К 75-летию ВОЕНМЕХА

ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ

Продолжая разговор о династиях выпускников Военмеха, хочется вспомнить династию Пахомовых. Это Геннадий Петрович Пахомов (1921 г. рожд.), супруги Станислав Петрович Пахомов (1925 г. рожд.) и Лидия Порфирьевна Пахомова - выпускники ЛВМИ 1949 года, группа 105, факультет "Е" "Артиллерийские системы и установки".

В беседе с Геннадием Петровичем прослеживается судьба выпускников послевоенного времени.

Старшему брату Геннадию Петровичу выпали все испытания поколения, прошедшего тяжелые военные будни Великой Отечественной войны. Вначале его служба проходила в Ржевском авиагарнизоне, затем в числе десяти добровольцев старший Пахомов был направлен в район Кунцево на правительственные дачи. Там собирали и готовили бойцов для партизанских отрядов. Геннадий Петрович вошел в состав группы партизан под командованием В.В. Жабо. Под непосредственным руководством Г.К. Жукова в числе 300 партизан участвовал в дерзкой операции под кодовым названием "Шторм". После двухчасовой операции партизанами были уничтожены 600 гитлеровцев (из 2000, по данным разведки), более ста автомашин, четыре танка, бронетранспортер, радиостанция, узел связи, склад с горючим, подорван обоз с боеприпасами. В боевой операции погибли 18 партизан, 8 ранено.

В штабе захватили оперативные карты, шифры, коды радиопереговоров. Все это было передано в штаб генерала Г.К. Жукова.

Операция сорвала наступление 12-го армейского корпуса вермахта, что позволило нашему командованию выиграть дополнительное время для подготовки контрнаступления, начатого 5-6 декабря 1941 года. Противник с большими потерями отступил на 100-250 км от Москвы.

После партизанской операции Геннадий Петрович участвовал в контрнаступлении, но уже в огнеметной роте на Западном фронте.

Позже его направили в военное училище, но по болезни пришлось демобилизоваться. В 1944 году  Геннадий Петрович поступил в ЛВМИ. Получив диплом, работал военпредом морского флота до 1956 года, затем до выхода на пенсию в 1987 году работал инженером на Уралмаше.

Боевой путь Геннадия Петровича отмечен орденом "Красная звезда" и орденом "Отечественной войны" II степени, 14 медалями. Гордость Геннадия Петровича - особый нагрудный знак - "Участник партизанской борьбы Подмосковья".

Интересна судьба и младшего брата Геннадия Петровича - Станислава Петровича Пахомова.

Станислав Петрович в 1941 году поступает в Молотовский авиационный техникум, заканчивает его в 1943 году, а в 1944 году поступает в ЛВМИ (в городе Молотове). Затем, с возвращением института в Ленинград, продолжает учебу в Военмехе. Здесь он встретил свою будущую жену, вместе с которой прошел долгий жизненный путь, верно служа своему Отечеству. После окончания института Станислава Петровича распределяют на Усть-Каменский завод им. С.М. Кирова инженером-конструктором.

В чине инженера-подполковника С.П. Пахомов закончил службу в 1977 году. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

За добросовестный труд Станислав Петрович награжден 14 медалями, среди которых медаль "Ветеран Вооруженных сил" и медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.". Свои награды С.П. Пахомов передал в дар музею Военмеха.

Его супруга Лидия Порфирьевна разделила судьбу мужа. И в горе и в радости они всегда были вместе. До последнего времени она работала в КБСМ начальником сектора технической документации. У них есть дочь и внучка.

Династия Пахомовых, выпускников ЛВМИ 1949 года, как и многие военмеховцы, окончившие институт, внесла свой вклад в победу над фашистами в Великой Отечественной войне и в последующее восстановление и развитие ВПК.

Светлана КУЗЬМИНА, хранитель фонда музея


Геннадий Петрович Пахомов


Лидия Порфирьевна и Станислав Петрович Пахомовы


ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

В ноябре 2006 года кафедра "Ракетостроение" отметила свое 60 - летие. Ассоциация выпускников Военмеха не могла обойти стороной это событие и подготовила к изданию набор открыток "Санкт-Петербург — колыбель отечественного ракетостроения", в котором несколько листов содержали материал, посвященный кафедре № 1, созданной в 1946 году. В процессе подготовки материала Ассоциация задалась целью найти фотографию первого выпуска кафедры, и эта задача была решена. Фотографию 806 группы прислала дочь Л.В. Фокановой (на фото 4-я слева в 1-м ряду) из г. Днепропетровска. О тех, кто на ней изображен, мы ничего не знали. Поэтому под фотографией, размещенной на листе № 6 набора открыток, о котором говорилось выше, была сделана подпись: "1946. Одна из групп первого набора кафедры ракетостроения (гр. 806)".

 На юбилейных мероприятиях  кафедры "Ракетостроение" присутствовал И.И. Щукин (на фото 5-й слева во 2-м ряду), который по окончании института был распределен в г. Днепропетровск. 54 года трудовой деятельности Игоря Исаевича связаны с заводом и КБ "Южное" по созданию пневмогидравлических систем ракет, с разработкой ПУ и наземного оборудования РК, средств и методов их испытаний.

Всех, кто изображен на фотографии, И.И. Щукин не смог назвать, но посоветовал обратиться к выпускнику 806 группы М.М. Коноваеву, который отсутствовал в городе в день фотографирования группы. Коноваев Михаил Михайлович с 1958 года работает в ГНПП "Базальт" г. Красноармейска Московской области и является специалистом по разработке и созданию выстрелов к артиллерийским орудиям, гранатометам и минометам. М.М. Коноваев  — Лауреат Государственной премии (1982 г.), Лучший конструктор Минмаша СССР (1977 г.) в последнее время активно сотрудничает с нашей газетой. Он, получив фотографию 806 группы, уточнил сведения, полученные нами от И.И. Щукина. Таким образом безымянная фотография в буквальном смысле "заговорила". Краткие биографии 13 выпускников 806 группы будут напечатаны в Энциклопедии Военмеха, которая готовится Ассоциацией к изданию в этом году. Через газету мы обращаемся к читателям с просьбой дать информацию о тех, кто изображен на фотографии и о ком мы не знаем. Это: Хуторецкий Семен, Калицкий Евгений, Соловьев Владимир, Пуртов Альберт, Фишер Юрий, Озернов Гелий.

Наш адрес и телефон: 190005, Санкт - Петербург, ул. 1-я Красноармейская, дом 1;
тел./факс: (8-812) 251-26-20.

Михаил Трибель, главный специалист Ассоциации выпускников Военмеха

На снимке:

Выпуск 1952 года. ЛВМИ, факультет "Реактивное вооружение", кафедра ракетостроения, группа № 806. Сидят (слева направо): Соловьев Владимир, Ершов Евгений, Пуртов Альберт, Фоканова Лидия, Фишер Юрий, Озернов Гелий, Остапенко Виктор; стоят: Райзберг Борис, Барыбин Олег, Шашкин Владимир, Бурлов Валентин, Щукин Игорь, Аруев Игорь, Данишевский Абрам, Дорожкин Нил, Зенченко Владимир, Калицкий Евгений, Юдин Николай.


И.И. Щукин, 2006 г.


М.М. Коноваев, 1982 г.


ВОЕНМЕХОВЦЫ!

Преподаватели, сотрудники университета и его выпускники!

Ассоциация выпускников Военмеха продолжает работу по сбору информации (биографических справок) о выпускниках, преподавателях и служащих Военмеха с целью издания сборника в юбилейном 2007 году. Мы обращаемся ко всем сотрудникам университета и его выпускникам — предоставьте нам Ваши биографические справки.

Мы исходим из того, что не только известные ученые, конструкторы, руководители предприятий и государственных структур, банкиры и крупные бизнесмены, но и все, кто честно и добросовестно трудится (трудился) на благо нашей Родины, должны быть упомянуты в нашем сборнике.

Уважаемые выпускники! Ваши учителя хотят знать, как сложилась Ваша жизнь после окончания Военмеха, где и чем занимаетесь.

Уважаемые учителя! Ваши ученики хотят знать, как сложилась Ваша жизнь, каких успехов Вы достигли в деле подготовки новых поколений специалистов.

Пусть этот сборник будет нашим общим отчетом перед Военмехом в год его 75-летия.

Некоммерческое партнерство "Ассоциация выпускников Военмеха"

Тел. 251-26-20,
E-mail: voenmeh75@mail.ru

Основное содержание биографической справки:

1.      Фамилия, имя, отчество.
2.      Число, месяц, год рождения (смерти).
3.      Специалист в области…
4.      Награды, звания, ученые степени, членство в академиях.
5.      Когда и какое учебное заведение закончили.
6.      Где, когда и кем работали, какими вопросами занимались.
7.      Сколько научных трудов и изобретений имеете.

К биографической справке просьба приложить Вашу фотографию.


С ПЛАНЕТОХОДОМ ПО ПЛАНЕТАМ

(Окончание. Начало в №№ 7,8,9)


Игорь Болховитинов, доцент кафедры М1, к.т.н. старший научный сотрудник,
член-корреспондент Космической академии наук им. К.Э. Циолковского

ЭПИЛОГ

Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный,
безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет…

                               А.С. Пушкин. (Борис Годунов)

Отложим все дела и унесемся на машине времени Герберта Уэллса лет на сто вперед. Как раз попали на заседание технического совета. Обсуждался вопрос освоения и индустриализации планет Солнечной Системы. Председатель сделал вступительный доклад минут на 45 о текущем состоянии вопроса по обсуждаемой теме. Метод устного произнесения доклада не изжил себя, т.к. был нагляден, эмоционален и вызывал соответствующую реакцию зала, по которой можно было оценить эффект от полученной информации, отраженным на экране цветным энергетическим полем собрания.

Основные тезисы доклада.

Настоящий этап развития проблемы освоения планет и их индустриализации прошел путь от первого посещения человеком и планетоходами Луны и Марса до создания там первых экспериментальных баз, космических промышленных лабораторий, первых промышленных предприятий - заводов по переработке местного сырья и фабрик по изготовлению продукции из этого сырья.

Развитие транспорта за последние 100 - 150 лет заметно продвинулось. Организовано регулярное сообщение с Луной и Марсом. Расписание полетов на Луну стало похожим на отживающее свой век железнодорожное расписание.

Наша технология позволила изготавливать планетоходы третьего поколения, на лунных и марсианских заводах - из местных ресурсов. Если планетоходы первого поколения были громоздки, ползали по поверхности на ощупь, с черепашьей скоростью, то современные роверы, передвигаясь по проложенным магистралям шоссейных дорог, не отличаются качественно от земного автомобильного транспорта. Планетоходы могут выполнять научные и поисковые работы, строительные, ремонтные, а также быть комфортным пассажирским и грузовым транспортом и управляться, как человеком, так и в автопилотном режиме. При движении по бездорожью имеется возможность кратковременно перелетать через трудные участки пути.

На Луне и Марсе созданы оранжереи и животноводческие фермы со специальным микроклиматом. В оранжереях выращивается сельскохозяйственная продукция. Организацию работ на этих хозяйственных фермах ведет автоматизированный сервисный комплекс. Вода на Марсе добывается из "подземных" грунтовых источников. На Луне воду приходится синтезировать химическим путем, при этом водород в больших количествах приходится доставлять с Земли.

Энергия для развития и функционирования техники, в частности, для планетоходов, передается с помощью ядерных реакторов и дистанционно от Солнца. Мы научились использовать солнечную энергию, концентрируя ее с помощью специальных рефлекторов в солнечных аккумуляторах и дистанционно передавая ее для зарядки местных источников питания. Наконец мы избавились от громоздких солнечных батарей.

Создаются крытые и "подземные" поселения со своей инфраструктурой и внутренним транспортом.

Проблема механических испытаний техники остается прежней, заимствованной с земного стендового оборудования. Но некоторые испытания отпадают, т.к. проводятся в естественных местных условиях. Отказ в ряде случаев от термовакуумных, гравитационных, радиационных и некоторых других видов испытаний позволил освободиться от дорогостоящих и громоздких стендов.

Один день совещания был посвящен перспективам развития планетоходостроения. На Луне питание двигатели получают в основном от сконцентрированной солнечной энергии. На Марсе также используются солнечные аккумуляторы. Частично для работы двигателей используют радиоизотопные термо-электрогенераторы (РИТЭГи). Сложней всего осваивается венероходная техника. Здесь используется термо-баро-газовый эффект. Двигательные установки заключены в герметичный корпус, представляющий собой сосуд Дьюара с азотными хладагентами с существенно пониженными по сравнению с внешней средой давлением и температурой. За счет этой разницы создается энергия. Пар, выработанный из рабочего химического вещества, воздействует на паровую турбину и циркулирует по замкнутому контуру. Таким образом, используется энергия естественной внешней среды Венеры.

На планетоходах в качестве главной командно-информационной системы используется информационно управляющая телевизионная система технического зрения (ИУ-ТСТЗ), которая позволяет видеть на значительные расстояния, оценивать транспортную обстановку и принимать управляющие решения в режиме реального времени. Специальная видеоаппаратура может также оценить физико-механические, гранулометрические и даже минералогические свойства грунта. Это достигается трехразмерным анализом определенной области поверхности по альбедо, степени поляризации и цвету. На венероходах качественный анализ грунтово-рельефной обстановки проводится системой эхолотов.

По завершении совещания был устроен банкет, который, в принципе, проходил по той же схеме, что и сто, а может быть и тысячу лет назад, как в Руслане и Людмиле:

"Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям".

Один из выставленных стендов посвящался истории развития первых планетоходов. Приблизительные выдержки из этого стенда привожу по памяти.

Дедал и Икар.

Вначале было слово. Никто не знал, на каком языке оно было произнесено. Спустя много тысячелетий появилось дело. Греческий мастер на все руки Дедал смастерил крылья себе и сыну Икару, склеив перья воском — очень сомнительным материалом для летательных аппаратов. Икар взлетел слишком высоко, и солнечные лучи растопили воск, хотя наверху было очень холодно. Икар упал в Черное море, которое поначалу назвали Икарским.

Циолковский.

Прошло много столетий, и опять прозвучало слово. На этот раз оно было произнесено на русском языке, и произнес его Циолковский - глуховатый учитель физики в провинциальной школе. Поскольку он был глухой, все нападки на его сумасбродные идеи оставались без ответов - мудрейший способ сохранить идеи в чистоте. И пусть смеются над гениальными чудачествами старика, найдутся и те, кто, прислушавшись к нему, подумают: "а вдруг чего получится". Из таких любителей-энтузиастов сколотились две группировки учеников: "Газодинамическая Лаборатория" и "Группа Изучения Реактивного Движения" (ГДЛ и ГИРД).

Королев.

Одним из учеников Циолковского был С.П. Королев. Он очень старался, за что был замечен и посажен в туполевскую шарагу (творческая тюрьма), куда сажали самых одаренных специалистов. Но там он подолгу не засиживался и всегда находил минутку, а то и часок, полетать на планере. Но самым любимым делом для него было запускать ракеты на дальность. Когда он запустил первых собак, а затем и первых людей в космос, ему вдруг пришла в голову мысль: "а не послать ли все это к… Луне?". Слово не воробей — вылетит, не поймаешь. Пришлось Королеву искать того, кто более или менее разбирается в путешествиях по Луне. "Броня крепка и танки наши быстры", - вспомнилась ему боевая песня, и он позвал тогда главного танкиста В.С. Старовойтова.

Старовойтов.

Старовойтов в то время был директором танкового института и построил дворцово-производственный комплекс в лесу, чтобы никто не догадался, что это очень секретный объект. И хотя все знали, что здесь делают танки, все хранили эти знания в секрете. Королев спросил Старовойтова напрямик: "Хочешь сделать луноход?". Старовойтов чувствовал, что кувалдой, главным рабочим инструментом танкистов, луноход не слепишь, нужны крепкие руки, тонкий нюх, пинцет, белые халаты и медицинские весы. Поэтому он собрал цветник из специалистов, посоветовался с ними и дал Королеву добро, т.е. согласился.

Кемурджиан.

Центральным цветком в цветнике был А.Л. Кемурджиан. Чем он только не увлекался в молодости. Еще недорослем он прошел войну, потом закончил с отличием Московское Высшее Техническое Училище, много раз выходил по жизни битым. Но, поскольку он был артистом, диктором армянского радио и вообще эрудитом, он знал высказывание древнегреческого философа Горгия: "Обманывающий поступает лучше того, кто не обманывает, а обманутый - мудрее того, кто не обманут". Он чувствовал справедливость первой части высказывания и старался обойти вторую часть, что, однако, не всегда удавалось. Сколотив дружину человек из 50, он ввел военную дисциплину и повелел своим дружинникам быстренько организовать лаборатории, с умом оборудовать рабочие места, наладить испытательные средства еще не задуманной конструкции, а главное - это реклама, двигатель прогресса. "В этом деле мне нужны верные люди". И началась драка за верных людей.

Сологуб.

П.С. Сологуб знал, что никакие проблемы без него качественно не могут быть решены. Он, как в бою, сходу брал любые высотки, махал шашкой по сомнительным идеям, откладывая из собранных трофеев золотой запас. В его когорту входили спорщики-крикуны, сомневалы, заводилы.… Все были молоды и умели погорланить. После совещаний, обессиленные и охрипшие, собирались дотемна играть в дворовый футбол. На творческих банкетах Сологуб был великодушен. Сологуб был гениальным организатором побед и поражений, которые он с ловкостью обращал в победы. Он создал свою  галерную команду, которой управлял с высоты своего авторитета.

Создание лунохода в СССР.

СССР ­- это нечто подобное древнегреческому мегаполису, только не в масштабах города, а в масштабах государства. В 20-м веке было такое объединение пятнадцати государств и называлось оно Союзом Советских Социалистических Государств. И хотя социализма там не наблюдалось, но союз, т.е. объединение, было. Поэтому это объединение для краткости называли Советами.

Навалились гурьбой и стали делать луноход. Поговаривали, что это совсем не луноход, а только то, на чем он будет ездить. Но это был луноход, т.к. поставь хоть корыто на то, на чем ездят по Луне, все равно это будет луноход. И этого тоже вслух не говорили, т.к. работа была очень секретная. Согласитесь, какой же дурак будет готовить подарок всему миру, заранее раскрыв секрет? Поэтому будущий луноход называли секретным именем: то "Шаром", то "Е-восьмым", а в настенной печати - просто "Телегой". Иногда промежуточные победы отмечали пламенными и восхваляющими речами, но так как эти речи были очень секретны, то, естественно, никто их не слышал. Были моменты, когда вспыхивали скандалы, и, как писал Менахем Мендл своей супруге: "Дело доходило до пощечин, т.е. один из нас уже получил пощечину". Но без этого большое дело не рождается. Так схлестнулись гусеничники с колесниками. Дело доходило… ... и т.д.

Наконец, луноход был готов к испытаниям. Стали его мять и ломать, трясти и кидать на бетонный пол.  Поместили его в безвоздушную морозную камеру, где ни один микроб не выживет. Одна группа злорадно стремилась его доконать, а другая молча смотрела на эти зверские пытки и с надеждой утирала пот. Работали днем и ночью, как палачи-хирурги в белых халатах. Рядом — раскладушки, чтобы часок-другой поспать.

Все. Луноход готов. Упаковали. Повезли. Привезли. Поместили в ракету и выстрелили. И… упали во чисто поле. Сняли шапки, поклонились покойнику и — домой, готовить следующий луноход.

Второй луноход назвали первым, т.к. первый запуск скрыли, хотя и знали, что шила в мешке не утаишь.

Что же собой представлял первый луноход? Это сооружение по виду напоминало большую кастрюлю с крышкой, в которой можно было разместить двух космонавтов, всю информационно-управляющую  автоматику, научную аппаратуру, систему жизнеобеспечения с продовольствием и атмосферой. Но тот век был больше веком железным, чем веком нейронным, поэтому места для человека в этой кастрюле не нашлось. Но главная изюминка была заложена в колеса диаметром полметра. При весе в каких-то четыре с небольшим килограмма колесо могло выдержать полутонную нагрузку. Это удивляет даже теперь, через 150 лет.

"Луноход-1" прошел по Луне 10 километров, как говорили операторы, со скоростью бешеной черепахи и встал - не хватило корма от Солнца. Потом запустили второй луноход, который прошел в три раза больший путь. Он мог бы пройти много больше, но захлебнулся лунным реголитом, засыпавшим солнечные батареи.

Луноходы США.

В то время была холодная война. В США она была более теплой, чем в СССР, т.к. территория СССР лежит в более холодных широтах. Работы по луноходу в США в основном были открыты для обозрения. Смотри, выбирай, нам это не больно-то нужно. В  то время президент Кеннеди сказал: "Что ж вы, ребята, отстаете от Советов в космосе? Надо поднажать. Вот вам куча долларов на образование, вот вторая - на науку, вот третья - на лунную программу". Он знал: не подмажешь, не поедешь. И закрутилась программа "Аполлон" под лозунгами: "Догнать и перегнать Советы по космической программе!", "Создать все условия для работы человека на Луне!". Призывные лозунги висели и на предприятиях в СССР: "Болтун - находка для шпиона", "Храни секреты, враг не дремлет".

Все же американцам пришлось поднатужиться. Ракеты они довели до ума, правда, половина при отработке сгорела. Но все старались и… догнали. И главной победой было то, что они посадили на Луну человека. Он пару раз подпрыгнул, больше ему не позволили сверху (Земля в это время была высоко в черном небе). Да и сам-то Армстронг не больно-то хотел прыгать, хоть и хотелось в проблесках сознания остаться на Луне от земных забот, но - никаких послаблений. Пора домой, в колыбель человечества. Пусть походят по Луне коллеги-астронавты.

И походили. Они прилетели со своим луноходом "Ровером". В отличие от советского лунохода, на Ровере не было всего того, что помешало бы астронавтам. Если бы об этом писал Гомер, то, наверное, он написал бы так.

"Нe было тaм многомyдрой, наyковсезнaющей aппаратyры,
Нe было хuтрозадyманных, yмноподoбных прибoров. К томy же
Нe было пoдслеповaтых в глазнuцах зрачкoв дальнозoрких,
Нe было тaм ничегo, что мешaет герoям луны проходuмцам".

Была еще у этих "луны проходимцев" тележка, которую они не катили, а переносили - всего-то 10 килограммов на руку при лунном весе.

Набрали они кучу камней и привезли на Землю. Камней было очень много, и они не знали, что с ними делать. Придется продавать. Посчитали себестоимость, но никто за такую цену камни не брал. "И чего это мы камней столько понабрали, - думали они, - Лучше бы тележку обратно, в хозяйстве она ой как пригодилась бы. Или Ровер - поместили бы в музей с надписью: "Он ходил по Луне", "Он возил астронавтов", "Руками не трогать, на земле он все равно работать не сможет, на земле ему тяжело"".

Банкет окончен. Все идут к своему транспорту. В основном это летательные аппараты: небольшие легкие аэропланы, комфортные по дизайну дельтапланы, вертолетики. Их посадочные площадки - крыши домов, оборудованные системой сигнализации и управления. Кое-кто пользуется еще автотранспортом, это франты-ретрофилы.

А мой транспорт - машина времени. Пора возвращаться. К этому времени мне не приноровиться. Ни я их не пойму, ни они меня.

Вот я и дома. Вопросы, вопросы, вопросы.… Толком не могу на них ответить: какой транспорт, что за система информации, государственная система правления, как одеваются, что едят, как там старики и дети (думаю - так же, как здесь: одни подрастают, другие вспоминают, как росли), как отдыхают, что с преступностью и т.д. Бесконечная вереница вопросов.

Но на один вопрос я ответил уверенно и точно: "Наша история, т.е. история зарождения планетоходной техники, их интересует и будет интересовать всегда. Если бы они узнали, что я тот самый создатель-эмбрион, мне бы оттуда никогда не уйти".


Игорю Сергеевичу Кузьмину было бы 70

17 февраля 2007 года исполняется 70 лет со дня рождения нашего замечательного ученого, бывшего проректора по учебной работе, доктора технических наук, профессора Игоря Сергеевича Кузьмина. Будучи студентом III курса ЛВМИ, мы встречались с ним в 1966 году на кафедре "Детали машин". В ту пору он был молодым преподавателем - очным аспирантом профессора В.Н. Кудрявцева. Однако более близкое знакомство состоялось в 1974 году, когда я работал в отраслевой лаборатории прочности и надежности после окончания института. Тогда лаборатория переживала тяжелые времена, которые усугубились трагической гибелью ее научного руководителя профессора С.М. Баранова. В этот трудный период лабораторию согласился взять под свое крыло профессор В.Н. Кудрявцев, а начальником он назначил делового, энергичного доцента кафедры И.С. Кузьмина, завоевавшего доверие своими смелыми научными разработками.

Игорь Сергеевич сразу понравился всем сотрудникам лаборатории своим вежливым отношением, чуткостью и, самое главное, своим стилем руководства. Он давал возможность каждому полностью раскрыть свой творческий потенциал, никогда не навязывал свою точку зрения по тому или иному вопросу, а стремился сделать так, чтобы сотрудник сам пришел к правильному решению. Вместе со своей лабораторией он ездил на работы в совхоз, играл в футбол, ходил на демонстрации, участвовал в мероприятиях лаборатории и кафедры. Тематика моей работы в лаборатории совпадала с научными интересами Игоря Сергеевича, это нас сблизило и в дальнейшем переросло в дружбу. Научно-исследовательские работы в лаборатории успешно выполнялись, мы завоевали доверие заказчика — разработчика современной космической техники, и это позволило И.С. Кузьмину в 1985 году защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а затем создать в БГТУ отдельную лабораторию надежности узлов космической техники. За время работы И.С. Кузьмин подготовил 11 кандидатов наук и одного доктора наук. С 1987 по 2002 годы он возглавлял кафедру "Детали машин".

В дальнейшем работы И.С. Кузьмина получили всеобщее признание: ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РФ, члена-корреспондента Международной академии высшей школы, академиков Санкт-Петербургской инженерной академии и Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Свою научную работу И.С. Кузьмин успешно совмещал с преподавательской деятельностью. Он отличался требовательным отношением к качеству лекций, лабораторных работ и наглядных пособий. Благодаря его усилиям на кафедре "Детали машин" БГТУ впервые в России открыли обучение специальности "инженер-триботехник". С 1987 по 1997 годы Игорь Сергеевич был деканом факультета прикладной механики и автоматики, а с 1997 по 2002 годы — первым проректором университета, проректором по учебной работе. Работая на этих должностях, И.С. Кузьмин завоевал всеобщее уважение своей демократичностью, внимательным отношением к проблемам студентов и сотрудникам института. К своей работе он относился очень ответственно, вникая во все детали решаемых вопросов, часто засиживаясь в своем кабинете допоздна.

В 2002 году И.С. Кузьмин скоропостижно скончался, но он навсегда останется в наших сердцах.

В.Н. РАЖИКОВ, профессор кафедры К5


ПАМЯТИ НАШИХ ТОВАРИЩЕЙ

Евгения Степановна МАКСИМЮК

Кафедра А-4 факультета "Авиа- и ракетостроение" понесла тяжелую утрату: скончалась на 88-м году жизни работавшая до последних дней старейшая сотрудница, ветеран Военмеха Евгения Степановна Максимюк. Ведущий инженер кафедры, она более 45 лет своей жизни посвятила исследованиям в интересах специальных отраслей промышленности.

Евгения Степановна обладала редкой душевной теплотой и отзывчивостью, отличалась исключительной интеллигентностью, дружелюбием, умением находить нужные слова в трудные минуты жизни коллег. Будучи прекрасным человеком, пользовалась непререкаемым авторитетом, уважением и доверием коллектива, многократно избиралась профоргом кафедры, в будущее смотрела с оптимизмом.

Светлая память о великолепной женщине-труженице Евгении Степановне Максимюк навсегда сохранится в сердцах коллег, друзей, родных и близких.

Коллектив кафедры А-4

Владимир Николаевич ЩЕРБА

Кафедра HI с прискорбием сообщает о безвременной кончине после тяжелой продолжительной болезни профессора Владимира Николаевича Щербы. После окончания института в 1975 г. он в течение четырех лет работал в НПО "Ленинец", а весь последующий путь связан с Военмехом - аспирантура, работа в НИЧ, защита в 1984 г. кандидатской диссертации, с 1990 г. - педагогическая деятельность. Владимир Николаевич принимал активное участие в научной и учебно-методической работе, являясь автором 92 печатных работ в области анализа и синтеза систем наведения и стабилизации спецобъектов.

Владимир Николаевич стоял у истоков создания технопарка в Военмехе, руководил работой ряда малых высокотехнологичных предприятий, состоял членом Совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга. С 2004 г. он являлся советником ректора и много сделал для координации деятельности университета с органами федеральной власти, организации и проведения всероссийских конференций "Проблемы и пути решения задач подготовки кадров для военно-промышленного комплекса РФ", разработки концепции развития Военмеха, в том числе научно-технологического центра "Измайловский".

Владимира Николаевича всегда выделяла кипучая энергия и мотивация, активная жизненная позиция - он плодотворно работал в профсоюзной организации, многие знают его как организатора семейного отдыха сотрудников университета в Крыму, занимался спортом, был прекрасным лыжником, не терпел праздности, его всегда окружала молодежь.

Владимир Николаевич был прекрасным семьянином, надежным другом и очень отзывчивым человеком. До последнего времени у него было множество планов, проектов и идей. Судьба оборвала его жизнь на пике творческих возможностей.

Коллектив кафедры

Борис Николаевич СОБКОЛОВ

Кафедра высшей математики с глубоким прискорбием сообщает, что 25 декабря 2006 года умер старейший преподаватель кафедры, кандидат технических наук, доцент Собколов Борис Николаевич.

Борис Николаевич "прожил" в Военмехе более пятидесяти лет. Закончив школу с золотой медалью, он в 1955 году поступил в Ленинградский Военно-механический институт, окончив его с отличием в 1961 году. В течение всего времени обучения он был одним из лучших спортсменов вуза. После окончания Военмеха Борис Николаевич был оставлен при кафедре А5, которой в то время руководил профессор И.П. Гинзбург. Он же был научным руководителем Бориса Николаевича. В 1970 году, защитив кандидатскую диссертацию, он стал работать преподавателем на кафедре высшей математики и заместителем декана вечернего факультета. Долгое время Борис Николаевич был бессменным председателем экзаменационной комиссии по математике на вступительных экзаменах в Военмех. За эти годы он разработал систему составления экзаменационных заданий, которая впоследствии легла в основу ЕГЭ по математике в средней школе.

Товарищи по работе помнят Бориса Николаевича веселым, доброжелательным, всегда улыбающимся человеком. Светлая память о нем всегда будет жить в наших сердцах.

Сотрудники кафедры высшей математики


СПОРТ

Вновь первые

9 декабря в спортивном комплексе Университета путей сообщения по программе чемпионатов вузов Санкт-Петербурга были проведены соревнования по гиревому спорту.

Сборная команда "Военмеха" по гиревому спорту традиционно успешно выступает в этих соревнованиях. За всю историю их проведения наша команда ни разу не опускалась ниже призовой тройки, а с 1998 по 2003 год она шесть раз подряд становилась победительницей в командном зачете. Поэтому третьи места, занятые в 2004-2005 годах, расценивались нами как относительная неудача. Задача вернуть звание сильнейшей среди вузовских команд Санкт-Петербурга по гиревому спорту никогда не снималась с повестки дня, поэтому наши ребята выходили на старт с четким настроем на победу. И они победили!

Команда "Военмеха" стала первой в командном первенстве. Второе место завоевали спортсмены из Аграрного университета, третье место досталось победительнице двух предыдущих чемпионатов - команде Государственного университета.

В нашей команде наиболее успешно выступили в личном зачете и, соответственно, внесли наибольший вклад в победу сборной университета следующие спортсмены: Марат Байдекенов (гр. Е 452) - I место в весовой категории до 60 кг, Сергей Карасев (гр. А423) - I  место в весовой категории до 80 кг, Александр Вдовин (гр. М142) - I место в весовой категории свыше 90 кг, Артем Черноталов (гр. Е441) - II место в весовой категории до 90 кг и Евгений Вагнер (гр. А142) - III место в весовой категории до 70 кг.

Остальные наши участники также внесли свой посильный вклад в успешное выступление сборной команды "Военмеха" по гиревому спорту.

Поздравляем с победой всех членов сборной команды университета и желаем им дальнейших успехов!

Олег ЧЕЛИЩЕВ, доцент кафедры физвоспитания и спорта


Е.В. МЕШКОВУ — 70

11 января 2007 г. исполнилось 70 лет со дня рождения профессора, заведующего кафедрой М2 "Технология конструкционных материалов и производства ракетно-космической техники" Евгения Васильевича Мешкова.

50 с лишним лет Евгений Васильевич отдал Военмеху. Еще в студенческие годы он стал активным участником НИР на открытой в 1958 году кафедре технологии ракетостроения - кафедре № 6. Это были годы, когда началось изучение нового неизвестного материала - стеклопластика. Перед группой студентов из студенческого КБ кафедры была поставлена очень сложная задача создания комплекса оборудования для производства корпусов реактивных двигателей из нового материала. В рядах СКБ Евгений Васильевич сразу занял лидирующее положение. Сказались не только его хорошая техническая подготовка (он с отличием окончил машиностроительный техникум), но и присущая ему целеустремленность, точное понимание путей решения поставленной задачи. Спроектированное оборудование было изготовлено на опытном заводе, незамедлительно включено в работу, и вполне естественным было решение Евгения Васильевича поступить в аспирантуру и продолжить работу на кафедре.

Кроме целеустремленности Евгений Васильевич отличается еще и талантом понимать людей, помогать им и организовывать работу коллектива. Это проявлялось не только в руководстве научными темами и преподавательской деятельности, но и в те годы, когда он был секретарем партбюро факультета. И закономерно, что при организации кафедры М2 Евгений Васильевич был единственным кандидатом на должность заведующего. В трудные годы перестройки профессор Е.В. Мешков не жалел своих сил для развития кафедры. Благодаря его труду кафедра не только сохранилась, но и укрепила свои позиции.

Евгений Васильевич и в свои 70 лет остался таким же деятельным, принципиальным и отзывчивым человеком, как и в молодые годы. Мы сердечно поздравляем Евгения Васильевича с юбилеем и желаем здоровья, долголетия и благополучия.

Коллектив кафедры М2


ТВОРЧЕСТВО — СТИЛЬ ЕГО РАБОТЫ

В наше нынешнее время как-то не принято писать в газетах о простых честных тружениках, посвятивших работе всю свою жизнь. А мне хочется рассказать молодежи о нашем товарище, ведущем инженере кафедры Н2, Вулле Евгении Александровиче, которому на днях исполняется 75 лет.

Евгений Александрович родился и вырос в Ленинградской области, где во время войны оказался на оккупированной территории. В 1946 году он поступил в ленинградское ремесленное училище № 39 и после его окончания в 1947 году начал свой долгий трудовой путь на заводе "Пирометр". Затем перешел на завод счетно-вычислительных машин. В 1954 году вместе с другими энтузиастами завода работал на целине в Тюменской области.

После службы в армии вернулся в Ленинград и стал работать механиком в п/я 688.

В 1963 году Евгений Александрович поступил учиться на вечернее отделение Военно-механического института и сюда же перешел работать. Пока учился, работал на экспериментальном заводе "Военмеха", а после получения диплома радиоинженера пришел на кафедру № 19 "Конструирования и технологии приборостроения" (ныне кафедра Н 2 "Инжиниринга и менеджмента качества"), где  продолжает работать и сейчас. Такой вот, в общем-то, обычный путь для многих из его поколения.

Но Евгений Александрович далеко не обычный человек. Прежде всего он специалист самого высокого уровня. Всю жизнь работая с точными приборами, с экспериментальной техникой, он приобрел огромные знания и опыт, которыми щедро делится на занятиях со студентами и со всеми, кто к нему обращается за советом или с какими-либо просьбами. Его знают практически все старые автомобилисты института, он многократно разбирал и собирал не только свои машины, но и машины друзей, устраняя дефекты и доводя до их до нормального состояния. А если речь заходит о часах, то тут тоже для него нет секретов. Через его руки прошли сотни самых разнообразных часов от миниатюрной женской "Славы" до старинных напольных часов. Однажды ему пришлось создавать ходовое колесо размером порядка 250 мм и весом около двух кг для башенных часов. В его зону ответственности входят и ректорские часы.

Евгений Александрович стоял у истоков разработки протезов тазобедренных суставов, в изготовлении первых экспериментальных партий которых он непосредственно участвовал.

В те времена, когда еще нормально работала промышленность и институт выполнял различные хоздоговорные работы, основным исполнителем, а чаще всего и разработчиком самых разнообразных конструкций и приспособлений по НИР на кафедре являлся Евгений Александрович. Все годы работая на кафедре, он раньше всех приходит на работу и очень часто уходит позже всех. А главное, он не может сидеть без дела. В запасе у него всегда есть какая-то работа. Это он ведет ремонт оборудования в своей лаборатории или что-то делает или ремонтирует по нашим просьбам, или решает свои творческие задачи. А о том, что творчество - это его стиль работы, говорят десятки авторских свидетельств, полученных за изобретения, а также Золотая медаль ВДНХ.

И в то же время это чрезвычайно скромный, обаятельный человек с которым приятно общаться, у которого всегда можно получить совет или помощь по всем житейским проблемам, хотя и ворчит он иногда на нынешнюю студенческую молодежь, когда сталкивается с нерадивыми студентами и отмечает, что нынешние студентки умнее и любознательнее многих мальчиков.

Многое еще можно было бы рассказать об этом человеке - и о его любви к природе, оставшейся с деревенского детства, и о любви к нормальной мелодичной музыке, и о доставшейся от отца любви к работе с деревом… Но у многих есть возможность самим пообщаться с Евгением Александровичем и услышать его мнение по самым разнообразным вопросам.

В заключение хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, работоспособности и оптимизма.

Л.М. ЯЗЕВ, доцент каф. Н2


ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Дорогие студенты!

Уважаемые коллеги!

В этот замечательный праздник - День российского студенчества - хотел бы обратиться от имени Федерального агентства по образованию со словами поздравления и с самыми теплыми пожеланиями к каждому из вас: ко всем, кто хранит в сердце свет студенческого братства. Эти слова адресованы тем, кто сегодня еще только постигает премудрости науки, составляя огромное, более чем семимиллионное российское студенческое сообщество, и к тем, кто передает свои знания и опыт другим, вкладывает силы и душу в подготовку современных высококлассных специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования.

День российского студенчества - совсем еще юный праздник, всего лишь год назад официально установленный Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина. Однако он имеет давние исторические корни, и все мы прекрасно знаем его именно как Татьянин день.

История Татьяниного дня связана прежде всего с одним из самых важных событий в истории нашего государства - созданием Московского государственного университета, всемирно признанного флагмана российского образования, получившего имя его основателя, великого ученого и общественного деятеля Михаила Васильевича Ломоносова. С тех пор святая великомученица Татиана, на чей день поминовения и приходится этот праздник, считается покровительницей, "устроительницей", как переводится ее имя, студентов.

Особенно приятно то, что этот праздник, который, по словам Президента России В.В.Путина, является чисто российским изобретением, имеет, таким образом, национальные отечественные истоки, богатую историю и множество интереснейших традиций. Наверное, потому он и живет в веках, передается из поколение в поколение шумной, озорной, неунывающей, изобретательной студенческой братией, готовой как день и ночь "грызть гранит науки", так и веселиться до упаду.

Ущемленный долгие годы в своем неформальном статусе, День российского студенчества стал, наряду со своими праздничными "коллегами", отмечаемыми в нашей стране, - Международным днем студента и Днем российской молодежи - не только официальным, но и, наверное, самым любимым, самым почитаемым, самым радостным событием в году для всей нашей учащейся молодежи, для многих граждан России, для кого светит яркая, светлая искорка любви к своим друзьям, преподавателям, вузу или техникуму, ставшими родным домом.

Опираясь на сохранение и приумножение лучших традиций отечественной высшей школы, сегодняшний "профессиональный" праздник российского студенчества играет огромную роль в консолидации усилий высших и средних профессиональных образовательных учреждений, общественных и профсоюзных объединений студенческой молодежи в формировании будущей элиты нашего государства: не просто прекрасных специалистов своего дела, но и высокообразованных, энергичных, целеустремленных, инициативных людей, обладающих духовными силами, гражданским сознанием, чувством ответственности за свою страну.

Студенчество - это прекрасная пора юности, любви и дружбы, молодого задора, творческих начинаний и смелых планов. Пусть каждый из вас пронесет эти замечательные ощущения сквозь долгие годы жизни и плодотворной деятельности. Желаю всем крепкого здоровья, отличной учебы и успешной работы, бодрости духа и оптимизма!

Руководитель Федерального агентства по образованию Г.А.Балыхин


С бриллиантовой Вас свадьбой!

Мои родители Алексей Алексеевич и Мария Александровна Генриховы учились и  в то время работали в ВМИ. Они познакомились в сентябре 1945 г. Папа работал лаборантом на 13-й кафедре факультета "Е", а мама - в деканате того же факультета. После двухгодичных ухаживаний 13 февраля 1947 г. они поженились. Вырастили двух детей, трех внуков и правнука. Домашние заботы не помешали им после окончания вуза успешно работать в КБСМ. Родители имеют многочисленные правительственные награды, как за период Великой Отечественной войны, так и за трудовую деятельность.

Папа прошел путь от инженера до ведущего инженера-конструктора, мама от инженера до конструктора I категории. Вот уже 60 лет они живут вместе, радуя всех своим оптимизмом и жизнелюбием. С бриллиантовой вас свадьбой, мои родные.

Дочь Татьяна


ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ

С 75-летием

А.М. НИКОНОВА
Б.Ф. МИДЦЕВА
Е.А. ВУЛЛА
А.М. ФИСЬКОВА
В.П. ЛАПШОВА
Ю.Н. СОБЧЕНКО

С 70-летием

В.П. ЗЮЗЛИКОВА
В.Н. ПИНЧУК
Г.П. ЛАШМАНОВА

С 65-летием

А.П. ДРОЗДОВА

С 60-летием

В.А. ЦВЕТКОВА
О.К. ДАНЬКОВА
Е.Н. НИКУЛИНА   

С 55-летием

А.В. ХРАМОВА
И.Я. АРАНОВА
М.Н. БУЛИНА
С.А. ГУСЕВА
С.Г. ТАРАСЕВИЧ
Ю.В. РАХМАНОВА
В.Ф. КОРНЕЕВА
Д.С. МАСЛОБОЕВА
Т.В. ПОРТНОВА

С 50-летием

В.И. СНЕСАРЬ
В.Г. ДОРОЩЕНКО
С.А. КУДРЯВЦЕВА

А также:

И.Е. АЛОВУ
Т.Н. АБРАМОВУ
И.Г. БУТЫРСКУЮ
Т.П. КОЧЕТКОВУ
Т.В. ИВАШКОВСКУЮ
Т.В. ПАНОВУ
Е.А. ИСАКОВУ
Н.С. ТРОИЦКУЮ
Г.Ю. РОЙ

На главную