№1 (22508) февраль, 2005 г.

МОРСКОЕ БРАТСТВО

Далеко не каждый студент БГТУ "Военмех" может похвастаться тем, что побывал на настоящем боевом корабле.  Такой шанс представился нам, студентам 5-го курса во время прохождения военных сборов там, за полярным кругом, на Северном флоте в далеком Североморске.

Поздно ночью 13 января мы наконец-то прибыли в пункт назначения. Холодный, пронизывающий до костей ветер, морозный, звенящий воздух и тишина - все это так отличалось от родного Петербурга.

Построение на плацу военно-морской базы, краткий инструктаж, разделение по кораблям. Все студенты попали на самые разные корабли, начиная от больших противолодочных кораблей, эсминцев и заканчивая тяжелым атомным ракетным крейсером "Пеётр Великий". Но некоторым студентам выпала честь попасть на ракетный крейсер "Маршал Устинов", который является подшефным кораблем БГТУ. И вот мы на борту корабля, нашего дома на ближайшие 30 дней.

Уставшие от избытка новых впечатлений, мы заснули, едва расстелив койки. А утром незнакомый, оглушающий звон вырвал нас из объятий сладкого сна - в 6 часов объявили подъем. Мы с головой окунулись в круговорот незнакомых для нас событий и эмоций.

Вспоминает студент П. Нечаев: "Самым ярким событием для меня оказалась зарядка: едва успев натянуть на себя матросскую робу, мы построились и побежали куда-то в морозную темноту. Ничего  не было видно, мы ориентировались только на громкие команды офицеров. И тут я понял, что я должен стать именно таким, уверенным в себе офицером, за которым личный состав пойдет куда угодно и выполнит любую поставленную перед нами задачу".

Офицерские будни оказались далеко не такими легкими, как мы думали раньше. На кораблях студенты работали по двум основным специальностям: командир группы управления БЧ-2 (ракетно-артиллерийской БЧ) и офицер по социальной работе и профилактике правонарушений. Ракетчики изучали вооружение корабля, заполняли корабельную книжку курсанта и участвовали во всех плановых мероприятиях корабля. Студенты другой специальности получили еще более сложную задачу. Необходимо было понять и попытаться решить основные проблемы личного состава. Ведь от морально-психологического состояния экипажа корабля напрямую зависит его боеготовность,   успех выполнения поставленных задач и результат его действий на море.

Своими впечатлениями делятся студенты, которые попали на корабль "Маршал Устинов": "Ракетный крейсер "Маршал Устинов" является образцом дисциплины на Северном флоте. В 2003, 2004 годах данный корабль удостаивался звания "Лучший корабль Северного флота". Те, кому посчастливилось попасть на крейсер, смогли оценить боевую мощь и тактические свойства нашего корабля.

Военная служба требует постоянного нахождения в боевой готовности и накладывает большую ответственность на командира корабля и весь экипаж. В период нахождения на корабле мы участвовали в подготовке корабля к сдаче задачи К-1, а потом и РА-1. Экипаж корабля продемонстрировал  высокий уровень подготовки, и мы смогли многому научиться на практике".

Студент Н.Быков: "Несмотря на трудности, с матросами было интересно работать. Они живо интересовались политической ситуацией в стране, внимательно слушали лекции, посвященные героической истории нашего флота, расспрашивали про наш прекрасный город и Военмех: как туда поступить и тяжело ли учиться".

Несколько студентов особенно интересно провели время: большие противолодочные корабли "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Левченко" выходили на плановые учения через Кольский залив в акваторию Баренцева моря. Целью военных учений были стрельбы зенитно-ракетным комплексом "Москит". Едва корабли вышли в открытое море, как попали в семибалльный шторм. Казалось, стихия сошла с ума. Волны захлестывали палубу, но корабли настойчиво шли вперед к месту выполнения боевой задачи. "Самым ярким впечатлением для меня было посещение главного командного пункта (ГКП) корабля. Приглушенный свет, тишина и только четкие команды командира корабля и их точное исполнение. Глядя на нос корабля, казалось, что он вот-вот полностью погрузится в воду!" - делится своими ощущениями студент С. Маслов.

Как приятно было снова почувствовать твердую почву под ногами! Вернувшись из похода, корабли напоминали скорее причудливые ледяные замки. Но недолго они "украшали" собой базу, матросам была дана команда срочно провести "авральные работы" на верхней палубе.

Несмотря на то, что каждый студент жил жизнью своего корабля и чувствовал себя полноправным членом экипажа, всех волновал вопрос, как же устроились ребята на соседних кораблях. Поэтому при увольнениях в город самым радостным событием были долгожданные встречи с сокурсниками. Сколько эмоций, впечатлений, обсуждений! Каждый старался рассказать об особенностях службы на его корабле.

Несомненно, самым главным событием для всех студентов было принятие присяги. Торжественная обстановка, парадная форма одежды, автоматы в руках и, конечно, чувство ответственности и гордости. "Командир корабля произнес перед присягой речь. В ней он сделал упор на ту ответственность, которая возлагается на нас после принятия присяги, а также сказал о том, что присяга может быть только один раз в жизни", - говорит студент Ю. Дейкун.

Все воспоминания о военных сборах, конечно же, не уместить в одну статью. Мы еще долго будем встречаться с товарищами по кораблю, потому что флот не только научил нас многим военным премудростям, но и сплотил нас. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что такое "морское братство"!

Студент Ю. Вьюшин (Ф-301),

Фото: студенты Е. Семенов, С. Кригульсон (И-301)

В БУДУЩЕЕ - С ОПТИМИЗМОМ!

Интервью с ректором БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова О.С. Ипатовым

- Олег Сергеевич, прошло чуть больше года, как вы вступили в должность ректора БГТУ. Могу предположить, что, учитывая накопившиеся за последнее время проблемы Военмеха, ректорский год для вас выдался нелегким. Если посмотреть вашу предвыборную программу, которая направлена на возрождение престижа Военмеха, первым пунктом стоит самое наболевшее - увеличение зарплаты преподавателей в 2-3 раза. Конечно, за год такую задачу не решить, и все же, какие шаги предприняты в этом направлении?

- Действительно, одной из главных моих задач как ректора было и остается повышение зарплаты сотрудников и преподавателей.

Средства на зарплату поступают, прежде всего, из федерального бюджета. В этой связи важная задача ректората - решение вопроса о переходе на иной уровень финансирования  зарплаты профессорско-преподавательского состава, работающего по оборонным специальностям.  Сегодня у нас расчет идет из соотношения один  преподаватель на десять студентов, а в ряде ведущих вузов России - один преподаватель на четырех студентов. К сожалению, в свое время Военмех не попал в число таких вузов, и сейчас нами предпринимаются энергичные шаги по выходу постановления правительства РФ об установлении для Военмеха такого же соотношения. В этом направлении мы получили поддержку губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, председателя Совета Федерации С.М. Миронова, председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова и полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе И.И. Клебанова. 28 декабря 2004 года президент РФ В.В. Путин подписал поручение о рассмотрении этого вопроса в правительстве. Сейчас мы работаем с Министерством образования и науки и надеемся на успех.

Но, конечно, кардинально эта проблема может решиться в том случае, когда пройдет определенный этап реформы образования, на котором предполагается выделение ведущих вузов. На перспективу развитие Военмеха связано, конечно, с включением  его в число таких вузов. И у нас в этом плане есть серьезные шансы. Срок определения ведущих вузов, самого понятия такого вуза и критериев их отбора по Концепции реформирования образования, которая сейчас принята на заседании правительства, отнесен на 2008-2010 годы, когда пройдут основные изменения в законодательстве. Но работать над решением этой проблематики нам надо уже сейчас и прежде всего над тем, в чем мы отстаем от других ведущих вузов России. Это, конечно, объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, которые проходят через университет. Если, скажем, такие вузы как Московский авиационный институт, МГТУ им. Баумана имеют до 300 млн рублей годового объема НИР и ОКР, то у нас он равен 18 млн рублей. Ясно, что для вуза, претендующего выйти в число ведущих в России, этого недостаточно.

Мы можем направлять на  зарплату также внебюджетные средства. Но хотел бы отметить: особенности Военмеха состоят в том, что на рубль бюджетного финансирования мы зарабатываем всего 30 копеек,  что значительно меньше, чем в других ведущих вузах России. Это связано с тем, что, во-первых, у нас относительно небольшое число студентов-контрактников и практически не обучаются иностранцы, которые могли бы платить серьезные средства за обучение. Во-вторых, у нас, по сравнению с ведущими вузами России, низок объем заказных НИР и ОКР. Поэтому если даже все средства от внебюджетной деятельности направить на повышение заработной платы, это будет эквивалентно прибавке к бюджетной зарплате всего на 30-40 процентов.

Не секрет, что сейчас большинство наших сотрудников и преподавателей вынуждены подрабатывать в разных местах. Хорошо, если на одной работе, а то на двух-трех. Я уж не говорю об аспирантах. На мой взгляд, мы должны создать такие условия, что те, кто хочет зарабатывать по основному виду нашей профессиональной деятельности, имели бы такую возможность внутри Военмеха. Прошедший год позволил наметить несколько направлений решения этой проблемы. Одно из них - аккумулирование и адресное распределение пусть небольших, но все же имеющихся внебюджетных средств. Речь идет вот о чем. Мы предполагаем в ближайшее время ввести в университете систему грантов, которые будут распределяться среди преподавателей и молодых ученых. При условии соответствия соискателей определенным критериям, их заработная плата будет удваиваться. За основу этих критериев берется то, что в советское время входило в перечень дополнительных обязанностей преподавателей. Это выпуск монографий, учебных пособий с соответствующими грифами УМО или Минобразования,  защита диссертационных работ, постановка лабораторных работ и так далее. Это именно тот труд, который, с одной стороны, влияет на рейтинг университета, а с другой - определяет перспективы развития учебного процесса.

По решению Ученого совета на 2005 год мы запланировали определенные средства на такую систему грантов. На ближайшем заседании Ученого совета пройдет окончательное утверждение положения о конкурсе на грант, и уже в этом году мы получим первых представителей из нашего коллектива, у которых будет наблюдаться серьезное увеличение зарплаты. Еще раз повторю, надо стимулировать деятельность тех сотрудников, которые готовы работать с полной отдачей в стенах Военмеха.

 - На профсоюзной конференции ПП и УВС говорилось о том, что в вузе имеет место существенный разрыв в зарплате основной категории работников - преподавателей и руководителей различного ранга. А также чем вы объясните, что отдельные специалисты, взять хотя бы коммунальную службу университета, получают  гораздо больше, нежели иные профессора?

- Позвольте сначала добавить несколько слов по материальному стимулированию. Несмотря на очень напряженный финансовый план 2004 года и долги за прошлые годы, которые мы вынуждены были гасить, перед Новым годом все сотрудники Военмеха получили дополнительные денежные выплаты. Такую практику будем стараться по мере возможности продолжать, потому что премирование - проверенный стимул труда.

Что касается разрыва между зарплатой различных категорий работников, то, действительно, он существует,  и это продиктовано существующим рынком труда.

Дело в том, что зарплата профессорско-преподавательского состава, та, которая определена Единой тарифной сеткой, даже с учетом всех надбавок, уже давно находится  за чертой средней заработной платы по стране и лежит где-то на самом нижнем уровне. Тем не менее, университет должен существовать, должен развиваться, учебный процесс должен быть обеспечен надлежащим образом. Если, к примеру, соседняя организация предлагает тому же сантехнику 13-15 тыс. рублей, то за 1,5-2 тыс. рублей, которые положены по ЕТС, к нам просто никто не пойдет работать. Отсюда и возникает парадоксальная ситуация - зарплата отдельных работников, обеспечивающих учебный процесс, в несколько раз выше, чем у профессорско-преподавательского состава. Печально, но факт. Мы  приглашаем всех,  кто пожелает, занимать такие должности по совместительству. Могу сказать, что даже при более высоких зарплатах на бирже труда не всегда удается найти необходимого специалиста из числа обслуживающего персонала. Мы не можем набрать уборщиц на уборку лестничных клеток и туалетов с зарплатой 4 тыс. рублей, что вообще-то является зарплатой доцента. Просто рынок труда в городе таков, что за такие деньги на эту работу никто не идет.

Теперь о том, что касается управленческого персонала. За прошедший год была реструктурирована система оплаты труда этой категории работников. Сделали ее более упорядоченной. Сняты все надбавки, которые были определены отдельными приказами за предыдущие  годы. Не секрет, что раньше многие службы университета по окончании какого-то отчетного периода или на определенном этапе работ получали от ректората премии. Сейчас мы такую практику прекратили. Вместо всего этого начато выделение средств в фонд руководителей подразделений, из которого они сами могут назначать своим сотрудникам надбавки, разовые премиальные выплаты по результатам труда. Естественно, этот принцип  распределения средств более прогрессивен, так как опять-таки стимулируется труд тех, кто работает более эффективно и с полной отдачей. В прошлом году такой фонд формировался ежемесячно, в этом году мы собираемся перейти на создание поквартальных, а в перспективе и шестимесячных фондов. 30 процентов всех внебюджетных средств централизованно поступает на кафедры,  за счет чего средняя нагрузка на одного преподавателя составляет 750 часов. На заседании Ученого совета была принята схема распределения ректорской части внебюджетных средств, которая идет на стимулирование административно-управленческого персонала. К тому же не следует забывать, что у нас от 30 до 40 процентов средств, заработанных институтами, остаются в их распоряжении. т.е. самих подразделений. И здесь ректорат не волен диктовать, как этими средствами распорядиться. Заведующим кафедрами, руководителям подразделений надо более плотно работать с администрацией институтов, куда они организационно входят, для более рационального использования тех средств, которые институты зарабатывают. Я еще раз напомню, что в распоряжении ректората остается только 30 процентов средств от общего объема, из которого мы осуществляем еще и социальные выплаты. Это материальная помощь сотрудникам, оплата путевок и т.д. На 2005 год объем этих выплат увеличен более чем в 2 раза и составляет более 1 миллиона рублей. Кроме того, порядка 10 процентов из фонда ректора идет на покрытие перерасходов прошлых лет. Этот долговой хвост нам пока так и не удается обрубить.

- В своей программе вы отмечали, что без науки у БГТУ нет будущего. Да и сегодня вы об этом часто говорите. Хотелось бы знать, что сделано и что намечается сделать в ближайшем будущем? А также, какой вы видите студенческую науку?

- В прошлом году мы ввели льготную систему отчислений на накладные расходы университета, опираясь на общий объем НИР. На 2005 год Ученый совет подтвердил это, минимальный процент накладных расходов при объеме НИР свыше 5 млн рублей за год составляет 4 процента. Это тот уровень, который позволяет конкурировать с малыми предприятиями и предприятиями частного бизнеса, имея в виду, что в этом плане создается режим наибольшего благоприятствования. Второй момент связан с тем, что весь прошедший год мы занимались приведением в порядок условий, позволяющих нам получить соответствующие лицензии на разработку образцов техники, вооружения и т.д. Была проделана очень большая работа, особенно в сфере обеспечения режима. Провели комплекс технических мероприятий. Обошлось это в сумму порядка 800 тыс. рублей из средств университета, но тем не менее сейчас мы вышли на финишную прямую и должны в ближайшее время получить соответствующую лицензию. При наличии такой лицензии есть договоренность об активном включении университета в выполнение ряда хоздоговорных работ. Имеются достаточно хорошие перспективы по включению университета в выполнение федеральных программ, которые начнут действовать с 2006 года. Сейчас идет период формирования этих программ, и мы стараемся активно участвовать в этом процессе. Надеемся, что на следующие 5 лет, начиная с 2006 года, Военмех будет в этих федеральных программах  занимать более весомое и серьезное место.

Кроме того, ведется работа с предприятиями, потребителями наших выпускников, с целью размещения заказов внутри университета. Это позволит создавать научные учебные группы, которые, работая по конкретной тематике, способствовали бы формированию у будущего специалиста столь необходимых на производстве практических навыков. Подобная форма обучения апробирована в ряде вузов и себя вполне оправдывает.

Назрела пора всерьез подумать и о возрождении Студенческого конструкторского бюро. В свое время наше СКБ очень славилось. Ждем деловых предложений от студентов и сотрудников. Со своей стороны сделаем все возможное в плане материального обеспечения этой важной и столь необходимой работы.

Конечно, сложно и пока медленно идет процесс возвращения науки в стены Военмеха, тем не менее, я настроен вполне оптимистически. Уверен, университет станет серьезной базой научных исследований.

- В своей предвыборной программе вы обращали внимание на поддержку и развитие социальной базы вуза. В частности, речь шла о создании университетской поликлиники, гостиничного комплекса, развитии пунктов питания, баз отдыха. Сегодня это важно особенно потому, что государство всеми правдами и неправдами пытается снять с себя ответственность за социальное положение работников бюджетной сферы и пенсионеров. Что вы можете сказать по этому поводу?

- За прошедший год в этом направлении сделаны определенные шаги. Удалось плотно поработать с Федеральным агентством по образованию, и нам впервые за многие годы увеличено финансирование по статьям ремонт и оборудование. По сравнению с прошлым годом - в два раза. Считаю это хорошей стартовой позицией. Кроме того, решением Ученого совета на 2005 год зарезервировано 10 процентов от всего объема поступлений внебюджетных средств на выполнение ремонтных работ как внутри университета, так и на наших базах. В прошлом году удалось увеличить площадь базы "Кавголово" на 1,5 гектара. В наше ведение отошел склон, который, с помощью инвесторов, мы намерены превратить в центр горнолыжной подготовки студентов.

Теперь что касается общественного питания. Начато оборудование столовой для профессорско-преподавательского состава за буфетом Розового зала. Расширена площадь посадочных мест буфета на третьем этаже в "школе". Проведен тендер и выделено помещение под открытие еще одного буфета в "школе" на 50 мест, который начнет работать уже весной.

В УЛК прекращается договор с компьютерным клубом, занимающим помещение бывшей студенческой столовой, которая должна возобновить работу. В этом году мы закажем проектные работы по оборудованию столовой в главном корпусе в тех помещениях, которые нам отошли от арендатора "Гаваны" площадью 250 кв. метров. Завершается оборудование аудитории № 318 "А" под комнату отдыха преподавателей. Если будут положительные отзывы, такие комнаты оборудуем в "школе" и УЛК.

Несколько слов о медицинском центре. Завершен ремонт нашего медпункта, который обслуживает преподавателей. За счет подсобных помещений будем расширять его площадь. Правда, здесь есть определенные сложности, связанные с выбором партнера, т.к. университет не имеет лицензии на ведение лечебной деятельности.

Теперь о том, чего у нас никогда не было, о гостинице. Мы оборудовали пока одну гостевую квартиру в доме №2 по Измайловскому проспекту. Оснащаем ее мебелью и решаем вопрос с техническим обслуживанием. Уже сейчас 6 человек можно там разместить. К концу года надеемся ввести в строй вторую очередь, которая будет состоять из общего зала для встреч и спальных комнат на 15 человек.

Учитывая важность социальной составляющей, с декабря 2004 года в университете введена должность проректора по социальной и воспитательной работе, на которую назначен Сергей Алексеевич Вострецов. Он сейчас знакомится с состоянием дел и в ближайшее время представит соответствующие планы развития этого направления.

- В свое время вы предлагали осуществить прямую связь ректора со студентами и сотрудниками университета через газету. Мы ввели рубрику "Вопросы к ректору". Вот один из таких вопросов, который поступил по электронной почте от студента Алексея Ходырева. Он интересуется, ожидается ли усиление охраны на пропускных пунктах. По его мнению, сегодня охрана не может гарантировать безопасность студентам и сотрудникам.

- Абсолютно правильное беспокойство высказывает студент. Что сделано в этом направлении? В прошлом году начали ремонт проходных, в главном корпусе оборудовали дополнительный пропускной пункт. В УЛК провели частичный ремонт фойе, где располагается охрана. В этом году планируем оснастить оба корпуса электронными проходными, практика применения которых в вузах дает положительные результаты. Рассматриваем несколько вариантов: либо пропуск будет осуществляться по электронным карточкам, либо по сканированию отпечатков пальцев. У нас есть рекомендация правительства города по усилению мер безопасности учреждений образования, согласно которой мы и будем поступать. Аналогичные меры по усилению пропускного режима будут предприняты и в общежитиях. Кроме того, уже оборудованы системой видеонаблюдения наиболее проблемные места, установлены камеры в центральной проходной. В этом году системой видеонаблюдения будут оснащены все проходные в учебных корпусах и общежитиях. Ученым советом принято решение о введении с февраля правила обязательного ношения бэйджей, удостоверяющих личность студентов и сотрудников.

- В решении межотраслевой научно-практической конференции "Проблемы и пути решения задач подготовки инженерных кадров для оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил Российской Федерации", которая недавно проходила в стенах Военмеха, говорилось о возможных перспективах развития факультета военного обучения. Что вы можете сказать по этому поводу?

- В настоящее время, совместно с командованием российского Военно-Морского флота, мы работаем над организацией  подготовки кадровых офицеров в университете. Эта работа проходит в рамках реализации программы реформирования военного образования, которая принята в России. Надеюсь, уже со следующего года мы сможем начать подготовку соответствующих специалистов. Понятно, что готовить их надо из контингента абитуриентов, которые избирают для себя военную стезю делом всей жизни. Есть предварительная договоренность с Кронштадтским морским кадетским корпусом о том, что мы сможем принимать к себе по согласованной программе их выпускников. На первых порах контактировать с кадетским корпусом мы, видимо, будем на ассоциативных началах. Далее сам ход подготовки офицеров, накопленный нами опыт подскажут, какую форму должно приобретать такое сотрудничество: либо ассоциативную, либо целесообразней открыть в Военмехе, как структурное подразделение, морскую кадетскую школу-интернат.

-  Олег Сергеевич, последний вопрос: что в течение прошедшего года вас порадовало и что огорчило?

- Состояние дел в Военмехе, в которые пришлось окунуться, оказалось намного грустнее, нежели мне представлялось на этапе выборов ректора. Прежде всего, огорчает своего рода психологическая апатия людей. Конечно, многих сотрудников понять можно. Столько лет высшая школа находилась, можно сказать, на задворках развития.  За это время можно было потерять веру во многое. Но, тем не менее, я считаю, у нас замечательный коллектив, и те изменения, которые происходят в Военмехе, а их замечают и на уровне правительства страны, и в администрации города, должны благотворно повлиять на психологический климат. И та прибавка к финансированию, которую мы получили, и те планы, с которыми мы связываем будущее Военмеха, позволяют на это надеяться.

Радует то, что впервые за много лет прошедший год прошел без потрясений. Мы действительно вошли в стабильную полосу своего существования, и в этой стабильности зародились ростки того нового, что, на мой взгляд, позволит Военмеху осуществить рывок вперед. Это связано и с деловыми предложениями, поступающими от отдельных кафедр, некоторых ученых.

Только положительно, к примеру, можно отметить работу нашего экспериментально-опытного завода, который освоил серийный выпуск трости для слепых, оснащенной ультразвуковым локатором. Это высокотехнологическое изделие уже прошло сертификацию и сейчас включается в план государственного заказа города по оснащению специализированных центров реабилитации инвалидов по зрению.

Очень перспективные планы у кафедры А3, связанные с применением новых технологий по переработке газа, разработке новых котельных.

Короче говоря, по многим направлениям у нас довольно неплохие позиции.

Последнее, о чем я хотел бы сказать с сожалением, это та ситуация, которая сложилась вокруг наших профсоюзных организаций. Никак они не могут договориться между собой. Мы - единственный вуз в России, вмещающий в себя две первичные профсоюзные организации. Эта ситуация уже набила оскомину на всех уровнях: и в администрации города, и в теркоме профсоюза работников образования, и в ЦК отраслевого профсоюза. Из различных инстанций поступают письма, в которых говорится о целесообразности объединения профорганизаций. Но пути этого объединения до сих пор так и не определены. А уровень контактов между ними пока не придает уверенности, что профкомам когда-нибудь удастся договориться. Огорчает и то, что нам не удалось подписать коллективный договор. Хотя прошли очень непростые трехмесячные переговоры, текст был согласован на 60-70 процентов, однако в последний момент Объединенный профком отказался его подписывать, и мы вновь пришли к тому, с чего начинали.

Впрочем, при разумном подходе любые трудности преодолимы. Я верю в это и считаю, что те перемены, которые у нас происходят, и структурные, пусть подчас болезненные, но все же необходимые, и изменения схемы финансирования, все эти и другие позитивные процессы дают нам право с оптимизмом смотреть в будущее.

Интервью вел Юрий ЖУКОВ

Победа!

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА!

Великая Отечественная война 1941-45 гг. явилась тяжелым испытанием для всего советского народа. В небывалой по масштабам схватке ценой больших людских и материальных потерь советский народ и его Вооруженные Силы отстояли не только свободу и независимость Родины, но и честно выполнили свой интернациональный долг, освободив народы Европы от фашистского гнёта.

Тяжелая обстановка на фронтах в начальный период войны вынудила провести в срочном порядке перестройку народного хозяйства на военный лад. Быстро была проведена эвакуация производительных сил из угрожающих районов в глубь страны.

Во второй половине 1941 г. было перебазировано железнодорожным транспортом на восток страны 2593 промышленных предприятий.

Прием, размещение и пуск эвакуированных предприятий были исключительно сложным и трудным делом. Основная масса этих предприятий прибыла на места назначений осенью и зимой 1941 г. Разгружалось оборудование и доставлялось на отведенные площадки в осеннюю непогоду, а затем и в суровые морозы. Работу часто проводили вручную. Готовых производственных площадей не хватало. Станки и машины приходилось размещать в недостроенных корпусах промышленных объектов, в гаражах, складах, в торговых точках и других помещениях. Монтаж оборудования нередко шел под открытым небом, и только потом подводилось тепло в новые помещения.

Преодолевая неимоверные трудности и лишения, работая иногда круглосуточно, сотрудники предприятий вместе с местным населением за короткий срок возобновили свою работу и уже через 1,5-2 месяца после прибытия на место эвакуации стали выдавать продукцию для фронта.

Из месяца в месяц наращивая темпы производства, советская промышленность давала фронту все больше винтовок, пулеметов, пистолетов, противотанковых ружей и другой военной техники. Если в годы Гражданской войны всероссийской кузницей оружия для Красной Армии была Тула, то в годы Великой Отечественной войны такой кузницей стал Ижевск.

Ижевские оружейники развернули массовое поточное производство винтовок, организовали выпуск пулеметов Максима, пистолетов ТТ, револьверов Нагана, противотанковых ружей, авиационных пулеметов и других систем. Уже в конце ноября 1941 г. был налажен выпуск противотанковых ружей Дегтярева (ПТРД), а во второй половине декабря - противотанковых ружей Симонова (ПТРС).

В начале января 1942 г. начался выпуск пулеметов, достигший в первый месяц 300 штук, а через пять месяцев их выпуск стал уже 3000 штук в месяц. Производство пистолетов ТТ было налажено уже через две недели после прибытия эшелонов с эвакуированным из Тулы оборудованием. К третьему кварталу 1942 г. выпуск винтовок образца 1891-30 года (конструкция С.И. Мосина) дошел до 12 тысяч в сутки. Всего ижевским машиностроительным заводом в года Великой Отечественной войны выпущено более 11145 тысяч винтовок и карабинов, свыше 213,4 тысяч пулеметов всех видов, 131 тысяча противотанковых ружей, 901,5 тысяч пистолетов.

В широком масштабе было организовано производство автоматического оружия в Москве. В декабре 1941 г. приступил к производству пистолетов-пулеметов Автомобильный завод им. Сталина. Бывшие автомобилисты на ходу овладели оружейным производством. Хорошо продуманная кооперация, четкое техническое руководство, массовый трудовой героизм рабочих позволили быстро набрать необходимый темп работы и увеличить выпуск пистолетов-пулеметов ППШ с 400 штук в ноябре 1941 г. до 20 тыс. штук в декабре.

Коллектив завода «Компрессор» быстро освоил производство реактивных установок «БМ-13» («Катюш»). Завод «Электросталь» систематически перевыполнял задания по выпуску необходимой для изготовления оружия высококачественной стали. У завода «Красный пролетарий» первым заказом фронта были ручные гранаты, прозванные фронтовиками «карманной артиллерией», потом было налажено производство реактивных снарядов и направляющих для установок «БМ-13».  Часто с фронта поступала поврежденная техника, которую необходимо было как можно скорее приводить в боевую готовность.

Всего за годы войны московская промышленность дала фронту более 3,5 млн автоматов, 72 тыс. минометов, 4 тыс. реактивных установок, 34 млн снарядов, бомб, мин и многое другое. И такое количество удалось дать фронту, когда часть промышленных предприятий, учреждений и населения Москвы ещеё осенью 1941 г. пришлось эвакуировать. За неполные четыре месяца удалось отправить в восточные районы страны почти 500 крупных предприятий. В Нижнем Тагиле, Златоусте, Магнитогорске, Кировограде, Перми, Березниках, Челябинске, Томске, Новосибирске, Кемерово, Тюмени и др. городах Сибири и Урала на базе эвакуированных из Москвы и других городов в предельно короткие сроки было налажено производство военной техники.

Ленинград, оказавшись в блокаде, полностью переключился на военный лад. 116 ленинградских заводов и фабрик были переведены на выпуск снарядов и мин, 60 предприятий изготавливали детали и узлы полковых орудий, на 115 заводах размещено производство минометов. Бронеплатформы с батареями морской дальней артиллерии, знаменитые «Катюши» и реактивные снаряды к ним давала фронту промышлешюсть Ленинграда.

Там, где недавно выпускались станки, машины и приборы для народного хозяйства, стали изготавливаться пушки, танstify">Великая Отечественная война 1941-45 гг. явилась тяжелым испытанием для всего советского народа. В небывалой по масштабам схватке ценой больших людских и материальных потерь советский народ и его Вооруженные Силы отстояли не только свободу и независимость Родины, но и честно выполнили свой интернациональный долг, освободив народы Европы от фашистского гнёта.

Тяжелая обстановка на фронтах в начальный период войны вынудила провести в срочном порядке перестройку народного хозяйства на военный лад. Быстро была проведена эвакуация производительных сил из угрожающих районов в глубь страны.

Во второй половине 1941 г. было перебазировано железнодорожным транспортом на восток страны 2593 промышленных предприятий.

Прием, размещение и пуск эвакуированных предприятий были исключительно сложным и трудным делом. Основная масса этих предприятий прибыла на места назначений осенью и зимой 1941 г. Разгружалось оборудование и доставлялось на отведенные площадки в осеннюю непогоду, а затем и в суровые морозы. Работу часто проводили вручную. Готовых производственных площадей не хватало. Станки и машины приходилось размещать в недостроенных корпусах промышленных объектов, в гаражах, складах, в торговых точках и других помещениях. Монтаж оборудования нередко шел под открытым небом, и только потомки и другие виды боевой техники. Предприятия химической и резиновой промышленности освоили производство взрывчатых веществ, гаубичного и пушечного пороха, зарядов для реактивных установок. Швейная, текстильная и пищевая отрасли наладили   производство боеприпасов и вооружения. Пивоваренный завод «Красная Бавария» выпускал снаряды и зажигательные бомбы, парфюмерная фабрика поставляла гильзы для зарядов, фабрика музыкальных инструментов им. Луначарского - гранаты. Завод полиграфических машин с 19 марта 1942 г. начал массовый выпуск пулеметов конструкции Максима. Прямо с завода они отправлялись на фронт, где в бою проходили испытания. Завод «Красногвардеец», выпускавший гуманную продукцию - медицинские аппараты и инструменты, за две недели после получения в сентябре 1941 г. заказа выпустил первую продукцию радиаторов для моторов, а первые детали для пистолета-пулемета Дегтярева (ППД) были освоены за десять дней.

Героическую работу провели преподаватели, сотрудники и студенты ВМИ по организации народного ополчения и партизанских отрядов, а также выполнению заказов Ленфронта, связанных с производством оружия и боеприпасов. Учебно-производственные мастерские и учебные лаборатории быстро переключились на производство боеприпасов. С каждым годом темпы их производства увеличивались. За период войны институтом было изготовлено более I млн. мин и других типов боеприпасов.

За самоотверженную работу по освоению производства боеприпасов и вооружения для защитников Ленинграда в январе 1942 г. была награждена группа ученых, среди них проф. В.М. Андреев, А.Н. Кузнецов, М.С. Максименко, доценты А.Э. Грубе, А.И. Свеклинов, В.С. Соколов.

В результате героических усилий жителей осажденного города во втором полугодии 1941 г. предприятия города-бойца выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3000 полковых и противотанковых пушек, 10000 минометов, около 4 млн корпусов снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов и авиабомб. За этот же период было достроено 84 боевых корабля и переоборудовано 186. За последний квартал 1941 г. из осажденного Ленинграда войскам, защищавшим Москву, было отправлено воздушным путем более тысячи артиллерийских орудий и минометов.

В 1942 г. промышленность Ленинграда дала свыше 8 млн артиллерийских снарядов, мин и авиабомб.  За девять месяцев 1942 г. ленинградцы дали фронту 1935 минометов, 1975 станковых пулеметов, около 22 тыс. автоматов и много другого вооружения.

Выпуск вооружения был налажен так же в Воронеже и Горьком, Сталинграде и Тбилиси, Ярославле, Саратове и других городах страны. Своей четкой и слаженной работой труженики ор подводилось тепло в новые помещения.

Преодолевая неимоверные трудности и лишения, работая иногда круглосуточно, сотрудники предприятий вместе с местным населением за короткий срок возобновили свою работу и уже через 1,5-2 месяца после прибытия на место эвакуации стали выдавать продукцию для фронта.

Из месяца в месяц наращивая темпы производства, советская промышленность давала фронту все больше винтовок, пулеметов, пистолетов, противотанковых ружей и другой военной техники. Если в годы Гражданской войны всероссийской кузницей оружия для Красной Армии была Тула, то в годы Великой Отечественной войны такой кузницей стал Ижевск.

Ижевские оружейники развернули массовое поточное производство винтовок, организовали выпуск пулеметов Максима, пистолетов ТТ, револьверов Нагана, противотанковых ружей, авиационных пулеметов и других систем. Уже в конце ноября 1941 г. был налажен выпуск противотанковых ружей Дегтярева (ПТРД), а во второй половине декабря - противотанковых ружей Симонова (ПТРС).

В начале января 1942 г. начался выпуск пулеметов, достигший в первый месяц 300 штук, а через пять месяцев их выпуск стал уже 3000 штук в месяц. Производство пистолетов ТТ было налажено уже через две недели после прибытия эшелонов с эвакуированным из Тулы оборудованием.ужейных предприятий содействовали основной задаче, стоявшей перед военной экономикой - осуществлению массового выпуска военной техники. Это позволило полностью обеспечить наши войска всеми видами оружия.

Великая Отечественная война подтвердила высокое качество советского оружия, доказала силу советской науки и способность нашей промышленности создавать оружие, значительно превосходящее лучшие иностранные образцы. В многочисленных отзывах воины Советской Армии давали высокую оценку оружию, с которым им пришлось воевать.

Преимущество советского стрелкового оружия вынуждены были признать и немецкие специалисты, которые отмечали сложность и чувствительность своего оружия к затрудненным условиям эксплуатации и максимальную простоту технологии, безопасность и легкость приведения в действие советского оружия.

После окончания войны международная обстановка не располагала к благодушию. Снова нужно было думать о безопасности страны. С этой целью были приняты меры, обеспечивающие создание многих видов новейшей военной техники. Большая работа была проведена и по модернизации существующих образцов стрелкового и другого оружия, а затем созданию новых систем, разработанных на основе достижений советской науки и техники.

Геннадий ПЕРМЯКОВ, ведущий инженер каф. Е3

ПАМЯТИ ВЕТЕРАНА

Ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны и Военмеха Гурий Алексеевич РУСАНОВ (01.08.1916 -  28.12.2004). Его детство прошло в деревне Поповка Рязанской области, где жил дедушка, замечательный садовник, известный и уважаемый во всей округе.

После получения общего среднего образования (1937 г.), окончил Лениградское военное авиационно-техническое училище по специальности «бортовой инженер». Гурий Алексеевич прошел всю войну. Согласно данным его летной книжки общий налет за этот период составил 2 тыс. 204 часа. Был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двадцатью медалями.

Без малого полвека проработал Г.А. Русанов в Военмехе. Сначала на каф. Е-14 учебным мастером, а с 1965 г. в той же должности на каф. физвоспитания, фактически являясь заведующим студенческой базой «Лосево». Своим трудолюбием он завоевал любовь и уважение всех тех, кто хоть раз с ним соприкоснулся. Отдых студентов и сотрудников являлся неотъемлемой частью его жизни. К людям он всегда относился с большим уважением и вниманием, и ему отвечали тем же. Гурий Алексеевич был незаменимым хозяйственником в «Лосево». Практически все, что построено и приобретено на базе при его содействии, находится в том же состоянии и по сей день.

Болезнь застала Гурия Алексеевича врасплох, но он сопротивлялся ей как настоящий солдат.

Есть такое выражение «Искусство жить счастливо». Оно как нельзя лучше подходит к Гурию Алексеевичу. Он был заботливым и любящим сыном (его мама, Пелагея Алексеевна, прожила трудную, но счастливую жизнь). Был заботливым отцом, внимательным мужем, добрым дедушкой, авторитетным и уважаемым тестем. Он излучал светлый луч любви, которого хватало на всех.

Коллектив кафедры физвоспитания

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ!

4 января 2005 года исполнилось 80 лет доценту кафедры культурологии и глобалистики КРОНИДУ ПАВЛОВИЧУ ЛАПИНУ.

Как и многие его современники, Кронид Павлович прошёел большой и интересный жизненный путь, начало которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. В те годы он работал на механическом заводе в г. Иваново, учился в спецшколе ВВС (1942-1944 г.), в Вельской военной школе авиамехаников, в Рижском военно-политическом училище ВВС, служил в бомбардировочной авиации и в военной контрразведке. С 1950 г., после увольнения в запас, Кронид Павлович жил и работал в Риге, где, после окончания Латвийского государственного университета, перешёел на педагогическую работу. В 1992 г. Кронид Павлович с семьеёй переехал в Ленинград и с той поры по настоящее время работает в БГТУ "Военмех" доцентом кафедры культурологии и глобалистики.

Кронид Павлович Лапин пользуется большим уважением в преподавательском коллективе и среди студентов. Он принимает активное участие в учебно-методической и научной работе кафедры, в частности им изданы учебные пособия по социологии, педагогике и психологии, культурологии.

Поздравляю Кронида Павловича Лапина с 80-летием  со дня рождения и объявляю ему за добросовестную работу благодарность.

Ректор О. ИПАТОВ


2 января 2005 года исполнилось 70 лет ВАЛЕНТИНУ РОСТИСЛАВОВИЧУ АНДРИЕВСКОМУ, кандидату технических наук, заслуженному конструктору Российской Федерации, профессору кафедры систем обработки информации и управления Балтийского государственного технического университета.

С момента окончания Ленинградского механического института в 1957 году вся трудовая деятельность В.Р. Андриевского посвящена повышению обороноспособности страны. Являясь одним из ведущих специалистов ЦНИИ "Гранит", где он в течение многих лет руководит исследованиями динамики и синтезом алгоритмов управления, В.Р. Андриевский внес значительный вклад в создание и развитие многих образцов военной техники, ряд из которых и в настоящее время превосходит зарубежные аналоги. Заслуги В.Р. Андриевского в развитии отечественной науки и техники отмечены почетным званием, премией Правительства Российской Федерации, орденами "Знак почета", "Трудового Красного знамени", медалями.

В течение всего времени работы в промышленности В.Р. Андриевский не прерывал связей с родным вузом. Участие в работе Государственных аттестационных комиссий, диссертационных советов, рецензирование сборников трудов и учебных пособий, руководство практиками и дипломным проектированием - вот лишь неполный перечень вех его сотрудничества с Военмехом за эти годы.

С 1997 года В.Р. Андриевский непосредственно передает свои знания и богатый практический опыт студентам БГТУ, работая по совместительству на кафедре ИЗ. За это время профессор В.Р. Андриевский подготовил и внедрил новые курсы лекций "Системы управления летательными аппаратами", "Теория информации", "Методы и средства защиты информации", ряд циклов лабораторных работ для студентов и магистрантов университета, выполняет все виды учебной нагрузки от лабораторных работ до руководства аспирантами, магистрантами и большим количеством выпускных квалификационных работ.

Высокая квалификация, широкая эрудиция, доброжелательность и отзывчивость, чрезвычайная добросовестность обеспечивают профессору В.Р. Андриевскому высокий авторитет и уважение среди коллег по работе и студентов университета.

От всей души поздравляем Валентина Ростиславовича с юбилеем, желаем ему крепкого здоровья и дальнейших успехов в научной и педагогической деятельности.

Коллективы кафедр ИЗ, А5 и отдела магистратуры

ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГ

ВЫБОР НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Мне почему-то казалось, что этот человек в университете известен всем: и преподавателям и студентам. Оказывается, это не совсем так. Выяснилось, что старшее и среднее поколения работников знают его хорошо. Хуже знает его младшее поколение. Зато неплохо знаком он студентам, тем, кому преподает или преподавал математику. Но ведь дело не только в том, знают тебя или не знают. Важно, как знают! И насколько!

Виктора Лейбовича Файншмидта, профессора кафедры математики, человека, отдавшего "Военмеху" полные сил и творческой энергии годы жизни знают, те, кто его знает, с самой наилучшей стороны. Далеко не случайно он пользуется уважением и признанием коллег за вклад в подготовку добротных инженеров, за многолетнюю и результативную учебно-методическую работу, за важные научные исследования, за плодотворную общественную деятельность, а у студентов - за обширные познания предмета, доходчивость в его преподнесении на лекциях и практических занятиях, объективную требовательность. И все же тех, кто связывает свою жизнь с университетом, является золотым фондом его педагогического состава, должны знать все. И должны знать хорошо!

Не будем далеко ходить. Вот он и сам. Небольшого роста, сухой, подвижный,  с живым и пытливым блеском темных глаз. Полный доброжелательности и непраздного интереса к тому, что происходит в стране, в городе, в вузе, искреннего интереса к людям, которые его окружают. Всякому, кому довелось по-товарищески беседовать с Виктором Лейбовичем, отлично знакомо, как любит он задавать нелегкие вопросы.  Каждый вопрос, слетающий с его уст, идет от искреннего желания выяснить точку зрения собеседника на тот или иной злободневный вопрос - не иначе.

С чего начинается биография человека? Со дня рождения.

Виктор Лейбович Файншмидт родился накануне Старого Нового года, то есть 12 января 1930 года. Родился в Москве, откуда в 1936 году семья переехала в Ленинград. Детство Виктора Лейбовича падает на самое тяжелое время в жизни страны. Впрочем, с годами отчетливо понимаешь, что все времена нашей страны - тяжелые. Тем не менее, вряд ли кто станет возражать против того, что годы Великой Отечественной войны из всех тяжелых времен самые тяжелые.

Трудно сказать, чем стали бы первые годы войны для семьи Виктора Лейбовича и его самого, если бы в 1941 году все они не переехали в Москву. Но и там падали бомбы, было опасно и голодно. Там, в Москве, во время войны, в 1944 году, Виктор Лейбович делает свой требующий мужества выбор - вступает в комсомол. Сегодня нынешними идеологами России, литературно-художественными поделками и средствами массовой информации немало делается для того, чтобы освободить память народа от его героического прошлого. В том числе принижается или опорочивается роль партии и комсомола в Великой Отечественной войне, а затем и в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Но ведь правда не бывает однобокой, она многогранна. Нет сомнений, что вступление в те далекие годы в ряды партии и комсомола было, действительно, поступком.

В 1946 году семья Виктора Лейбовича опять перебрасывается в Ленинград. Тогда ничего не происходило по доброй воле. Люди направлялись туда, где были всего нужнее. Здесь, в Ленинграде, он оканчивает школу, а в 1947 году поступает на математико-механический факультет ЛГУ. Именно в университете, в годы учебы, им осознается призвание стать педагогом. И с этого призвания начинается его трудовой путь, когда по распределению в 1952 году он едет в город Ухту, где работает преподавателем в Печорском железнодорожном техникуме.

Честно отдав долг государству за полученное высшее образование, с блестящими характеристиками Виктор Лейбович через три года возвращается в город, ставший для него родным, но найти место преподавателя здесь не так-то и просто, а потому ему приходится идти работать туда, где требуются такие специалисты, как он. И Виктор Лейбович становится инженером-расчетчиком Гипростальпроекта. Но уже в 1957 году в Военмехе открывается вакансия лекционного ассистента, на которую, с учетом имеющегося  опыта и отличных характеристик, его охотно принимают.

С первого дня работы здесь Виктор Лейбович оказывается всецело захваченным жизнью вуза. Он не отстраняется ни от чего, что бы ему ни предлагалось. К тому времени он уже был членом КПСС, а коммунист обязан был повседневно подтверждать делами свою партийную принадлежность.

Еще в Ухте Виктор Лейбович избирался секретарем комсомольской организации, а общественная жизнь в Военмехе началась с работы в редакции газеты "За инженерные кадры". Но не только этим ограничивалось его участие в жизни коллектива. В 1959 году он является секретарем оргкомитета первой Межвузовской конференции по конструктивной теории функций и членом редколлегии сборника трудов этой конференции. С опережением сроков сдает кандидатский минимум и вскоре, в мае 1961 года, защищает кандидатскую диссертацию "Некоторые свойства обобщенных полиномов Эйлера-Бернштейна". А в 1962 году на второй Межвузовской конференции уже сам выступает с интересным докладом.

Одновременно Виктор Лейбович руководит математическим кружком студенческого научного общества, преподает на общественных подготовительных курсах, ведет для преподавателей и научных работников специальных кафедр вуза семинар по теории поля и тензорному анализу. В течение трех лет он является членом совета приборостроительного факультета и значительного ряда лет - партгрупоргом кафедры математики.

Несмотря на широкую и интенсивную общественную деятельность, Виктор Лейбович совершенствует свое педагогическое мастерство, работает над методическими пособиями, ведет научные госбюджетные исследования. В 1973 году выходит в свет книга "Процессы автоматического управления и обобщенное дифференцирование". Одним из ее К третьему кварталу 1942 г. выпуск винтовок образца 1891-30 года (конструкция С.И. Мосина) дошел до 12 тысяч в сутки. Всего ижевским машиностроительным заводом в года Великой Отечественной войны выпущено более 11145 тысяч винтовок и карабинов, свыше 213,4 тысяч пулеметов всех видов, 131 тысяча противотанковых ружей, 901,5 тысяч пистолетов.

В широком масштабе было организовано производство автоматического оружия в Москве. В декабре 1941 г. приступил к производству пистолетов-пулеметов Автомобильный завод им. Сталина. Бывшие автомобилисты на ходу овладели оружейным производством. Хорошо продуманная кооперация, четкое техническое руководство, массовый трудовой героизм рабочих позволили быстро набрать необходимый темп работы и увеличить выпуск пистолетов-пулеметов ППШ с 400 штук в ноябре 1941 г. до 20 тыс. штук в декабре.

Коллектив завода «Компрессор» быстро освоил производство реактивных установок «БМ-13» («Катюш»). Завод «Электросталь» систематически перевыполнял задания по выпуску необходимой для изготовления оружия высококачественной стали. У завода «Красный пролетарий» первым заказом фронта были ручные гранаты, прозванные фронтовиками «карманной артиллерией», потом было налажено производство реактивных снарядов и направляющих для установок «БМ-13».  Часто с фронта поступала поврежденная техника, которую необходимо было как можно скорее приводить в боевую готовность.

Всего за годы войны московская промышленность дала фронту более 3,5 млн автоматов, 72 тыс. минометов, 4 тыс. реактивных установок, 34 млн снарядов, бомб, мин и многое другое. И такое количество удалось дать фронту, когда часть промышленных предприятий, учреждений и населения Москвы ещеё осенью 1941 г. пришлось эвакуировать. За неполные четыре месяца удалось отправить в восточные районы страны почти 500 крупных предприятий. В Нижнем Тагиле, Златоусте, Магнитогорске, Кировограде, Перми, Березниках, Челябинске, Томске, Новосибирске, Кемерово, Тюмени и др. городах Сибири и Урала на базе эвакуированных из Москвы и других городов в предельно короткие сроки было налажено производство военной техники.

Ленинград, оказавшись в блокаде, полностью переключился на военный лад. 116 ленинградских заводов и фабрик были переведены на выпуск снарядов и мин, 60 предприятий изготавливали детали и узлы полковых орудий, на 115 заводах размещено производство минометов. Бронеплатформы с батареями морской дальней артиллерии, знаменитые «Катюши» и реактивные снаряды к ним давала фронту промышлешюсть Ленинграда.

Там, где недавно выпускались станки, машины и приборы для народного хозяйства, стали изготавливаться пушки, танки и другие виды боевой техники. Предприятия химической и резиновой промышленности освоили производство взрывчатых веществ, гаубичного и пушечного пороха, зарядов для реактивных установок. Швейная, текстильная и пищевая отрасли наладили   производство боеприпасов и вооружения. Пивоваренный завод «Красная Бавария» выпускал снаряды и зажигательные бомбы, парфюмерная фабрика поставляла гильзы для зарядов, фабрика музыкальных инструментов им. Луначарского - гранаты. Завод полиграфических машин с 19 марта 1942 г. начал массовый выпуск пулеметов конструкции Максима. Прямо с завода они отправлялись на фронт, где в бою проходили испытания. Завод «Красногвардеец», выпускавший гуманную продукцию - медицинские аппараты и инструменты, за две недели после получения в сентябре 1941 г. заказа выпустил первую продукцию радиаторов для моторов, а первые детали для пистолета-пулемета Дегтярева (ППД) были освоены за десять дней.

Героическую работу провели преподаватели, сотрудники и студенты ВМИ по организации народного ополчения и партизанских отрядов, а также выполнению заказов Ленфронта, связанных с производством оружия и боеприпасов. Учебно-производственные мастерские и учебные лаборатории быстро переключились на производство боеприпасов. С каждым годом темпы их производства увеличивались. За период войны институтом было изготовлено более I млн. мин и других типов боеприпасов.

За самоотверженную работу по освоению производства боеприпасов и вооружения для защитников Ленинграда в январе 1942 г. была награждена группа ученых, среди них проф. В.М. Андреев, А.Н. Кузнецов, М.С. Максименко, доценты А.Э. Грубе, А.И. Свеклинов, В.С. Соколов.

В результате героических усилий жителей осажденного города во втором полугодии 1941 г. предприятия города-бойца выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3000 полковых и противотанковых пушек, 10000 минометов, около 4 млн корпусов снарядов и мин, более 80000 реактивных снарядов и авиабомб. За этот же период было достроено 84 боевых корабля и переоборудовано 186. За последний квартал 1941 г. из осажденного Ленинграда войскам, защищавшим Москву, было отправлено воздушным путем более тысячи артиллерийских орудий и минометов.

В 1942 г. промышленность Ленинграда дала свыше 8 млн артиллерийских снарядов, мин и авиабомб.  За девять месяцев 1942 г. ленинградцы дали фронту 1935 минометов, 1975 станковых пулеметов, около 22 тыс. автоматов и много другого вооружения.

Выпуск вооружения был налажен так же в Воронеже и Горьком, Сталинграде и Тбилиси, Ярославле, Саратове и других городах страны. Своей четкой и слаженной работой труженики оружейных предприятий содействовали основной задаче, стоявшей перед военной экономикой - осуществлению массового выпуска военной техники. Это позволило полностью обеспечить наши войска всеми видами оружия.

Великая Отечественная война подтвердила высокое качество советского оружия, доказала силу советской науки и способность нашей промышленности создавать оружие, значительно превосходящее лучшие иностранные образцы. В многочисленных отзывах воины Советской Армии давали высокую оценку оружию, с которым им пришлось воевать.

Преимущество советского стрелкового оружия вынуждены были признать и немецкие специалисты, которые отмечали сложность и чувствительность своего оружия к затрудненным условиям эксплуатации и максимальную простоту технологии, безопасность и легкость приведения в действие советского оружия.

После окончания войны международная обстановка не располагала к благодушию. Снова нужно было думать о безопасности страны. С этой целью были приняты меры, обеспечивающие создание многих видов новейшей военной техники. Большая работа была проведена и по модернизации существующих образцов стрелкового и другого оружия, а затем созданию новых систем, разработанных на основе достижений советской науки и техники.

Геннадий ПЕРМЯКОВ, ведущий инженер каф. Е3

ПАМЯТИ ВЕТЕРАНА

Ушел из жизни ветеран Великой Отечественной войны и Военмеха Гурий Алексеевич РУСАНОВ (01.08.1916 -  28.12.2004). Его детство прошло в деревне Поповка Рязанской области, где жил дедушка, замечательный садовник, известный и уважаемый во всей округе.

После получения общего среднего образования (1937 г.), окончил Лениградское военное авиационно-техническое училище по специальности «бортовой инженер». Гурий Алексеевич прошел всю войну. Согласно данным его летной книжки общий налет за этот период составил 2 тыс. 204 часа. Был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, двадцатью медалями.

Без малого полвека проработал Г.А. Русанов в Военмехе. Сначала на каф. Е-14 учебным мастером, а с 1965 г. в той же должности на каф. физвоспитания, фактически являясь заведующим студенческой базой «Лосево». Своим трудолюбием он завоевал любовь и уважение всех тех, кто хоть раз с ним соприкоснулся. Отдых студентов и сотрудников являлся неотъемлемой частью его жизни. К людям он всегда относился с большим уважением и вниманием, и ему отвечали тем же. Гурий Алексеевич был незаменимым хозяйственником в «Лосево». Практически все, что построено и приобретено на базе павторов является Виктор Лейбович.

Профессор Виктор Лейбович Файншмидт и сегодня продолжает активно работать. В 2003 году им изданы два учебных пособия. Одно по дифференциальным уравнениям, другое по рядам Фурье. Всего у него на счету две книги, ряд учебных пособий, большое количество статей и методических указаний. Он по праву занимает место на кафедре, по праву его педагогическое мастерство высоко оценивается в студенческой среде.

Но  жизнь продолжается. Не та, какою она была когда-то, но все-таки жизнь, требующая активного к ней отношения и личного участия. Легко ли человеку отличных от ставших ныне всеобщими взглядов и принципов, человеку честному определяться с местом, которое он может считать ныне своим? Очень нелегко, если это человек ограниченный. Иное дело человек, немало повидавший на своем жизненном пути, человек умный.

Именно к таким людям и принадлежит Виктор Лейбович, беззаветно преданный своему делу, жене Софье Григорьевне, сыну Григорию и дочери Ирине, мудро вглядывающийся в те перемены, которые происходят вокруг него. Кажется, и здесь разум не изменяет ему. Он вполне разобрался в том, что было хорошо и плохо раньше, что хорошо и плохо сейчас, и сумел в себе примирить имеющиеся противоречия. Впрочем, как заметил Джеймс Рассел Лоуэлл, "The foolish and the dead alone never change their opinions", что переводится, как "лишь глупец и мертвец никогда не меняют своих мнений".

По поручению кафедры математики Владимир Чижов

Часть 2

На главную
ри его содействии, находится в том же состоянии и по сей день.

Болезнь застала Гурия Алексеевича врасплох, но он сопротивлялся ей как настоящий солдат.

Есть такое выражение «Искусство жить счастливо». Оно как нельзя лучше подходит к Гурию Алексеевичу. Он был заботливым и любящим сыном (его мама, Пелагея Алексеевна, прожила трудную, но счастливую жизнь). Был заботливым отцом, внимательным мужем, добрым дедушкой, авторитетным и уважаемым тестем. Он излучал светлый луч любви, которого хватало на всех.

Коллектив кафедры физвоспитания

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ!

4 января 2005 года исполнилось 80 лет доценту кафедры культурологии и глобалистики КРОНИДУ ПАВЛОВИЧУ ЛАПИНУ.

Как и многие его современники, Кронид Павлович прошёел большой и интересный жизненный путь, начало которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. В те годы он работал на механическом заводе в г. Иваново, учился в спецшколе ВВС (1942-1944 г.), в Вельской военной школе авиамехаников, в Рижском военно-политическом училище ВВС, служил в бомбардировочной авиации и в военной контрразведке. С 1950 г., после увольнения в запас, Кронид Павлович жил и работал в Риге, где, после окончания Латвийского государственного университета, перешёел на педагогическую работу. В 1992 г. Кронид Павлович с семьеёй переехал в Ленинград и с той поры по настоящее время работает в БГТУ "Военмех" доцентом кафедры культурологии и глобалистики.

Кронид Павлович Лапин пользуется большим уважением в преподавательском коллективе и среди студентов. Он принимает активное участие в учебно-методической и научной работе кафедры, в частности им изданы учебные пособия по социологии, педагогике и психологии, культурологии.

Поздравляю Кронида Павловича Лапина с 80-летием  со дня рождения и объявляю ему за добросовестную работу благодарность.

Ректор О. ИПАТОВ


2 января 2005 года исполнилось 70 лет ВАЛЕНТИНУ РОСТИСЛАВОВИЧУ АНДРИЕВСКОМУ, кандидату технических наук, заслуженному конструктору Российской Федерации, профессору кафедры систем обработки информации и управления Балтийского государственного технического университета.

С момента окончания Ленинградского механического института в 1957 году вся трудовая деятельность В.Р. Андриевского посвящена повышению обороноспособности страны. Являясь одним из ведущих специалистов ЦНИИ "Гранит", где он в течение многих лет руководит исследованиями динамики и синтезом алгоритмов управления, В.Р. Андриевский внес значительный вклад в создание и развитие многих образцов военной техники, ряд из которых и в настоящее время превосходит зарубежные аналоги. Заслуги В.Р. Андриевского в развитии отечественной науки и техники отмечены почетным званием, премией Правительства Российской Федерации, орденами "Знак почета", "Трудового Красного знамени", медалями.

В течение всего времени работы в промышленности В.Р. Андриевский не прерывал связей с родным вузом. Участие в работе Государственных аттестационных комиссий, диссертационных советов, рецензирование сборников трудов и учебных пособий, руководство практиками и дипломным проектированием - вот лишь неполный перечень вех его сотрудничества с Военмехом за эти годы.

С 1997 года В.Р. Андриевский непосредственно передает свои знания и богатый практический опыт студентам БГТУ, работая по совместительству на кафедре ИЗ. За это время профессор В.Р. Андриевский подготовил и внедрил новые курсы лекций "Системы управления летательными аппаратами", "Теория информации", "Методы и средства защиты информации", ряд циклов лабораторных работ для студентов и магистрантов университета, выполняет все виды учебной нагрузки от лабораторных работ до руководства аспирантами, магистрантами и большим количеством выпускных квалификационных работ.

Высокая квалификация, широкая эрудиция, доброжелательность и отзывчивость, чрезвычайная добросовестность обеспечивают профессору В.Р. Андриевскому высокий авторитет и уважение среди коллег по работе и студентов университета.

От всей души поздравляем Валентина Ростиславовича с юбилеем, желаем ему крепкого здоровья и дальнейших успехов в научной и педагогической деятельности.

Коллективы кафедр ИЗ, А5 и отдела магистратуры

ПРИЗВАНИЕ – ПЕДАГОГ

ВЫБОР НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Мне почему-то казалось, что этот человек в университете известен всем: и преподавателям и студентам. Оказывается, это не совсем так. Выяснилось, что старшее и среднее поколения работников знают его хорошо. Хуже знает его младшее поколение. Зато неплохо знаком он студентам, тем, кому преподает или преподавал математику. Но ведь дело не только в том, знают тебя или не знают. Важно, как знают! И насколько!

Виктора Лейбовича Файншмидта, профессора кафедры математики, человека, отдавшего "Военмеху" полные сил и творческой энергии годы жизни знают, те, кто его знает, с самой наилучшей стороны. Далеко не случайно он пользуется уважением и признанием коллег за вклад в подготовку добротных инженеров, за многолетнюю и результативную учебно-метозическую работу, за важные научные исследования, за плодотворную общественную деятельность, а у студентов - за обширные познания предмета, доходчивость в его преподнесении на лекциях и практических занятиях, объективную требовательность. И все же тех, кто связывает свою жизнь с университетом, является золотым фондом его педагогического состава, должны знать все. И должны знать хорошо!

Не будем далеко ходить. Вот он и сам. Небольшого роста, сухой, подвижный,  с живым и пытливым блеском темных глаз. Полный доброжелательности и непраздного интереса к тому, что происходит в стране, в городе, в вузе, искреннего интереса к людям, которые его окружают. Всякому, кому довелось по-товарищески беседовать с Виктором Лейбовичем, отлично знакомо, как любит он задавать нелегкие вопросы.  Каждый вопрос, слетающий с его уст, идет от искреннего желания выяснить точку зрения собеседника на тот или иной злободневный вопрос - не иначе.

С чего начинается биография человека? Со дня рождения.

Виктор Лейбович Файншмидт родился накануне Старого Нового года, то есть 12 января 1930 года. Родился в Москве, откуда в 1936 году семья переехала в Ленинград. Детство Виктора Лейбовича падает на самое тяжелое время в жизни страны. Впрочем, с годами отчетливо понимаешь, что все времена нашей страны - тяжелые. Тем не менее, вряд ли кто станет возражать против того, что годы Великой Отечественной войны из всех тяжелых времен самые тяжелые.

Трудно сказать, чем стали бы первые годы войны для семьи Виктора Лейбовича и его самого, если бы в 1941 году все они не переехали в Москву. Но и там падали бомбы, было опасно и голодно. Там, в Москве, во время войны, в 1944 году, Виктор Лейбович делает свой требующий мужества выбор - вступает в комсомол. Сегодня нынешними идеологами России, литературно-художественными поделками и средствами массовой информации немало делается для того, чтобы освободить память народа от его героического прошлого. В том числе принижается или опорочивается роль партии и комсомола в Великой Отечественной войне, а затем и в послевоенном восстановлении народного хозяйства. Но ведь правда не бывает однобокой, она многогранна. Нет сомнений, что вступление в те далекие годы в ряды партии и комсомола было, действительно, поступком.

В 1946 году семья Виктора Лейбовича опять перебрасывается в Ленинград. Тогда ничего не происходило по доброй воле. Люди направлялись туда, где были всего нужнее. Здесь, в Ленинграде, он оканчивает школу, а в 1947 году поступает на математико-механический факультет ЛГУ. Именно в университете, в годы учебы, им осознается призвание стать педагогом. И с этого призвания начинается его трудовой путь, когда по распределению в 1952 году он едет в город Ухту, где работает преподавателем в Печорском железнодорожном техникуме.

Честно отдав долг государству за полученное высшее образование, с блестящими характеристиками Виктор Лейбович через три года возвращается в город, ставший для него родным, но найти место преподавателя здесь не так-то и просто, а потому ему приходится идти работать туда, где требуются такие специалисты, как он. И Виктор Лейбович становится инженером-расчетчиком Гипростальпроекта. Но уже в 1957 году в Военмехе открывается вакансия лекционного ассистента, на которую, с учетом имеющегося  опыта и отличных характеристик, его охотно принимают.

С первого дня работы здесь Виктор Лейбович оказывается всецело захваченным жизнью вуза. Он не отстраняется ни от чего, что бы ему ни предлагалось. К тому времени он уже был членом КПСС, а коммунист обязан был повседневно подтверждать делами свою партийную принадлежность.

Еще в Ухте Виктор Лейбович избирался секретарем комсомольской организации, а общественная жизнь в Военмехе началась с работы в редакции газеты "За инженерные кадры". Но не только этим ограничивалось его участие в жизни коллектива. В 1959 году он является секретарем оргкомитета первой Межвузовской конференции по конструктивной теории функций и членом редколлегии сборника трудов этой конференции. С опережением сроков сдает кандидатский минимум и вскоре, в мае 1961 года, защищает кандидатскую диссертацию "Некоторые свойства обобщенных полиномов Эйлера-Бернштейна". А в 1962 году на второй Межвузовской конференции уже сам выступает с интересным докладом.

Одновременно Виктор Лейбович руководит математическим кружком студенческого научного общества, преподает на общественных подготовительных курсах, ведет для преподавателей и научных работников специальных кафедр вуза семинар по теории поля и тензорному анализу. В течение трех лет он является членом совета приборостроительного факультета и значительного ряда лет - партгрупоргом кафедры математики.

Несмотря на широкую и интенсивную общественную деятельность, Виктор Лейбович совершенствует свое педагогическое мастерство, работает над методическими пособиями, ведет научные госбюджетные исследования. В 1973 году выходит в свет книга "Процессы автоматического управления и обобщенное дифференцирование". Одним из ее авторов является Виктор Лейбович.

Профессор Виктор Лейбович Файншмидт и сегодня продолжает активно работать. В 2003 году им изданы два учебных пособия. Одно по дифференциальным уравнениям, другое по рядам Фурье. Всего у него на счету две книги, ряд учебных пособий, большое количество статей и методических указаний. Он по праву занимает место на кафедре, по праву его педагогическое мастерство высоко оценивается в студенческой среде.

Но  жизнь продолжается. Не та, какою она была когда-то, но все-таки жизнь, требующая активного к ней отношения и личного участия. Легко ли человеку отличных от ставших ныне всеобщими взглядов и принципов, человеку честному определяться с местом, которое он может считать ныне своим? Очень нелегко, если это человек ограниченный. Иное дело человек, немало повидавший на своем жизненном пути, человек умный.

Именно к таким людям и принадлежит Виктор Лейбович, беззаветно преданный своему делу, жене Софье Григорьевне, сыну Григорию и дочери Ирине, мудро вглядывающийся в те перемены, которые происходят вокруг него. Кажется, и здесь разум не изменяет ему. Он вполне разобрался в том, что было хорошо и плохо раньше, что хорошо и плохо сейчас, и сумел в себе примирить имеющиеся противоречия. Впрочем, как заметил Джеймс Рассел Лоуэлл, "The foolish and the dead alone never change their opinions", что переводится, как "лишь глупец и мертвец никогда не меняют своих мнений".

По поручению кафедры математики Владимир Чижов

Часть 2

На главную