№2-3 (22501) март, 2004 г.

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Художник Казимир Малевич, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Генерал Виктор Казанцев, Маршал Леонид Говоров - все они родились 23 февраля, все внесли свой вклад в историю и культуру России, в историю и культуру нашего Отечества, официальный праздник защитника которого отмечает страна.

Федеральный закон “О днях воинской славы” был принят Государственной думой РФ 10 февраля 1995 года, где особый статус принимают “дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков” . Таких дней в итоге набралось 15, причём лишь 9 Мая, “День победы советского народа в Великой Отечественной войне”, определялся как официальный государственный праздник. И вот Россия получила ещё один выходной - 23 февраля: День защитника Отечества (согласно вышеупомянутому закону отмечен и день победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии). Попытаемся понять, что же значит этот праздник для нашей страны?

Для того чтобы определить место и роль армии в истории России, обратимся немного к истории.

Первое регулярное войско - стрельцы - было образованно при Иване Грозном. Большая же часть армии состояла из земского ополчения (дворяне и даточные люди (крестьяне)), созываемого по принципу обязательной повинности лишь в военное время, что придавало вооруженной силе Московского государства милиционный характер.

Войска иноземного строя появились при царе Михаиле Федоровиче. Первые из сохранившихся патентов выданы полковнику драгунского полка Ван Даму в 1632 году и полковнику солдатского полка Шарлю Эберсу в 1639 году. Признавался желательным состав этих войск на одну треть из иноземцев и на две трети из русских (те и другие - профессионалы). На самом деле они состояли почти сплошь из русских.

В 1642 году сформировано два выборных полка из московских слобожан и стрелецких детей - Первомосковский и Бутырский. Полкам этим суждено было явиться связующим звеном между старой московской и новой петровской армиями - символом единства и нераздельности русской армии.

Однообразных штатов не существовало. Иноземные полки делились на роты, стрелецкие имели сотенную организацию. Те и другие именовались по полковникам. Число полков колебалось. По росписи 1689 года считалось: «стройных» войск 110000, «нестройных» 55000, «городовых» до 25000. Всего на бумаге тысяч до 200, но плохо организованных, еще хуже дисциплинированных, в общем, слабой боеспособности.

Службу регулярных войск Московского государства в последние десятилетия XVII века скорее всего можно сравнить с нынешним отбыванием лагерных сборов. Солдаты, поселенные в слободах, мало-помалу омещанивались, утрачивали воинский дух и воинский вид. Большинство обзаводились семьями и занимались ремеслами и промыслами, ничего общего с военной службой не имевшими.

Единственно полноценными в то время могли считаться лишь 4 полка: Преображенский и Семеновский «потешные» (учреждены в 1683 году, полковую организацию получили в 1691 году) и оба «выборных» - Первомосковский Лефорта и Бутырский Гордона.

В 1694 году молодой царь произвел первые большие маневры Русской Армии, так называемый Кожуховский поход. Маневры эти были точным подобием войны (вплоть до того, что около 70 человек было убито и ранено), и в них участвовало 30000 войск как старой организации, так и нового строя, причем все преимущества оказались на стороне последних.

Азовские походы окончательно убедили Петра в малой пригодности войск старой организации. Кампания 1695 года закончилась плачевно - беспорядочное отступление от Азова походило на бегство. В 1696 году 70-тысячная армия при поддержке флота лишь после двухмесячной осады смогла овладеть крепостью, которую защищало менее 5000 турок.

Все это подало Петру мысль целиком обновить состав армии, распустив всех солдат, рейтар, стрельцов, и вновь набрать профессионалов, на этот раз подневольных, из среды дворян и даточных.

Реформа эта произведена в 1698 году. Все старые полки были распущены и расформированы, за исключением четырех, упомянутых выше. В эти 4 полка были сведены все, кого Петр считал надежными и пригодными для дальнейшей службы - всего 28000 человек (стрельцов после бунта этого года не брали совсем). В основу новой своей армии Петр положил, таким образом, принцип отбора.

В 1699 году был объявлен призыв 32000 даточных - первый в России рекрутский набор. Одновременно на службу с большими преимуществами (главным образом в плане окладов) принято много иностранцев, которым отведено большинство командных должностей в новой армии.

Весной и в начале лета 1700 года из сверхкомплекта 4 старых полков и новопризванных даточных сформировано 29 пехотных полков, составивших 3 сильные дивизии, и 3 драгунских. Большинство этих полков (вначале названных по полковникам) существует и сейчас.


Учебные будни Факультета

Итак, мы видим, что возникновение и развитие русской армии шло по своим, особенным, отличным от других стран законам. Более того, военная система России, как Московской, так и Императорской, во все времена резко отличалась от западноевропейской.

Что же касается праздников, то в Российской империи, главным праздником Русского воинства считался День Святого Великомученика и Победоносца Георгия (9 декабря по новому стилю). Ну а 23 февра ля 1919 года была создана РККА ( Рабоче-крестьянская Красная армия). В СССР это день и отмечался как “День Советской армии”. И уже с 1995 года праздник называется “День защитника Отечества”.

Надо сказать, что придание этому событию статуса государственного праздника может сыграть не последнюю роль в изменении отношения общества к Вооружённым силам. Ведь, например, согласно тому же закону от 1995 года, особое внимание празднику должно уделяться и в средствах массовой информации. А вместе с тем, что теперь день 23 февраля стал ещё и выходным, можно уже не удивляться тому, что наше телевидение отдало значительную долю эфирного времени передачам и фильмам об истории русской армии, о героях Отечества, о новейших вооружениях.

Итак, предположим, что после десятилетия опалы Вооружённых сил как неотъемлемой части российского государства, российской истории, сделана попытка возродить уважение в обществе, если хотите -вернуть престиж. Будем надеяться, что вкупе с определённой политической волей, с решениями и поступками должностных лиц разного уровня удастся вернуть армии былое величие и уважение. Ту славу, которую ковали в том числе и те, кто учился в Военмехе, ведь не даром вуз носит имя своего выпускника, Маршала Советского Союза, бывшего при Леониде Брежневе министром обороны страны.

Циолковский, Королёв, Янгель, Челомей, Грушин - ряд этих великих людей, так или иначе создававших ракетно-ядерный щит нашего государства, создававших славу нашему Отечеству, а значит защищавших его, будет не полным без ещё одного человека - выпускника Военмеха В.Ф. Уткина, который после смерти академика Янгеля возглавил Днепропетровское КБ. Аккурат к празднику, 21 февраля с полигона Байконур впервые стартовала тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета (Р-36М), впоследствии прозванная американцами “Сатаной”. Гордость России, эти ракеты согласно договору СНВ-1 должны были быть сокращены на 50 % (с 308 до 154), а по договору СНВ-2, подписанному Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном в январе 1993 года, тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты и вовсе подлежали уничтожению. Оставшиеся ракеты наземного базирования не должны были иметь разделяющихся боевых частей индивидуального наведения . В мире пока нет средств ПРО, способных остановить «Сатану». Однако, на наше счастье, данный договор пока не ратифицирован Государственной думой РФ, к тому же, как заявлял министр обороны России Сергей Иванов, эти ракеты будут сохранены до 2016 года. Таким образом, В.Ф. Уткин посредством своего великого творения ещё долго будет защищать Отечество.

В общем, основанный в 1875 году как ремесленное училище Цесаревича Николая с 5-летним сроком обучения, в 1930 году преобразованный в Механический институт для подготовки инженерных кадров по разработке и производству артиллерийского и стрелкового оружия, ракетной техники, в 1932 году получивший наименование Военно-механический институт («ВОЕНМЕХ»), со дня своего основания выпустил свыше 65 тысяч специалистов. А имена таких космонавтов, как Г.М. Гречко, С.К. Крикалёв, Е.А. Иванова, вошли в золотую летопись освоения космоса не только нашей страны, но и всего мира.

Помимо космического и воздушного пространств Военмех с успехом осваивает и морское. Существующий в БГТУ Факультет военного обучения за добрых полвека подготовил немало квалифицированных специалистов, офицеров Военно-Морского Флота СССР, а затем и России. Более того, к традиционным для кафедры ракетным и артиллерийским специальностям в новой России добавилось и гуманитарное направление обучения. Выпускники ФВО служат на всех флотах страны. 23 февраля они также отметили свой профессиональный праздник.

Ю. ВЬЮШИН, И. СЕЛЕЗНЕВ, студенты взвода Г- 501

Высокие награды Родины

13 февраля в Смольном большой группе сотрудников Военмеха было объявлено о присвоении почетных званий и вручены правительственные награды. Звания «Заслуженный работник высшей школы РФ» удостоены И.Л. Добросердов, Д.Е. Тихонов-Бугров, В.Н. Анисимов. «Заслуженный работник физической культуры РФ» - В.В. Семенов и В.Н. Воловой. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» награждены Д.Л. Федоров, А.В. Белов, М.Я. Водопьянов, Н.И. Иванов. А.М. Потапов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».
На снимке: (слева направо) - И.Л. Добросердов, В.В. Семенов, В.Н. Воловой, Д.Е. Тихонов-Бугров,
А.М. Потапов, вице-губернатор Санкт-Петербурга С.Б. Тарасов, Д.Л. Федоров,
А.В. Белов, В.А. Кузнецов, М.Я. Водопьянов, В.Н. Анисимов

ГОРЬКАЯ ПАМЯТЬ

Во дворе университета установлен Памятный знак. Здесь, возле него, проходят, как правило, торжественные мероприятия, посвященные памяти тех, кто отдал свою жизнь за светлое будущее нашей Родины в борьбе с немецким фашизмом, и восславению тех, кто стал в ней победителем...

Отсюда, с этого самого двора, уходили студенты-добровольцы Военмеха на фронты Великой Отечественной, в том числе и на Лужский рубеж. Часть из них продолжала учиться, жить, работать и умирать в стенах нашего университета. Здесь, в мастерских, было выпущено более четырех миллионов мин и снарядов для защитников блокадного Ленинграда. Холод и голод, бомбежки и обстрелы убивали тех, кто остался в осажденном городе, и тех, защищал его с оружием в руках. Особенно тяжелой по человеческим потерям была первая зима Великой Отечественной.

Война - страшное дело. Это только кажется, что она имеет отношение лишь к участникам крупнейших сражений, а во время Великой Отечественной к таким, как разгром немцев под Москвой, Сталинградская битва, Курская дуга, взятие Берлина и Кенингсберга. На самом деле война всегда касается каждого жителя воюющей страны - сегодня об этом можно судить по сводкам о гибели людей из Чечни и Афганистана. Что же тогда говорить о Великой Отечественной, в которую были втянуты в той или иной форме народы всего мира? В нашей стране война коснулась не только тех, кто насмерть стоял на пограничных рубежах в июне сорок первого, кто отстаивал каждую пядь земли - русской, белорусской, украинской - в боях местного значения. Ведь гибнуть страшно в любой стычке с врагом. Война коснулась и тех, кто по двенадцать-четырнадцать часов стоял у станка, шил солдатское обмундирование, собирал для фронта пулеметы, автоматы, артиллерийские орудия, танки, самолеты, выпускал патроны, снаряды и мины, растил хлеб.

Война коснулась и детей, попавших под бомбежки немецкой авиации и под обстрелы артиллерийских орудий и танков в прифронтовых территориях, оказавшихся в оккупации, интернированных в Германию на вспомогательные работы, перенесших все тяготы, которые выпали на долю беженцев. Не сладко пришлось и тем, кто находился в нашем тылу. Они недоедали, недосыпали, рано познали тяжелый физический труд. И умирали. А сколько их погибло только в блокадном Ленинграде! Вот почему тем, кто выжил, пережитых испытаний хватает "на всю оставшуюся жизнь".

Я - один из выживших в осажденном городе. Мне было четыре года, когда началась война. Конечно, я не берусь утверждать, что понимал все то, что происходило тогда вокруг меня. Более того, многие воспоминания только сегодня обретают свое подлинное содержание, а тогда их определял налет детской наивности. Достаточно вспомнить, как моя мама со мною и младшим братишкой перебегает в бомбоубежище через ярко освещенный двор, над углом которого висит сброшенная с немецкого самолета осветительная ракета, а я маму спрашиваю: "Мама, это что, луна?" - "Луна, сыночек, луна!" - торопливо отвечает она, только чтобы не вдаваться в мало понятные для детского ума сложные объяснения. И я замолкаю, хотя и догадываюсь, что здесь что-то не так.

Как ни был я мал, но из того нечеловеческого времени помню очень многое. Я видел, как горят стоящие рядом с нашим домом деревянные дома, как гасят зажигательные бомбы. Это было страшно. Я помню, как вздрагивала земля, а вместе с нею и люди, укрывшиеся в бомбоубежище. Помню, как зимою в убежище никто уже не спускался - не было сил, да и притерпелись уже люди с возможностью гибели. Я помню, как на крохотной кухоньке со спасительницей плитой, в которой была сожжена вся мебель из нашей квартиры, все, что могло гореть, ютились трое взрослых и четверо детей. Я помню окно, с утра до ночи затянутое шторой светомаскировки из черной плотной бумаги, нескончаемый монотонный стук метронома из черной тарелки радио. Я помню, как постоянное чувство голода перебивалось горячим кипятком с солью. Все это было.

В нашем многоквартирном пятиэтажном доме, одном из тех, что строились в конце двадцатых, начале тридцатых годов в Невском районе - на Троицком поле, в Щемиловке и вот у нас, на улице Ткачей, отличавшегося от других лишь тем, что имел форму буквы "П", от голода умерли сотни людей, не успевших эвакуироваться, вымирали целыми семьями. Только в нашем подъезде из десяти квартир довоенные жильцы сохранились в четырех. В остальных шести все вымерли поголовно. Я видел, как наша соседка по лестничной площадке с десятилетней дочерью везла по двору на детских санках тело мужа. Не на кладбище - туда им было бы не дойти, а в приспособленную для складирования мертвых кладовую, где до войны дворники близлежащих домов хранили лопаты, метлы и другой инвентарь. Страшное это дело - война и блокада.

 

ВЫПУСКНИКИ ВОЕНМЕХА – ФРОНТУ

Самоходные артиллерийские установки на базе танка Т-34

Широко известны роль и значение на полях сражений лучшего среднего танка времен второй мировой войны – отечественного танка Т-34. Известны и заслуги выдающихся конструкторов артиллерийских систем И.И. Иванова и Ф.Ф. Петрова, имена которых связаны с Военмехом, в перевооружении танка 85-мм пушками.

Танк Т-34 послужил также основой для создания нового вида оружия — самоходных артиллерийских установок (САУ) СУ-122, СУ-85 и СУ-100, принятых на вооружение в 1942 — 1944 годах и зарекомендовавших себя как отличные боевые машины. А САУ СУ-100, по признанию специалистов, была одной из лучших САУ второй мировой войны. Главным конструктором этих боевых машин явился выпускник Военмеха 1932 года (первый выпуск инженеров), выдающийся конструктор артиллерийских систем, полковник-инженер, дважды лауреат Государственной премии СССР Лев Израилевич Горлицкий, ушедший из жизни 2 ноября 2003 г. в возрасте 97 лет

Необходимость создания отечественных САУ как боевых машин нового типа, которые могли иметь более мощное артиллерийское вооружение по сравнению с танками, была предопределена в противостоянии брони и снаряда в ходе Великой Отечественной войны. В октябре 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) постановил начать работы по созданию САУ на базе освоенных промышленностью среднего и легкого танков. Задание предусматривало создание САУ двух типов: САУ с 122-мм гаубицей (СУ-122) на базе танка Т-34, предназначенных для поддержки и сопровождения танков и бронированных как танк Т-34, и САУ легкобронированных с 76-мм пушкой на базе танка Т-70, предназначенных для непосредственной огневой поддержки пехоты.

Создание самоходной артиллерийской установки СУ-122 было поручено специальному конструкторскому бюро (СКБ) Уралмашзавода, которым с начала 1942 г. руководил Л.И. Горлицкий.

К 1942 г. Л.И. Горлицкий имел за плечами богатый опыт проведения конструкторских разработок и руководства творческими коллективами. С 1936 г. по 1939 г. он возглавлял артиллерийское конструкторское бюро завода №7 имени М.В. Фрунзе в Ленинграде (ныне завод "Арсенал"). С начала 1940 г. до октября 1941 г. Л.И. Горлицкий являлся главным конструктором Кировского завода по артиллерийскому производству и начальником артиллерийского КБ.

СУ-122 - первенец семейства САУ на базе танка Т-34

СУ-122, предназначавшаяся в первую очередь для огневой поддержки танков, явилась первенцем целого семейства САУ на базе танка Т-34.

Установка на шасси танка 122 мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 г. потребовала увеличения пространства под боевое отделение, что определило применение вместо вращающейся башни рубки, выполненной заодно с корпусом. При создании САУ использовалась не только качающаяся часть гаубицы, но и ее верхний станок. Для укрытия выступающих из амбразуры рубки накатника и корытообразной люльки была разработана подвижная бронировка.

Диапазон углов горизонтального наведения орудия составлял 10 градусов, вертикального - от -3 до + 26 градусов. Установка имела массу 30,9 т.

В декабре 1942 г. после успешных испытаний САУ СУ-122 была принята к серийному производству. А в конце декабря 1942 г. первые 25 установок были изготовлены на Уралмашзаводе и отправлены на Волховский фронт, где прошли боевое крещение во время прорыва блокады Ленинграда.

Л.И. Горлицкий зимой 1943 г. работал в составе правительственной комиссии, созданной для наблюдения за эксплуатацией в боевых условиях СУ-122. Новые боевые машины проявили универсальность при решении широкого комплекса боевых задач -- обеспечивали огневую поддержку не только танкам, но и пехоте -- и заслужили высокую оценку фронтовиков.

За создание нового вида артиллерийского вооружения - САУ СУ-122 -- главному конструктору Л.И. Горлицкому и ведущему конструктору Н.В. Курину в 1943 г. была присуждена Государственная премия СССР.

САУ СУ-85 - на пути к совершенству

Постановлением ГКО от 5 мая 1943 г. СКБ Уралмашзавода было поручено создать САУ с 85-мм пушкой. Пушка Д5-85С для вооружения САУ была создана в КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова.

В пушке Д5-85С были применены унитарный патрон от 85-мм зенитной пушки образца 1939 г. с высокими баллистическими характеристиками и полуавтоматический клиновой затвор.

Впервые артиллерийское орудие разрабатывалось специально для установки в самоходе. Обойменная люлька и короткая длина отката ствола учитывали ограничения размеров боевого отделения. Орудие Д5-85С было самоуравновешено в цапфах рамки, выполнявшей роль верхнего станка. Уже не требовалась больших габаритов тяжелая бронировка для того, чтобы закрыть амбразуру в наклонном листе корпуса.

Таким образом, за счет совершенствования конструкции орудия и компоновки САУ появились возможности более рационально использовать боевое отделение, создать наибольший рабочий объем для заряжающего.

В начале сентября 1943 г. Уралмашзавод отправил на фронт первые эшелоны САУ СУ-85. Эта установка оставалась основным средством борьбы с танками противника и непосредственной поддержки своих танков до появления САУ СУ-100. Всего было выпущено 2650 САУ СУ-85.

САУ СУ-100 - "истребитель танков"

Появление на фронтах Великой Отечественной войны новых танков противника потребовало повысить огневую мощь САУ. С этой целью была создана САУ СУ-100.

САУ СУ-100 с 100-мм пушкой Д10С была принята на вооружение решением ГКО от 3 июля 1944 г. В задачи СУ-100 входили: непосредственная поддержка атакующих танков на поле боя, борьба с тяжелыми танками противника и подавление его противотанковых средств.

Пушка Д10С была создана в КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова. Ее баллистика была одинакова с баллистикой отечественной морской зенитной 100-мм пушки (вес снаряда 15 кг, начальная скорость снаряда 900 м/сек). Бронебойный снаряд пушки с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной 160 мм.

Полуавтоматический клиновой затвор, удобное размещение пушки в боевом отделении и унитарный патрон позволили обеспечить скорострельность до 6…7 выстрелов в минуту. Первый вариант пушек Д10С изготовлялся с уравновешивающим механизмом. В дальнейшем была решена задача самоуравновешивания пушки на цапфах рамки. Пушке присвоили индекс Д10СУ (уравновешенная).

САУ СУ-100 по компоновке напоминала САУ СУ-85. Диапазон углов горизонтального наведения пушки составлял 16 градусов, возвышения - от - 3 до + 20 градусов. Боевая масса установки составляла 31,6 т.

СУ-100 оказалась очень удачной боевой машиной. Тактико-технические характеристики установки были выше характеристик новых танковых и противотанковых орудий немецко-фашистской армии.

За разработку САУ СУ-100 Государственной премии СССР были удостоены Л.И. Горлицкий, А.Л. Кизима, С.И. Самойлов, А.Н. Булашев, В.Н. Сидоренко.

Выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-100 продолжался до 1948 года.

Все САУ на базе танка Т-34 были бронированы как танк Т-34 (броня 45 -- 75 мм), не уступали ему и в маневренности, имели прекрасную проходимость, развивали максимальную скорость 55 км/час, могли вести стрельбу с закрытых позиций.

Поступление на вооружение установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100 пришлось по времени на переломный и завершающий этапы Великой Отечественной войны. Выпуск САУ на базе танка Т-34 за годы войны составил 6 тысяч. Они принимали участие в боевых действиях на всех фронтах.

Старший преподаватель кафедры Е1 Сергей КУДРЯВЦЕВ

ОНИ ВОЗРОЖДАЛИ ЛЕНИНГРАД

Яркой страницей в истории Ленинграда остался трудовой подвиг, который совершили ленинградцы, восстанавливая родной город после 900 дней вражеской блокады. За это время было разрушено 840 и повреждено более 3 тыс. зданий предприятий промышленности. Город потерял около 5 млн. квадратных метров жилья.

Восстановление Ленинграда началось уже в условиях войны, когда город после прорыва блокады в 1943 г. получил связь со страной по железной дороге. 29 марта 1944 г. ГКО, после разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом, принял постановление "О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 г.".

Трудящиеся города, охваченные высоким патриотическим подъемом, приняли массовое участие в восстановлении заводов и фабрик, жилых и общественных зданий. Только в 1944 - начале 1945 г. ленинградцы отработали на восстановлении города свыше 35 млн. человеко-часов. Было восстановлено более 1,5 млн. квадратных метров жилой площади, введены в строй здания 196 школ, 343 детских сада и т.д.

Однако, для полного восстановления промышленности и коммунального хозяйства, проведения реставрационных работ дополнительно требовались рабочие по многим специальностям. С этой целью возобновили работу ремесленные училища (РУ) и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Для обучения в них привлекались юноши и девушки, вчерашние школьники, воспитанники детских домов, а также подростки из сел и деревень Воронежской, Калининской и других областей.

Мне довелось после демобилизации из армии в 1945 г. по заданию Горкома ВЛКСМ возглавить комсомольскую организацию школы ФЗО № 25. О ней и будет мой рассказ.

Школа ФЗО № 25 на 315 учащихся была создана в июле 1944 г. Она готовила каменщиков, штукатуров, моляров, жестянщиков, печников, арматурщиков, кровельщиков, слесарей-водопроводчиков, сантехников, которые теоретическое обучение проходили в учебных классах, а производственное обучение непосредственно на стройплощадках. Окончившие школу направлялись на работу в строительно-монтажный трест "Ленстанкострой" на восстановление машиностроительных заводов. Если в июне 1944 г. (первый выпуск) в трест прибыло из школы ФЗО 97 рабочих-строителей, то через год школа дала производству 173 квалифицированных рабочих. Они восстанавливали разрушенные во время войны корпуса заводов: Невского машиностроительного им. В.И. Ленина, Станкостроительного им. Я.М. Свердлова, Адмиралтейского судостроительного, гиганта электромашиностроения - "Электросилы" им. С.М. Кирова и др.

Вместе с мастерами и воспитателями учащиеся школы в свободное от занятий время участвовали в ремонтных работах по окраске фасадов домов, в восстановлении в них отопления, в благоустройстве и озелени парков, садов и скверов на территории Дзержинского района. Они засыпали щели для укрытия населения во время бомбежки, вырытые во время войны на Марсовом поле и в Летнем саду, сажали деревья и кустарники, разбивали клумбы. Только в 1946 г. коллектив школы ФЗО № 25 отработал на восстановлении городского хозяйства 106700 человеко-часов.

В школе проводилась большая воспитательная работа среди учащихся после учебного и трудового дня. Мы рассказывали о рабочем классе Ленинграда, о красоте нашего города, его улиц, проспектов и набережных, о том, какой ущерб нанесен городу фашистами. Приводились примеры мужества и стойкости ленинградцев, говорилось о том, что наши послевоенные трудности не идут ни в какое сравнение с тем, что перенесли их сверстники в дни блокады. На заработанные деньги ребята покупали билеты в театры, музеи. Все это было для них большим праздником. Они гордились тем, что участвуют в восстановлении Ленинграда, любимого всем советским народом. Многие выпускники школы навсегда связали свою судьбу с городом, приняли эстафету славных традиций старшего поколения и пополнили кадры строительных организаций. Их руками были восстановлены заводы и построены новые кварталы на Малой Охте, за Невской заставой, на Московском проспекте.

В целом ремесленные училища и школы ФЗО города в послевоенные годы явились главным источником пополнения рабочего класса на промышленных предприятиях и в строительных организациях. Они внесли значительный вклад в возрождение Ленинграда.

Иван ВИНОГРАДОВ, профессор кафедры истории

С декабря по март я из-за цинги и истощения не мог встать на ноги. Я лежал в своей детской кроватке и с завистью смотрел на младшего братишку, продержавшегося на ногах всю самую страшную первую зиму. Дистрофия сердца - вот диагноз, дававшийся многим из тех, кто не пережил и кто пережил блокаду. Этот диагноз относился в полной мере ко мне. Так было. Было и другое во время войны, были другие, без совести и чести, кто сумел приспособиться и даже нажиться на всеобщей беде, но не о них речь.

Вряд ли кто-нибудь из сегодняшней молодежи слышал такие слова, как "дуранда", "мурцовка", пробовал студень из столярного клея, дрожжевой суп или ел просто жареные дрожжи, видел 125 граммов блокадного хлеба - пайку, которую получали дети и иждивенцы и к которой больше, практически, ничего не выдавалось. Тем более, думаю, что никому не приходилось есть котлеты из лебеды - преотвратное, скажу вам, кушанье. Правда, может быть, кто-нибудь и знает, каковы щи из крапивы. Но лебеда и крапива вырастают только в середине весны. Значит, это уже был май 1942 года и это была надежда на то, что город и его люди выжили и будут жить и жить.

В первую блокадную зиму в наш дом попали две бомбы. И еще одна, возле нашей парадной, когда моя мама с нами, детьми, спускалась по лестнице в бомбоубежище. К счастью, бомба не разорвалась. Воспоминания об этом времени то и дело рождают во мне стихотворные строки. Вот самые свежие:

Мамочка, мама, страшно-то как:
на небе луны зло взирающий зрак,
усмешка жестока, уста холодны
у этой такой незнакомой луны.

Зачем же сирена
так громко ревет?
Куда, на ночь глядя,
летит самолет?
И что он роняет, и чей это вой...
он рядом, над самой уже головой?

С чего ходуном заходила земля?
О, мама, родная,
ты слышишь меня?
Луна угасает - плохой это знак,
о, мама, мамулечка,
страшно-то как!

Так было в блокадном Ленинграде. Все, что связано с этим временем, вспоминать тяжело. Приятнее вспоминать то, что проще и легче. Мне довелось видеть и нечто радостное: как еще в самом начале блокады был сбит зенитным огнем немецкий самолет. Еще более радостным было видеть, как, после Победы, шли маршем по проспекту Володарского, ныне это проспект Обуховской обороны, в ознаменование славы советского человека и советского оружия офицеры и солдаты, мужчины и женщины, взрослые и дети героических полков Ленинградского фронта. Мне довелось видеть немецких военнопленных, которых водили под конвоем на работу и с работы мимо нашего дома, а мы, ребятишки, их дразнили: "Айн, цвай, драй, фриц, не отставай, автомат держи на пузе, кнопку нажимай!" Глупая дразнилка. Во-первых, эти "фрицы" свое отвоевали. А во-вторых, не дай бог, чтобы в руках некоторых из них оказался автомат с кнопкой или без нее, но с полным рожком. 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 годы знаменательны для Санкт-Петербурга тем, что они связаны с 60-летием важнейших событий, связанных с жизнью и борьбой этого города за свое освобождение во время блокады, ставших в истории Великой Отечественной войны славными страницами несгибаемости советских людей. Да и не только в истории этой войны, но и во всей истории человечества, ибо не было на Земле еще такого случая, чтобы окруженный многомиллионный город, лишенный тепла и продовольствия, выстоял и победил.

Владимир ЧИЖОВ

 


27 января состоялось торжественное собрание, посвященное 60-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. О ходе военной операции по разгрому фашистских войск, стоящих плотным кольцом у стен нашего города, рассказал проректор по работе УМО и ВО Ю.Ветров. Ректор университета О. Ипатов тепло поздравил собравшихся с памятной датой, пожелал ветеранам-блокадникам счастья, здоровья и оптимизма. О своем боевом пути рассказал участник двух прорывов блокады Ленинграда доцент К. Халилуллин. Свои стихи, посвященные блокадному детству, прочитал В. Чижов. Участники собрания под звуки метронома почтили минутой молчания память павших героев Великой Отечетственной войны. Были возложены цветы к памятной доске, прикрепленной к двери аудитории, где в трудные годы блокады жили студенты и преподаватели Военмеха. Ветераны посетили музей университета, где была развернута выставка картин К. Ильченко, посвященная блокадному Ленинграду.




На снимках: 1- в зале торжественного собрания; 2 - с докладом выступает Ю. Ветров; 3 - президиум собрания; 4 - в музее университета профессора И. Ткалин (слева) и Е. Кульков; 5 - участники собрания Л. Власов и М. Колбасова

Фото Сергея ЕМЕЛЬЯНОВА

ПИСЬМО В НОМЕР

ПАМЯТЬ ЖИВА

Мой брат, Федор Михайлович Остапенко, в 1940 году, когда началась советско-финляндская война, в числе первой пятерки студентов-добровольцев отправился на фронт. Но на последнем этапе отбора его и Игоря Руженцева (окончивших уже три курса, кроме того, они были близорукими и носили очки) направили преподавателями в школу юнг (кажется, она была на Соловецких островах). Затем его морская служба продолжалась в торпедных мастерских г. Мурманска.

Служба на флоте была недолгой, вернулся в институт, проучился год и тут вновь Великая Отечественная война.

Теперь брат служил уже в полковой разведке. Ему пришлось познать горечь отступления, до победы он не дожил, погиб в 1943 году под Витебском. Наша семья, особенно мама, тяжело переживали его гибель. Мама почти ежегодно ездила к нему на братскую могилу, иногда ездила я с сыном и внуком.

Но когда в Военно-Механическом институте (сейчас Балтийский технический университет) установили мраморные мемориальные доски добровольцам преподавателям, сотрудникам и студентам, погибшим в двух войнах, - это было событие.

Заслуга, что выполнена такая большая работа по увековечению памяти, принадлежала администрации, сотрудникам института и Совету ветеранов Великой Отечественной войны, который долгие годы возглавлял Смирнов Леонид Иванович, к сожалению, уже ушедший из жизни.

Мы, кто потерял близких на войне, высоко оценили их труд, принесший нам моральное удовлетворение.

Я со своими внуками приходила поклониться памяти тех, кто, не щадя жизни, защищал Родину.

Еще не одно поколение студентов Военмеха узнает, сколько жизней за Победу в Великой Отечественной войне отдано студентами и преподавателями их родного университета.

Е. СОЛЯНИК

Часть 2

На главную