрополит Исидор.
Киево-Печерская лавра

Торжественное освящение училища состоялось 28 декабря 1874 г. по старому стилю. Как это происходило, до сих пор оставалось малоизвестным фактом. Имеющиеся в публикациях сведения (например, протоирея В.Я. Некрасова "40-летие храма… при ремесленном училище Цесаревича Николая". Пг., 1914, Толмачева  Е.П. "Александр III и его время". М., 2007 и др.) об этом событии являются весьма краткими, а в некоторой части и неточными. В то же время, как мне удалось узнать из публикации в газете "Олонецкiя губернскiя ведомости" (№ 4, 15 января 1875 г.), процедура освящения училища проходила следующим образом.

Церемонию освящения, которая началась в 9.30 утра, почтили своим присутствием августейший покровитель дома призрения бедных детей Государь Наследник Цесаревич (брат Цесаревича Николая Александр) и их Императорские Высочества Государыня Цесаревна Мария Федоровна (1847-1928), супруга Цесаревича Александра), великая княгиня, супруга великого князя Николая Николаевича, сына Николая I, Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская (Александра Петровна, 1838-1900) и внучка Николая I великая княгиня Евгения Максимилиановна Романовская (1845-1925), в замужестве принцесса Ольденбургская.

Портрет Цесаревича
Николая. Худ. Георг Ботман
(?-1891). 1868 г.
ГМЗ "Царское Село".

Портрет Цесаревича
Александра. Худ. С.И.Зарянко
(1818-1870). 1867 г.
ГМЗ "Царское Село".

Среди лиц, присутствовавших на богослужении, совершавшемся в училищной церкви, были министры, члены Государственного совета и сенаторы, представители городского общества и ремесленного сословия, лица, содействовавшие своими материальными пожертвованиями и личными трудами осуществлению развития ремесленного образования в столице. На торжестве присутствовали также около ста детей, мальчиков и девочек, состоящих под покровительством дома призрения малолетних детей, будущих учеников и учениц училища. Освящение церкви при училище во имя Святителя Николая Чудотворца в присутствии многих духовных особ провёл его преосвященство митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (в миру Иаков Сергеевич Никольский, 1799-1892). Митрополит Исидор был известным религиозным и общественным деятелем и состоял почётным членом многих духовных академий, Русского географического общества, Академии наук, Московского комитета грамотности, Русского археологического общества, Санкт-Петербургского и Московского университетов, Медико-хирургической Академии.

Ректор духовной академии (в 1866-1883 гг.) и член совета дома призрения бедных детей, друг Ф.М. Достоевского и воспитатель Николая II (1868-1918) протоирей И.Л.Янышев (1826-1910) произнес краткое слово, в котором разъяснил значение ремесленного училища, указав его цели и средства их достижения. Отметим, что с 1883 г. до своей смерти И.Л. Янышев был духовником царской семьи и даже 11 августа 1904 г. в церкви Большого Петергофского дворца совершил таинство крещения Цесаревича Алексея, сына Николая II.

По окончании церковного торжества в мастерской училища был дан завтрак, после которого все были приглашены в один из залов училища с новогодними ёлками, украшенными игрушками и различными сластями на них, на детский праздник, где Её Высочество Государыня Цесаревна одарила детей ласковым приветом и подарками: для девочек - предметы рукоделия и игрушки, для мальчиков - принадлежности ремёсел, книги, учебные пособия, коньки, санки и др. Как свидетельствует хроника, после отъезда важных особ ёлки были детьми мгновенно от сластей опустошены.


А.Е. Егоров. Богоматерь и Архангел Гавриил.
1910. Русский музей

Далее в газетном репортаже было отмечено, что менее чем за 2,5 года на "пустопорожнем болотном месте, часть которого к тому же была занята глубоким прудом, создалось громадное здание, составляющее одно из лучших украшений столицы". Во втором этаже лицевого корпуса размещались учебные классы, в третьем - церковь и спальни. Нижний этаж заднего корпуса предназначался для кухни и различного рода подсобных помещений. Главные мастерские, столярная и слесарная, были устроены в среднем корпусе. Во всем здании было "приспособлено" водяное отопление, соединённое с устройством искусственной вентиляции, а также проведены газ и вода. В нижнем этаже заднего флигеля, в слесарной мастерской и некоторых других местах, был устроен асфальтовый пол, в коридорах - мозаичный. В особом каменном флигеле размещалась механическая прачечная с центрифугами для отжатия белья. Во внутреннем дворе был разбит сад площадью 540 квадратных сажен (11,5 соток).

Украшением училища служила церковь, золоченый иконостас которой был изготовлен по рисункам профессора М.А. Макарова, иконы же были писаны академиком исторической и портретной живописи Д.Н. Мартыновым (1826-1889). Боковой церковный притвор украшен десятью большими образами, писанными придворным художником Василием Кузьмичем Шебуевым (1777-1855), профессором живописи "русским рафаэлем" Алексеем Егоровичем Егоровым (1776-1851) и академиком византийской живописи Василием Васильевичем Васильевым (1828-1894). Как удалось выяснить из архивных материалов, часть образов, писаных В.К. Шебуевым и А.Е. Егоровым еще в 1832-1835 гг., была взята из запасников собора Святой Троицы Измайловского полка. Помещение церкви было обильно украшено лепкой, выполненной мастером Малковым, трехъярусный золочёный иконостас был вырезан известным мастером В.П. Шутовым. В киоте также находилась греческая икона XVII века "Живоносный источник", считавшаяся достопримечательностью храма. По всей вероятности, это была одна из копий греческой иконы 1648 г. Первая же копия оригинальной иконы под названием "Живоносный источник с чудесами" была написана  Симоном Ушаковым (1626-1686) и его учеником Сергием Васильевым Рожковым (Костромитиным, т.е. из Костромы, ?-1688) в 1670 г. На иконе изображен деревянный кладезь, из которого бьёт водяная струя, по сторонам его выписаны вселенские святители - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную (животворную) воду из чаши и раздают её стоящим вокруг людям, страждущим телесными недугами, страстями и душевными немощами. В шестнадцати клеймах изображены чудеса Богоматери, совершившиеся у живоносного источника. В 17-19 веках особо чтимые иконы "Живоносный источник" находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе и в ремесленном училище Цесаревича Николая. Все они по композиции были похожи друг на друга и отличались лишь деталями. Изображение святого Николая Чудотворца на фасаде здания было исполнено Д.Н. Мартыновым и также имело канонический вид.


Иоанн Леонтьевич Янышев. 1884 г.
Фотограф С.Л. Левицкий (1819-1898)

В заключительной части репортажа было отмечено, что всё здание производит самое отрадное впечатление. Оно может вместить до 300 питомцев, а на его сооружение потребовалось 390 тысяч рублей, которые "составились из частных пожертвований (58%),правительственного пособия (25%) и пособия от городской думы (17%)". Значительные пожертвования внесли также купцы первой гильдии Иван Иванович Смирнов и Степан Петрович Елисеев (1806-1879). Последний заведовал денежной частью Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге, пожертвовал на его нужды 25 000 руб.

Часть икон церкви была подарена. Так, купец-лесопромышленник и благотворитель Илья Феодулович Громов (1820-1882) подарил иконы Спасителя и Божией Матери работы В.К. Шебуева, а также образа Архангела Гавриила и Божией Матери кисти А.Е. Егорова. Изготовление ризницы было оплачено купцом И.Е. Комаровым.


Вид Ремесленного училища Цесаревича Николая в 1883 г.
Фотография из журнала "Нива" № 41, 1883.

В начале января 1875 г. в новое здание переехало управление. До 1882 г. в училище было 2 отделения - для мальчиков и девочек. В 1882 отделение для девочек переехало в специально построенное архитектором А. В. Маловым здание в 10-й роте (ныне 10-я Красноармейская ул., д. 22) и было преобразовано в женскую рукодельную школу имени императрицы Марии Александровны.

Первым настоятелем церкви святителя Николая при ремесленном училище стал иерей Иоанн Яковлевич Троицкий, заштатный священник церкви Иоанна Милостивого при Доме призрения убогих. В 1871 г. окончил академию со степенью кандидата, выпускник Тверской семинарии.


Слушатели Николаевской морской академии выпуска 1896 г.
с профессорско-преподавательским составом.
Выделен Н.Ф. Лабзин.

Обучение в ремесленном училище началось уже 8 января 1875 г. Первым директором училища был назначен заслуженный профессор Санкт-Петербургского технологического института (СПТИ) и Николаевской морской академии по кафедрам технологии металлов Николай Филиппович Лабзин (1837-1916). В 1857 г. ему было доверено преподавать механику великому князю Александру Александровичу и руководить дворцовыми столярными и токарными мастерскими. В 1870 г. на Лабзина министром финансов было возложено преобразование ремесленной школы при заводе Милютина в Череповце в череповецкое техническое училище. С работой он справился успешно, был замечен и с 1 февраля 1875 г. в качестве директора приступил к руководству вновь открытого ремесленного училища Цесаревича Николая, которым управлял до конца 1880 г. Одновременно он в течение 40 лет (до 1904 г.) оставался в СПТИ заведующим кафедрой технологии металлов. Профессором же СПТИ он был с 1862 по 1914 г., т.е. 52 года, где читал механическую технологию и технологию металлургии. Высоко ценил работы в области металлургии Д.К. Чернова (1839-1921), по случаю 70-летия которого в 1914 г. написал обзорный очерк о научной деятельности учёного, другом которого он был с момента учёбы в Технологическом институте. Кроме того, в Николаевской морской академии он в 1888-1889 гг. был учителем академика А.Н. Крылова (1863-1945). Накануне I Мировой войны Н.Ф. Лабзин был директором рукодельной школы, преобразованной к тому времени в училище с рукодельными классами и правами женской гимназии.

Виктор ЗАХАРЕНКОВ, профессор каф. Е1

Часть 2

На главную