Первый номер газеты "За инженерные кадры", тогда "Кадры обороне"
вышел 1 мая 1932 года. Вот некоторые статьи из него:
Приветствуя газету "Кадры обороне" в день выхода ее первого номера, дирекция, партком, профком и коллектив ВЛКСМ выражают уверенность, что в той большой работе, которую ведет институт и все его организации в борьбе за пролетарского специалиста высокого качества, за генеральную линию партии, за большевистские темпы и четкость в работе, "Кадры обороне" с успехом займут свое ответственное место боевого органа ВМИ.
Начальник института СТЕПАНОВ,
секретарь парткома НИКОЛАЕВ,
председатель профкома КАСАТКИН,
секретарь коллектива ВЛКСМ ИГУМНОВ.
За качество подготовки кадров
"Качество подготовки кадров - вот основной вопрос, так как молодым инженерам и техникам надо готовиться к тому, чтобы вести работу на заводах с новейшей техникой и сложнйшим техническим вопросом."
Г. К. Орджоникидзе
Задачи, стоящие перед ВМИ, - огромной и ответственной важности. Они заключаются в подготовке кадров для военной промышленности, выдвигая со всей резкостью вопрос о качестве. Надо с большевистской настойчивостью взяться за разработку профиля и всей документации к нему с тем, чтобы начало нового учебного года встретить во всеоружии и тем самым изжить возможность работать по переходным учебным планам, ибо уже это одно ухудшает качество подготовки специалистов. Вот почему вполне своевременно является приказ начальника сектора кадров НКТП тов. Москвина, запрещающий изменять учебно-производственные планы и программы, принятые УМС на 1932 г.
В борьбе за качество подготовки кадров нельзя недооценивать, что качество разработки профиля, учебных планов и программ в значительной степени повышает качество подготовляемого специалиста. Для этого непременным условием должно быть максимальное привлечение к этой работе специалистов кафедр, НТО, ОВМ, Д, аспирантуры и студенческой общественности, которая мало втянута в эту работу. Марксистско-ленинской методологией должен быть пропитан весь учебно-производственный процесс института.
В 3-ю годовщину соцсоревнования, общественности и руководству ВМИ необходимо проверить формы и результаты соцсоревнования, ибо хорошие показатели работы ВМИ зависят от того, как глубоко и широко будут развиты формы соцсоревнования, ударничества и пролетарской самокритики.
Газета ВМИ "Кадры обороне" должна быть рупором борьбы за эти достижения, мечом по загнивающему и бездушному бюрократизму и борцом за чистоту марксистско-ленинской теории в деле подготовки кадров. В соответствии с задачами, поставленными перед ВМИ, надо на всех участках работы нести решительную борьбу за ударный ВТУЗ, помня лозунг тов. Сталина: "Нам осталось немного: изучить технику, овладеть наукой. И когда мы сделаем это, тогда у нас пойдут такие темпы, о которых сейчас мы не смеем и мечтать". Идя в бой за качество учебы, надо крепко помнить об активизации методов учебного процесса, решительно внедряя лабораторно-бригадный метод всюду, где к тому имеются все необходимые предпосылки (учебники, лаборатории и т.п.). Нужно добиться решительного перелома в издании необходимых учебников, используя для этого имеющийся профессорско-преподавательский состав ВМИ, создав последнему благоприятные условия для написания таковых.
Особое внимание должно быть убращено на подготовку аспирантуры, и выдвиженцев в аспирантуру в соответствии с решениями бюро парткома ВМИ, решительно добиваясь осуществления единоначалия во всех участках работы ВМИ, для чего в ближайшее время поставить на должную высоту количественный и качественный учет работы как учащихся, так и проф.-преподавателского состава.
Нельзя не остановитья еще на одном узком месте нашей работы; это - вечернее отделение института. При создании учебных планов надо учесть всю специфичность вечерней работы без отрыва от производства; здесь нельзя пойти методом "копирования", а надо изыскать более жизненные формы учебного процесса, учитывая все повышающиеся нарастания удельного веса учащихся без отрыва от производства.
Постановка НПО ВМИ оставляет желать лучшего. Этот важнейший участок работы должен быть под неослабным руководством учебной части. Надо использовать полное право, предоставленное договорами объединений с ВМИ, и лучше использовать заводское руководство в интересах института. Наша задача - добиться решительного успеха в вопросе качества подготовки кадров, так как от этого зависит завершение первой пятилетки. Необходимо в установленные сроки закончить разработку профилей, учебно-производственных планов и программ, организовать и оборудовать спецкабинеты и лаборатории, издать необходимые учебники и тем самым подвести прочную базу под качество подготовки.
За стальную большевистскую дисциплину в учебе. За ленинское
отношение к труду. За внедрение 6 условий тов. Сталина во все
звенья работы ВМИ!
Начальник института Степанов
Третью годовщину соцсоревнования и ударничества вся общественность нашего института должна встретить мощным подъемом на всех участках повседневной работы. Цифры и факты говорят о том, что подъем этот не был достаточно подготовлен.
Несмотря на специфичность нашего института, вопрос с дисциплиной оставляет желать много лучшего. Прогулы по неуважительным причинам исчисляются в сотнях часов. Не совсем благополучно обстоит дело и в отношении успеваемости: 85 "хвостов" - по институту, 26 "хвостов" - по рабфаку.
Что же было выявлено непосредственно в группах?
Договоры, заключенные между группами, проверяются нерегулярно, а межбригадные договоры по целому ряду групп не проверяются вовсе. Договоры с преподавателями также не проверяются регулярно.
Доски учета показателей не используются в должной мере. В большинстве групп учет нерегулярно ведется, подчас отсутствуют сведения о "хвостах", в особенности о работе бригады.
Профорганизации поздно начали заниматься вопросом соцсоревнования, благодаря чему с их стороны отсутствует конкретное, живое руководство. Работа на местах проходит самотеком. Работники специальностей по соцсоревнованию не ведут регулярного учета показателей, в связи с чем не имеют ясного представления о том, что творится у них на специальности. Профбюро специальностей не занимались выявлением лучших бригад, ударников и передовиков-преподавателей.
Наш институт имеет неисчерпаемые возможности для развертывания действительно ленинского соревнования. Общественные организации должны немедленно переломить существующий "холодок" и поставить работу так, что бы к концу учебного года выйти с высокими показателями.
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ:
1. В связи с введением шкалы дифференцированной оценки академической успеваемости заключать договоры исключительно на основе конкретных качественных показателей, оговаривая процент дисциплин, сданных бригадой (группой) на "уд.", "хорошо" и т. д.
2. Добиваться повышения академических требований к бригадам, взявшим на себя обязательство по качеству учебы, доводя намеченные показатели до сведения профессорско-преподавательского состава.
3. Профбюро специальностей наладить регулярную проверку договоров как между группами, так и между отдельными бригадами и преподавателями.
4. Повседневно заниматься выявлением лучших и худших групп, бригад и отдельных слушателей, не допуская уравниловки, существовавшей до сего времени.
5. Добиться максимального вовлечения преподавателей в соцсоревнование с группами, регулярно проверяя выполнение заключенных с ними договоров и выявляя лучших преподавателей-ударников.
6. Установить регулярный контроль и обеспечить руководство заполнениеи групповых досок соцсоревнования.
Бригада газеты "Кадры обороне"
Свой учебный год 212-я группа начала с 6 членами ВЛКСМ. Были вовлечены в ВЛКСМ еще 4 человека. Обязательства, взятые комсомольцами при обмене билетов, выполняются на 100 процентов. Приняты новые обязательства: к 10 июня сдать зачеты на "хорошо" не меньше 60 процентов. Качественно повысить проработку к политзанятию, аккуратно посещать и полностью освоить программу ВУП; овладеть за первый курс к концу года элементарным разговорным немецким языком; полностью проработать I том "Капитала" к 1 сентября 1932 г. и т. д. Комсогруппа благодаря своей инициативе провела подписку по сбору средств на эскадрилью на 10 процентов. По уплате членских взносов в ОСО, МОПР комсомольцы группы на первом месте.
Все комсомольцы группы не члены профсоюза. Был создан кружок,
но он распался. На этот участок придется обратить серьезное
внимание соответствующим организациям.
Комсорг группы
Студенчество ВМИ на профсоюзном собрании дало обещание парткому по-ударному, решительно драться за выполнение учебно-производственного плана.
Мы обязались организовать выполнение обещания развертыванием соцсоревнования и ударничества и дать достойные образцы работы.
И сегодня, в третью годовщину ударничества, каждый студент ВМИ должен об этом помнить. По-ленински научиться организовывать соцсоревнование - задача каждого активиста.
Полную характеристику положения соцсоревнования и ударничества покажет выставка, организуемая профкомом. Здесь нужно указать основные моменты.
За период с 10 марта по 10 апреля по институту учебно- производственный план запроектирован в 5.015 академических преподавательских часов. Выполнено 4.824 часа, недовыполнен 191 час. План преподавателями выполнен на 96,12 процента. За этот же период на выполнение плана полагалось 107.393 человекочаса. Выполнено 104.359 человекочасов. Пропуски и прогулы 3.031 человекочаса.
Таким образом студенты план выполнили на 97,88 процента. Как видно, сегодня преподаватели в "хвосте".
Приведенные цифры обязывают энергичнее, чем до сих пор, бороться за 100-процентное выполнение и перевыполнение плана.
В. Лапин
На 1-й специальности в первые дни ее пребывания в стенах ВМИ соцсоревнования фактически не чувствовалось. Большинство групп и бригад, имея итоги проверки старых договоров, новых не заключили. Досок соцсоревнования не было ни на специальности, ни в группах. Цифры говорили о необходимости самого широкого развертывания соцсоревнования и ударничества. К лицу ли ударной специальности 53 "хвоста" и наличие 3 проц. пропусков занятий слушателями, из которых 0,5 проц. неуважительных.
Профбюро 1-й специальности с первого же дня своего существования обратило внимание на положение соцсоревнования и ударничества, поставив перед собой задачу: ударной работой оправдать звание ударной специальности.
Благодаря активному участию и работе всех слушателей в настоящее время имеются сдвиги. Об этом говорят показатели досок соцсоревнования, которые организованы как в группах, так и на специальности. Из 53 "хвостов" на 20 апреля осталось 28. Прогулы на 20 апреля снизились: по уважительным причинам - до 1,7 проц., без уважительных - до 0.
Нужно совсем ликвидировать "хвосты", им не должно быть места на ударной специальности.
Палей
В условиях военного института помимо твердой дисциплины не должна иметь место академическая неуспеваемость. Особенно ясно должен стоять этот вопрос перед студентами VI семестра дневного рабфака. Эта группа в составе 18 человек взяла в начале учебного года ударные темпы - окончить рабфак вместо 1 1/2 в год.
Общее собрание группы решило занести на черную доску за недисциплинированность целый ряд товарищей. Этим товарищам необходимо исправитья, слезть с черной доски.
Если в VI семестре дисциплина будет подтянута на должную высоту, то она целиком оправдает звание ударной.
12 комсомольцев из 18 человек в группе должны выступить передовой частью группы по выполнению взятых конкретных обязательств как в отношении поднятии дисциплины, так и улучшения качества учебы.
И. Иванов
По дневному сектору ВМИ прогулы достигают 2 проц. по вечернему - 16,8 проц.
Такой большой процент прогулов по институту не дает нам права считать себя ударниками. Профуполномоченные групп должны вести строгий учет прогулов и опозданий и о всех товарищах, пропустивших занятия, сообщать ежедекадно в профбюро специальностей с мнением о данных товарищах групп тройки. Профбюро, в свою очередь, должны ежедекадно сообщать в сектор соцсоревнования и ударничества профкома о товарищах, пропустивших занятия, о принятых мерах по отношению к прогулявшим. Кроме того, нужно широко использовать стенгазеты, показательные доски, фотоснимки о лучших и худших, киноленту и пр. Вся эта работа должна проводиться секторами соцсоревнования и ударничества профбюро специальностей и профкомом.
На торжествах к 1 мая нужно заключить соцдоговоры между отдельными специальностями с тем, чтобы в конце учебного года премировать не только лучшие бригады, но лучшие специальности. Новые соцдоговоры дадут новые и более высокие показатели нашей работы, которые обеспечат нам первое место в конкурсе по союзу машиностроения. Конкурс союзом машиностроения лучших институтов будет проводиться в июле, и к этому времени мы должны обязательно стать в первых рядах. В настоящее время первое место взял Физико-механический институт, сумевший добиться снижения прогулов до 0,5 проц., внедрить в ряд предметов марксистско-ленинскую методологию, дать лучшие образцы реального проектирования и изобретательства, поставить хорошо вневузовскую работу и т.д.
В нашем институте есть все возможности превзойти показатели Физико-механического института. Нужно только посерьезному и всем взяться за дело чести - дело 1-й премии по союзу машиностроения.
Касаткин
Огромное значение для научной работы имеет метод ее организации. Законом движения советского хозяйства является план, а поэтому и научная работа развивается на основе включения ее важнейшей составной частью в наши пятилетние планы. Исходя из этих общих задач, мы должны будем планировать не только нашу учебно-производственную работу (профили, планы, программы и т.д.); необходимо и планирование работы каждого. Если СССР в целом имеет два пятилетних плана, то едва ли мы найдем людей, у которых была бы строго продуманная пятилетка и генеральный план работы, как части целого. Надо каждому профессору, преподавателю, слушателю строго продумать, что, когда, как он заполнит то, чего ему не достает в собственном развитии, для общей работы. В планы общие и индивидуальные надо включать разработку таких проблем, дисциплин, которые потребуются в работе для революционного изменения мира. Заниматься наукой для "души", а не для перестройки общества, было свойственно дворянству. Это равносильно тому, что завод, имея инструмент, не использует его. Планирование должно осуществляться в форме соцсоревнования и ударничества.
В вузах многие не знают, в какой связи какие науки и для чего проходят. Многие механически учат и учатся. Все это можно преодолеть на основе овладения диалектикой - "наукой об общих законах движения в природе, обществе и мышления" Энгельс. Классическая пролетарская революция в СССР победоносно движется вперед благодаря партии, которая владеет марксистско-ленинской диалектикой. Забвение и игнорирование диалектики приводят к кризису конкретных наук, и к оппортунизму, и к вредительству в политике и т. д.
Овладение диалектикой необходимо начинать с первого курса путем организации вводных лекций и занятий об основных законах теории познания, об основных связях между дисциплинами и производственной практикой. Надо эту проблему больше прорабатывать и на общих собраниях. Это мероприятие по учебной линии заставит каждого слушателя глубже, с контролем усвоить эту задачу.
Профессорско-преподавательский состав должен разрешать этот вопрос по линии ОВМД путем постановки ряда плановых докладов о предмете, методе и месте конкретных дисциплин (напр., доклад тов. Клавсуть: "Учение Энгельса о предмете и методе математики"), путем организации семинара и кружков не только по диалектике, но и по конкретным наукам.
Основным условием выполнения этой задачи является борьба на два фронта с механистизмом - методологической базой правого уклона, главной опасностью на данном этапе, с меньшевиствующим идеализмом и со всеми искажениями, откуда бы они ни происходили.
Мы должны помнить слова Ленина о том; что как в политике все партии делятся на два лагеря, так и наука делится на два основных класса: в одном лагере - метафизика, идеализм и поповщина, в другом лагере - физика и материалисты, а поэтому можно сделать вывод словами тов. Сталина, что "без непримиримой борьбы с буржуазными теориями на базе марксистско-ленинской теории невозможно добиться полной победы над классовыми врагами".
Вопрос о более детальных путях внедрения марксистско-ленинской методологии заслуживает обсуждения партийной организацией.
Зав. кафедрой политэкономии Рязанцев
В условиях ВМИ военизации "вообще" не должно быть. Военные занятия, расчитанные на подготовку комсостава запаса РККА, должны помочь слушателям овладеть современной военной техникой. Через военно-учебный пункт слушатели ВМИ получат представление об условиях работы и тактическом использовании артсистем и автоматического оружия в современном бою. Военные занятия происходят 2 раза в месяц на базе военных школ; они рассчитаны на слушателей I, II и III курсов и, в первую очередь, на не служивших в РККА. Для комсостава запаса РККА в ближайшее время будут составлены программы и организованы занятия с расчетом на повышение квалификации.
Успешное проведение военной работы немыслимо без соответствующей дисциплины со стороны слушателей-бойцов ВУП, без четкого руководства подразделениями со стороны командования.
Проведенные сборы показали, что дисциплина в строю еще совершенно недостаточна. После команды "смирно" некоторые бойцы продолжают разговаривать, отворачиваются, курят.
С таким пренебрежительным отношением к строю надо покончить раз и навсегда.
Мы должны добиться должной дисциплины в строю, безусловного и точного выполнения приказаний комполитсостава, четкого непрерывного руководства младшим комсоставом.
Боец-осоавиахимовец по организованности, дисциплине, выдержке и классовой сознательности не должен отличаться от бойца Рабоче-крестьянской красной армии.
Тогда Военно-механический институт станет неприступной крепостью кадров социализма.
Мих. Колычев
302-я группа, придя с практики 10/III, начала теоретическую учебу. Количественное соотношение проходимых предметов было нормальное, но качественная проработка их была слабая. Разбивка по бригадам производилась по принципу однородности. Из 20 слушателей в группе около 9 комсомольцев. Академическая успеваемость недостаточная. Был организован форпост проверки учебы комсомольцев, но эту работу не повысило. Соцсоревнования между бригадами нет. В основном заключение договоров по соцсоревнованию прошло формально. 302-я группа стоит на первом месте по опозданиям на занятия, невыполнению большинством слушателей взятых на себя обязательсв.
Треугольнику группы нужно изжить все недочеты, тормозящие нормальную работу группы.
Р. Б.
На 3-й и 4-й специальностях соцсоревнование и ударничество развернуты еще недостаточно. На специальностях ими никто не руководит.
Работник по соцсоревнованию Нагорный фактически не приступал к работе, избегая даже являться в профбюро.
Последнее ограничилось тем, что "поставило на вид" тов. Нагорному, посуществу проявив в этом отношении либеральную мягкотелость.
В. К.
С 1 мая начинает выходить институтская многотиражная газета "Кадры обороне". Институт, его организации, весь коллектив слушателей, преподавателей и работников получают в свое распоряжение новое мощное оружие в деле налаживания учебного процесса, его совершенствования и рационализации, в борьбе за генеральную линию партии, идейную чистоту наших рядов и за внедрение марксистско-ленинской теории в преподавание.
Газета может и должна сыграть огромнейшую роль в деле достижения максимальной четкости и эффективности работы всех звеньев общественных организаций, в ее жесточайшей самокритике.
Газета только тогда справтся с поставленными перед ней задачами, если ей будет оказано необходимое внимание, если она будет надлежащим образом использована всеми организациями института, всем коллективом слушателей, профессорско-преподавательским составом ВМИ.
Участие в газете, ее использование должно стать органической частью работы каждого звена институтской организации.
На помещаемый материал необходимо реагировать производством расследований, проведением соотвествующих мероприятий, своевременным откликом.
Оргсекторы парткома и профкома должны в декадный срок обеспечить доукомплектование редколегии необходимыми работниками.
В оперативной работе, проводимой газетой (расследования, рейды, бригады по отдельным вопросам) всем членам партии и организациям необходимо оказывать содействие газете путем предоставления материалов, выделения работников в бригады и т. д.
Только при надлежащей организации помощи газете, наиболее широком использовании ее, организации своевременного исполнения по помещаемым материалам газета сможет развернуть свою важную и нужную работу, добиться высокой эффективности в ней и быть на высоте поставленных задач.
(Принято на заседании бюро парткома ВМИ от 22 апреля)
Всем начальникам специальностей и руководителям отделов и частей ПРИКАЗЫВАЮ на все заметки, помещаемые в печатной газете института "Кадры обороне", требующие ответов и пояснений с их стороны, давать таковые редакции газеты НЕМЕДЛЕННО.
Начальник института Степанов
Втузовская печать в борьбе за кадры социалистической промышленности, за темпы и качество их подготовки, за большевистское овладение новейшей техникой является важным звеном в системе нашей работы.
В условиях нашего молодого, к тому же специфического, Военно-Механического института наряду со стенной печатью создаваемая многотиражная печатная газета "Кадры обороне" должна сыграть огромную роль.
Выпуск первого номера нашей газеты совпадает с кануном празднования "Дня печати" - 5 мая, дня выхода первого номера ежедневной газеты "Правда" в 1912 г. В настоящих условиях день 5 мая - день смотра нашей пролетарской печати, день оценки выполнения ею основных указаний партии.
Каждый член коллектива, газетный работник и корреспондент должен усвоить, что газета - одна из форм проявления активности, направленная на борьбу за лучшую организацию всех звеньев работы института. "Кадры обороне" должны и будут бороться за генеральную линию партии и идейную чистоту наших рядов, за внедрение марксистско-ленинской методологии в преподавание, на борьбу с неполадками и бюрократизмом в аппарате, за единоначалие, за внедрение 6 условий тов. Сталина во все элементы работы, за развертывание широкой самокритики работы всего коллектива ВМИ.
Все институтские организации, весь коллектив ВМИ должен учесть, какое место может занять газета в их работе при надлежащем ее использовании.
Обеспечение полного успеха работы газеты требует от наших институтских организаций должного к ней внимания.
Весь коллектив ВМИ - подписчик своего печатного органа.
Дружным участием в газете обеспечим ей бесперебойный выход. Итак, всем коллективом за создание боевого печатного органа ВМИ.
В. Бунякин