«УСТИНОВЦЫ»: СОЮЗ НАУКИ И ФЛОТА

В период с 9 по 11 февраля делегация Балтийского государственного технического университета "Военмех" имени Д.Ф. Устинова находилась в столице Северного флота городе Североморске с целью подписания соглашения об установлении шефских связей между коллективом университета и экипажем ракетного крейсера "Маршал Устинов".  Идея об установлении связей родилась четыре года назад, но успешно реализовалась только сейчас. Университет и крейсер объединяет не только имя прославленного государственного деятеля - выпускника Военмеха. В первую очередь нас объединяют  люди - дети североморцев, которые учились и учатся в вузе, преподаватели и сотрудники, которые служили на Северном флоте, а также выпускники, которые принимали участие в создании вооружения корабля.

Шефство - одна из форм общественной деятельности, связи народа и Вооруженных Сил. Оно проявляется в оказании организациями, предприятиями и учреждениями материально-технической и культурной помощи воинским частям и кораблям, а также помощи воинских коллективов гражданским организациям в проведении оборонно-массовой и воспитательной работы. Шефство зародилось в 20-е годы ХХ века, когда Советская Россия строила свои Вооруженные Силы. В октябре 1922 г. было установлено шефство комсомола над Военно-Морским Флотом, а в январе 1931 г. - над Военно-Воздушными Силами.  В нынешний, далеко не самый лучший для армии и флота нашей страны период, очень важно возродить шефские традиции.

"Маршал Устинов" - ракетный крейсер  проекта 1164. Корабль предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, способен решать задачи коллективной противовоздушной и ограниченные задачи противолодочной обороны. Мореходность корабля не ограничена.  Длина корабля 186; ширина 20,8; осадка 8,4 метра. Полное водоизмещение 11300 тонн. Скорость полного хода - 32 узла (около 60 км/час), дальность плавания 7500 миль (примерно 14000 км). Экипаж около 500 человек. На вооружении корабля находятся 16 противокорабельных крылатых ракет "Базальт" в восьми спаренных пусковых установках, 64 зенитные управляемые ракеты комплекса С-300Ф, 40  зенитных управляемых ракет комплекса "Оса-М", 130-миллиметровая двухорудийная артиллерийская установка АК-130,  шесть шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок АК-630, два пятитрубных торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 и вертолет Ка-25РЦ.

Главное оружие корабля - противокорабельная крылатая ракета "Базальт" - имеет самый продолжительный в мире сверхзвуковой режим полета и самую большую дальность стрельбы в этом классе ракет. ПКР "Базальт" создана в Научно-производственном объединении машиностроения, которым с 1991 г. руководит выпускник Военмеха Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Герберт Ефремов.

Артиллерийская установка АК-130 создана в Конструкторском бюро "Арсенал" выпускником Военмеха лауреатом Ленинской и Государственной премий Евгением Малишевским и изготавливалась на "Машиностроительном заводе "Арсенал", где очень много наших выпускников. 

Ракетный крейсер "Маршал Устинов" заложен 5 октября 1978 г. на заводе имени 61 Коммунара в городе Николаев. Спуск корабля на воду произведен 25 февраля 1982 г. В 1984 г. начато формирование экипажа. Приказом Министра обороны СССР № 070 23 марта 1985 г. крейсеру было присвоено имя  "Маршал Устинов". После проведения государственных испытаний, 21 сентября 1986 г. на корабле произведен торжественный подъем военно-морского флага и корабль вошел в состав Военно-Морского Флота СССР. Этот день является днем корабля. 17 марта 1987 г. корабль прибыл на Северный флот в Североморск.

Крейсер "Маршал Устинов" выполнил множество задач государственного и международного значения. С официальными визитами корабль посетил порты США, Канады, Мальты, Сирии.  В июне - июле 2003 г. в составе отряда боевых кораблей крейсер принимал участие в совместных учениях с кораблями Балтийского флота. Во время учений впервые в истории современной России на борту военного корабля присутствовали главы двух государств - Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Республики Польша Александр Квасьневский. По результатам проведенных учений крейсер "Маршал Устинов" получил оценку "отлично".  В сентябре - октябре 2004 г. в составе корабельной авианосной группы корабль выполнял задачи боевой службы в северной Атлантике. По итогам 2003 г. крейсер признан лучшим надводным кораблем Северного флота, в 2004 г. он снова подтвердил это звание.

С момента постройки экипаж исключительно бережно относится к содержанию корабля, его оружия и технических средств. Результатом такого отношения является то, что за 20 лет службы крейсер ни разу не был в среднем ремонте. В то же время все системы и механизмы находятся в исправности. Корабль в любой момент готов выйти в море для выполнения боевой задачи. Кроме боевых задач экипаж активно участвует в общественной жизни Заполярья. Одна из сторон этой жизни - шефство над морским кадетским классом школы-интерната, где учатся дети-сироты. Командует кораблем молодой, энергичный капитан первого ранга Сергей Жуга.

В январе 2002 г. возобновилось проведение учебных сборов студентов Военмеха, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса ВМФ, на кораблях и в частях Северного флота. Часть наших ребят постигала секреты военной службы на борту  ракетного крейсера "Маршал Устинов". С первой же встречи между экипажем корабля и представителями  Военмеха установились тесные партнерские и дружеские связи. В том, что "побратимом" БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова должен стать корабль, носящий то же имя, сомнений не было.

И вот, для подписания Соглашения об   установлении   шефских связей с крейсером Северного флота "Маршал Устинов",  в город Североморск прибыла делегация БГТУ - ректор университета Олег Ипатов, первый проректор Виктор Анисимов и директор центра довузовской подготовки Дмитрий Федоров. 10 февраля на борту крейсера в торжественной обстановке Соглашение было подписано.

В соответствии с Соглашением стороны обязались организовать работу по укреплению общественных связей с ВМФ и героико-патриотическому воспитанию молодежи. Для этого было решено регулярно обмениваться делегациями, оформить стенды о партнерах, проводить беседы, демонстрировать видеоматериалы и организовывать публикации в газетах.

Ракетный крейсер "Маршал Устинов" обязался обеспечивать проведение учебных сборов студентов университета по программам подготовки офицеров запаса ВМФ; с учетом потребности в военно-учетных специальностях, комплектовать личный состав крейсера призывниками из детей сотрудников и выпускниками университета; отбирать для внеконкурсного поступления в БГТУ лучших военнослужащих крейсера.

БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова, со своей стороны, обязался организовывать по рекомендации командования корабля внеконкурсное поступление на бюджетную очную форму обучения в БГТУ лучших военнослужащих РКР "Маршал Устинов"; организовать пункты подготовки к поступлению в университет на Северном флоте; при наличии разнарядки, отбирать для службы на РКР "Маршал Устинов" лучших офицеров-выпускников факультета военного обучения университета; оказывать содействие в информационном и программном обеспечении боевой (специальной) подготовки корабля; осуществлять обучение офицеров РКР "Маршал Устинов", уволенных с военной службы, по программам второго высшего образования  на льготных условиях при условии поступления в БГТУ в течение 18 месяцев с момента увольнения в запас.

Как сказал командир корабля капитан 1 ранга Сергей Жуга, "это соглашение станет началом долгих и действительно взаимовыгодных отношений экипажа крейсера и коллектива известного и уважаемого в стране университета. Сегодня были определены перспективы сотрудничества, направленного, в первую очередь, на военно-патриотическое воспитание и профессиональную подготовку молодежи".

В обращении к личному составу корабля ректор БГТУ Олег Ипатов отметил, что Военмех является альма-матер главных конструкторов многих систем ракетного и артиллерийского вооружения кораблей Северного флота, в том числе и "Маршала Устинова". Он рассказал о жизненном пути выпускника Военмеха 1936 г. маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова. В июне 1941 г. 33-летний Д.Ф. Устинов был назначен народным комиссаром вооружения СССР. Возглавив освоение и массовое производство оружия в годы Великой Отечественной войны, он многое сделал для победы над фашизмом. С 1946 по 1957 гг. Д.Ф. Устинов - министр оборонной промышленности СССР. Затем он назначался заместителем Председателя Совета Министров СССР, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР и председателем Высшего совета народного хозяйства СССР. С 1976 по 1984 гг. Д.Ф. Устинов - министр обороны СССР.

В своем выступлении О. Ипатов рассказал, каких специалистов в настоящее время готовит университет, какое оборонное, общенаучное и государственное значение имеет то образование, которое получают выпускники БГТУ. В заключение Олег Сергеевич сказал: "Я искренне надеюсь, что гордое звание "устиновец" объединит наших студентов, выпускников и экипаж ракетного крейсера в благородном деле патриотического воспитания молодого поколения, сориентирует многих молодых людей в выборе профессии защитника Отечества".

После церемонии подписания соглашения с делегацией БГТУ встретились командующий Северным флотом адмирал Михаил Абрамов, командир объединения надводных кораблей контр-адмирал Алексей Максимчук, командир соединения капитан 1 ранга Александр Турилин.

Программа пребывания делегации Военмеха на Северном флоте не ограничивалась только деловыми встречами. Петербуржцы побывали с экскурсией в музее морской авиации Северного флота, посетили дом-музей первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, возложили цветы к монументу защитникам Заполярья.

Недолгих три дня гостили представители Военмеха на Северном флоте, но, хочется верить, что этот визит станет первым этапом долгого и успешного партнерства университета и крейсера, носящих имя достойного сына Отчизны.


Обмен памятными сувенирами


Командир корабля капитан 1 ранга С. Жуга и ректор О. Ипатов


Момент подписания Соглашения

Виктор АНИСИМОВ, первый проректор - проректор по развитию и оперативному управлению;

Ирина КОНОНОВИЧ, старший лейтенант, корреспондент газеты " На страже Заполярья"

СТУДЕНТУ НА ЗАМЕТКУ

АДАПТАЦИЯ И СМЫСЛ

В современных науках о человеке всеё чаще обсуждаются эти две емкие проблемы: социально-психологическая адаптация и смысложизненные ориентации человека. В жизни студента-первокурсника эти проблемы вышли на первые позиции.

- Усвоение большего объёма сложной учебной информации;
- Организация своего времени;
- Знакомства и налаживание отношений с другими людьми;
- Досуг и отдых;
- Питание;
- Первая любовь;
- Найти работу, совместить ееё с учеёбой, заработать деньги;
- Организовать свой быт.

Вот далеко не полный перечень задач, которые сваливаются на голову студента первого сентября. Хотите сказать, что у вас нету опыта и никто вас этому не учит?

С вашего позволения, дам несколько добрых советов. В начале посмотрим, как вы решали ваши жизненные задачи 17 лет назад.

Представьте себя в темноте, в тишине и в воде. Вам не надо дышать, есть, пить, смотреть, слушать, греться и сдавать зачёты. Знаете, где вы? Это уже с вами было. Правильно! Ваша мама беременна вами.

Наступил момент, когда какая-то мощная сила, не спросив вашего желания и не проведя ни одной тренировки, вытолкнула вас в этот мир. В первую же минуту вашей жизни изменилось всёе. Только что, пережив боль, вам стало холодно. Вас ослепил свет. Вокруг кричат люди (некоторые матом). И так как вы начинали синеть - надо дышать, а вы не умеете, - вас чужие люди били по попе - они учили вас дышать, а значит жить. Нормально? Этого мало, примерно на сутки вас разлучили с единственным на этом свете родным человеком, это после 9 месяцев доброго сосуществования. Не давали ни есть ни пить, заглядывали в разные ваши отверстия, подсоединяли проводки, с целью узнать - вы нормальный или не очень.

К новому вашему состоянию вы привыкли - произошла адаптация. А знаете, какая задача в первую очередь перед вами стояла и была вами успешно решена? Думаете научиться есть, пить? Научиться дышать? Нет. Вы должны были научиться хотеть. И первое, что вы хотели и делали - вы дышали. Зачем? Чтобы жить. На этом этапе вашей жизни вы обрели ее смысл. Представляете себе? Вы такой маленький, а сумели адаптироваться и обрели при этом смысл жизни!

Теперь вы большой. Согласитесь, что задачи, изложенные в начале статьи, значительно меньше, чем при вашем рождении.

Для того чтобы решать сегодняшние задачи, предлагается сделать следующее:

1. Сформулировать свои задачи. Для этого напишите их на листе бумаги.

2. Напротив каждой - ответьте на три вопроса:

- Зачем мне это нужно?
- Какими способами и средствами я этого добьюсь?
- Что я буду делать, по крайней мере, с чего начну?

3. Расставьте выше названные вами задачи в иерархическом порядке: на первом месте - самую важную, на последнем та, которая не горит. Заметьте, даже среди первых мест не будет задач, не решив которые, вы через 15 минут, или через сутки, умрете, в отличие от ситуации при вашем рождении. Те жизненно важные задачи вы успешно решили.

4. Проструктурируйте Ваше время. Напоминаю: в сутках - 24 часа, в неделе - 7 дней. Нужно по-честному сказать себе, что в это время я буду заниматься этим делом, потому, что другое время у меня, для другого моего дела. Моеё дело за меня никто делать не станет.

5. Начать делать свои дела, то есть решать сформулированные вами задачи. По-честному, каждый день, этими делами заниматься. И свои дела выполнять каждый день в своеё время.

Ещеё два простых совета. Записывайте за преподавателем те слова, которые он произносит на лекции. В этот же день, вечером, перечитывайте записанное вами.

Для разминки предлагаю небольшой тест.

ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочитайте вопрос и решите, какой из ответов - «ДА», «ИНОГДА», «НЕТ/НИКОГДА» - вам подходит. Запишите его напротив вопроса.

1) Посвящаете ли вы свое свободное время тому, чтобы укрепить отношения с людьми?

2) Читаете ли вы "легкую" литературу (короткие фантастические рассказы, любовные романы, юмористические рассказы, комиксы, приключения)?

3) Читаете ли серьезную литературу (фантастические романы Стругацких, Лема, классика: Достоевский, Чехов; техническая, научная литература)?

4)  Занимаетесь ли дома работой, которая связана с вашей профессией?

5) Занимаетесь ли домашними делами, повседневными бытовыми заботами?

6) Имеете ли вы хобби, которое поглощает ваше свободное время?

7) Занимаетесь ли спортом   ради собственного удовольствия   (так сказать, в индивидуальном порядке)?

8) Используете ли свое свободное время для работы, которая является для вас источником дополнительной прибыли?

9) Бываете ли в кино, театрах, на концертах, в музеях?

10) Бываете ли в ресторанах, кафе, на вечеринках и танцах?

11) Занимаетесь ли общественной работой?

12) Любите ли бить баклуши, посидеть у телевизора?

Обработка результатов:

За каждый ответ начисляется определенное число баллов: за ответ "да" - 0 баллов, за ответ "иногда" - 1 балл, за ответ "нет/никогда" - 2 балла, Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале отдельно.

Интерпретации результатов для испытуемых.

Шкала А (вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11)

0 - 5 баллов - У вас разносторонние интересы; четкое представление о том, что значит жить интересно; у вас есть определенная цель в жизни, к которой вы идете довольно решительно.

6 - 9 баллов - Ваши запросы несколько занижены; вы часто беретесь за вещи, которые не доводите до конца; ваш досуг проходит без какой бы то ни было пользы для вас.

10 -12 баллов - Для вас, к сожалению, характерно поверхностное отношение к жизни; возможности своего свободного времени вы используете плохо, часто скучаете, советы других воспринимаете с раздражением. Следует подумать об изменении привычек.

Шкала Б (вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12)

0 - 5 баллов - Вы явно отдаете предпочтение развлечениям, свое свободное время проводите несерьезно.

6 - 9 баллов - Вы любите работать, но человек вы довольно замкнутый, свободное время проводите в одиночестве, занимаясь своими любимыми делами. Советуем больше общаться с людьми.

10 -12 баллов - Все ваше внимание сконцентрировано на определенной жизненной программе. Но вы тратите себя не только на нее, а и на другие дела.

Методика называется "Осознанность жизненных целей". Результаты сохраните для себя, протестируйтесь через два года и сравните.

И помните, что от решения проблемы "В чём смысл жизни?" Вас никто не освобождал.

Александр ПОТЕХИН, психолог университета

(Продолжение следует)

 

ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ МЕНЯ

Или искусство петь

Каждый из нас, независимо от возраста и пола, хоть раз в жизни, напевал себе что-то под нос, бурчал под гитару у костра или орал вместе с любимыми артистами на концерте. А теперь задумайтесь: нравятся ли издаваемые вами звуки окружающим людям? В нашем вузе имеется место, где все это могут исправить: поставить голос, развить слух и сделать так, чтобы ваше пение при любых обстоятельствах приносило радость не только вам, но и вашим друзьям. Это место - камерный академический хор БГТУ "Военмех" имени Д.Ф. Устинова, которому осенью 2004 года исполнилось три года.

Три года для творческого коллектива - не такой большой возраст, при котором возможно покорение музыкального Олимпа. Да и не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сложность хорового пения заключается в том, что помимо индивидуального мастерства каждый исполнитель должен уметь работать в команде, слиться в единое целое с остальным коллективом. Надо отметить, что занятия посещают, в основном, студенты, а также не оставляют любимое дело и выпускники вуза, что особенно приятно. Как известно, студенты народ вольный и силком на репетицию их не затащишь, тем более что репетиции не должны мешать основной учебной программе. Поэтому не все и не всегда происходит безупречно, и как хотелось. Тем не менее, 2004 год в творческом плане выдался очень плодотворным: коллектив выступал на фестивалях городского масштаба, участвовал в торжественных мероприятиях, проводимых в БГТУ, провел творческую встречу с камерным хором СПбГУ кино и телевидения.

Михаил Гунько, группа А 121:

- Думаю, я не ошибусь, если скажу, что, прочитав афишу хоровой студии, у вас, как и у меня два года назад, прежде всего, возникнет чувство любопытства. Утвердившись в том, что именно это любопытство поможет мне скорейшим образом освоиться в новом, тогда для меня, учебном заведении, в октябре 2002 года я направился на занятия камерного хора БГТУ "Военмех".

Тем осенним вечером я был приятно удивлен добродушием и теплом коллектива хора, а прежде всего, руководителя - О.Н. Кислицкой. Я решил тогда, что непременно приду еще раз, даже если не ради творчества, то хотя бы с целью общения со студентами, подавляющее большинство которых были старшекурсники. К сожалению, среди них не оказалось ни одного, обучавшегося на моем факультете, о котором я хотел узнать больше, нежели написано в памятке абитуриенту. Тем не менее, вскоре я решил, что буду посещать хоровые занятия регулярно. У меня не возникло проблем ни с входом в состав коллектива, ни с самим хоровым искусством, благодаря умелым и верным действиям руководителя. Ольга Николаевна сходу правильно определила мое место среди голосов и мои способности, хотя я в тот момент считал, что требования ко мне несколько завышены.

С тех пор прошло два с половиной года, сейчас я учусь на 3 курсе факультета "Авиа- и ракетостроения", вуз стал для меня и домом, и работой, и местом отдыха в какой-то мере. Совершенно потрясающие и чрезмерно интересные знания и информацию получаю я от преподавателей кафедры, все больше времени начинаю проводить в вузе на своей «А1». Но, несмотря ни на какие учебные планы и обстоятельства, я всегда стремлюсь находить время для регулярного посещения хора, нисколько не сомневаясь в правильности выбора. Я весьма доволен тем, что мне удалось совместить обучение и часть своего отдыха в едином месте и это место носит гордое имя "Военмех"!

Юлия Матикс, группа М312:

- Многие, увидев эту статью, спросят: "Зачем я поступал в технический вуз? Чтобы петь в хоре?". Но ведь любовь к любому творчеству, к пению или рисованию, не зависит от того, где ты учишься или работаешь. Это прививается в детстве: родителями, в садике, в школе. А потом выбор делаем мы сами.

Конечно, можно все свободное время посвящать, например, решению задач по физике, просмотру телепередач, оформлению лабораторных или болтать по телефону (кому что нравится). Ну а почему бы тогда не петь, не заниматься спортом, не танцевать. Это требует времени, особенно если хочешь добиться результатов. Но вот у меня получается, к примеру, и учиться, и работать, и петь, и, конечно же, отдыхать. Между прочим, пение в нашем хоре не ограничивается сухими репетициями. Мы с удовольствием проводим вместе праздники, выезжаем на природу. Ведь каждому понятно, что в компании чтение, например, методических указаний к выполнению лабораторных работ по гидрогазу может быть в лучшем случае забавным (и то, если читать ее каким-нибудь особым способом); а вот попеть, да под гитарку…

Ну, а если посерьезнее, то кроме знаний по своей специальности, университет еще предполагает расширение кругозора. К примеру, в некоторых вузах есть такой предмет, как эстетическое воспитание. У нас же, в особенности на технических специальностях, очень мало внимания уделяется гуманитарным наукам. В то же время, в повседневной жизни нам требуются знания не только по своему профилю. Жизнь многогранна (это не секрет), поэтому "вагон" наших знаний должен быть гораздо более разнообразным, чем может обеспечить учеба по программе в школе и университете. Вот и приходится искать источники дополнительного образования. Одним из них для меня является пение в хоре.

Антон Котюров, выпускник 2004 года каф. И4, инженер-программист ОАО "Радиоавионика":

- На объявление о наборе участников наткнулся вроде бы в 2000 г. Пришел и был определен в разряд басов. Получил новые понятия о хоровом исполнении - слушал других и учился петь по нотам. Стали получаться первые произведения. Очень захватывающе. Ощущается внимание: Оля (руководитель) тренирует каждого лично и по нескольку раз. Коллектив маленький и постоянно меняется. Удивлен женскими партиями - очень красиво. На сольном пении сильно огорчили, объяснив, что мой зычный громогласный голос никому не нужен - петь надо тише. Время шло, постоянно обновлялся состав. Петь было трудно: каждый вновь пришедший сбивал с тона, который еще у самого в мозгах не закрепился. Хор постепенно разрастался, каждого лично Оля теперь тренировала только на сольных репетициях. (Кстати, на сольном пении у каждого открылся талант певца). Кто на сольное пение - в очередь. Посещаемость членов коллектива неидеальна, но это и понятно, все люди, у всех свои проблемы. Не пришел - не знаешь, что было на предыдущем занятии. Как итог - сбиваешь остальных или (если сознательный) молчишь, прислушиваешься.

Выступления проходили обычно с успехом, хотя казусы место имели: кто начал не вовремя, кто другое запел. Но репетиции, естественно, напряженней. На выступлениях интересно слушать другие хоры, ибо понимаешь, что ошибки имеют место быть не только с нашим коллективом. "Свои" (мои) зрители обычно громкого восторга не высказывают, хотя впечатления от прослушивания ненулевые: одно звучало красиво, а что-то, наоборот, менее понравилось.

Коллектив дружный. Творческий актив организует вечера (обычно под достойный праздник), где кроме посиделок устраиваются костюмированные музыкальные представления (на сцене такого не делаем!), в котором, если есть желание, актером можно стать самому. С точки зрения чего-то нового (особенно по отношению к школе) для себя открыл в хоре красоту звучания слившихся "в экстазе" голосов всех партий. Слышу его нечасто, но когда слышу - радуюсь. Это стоит того.

Ольга Николаевна Кислицкая, руководитель камерного академического хора БГТУ "Военмех" им. Д.Ф Устинова:

- Хоровая студия существует с октября 2001 года. На данный момент коллектив можно охарактеризовать как камерный (по количеству не превышает 20 человек) академический (исходя из репертуара и манеры исполнения) хор. Мы заинтересованы в том, чтобы коллектив увеличивался. И мы рады, что эта публикация даст возможность рассказать о нашем творчестве, ведь в хор принимаются все желающие. Главное условие при посещении занятий - заинтересованность в общем деле - пении.

В репертуар хора входят обработки народных песен, духовная музыка (произведения П. Чеснокова, А. Архангельского, Д. Бортнянского), песни советских лет, музыка современных композиторов. Постепенно мы начинаем осваивать эстрадно-джазовый репертуар (G.Gershwin. Колыбельная Клары "Summer time").

2004 год был наиболее плодотворным для хора, насыщенным выступлениями и концертами. Коллектив участвовал в таких городских мероприятиях, как фестиваль "Апрельская капель" в Политехе, конкурс "АРТ-СТУДия", фестиваль выпускников творческих вузов " Мы пришли!", проходящий во дворах капеллы. Силами нашего хора и команды КВН БГТУ "Военмех" был подготовлен и проведен концерт, посвященный Дню защитника Отечества. В мае в стенах нашего вуза состоялся 1-й фестиваль любительских хоровых коллективов "Балтийский Бриз". Надеемся, что он станет доброй традицией, и с каждым годом будет привлекать все большее количество участников. За организацию двух последних мероприятий отвечал капитан 2-го ранга А.В. Щеголев. От лица хорового коллектива хочу выразить огромную благодарность и признательность Алексею Владимировичу за помощь и поддержку в проведении данных концертов. В ноябре хор успешно выступил на концерте, посвященном Дню ракетных войск и артиллерии.

Следует отметить, что я, как руководитель хоровой студии, занимаюсь не только с группой концертного хора, но и индивидуально с участниками студии. В репертуар сольного пения входят любые музыкальные произведения от классического романса до современной популярной музыки и эстрады. Поэтому члены коллектива могут выступать на сцене не только как участники хора, но и как солисты!

Помимо официальных занятий в коллективе проводятся различные мероприятия, не связанные с профессиональной музыкальной деятельностью: мы вместе посещаем музеи, театры, концерты; весной и летом выезжаем за город. У нас уже сложилась добрая традиция отмечать день рождения хора. Не проходят без теплых творческих встреч многие официальные праздники.

Коллектив хора дружный, приветливый, общительный, с удовольствием принимает в свои ряды новых людей. Приглашаем вас на занятия в хоровую студию БГТУ "Военмех"!

Групповые занятия: понедельник, четверг - 18:30 - 20:30; индивидуальные занятия: понедельник, четверг - 14:15 - 18:30.

Подготовил Кирилл Бобков,

выпускник 2003 года каф. Н1, инженер ФГУП "НПО "Аврора"

 

Виктор ЗАХАРЕНКОВ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ВНУТРИБАЛЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Главы из книги

Доцентом, к.т.н. В.Ф. Захаренковым подготовлена к печати четырехтомная монография "История развития артиллерийской внутрибаллистической науки." В этой фундаментальной работе, охватывающей развитие теории и практики вынужденного движения твердых тел от Аристотеля до конца XX столетия, в строго хронологическом порядке излагаются историко-фактографические данные о появлении черного и бездымного пороха, огнестрельного оружия, его первого боевого применения, совершенствования и развития, а также приемов и методов баллистического проектирования орудий, начиная от эмпирических субъективных подходов до использования современных математических методов и мощной электронно-вычислительной техники. Книга предназначена для тех, кто интересуется историей артиллерийского вооружения и методами его проектирования. Монография может быть также использована в учебных курсах "История оружия".

(Продолжение. Начало в № 8 за 2004 г.)

Появление черного пороха в Европе

Первые свидетельства о появлении черного пороха в Европе связаны с именами выдающихся ученых XIII века англичанина Роберта Бэконом и немца Альберта Великого.

Английский философ, естествоиспытатель и алхимик Роджер Бэкон (1214-1292), получивший прозвище Доктор Мирабилис (Удивительный доктор), закончил  Оксфордский университет. В 1233 г. он поехал продолжать образование в Парижский университет - центр интеллектуальной жизни в Европе. Во время пребывания  в Париже с 1233 по 1240-е гг. Бэкон овладел  греческим и арабским языками, а также ивритом, что помогло ему изучать древние арабские рукописи в оригинале.

История появления горючих смесей и черного пороха, которые "производят шум подобно грому и вспыхивают подобно молнии", стала ему известна, по видимому, из арабских рукописей и он в 1242 г. отразил все эти знания трактате "Сила искусства и природы  Доктора Мирабилиса - Удивительного доктора". Свои же многолетние алхимические опыты по изучению свойств селитры и черного пороха он описал в 1248/49 гг. в письмах "Эпистола брата Роджера Бэкона о тайнах искусства и природы, так же как и недействительности магии". В одиннадцатой главе "Эпистолы" Бэкон пишет, что "от saltpetre (древний термин "saltpetre" означает селитра, или "соль Петра") и других компонентов мы способны  делать огонь, который будет гореть на любом расстоянии, какое мы пожелаем". В этой же главе он дает описание состава черного пороха.  Об этом он пишет следующим образом: "пусть полный вес инградиентов, состоящий из  salis petre  luru vopo vir can utri et sulphuris  равен 30. И такой смесью Вы произведете яркую вспышку и гремящий шум. Вы можете проверить фактическим  экспериментом, пишу ли я загадки Вам или говорю истинную правду".  Долгое время фраза-анаграмма sed tamen salis petre luru vopo vir can utri et sulphuris для историков оставалась непонятной. Разгадку фразы сделал в 1904 г. американский подполковник Х.В.Л. Хайм (1840-1929). Хайм расположил буквы этой фразы так, что получил словосочетание: R VII PART V NOV CORUL V ET, что означает:  R - Recipe (состав, рецепт), VII - это  7, PART - часть, V - это 5, NOV  - это  Novelle (новый, свежий), CORUL - это corule (древесный уголь), V - это 5 и, наконец, ET - это и. Таким образом, полностью анаграмма читалась следующим образом: "sed tamen salis petre recipe VII partes, V novelle, corule, et V sulphuris", что в переводе означает "возьми 7 частей селитры, 5 частей древесного угля из молодого орешника и 5 частей серы", т.е. порох состоял из  41,2% селитры, а содержание древесного угля и серы было одинаковым и составляло по 29,4%. Подобная смесь хорошо воспламенялась и при взрывчатом превращении издавала громкий шум. Из приведенного состава видно, что, несмотря на различное процентное содержание компонентов черного пороха, в качестве древесного угля, как и у Сун Сымяо, использовался молодой орешник. Это обстоятельство позволяет думать, что арабские источники, которыми пользовался Бэкон, могли иметь китайские корни.

Между 1263-1268 гг. Бэкон по просьбе папы Иннокентия IV пишет трактат "Книга магии" (Opus Magus), суммирующий знания Бэкона-энциклопедиста в физике, химии и механике. В шестой части трактата, посвященной обсуждению вопросов экспериментальной науки, он описывает использование черного пороха для изготовления взрывных устройств, а также горючие средства, которые много столетий назад уже использовались в боевых сражениях, в частности о горючем битуме (асфальте), которого « ... обильно в нашем мире и который, будучи брошенным на вооруженного человека, сжигает его». Как пишет Плиний во второй книге "Естественной истории", римляне потеряли много жизней от таких горючих веществ. Подобно желтой нефти, стекающей со скалы, эта смесь горит независимо от того, что встречается ей на пути и может быть погашена с большой трудностью, даже вода не может погасить ее". Далее он пишет о более эффективных и мощных изобретениях, которые "имеют такой эффект, что если  их применить, то ни  армия, ни  города не могут противостоять им и  никакой  удар грома не может сравниться с шумами при их действии. Определенно, что грохот, создаваемый ими, несравним по ужасу с грохотом облаков... Мы имеем пример этого в той детской игрушке, которая изготавливается во многих частях мира, а именно в устройстве размером с человеческий большой палец. От силы соли, называемой saltpetre (селитра), размещенной в столь маленькой вещи, при разрыве пергамента производится столь ужасный звук, что он превышает рев сильного грома, а вспышка превышает самый большой блеск молнии, сопровождающей гром".


Роджер Бэкон

Заслугой Бэкона является не только описание состава черного пороха, но и то, что он сам получил очищенную селитру, оценил роль компонентов пороха и их количественного содержания на характеристики горения. Таким образом, исторические факты говорят, что Р. Бэкон владел тайной черного пороха, который мог быть использован не только для приготовления зажигательных составов, но и  для создания мощных звуковых эффектов (хлопушек, которые Бэкон называл кракерами), вызывающих страх и панику. Можно с уверенностью сказать, что исследования Р. Бэкона способствовали распространению знаний о черном  порохе  и ускорению процесса создания в Европе огнестрельного оружия.


Альберт Великий

В том же XIII веке в Германии жил немецкий философ и теолог, современник Бэкона доминиканский архиепископ Альберт фон Больштадт, получивший прозвище Альберт Великий (Альбертус Магнус, 1193-1280). Он, так же как и Бэкон, в сороковых годах XIII века учился в Париже, где защитил диссертацию на доктора богословия. Познакомившись с восточными рукописями, он в 1250 г. в своем труде "О чудесах мира" описал способ изготовления "летающего огня" - ракеты на черном порохе и шумового взрывного устройства. Для этого необходимо было взять шесть частей селитры, одну часть серы и две части угля ивы, которые все вместе помещались на мраморную плиту и тщательно смешивались. Состав смеси (черного пороха) имел следующее соотношение компонентов: 66,7 % селитры, 11,1 серы и 22,2 угля. По количеству селитры этот состав был очень близок к составу Сун Сымяо. В качестве древесного угля использовался уголь ивняка, лимонного дерева, клена или ольхи. Для изготовления ракеты эта смесь размещалась в легкой кожаной обертке, полностью заполняя внутренний объем, а для создания громоподобного шумового устройства (кракера) - в короткой толстой оболочке, лишь наполовину заполненной порохом. Зажжение пороха осуществлялось через отверстие в средней части корпуса. Описание кракеров, данное Альбертом Великим и Роджером Бэконом, оказалось очень близким.

Сравнение биографий Бэкона и Альберта Великого с большой достоверностью позволяет утверждать, что они практически в одно и то же время могли узнать рецепт черного пороха и "греческого огня" во время их пребывания в Париже в сороковых годах XIII столетия из арабских рукописей и других древних источников. Одним из источников таких знаний мог стать арабский автор - андалусский ботаник по имени Абд Аллах  ибн эль-Бейтар (?-1248), который в 1240 г. писал о селитре как об одном из важнейших компонентов черного пороха и называл ее "китайским снегом". Сведения о черном порохе они могли получить и из более раннего шестистраничного труда "Огненная книга для сожжения врагов" ("Liber Ignium ad comburendos hostes") некоего Маркоса, более известного под именем Марка Грека.

(Продолжение следует)

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Россия в мировом политическом процессе

18 февраля 2005 года в Балтийском государственном техническом университете "Военмех" им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) состоялась научная конференция "Россия в мировом политическом процессе". Организаторами конференции стали факультет международной коммуникации Балтийского государственного технического университета, Академия политической науки, Академия геополитических проблем, Северо-Западное отделение российской ассоциации политической науки. В конференции приняли участие профессора, доценты, докторанты, аспиранты и студенты из различных вузов Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Волгограда, Вологды, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска.

Конференцию открыл председатель оргкомитета, ректор БГТУ "Военмех" О.С.Ипатов, который акцентировал внимание на актуальности темы конференции и пожелал участникам интересного и полезного обсуждения научных докладов.

Наиболее актуальные проблемы, вызвавшие всеобщий интерес, были связаны, с одной стороны, с демократическими преобразованиями в нашей стране, особенностями демократического транзита, формированием российской политической элиты; с другой стороны,  с внешнеполитическими факторами мирового политического процесса, местом и ролью России в новых геополитических реалиях.

Участники дискуссии согласились, в основном, с положениями о том, что либерально-рыночные реформы в России необходимы, но не в том варианте, который был предложен правительственными реформаторами в 1990-х гг., а с учетом решения социальных проблем российского общества, формирования социального государства, ответственного за уровень жизни своих граждан, за развитие сферы образование, здравоохранения, социального обеспечения. Проанализирована модель циркуляции новой политической элиты и выражена обеспокоенность ее низкой продуктивностью.

При рассмотрении геополитического положения России единодушно была выражена обеспокоенность моноцентричностью формирующегося мира, которая является, по мнению участников конференции, источником конфликтности и международной напряженности. Поддержана позиция российского президента, направленная на реализацию национальных интересов России на международной арене и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Спорными оказались гипотезы, выдвинутые некоторыми участниками конференции об особом пути развития России, связанной с особенностью политической культуры и исторически сформировавшимся менталитетом, неспособностью современной политической системы России к эффективному решению социально-политических проблем.

По итогам научного форума выпущен сборник материалов конференции, включивший в себя 63 научных доклада.

На снимках: в президиуме конференции (слева направо) - доцент Н.А.  Баранов; ректор БГТУ, профессор О.С. Ипатов; зав. кафедрой культурологии и глобалистики, профессор И.Ф. Кефели. В зале конференции.

Николай БАРАНОВ, доцент кафедры политологии БГТУ «Военмех»

 

СПОРТ

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Позднякова Анатолия (гр. И 543), призера чемпионата России по легкой атлетике в метании молота (22.02.05 г. - г. Москва), с III местом - результат 71 м 74 см; и Васильева Романа (гр. Е 131), участника чемпионата России и победителя соревнований по легкой атлетике в чемпионате У.К. Кекконена, ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге, в беге на дистанции 60 м - 6,83 с (I место).

Желаем им успешно выступить на чемпионате вузов, который пройдет в марте. Приглашаем всех поддержать нашу сборную команду. Соревнования будут проходить на Зимнем стадионе.

Л. Жинкина, доцент и старший преподаватель на отделении легкой атлетики

НОВОЕ ИМЯ В ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕЕ

В декабре минувшего года университетская галерея портретов заслуженных учёных и специалистов в области исследования, технологии производства и разработки военной техники пополнилась портретом конструктора-организатора и учеёного в области взрывателей боеприпасов и боевых частей ракет Л.С. Симоняна, выпускника ЛМИ (кафедры 16 (Н5) 1952 г.

Лев Саркисович Симонян (1927-1990) работал первым заместителем директора НИИ "Поиск", зам. директора по научной работе (1967-1990). Он внеёс значительный вклад  в создание нескольких поколений взрывателей, принятых на вооружение в нашей стране. В 1976 г. за создание взрывательного устройства к ракетному комплексу РУВ-60 класса "воздух-воздух" ему присуждена Государственная премия СССР, а в 1988 г. присуждена Ленинская премия за разработку взрывателей и аппаратуру управления для снарядов к реактивной системе залпового огня "Смерч".

Награждеён орденами Трудового Красного Знамени, "Знак почеёта" и медалями.

На торжественном заседании кафедры Н5, посвящеённом памяти Л.С. Симоняна, сотрудники ФГУП "НИИ "Поиск" и преподаватели кафедры отметили высокие качества, которые были присущи Льву Саркисовичу, и самое главное - его способности организовать творческую работу коллективов конструкторов НИИ на основе не только производственных планов и факторов материального стимулирования, но и духа корпоративности разработчиков взрывателей, трудового азарта, творческого сопереживания успехов и неудач в работе коллег. Запомнился Лев Саркисович и своими яркими лекциями, прочитанными студентам кафедры Н5, с которой он поддерживал тесные связи.

 

Е.И. Малишевский (1.01.1924 г. -18.01.2005 г.)

18 января 2005 г. ушел из жизни видный ученый и конструктор в области создания морской артиллерийской техники, выпускник Военмеха, лауреат Ленинской и Государственной премий, участник Великой Отечественной войны - участник обороны Ленинграда Евгений Иеронимович Малишевский.

Е.И. Малишевский работал в конструкторского бюро "Арсенал" имени М.В. Фрунзе с 1949 г. Прошел путь от чертежника до главного конструктора артиллерийского направления. При его непосредственном участии и руководстве коллективом КБ "Арсенал" имени М.В. Фрунзе были созданы универсальные морские артиллерийские установки калибром 57-130 мм - АК-725, АК-726, АК-100, АК-130 и др., которыми вооружены боевые надводные корабли отечественного ВМФ.

Е.И. Малишевский пользовался заслуженным авторитетом у руководства Министерства общего машиностроения и Министерства судостроительной промышленности, командования и специалистов ВМФ.

До последнего дня жизни Е.И. Малишевский трудился над созданием новых образцов универсальных корабельных автоматизированных артиллерийских установок.

Новая книга в память об обороне блокадного Ленинграда

Летопись героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны пополнилась новой книгой. В издательстве "Петрополь" вышла в свет книга ветерана Великой Отечественной войны, ветерана ЛМЗ и Военмеха Константина Федоровича Ильченко "Это было на ЛМЗ в 1941-42 гг. Картины и факты пережитого."

Воспоминания о блокаде Ленинграда не давали ему покоя всю жизнь. Так родился замысел написать цикл картин на эту тему и ряд очерков о пережитом в первую блокадную зиму. С поставленной задачей Константин Федорович справился. Его картины выставлялись в Ленинградском доме ученых им. М. Горького, домах культуры, школах города. В прошлом году с его творчеством смогли познакомиться студенты и сотрудники Военмеха.

Константин Федорович мечтал о книге, где бы воедино были собраны его очерки и иллюстрации написанных им картин. Его последняя мечта недавно сбылась. 28 декабря 2004 г. авторские экземпляры книги были переданы Константину Федоровичу Ильченко. Радостным для ветерана было это событие. Бережно принял он свои книги из рук курьера - студента БГТУ, но увидеть свой труд он не мог- несколько лет тому назад Константин Федорович полностью утратил зрение. А 3  января … 2005 г.  на 92-м  году жизни К.Ф. Ильченко из стало.

Творческий коллектив редакции «За инженерные кадры», который работал над рукописью книги, благодарит за финансовую поддержку в ее издании профсоюзный комитет АО ЛМЗ, и лично председателя ПК выпускника Военмеха В.Д. Артюхина.

В память о защитнике Отечества, ветеране ЛМЗ и Военмеха К.Ф. Ильченко его книга "Это было на ЛМЗ в 1941-42 гг. Картины и факты пережитого" была передана в музей блокады и обороны Ленинграда.

С книгой К.Ф. Ильченко можно ознакомиться в библиотеке Военмеха.


На снимке: председатель Совета ветеранов БГТУ В.И.Долин (справа) и редактор газеты "За инженерные кадры" Ю.Ф. Жуков передают экземпляр книги директору музея блокады и обороны Ленинграда А.А. Шишкину (слева) на хранение

Фото Сергея ЕМЕЛЬЯНОВА


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

29 января в БГТУ прошел первый в этом году День открытых дверей. Абитуриентами был проявлен большой интерес практически ко всем специальностям, по  которым происходит подготовка в университете. Это касается не только традиционно модных специальностей, появившихся с учетом новых экономических веяний, но и тех, которые  создали славу Военмеху. Не угас интерес  абитуриентов  к специальностям, принесшим  известность Военмеху. Об этом  говорит   опыт  общения представителей кафедр, входящих в Институт систем вооружения, с будущими студентами на состоявшейся встрече. Неизменный интерес абитуриентов вызывают традиционные специальности в области подготовки конструкторов, технологов, организаторов производства и испытателей военной  техники и средств поражения.

По указанным специальностям веедется успешная подготовка более 70 лет и накоплен колоссальный опыт и потенциал. За это время были подготовлены тысячи высококлассных специалистов. Среди них были  люди, прославившие Военмех и нашу страну. Методология подготовки  инженеров-механиков прошла проверку временем. Это позволяет сказать, что по оборонно-техническим специальностям стандарта «Оружие и системы вооружения» Институт систем вооружения БГТУ обеспечивает качественное образование на уровне мировых стандартов.

Константин ИВАНОВ, директор ИСВ

ФОТОРЕПОРТАЖ


Первый проректор, заведующий кафедрой прикладной механики профессор С.М. Стажков выступает перед абитуриентами.

В фойе Актового зала абитуриенты знакомятся с учебно-методической литературой.


Встреча представителей деканата и кафедр Института систем вооружения с абитуриентами.

Выступает директор ИСВ, декан факультета «Оружие и системы вооружения» профессор К.М. Иванов.


О новой специальности «Информационные технологии управления высокоточными системами лучевой энергетики» рассказывает заместитель заведующего кафедрой К2 доцент А.Н. Дорохов.

Абитуриенты у стендов ИСВ.

Фото Сергея КУДРЯВЦЕВА

На главную